Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа
Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.
Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81
Досуговая деятельность подростков не всегда имеет развивающую направленность, а иногда и негативно влияет на здоровье, ограничивает развитие навыков и знаний, возможность воплотить их в культурной и творческой деятельности, общественной активности.
Очень важно в процессе развития личности предоставлять подросткам свободу выбора. Человек делает свой выбор не в абстрактных условиях, ориентируясь лишь на свои потребности. Его всегда ограничивают какие-либо объективные, не зависящие от него, условия. Важно отметить, что объективные условия влияют по-разному.
Внешние условия изначально опосредуют потребности индивида. Влияние этих условий может либо не осознаваться индивидами, либо оцениваться как значимый фактор в удовлетворении потребностей. В реальности же трудно установить степень осознанности индивидом того или иного явления.
Допустим, если нет объективной возможности пойти в театр, у человека может и не возникнуть такой потребности. Тогда, данный вид деятельности не будет рассматриваться в качестве возможного проведения свободного времени, и выбирать человек будет лишь из имеющихся условий. При этом он не будет испытывать дискомфорт и, скорее всего, будет сам расценивать собственный выбор как свободный. То есть субъективно для индивида отсутствие театра в селе не значимо.
Однако если попробовать оценить данную ситуацию объективно, можно прийти к следующему выводу. Общество, а конкретно, государство в лице субъектов молодежной политики просто не предоставило молодому человеку действительно свободного выбора развивающей деятельности, повлияв тем самым на его потребности. Здесь возникает важный вопрос - о субъектах социальной ответственности за свободное время подростков.
Государство, общество и личность, следовательно, субъекты ответственности за свободное время подростков. Как было сказано ранее, в полной мере о свободе выбора досуговой деятельности подростком говорить нельзя. Во многом выбор предрешен инфраструктурой сферы досуга и социально-экономическим положением семьи подростка. Это, прежде всего, говорит о том, что снизилась роль государства в организации досуга, его ответственность за развитие личности подростков.
Арсенал молодежной политики государства довольно велик, так что теоретически способов обеспечения равных возможностей для полноценного отдыха подростков достаточно. Совокупность факторов, определяющих прямо или косвенно объективные возможности для отдыха, можно представить следующим образом:
В
глобальном плане молодежная политика
включает поддержку семьи, улучшение
системы образования и пр. Создавая
благоприятные условия для
Ясно, что государство не пользуется напрямую всеми этими инструментами молодежной политики. Оно привлекает коммерческий сектор. В настоящее время, к примеру, реконструкция учреждений культуры идет в основном за счет частных вложений. Однако высокие цены на услуги этих учреждений не только сдерживают спрос, но и заведомо создают небольшое предложение. Таким образом, возникает проблема невостребованности досуговых и культурных учреждений. Сфера досуга становится элитной: рассчитывается не на всех возможных потребителей, а с учетом их денежного дохода. Поэтому большинство населения для отдыха и культурного обогащения использует домашние ресурсы, например, просмотр телепередач и телефильмов из-за невозможности сходить в кинотеатр.
Важную роль в развитии личности подростка играют различные детские, подростковые и молодежные организации. Меняется общество, меняется и роль человека в нем. Если раньше человека низводили до роли добросовестного исполнителя, сейчас человек - активный преобразователь социального пространства. Личностная активность - одна из базовых характеристик человека современного гражданского общества. Такое изменение повышает ответственность человека. Современному россиянину предстоит восстановить утраченные связи в обществе и государстве и, более того, сделать их обратными: от человека - к обществу, а через него - к государству.
Общественное объединение детей и подростков с устойчивыми индивидуальными характеристиками становится полем удовлетворения их личностного роста, саморазвития и самоактуализации. Подростки с индивидуальной направленностью признают полезность участия в общественном объединении только тогда, когда они удовлетворены собственными достижениями. Наиболее ярко такие установки проявляются у подростков - лидеров. Целью лидерства для них является командное достижение, конкретный результат деятельности. Потребность командной, коллективной деятельности, ориентированной на достижение результата - это то, что потом человек должен пронести через всю жизнь.
Вместе с тем в деятельности общественных объединений важна и другая составляющая личности - социальная. Это социальная компетентность (сформированные навыки социального поведения), уровень социального интеллекта, социальное творчество, социальные установки. Лидерские цели направлены на успешность взаимодействия, результатом становятся отношения как внутри организуемого лидером коллектива, так и отношения с окружающими людьми и явлениями. Воспитательное значение развития такого рода лидерства имеет более широкий диапазон, так как ориентирует личность не только на успех и технологичность организаторских навыков, но и на общечеловеческие ценности, ценности взаимодействия с другими людьми.
Несомненно, личный интерес является значимым мотивом общественной деятельности и должен поощряться и всесторонне поддерживаться. Индивидуальные и командные достижения также представляют общественную ценность и являются целью педагогического руководства детскими объединениями.
Роль педагога в организации досуга подростков нельзя преувеличить. Центральной фигурой в работе внешкольных учреждений досуговой сферы является педагог – творческая, социально активная личность, умеющая нешаблонно мыслить, профессионально действовать, создавать новые общественные ценности.
Требования
к педагогу, работающему с подростками
в досуговой сфере
Под педагогом нового типа понимается не просто преподаватель, транслирующий знания, «он прежде всего творит личность, утверждает человека в человеке».
Его характеризуют:
Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя, но всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол, превращение его в маленького диктатора или кумира, подкуп, неуважение к личности ребенка.
По мнению педагогов Г.Ф. Терещенко и Ю.Т. Минеевой, в последнее время работать с подростками стало труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Учителя сами должны быть способны к изменениям и не относиться к своему сложившемуся опыту как единственно ценному, уметь понять позицию сегодняшних подростков [30, 39].
Взгляды и убеждения педагога, его поступки оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между ним и подростками. Как показывают наблюдения, педагоги часто категорично оценивают подростков, хотя позиция «взрослый всегда прав» уже потеряла свою силу.
Сложность в отношениях между педагогом и ребятами создается различием в знаниях, опыте и социальной зрелости. Чаще всего воспитатель и подросток – это люди разных поколений, опыта и жизненных интересов. Педагог смотрит на жизнь более трезво, уверенно, спокойно. Подростку она во многом представляется непонятной, загадочной. Из-за недостатка опыта подростки не всегда правильно понимают поступки взрослых.
Педагог должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям, уметь переубеждать своих подопечных и терпеливо разъяснять им их ошибки. Даже вполне правильный поступок педагога может быть превратно истолкован подростком, если он недостаточно мотивирован воспитателем или его форма в чем-то не соответствовала содержанию.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что рационально организованный досуг подростков призван не только восстанавливать силы, но и придать им новый импульс творческого развития.
Мы рассмотрели разнообразные виды досуговой деятельности: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество и определили, что к особенностям досуга относится своеобразие условий его протекания. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью, так как подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности
Проблема неразвитости досуга подростков складывается из ряда теоретических и практических противоречий, которые мы рассматривали: личность подростка в системе социальных отношений, свободное время подростков (семья, школа, улица), свобода выбора, Государство, общество и личность, различные подростковые организации.
Также мы определили роль педагога в организации досуга подростков, ведь центральной фигурой в работе внешкольных учреждений досуговой сферы является педагог. По мнению педагогов Г.Ф. Терещенко и Ю.Т. Минеевой, в последнее время работать с подростками стало труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Отношения педагога с подростками должны носить товарищеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются ими бездушно, человечность же воспитателя вызовет ответную человечность ребят и они начнут понимать, что воспитатель так же, как и все, переживает, радуется, сердится.
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков
Негативные
аспекты влияния массового
Туризм (от французского tourisme – прогулка, поездка) – это особый вид массовых путешествий с целью получения удовольствия от посещения интересных местностей, способствующих удовлетворению любознательности, познанию, отдыху.
Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма