Организация досуга подростков средствами экологического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа

Описание

Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.

Содержание

Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81

Работа состоит из  1 файл

диплом сусликова эко-тур..doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

     4) разработана программа организации досуга подростков  средствами экологического туризма «Тропинка» (см. Приложение Д).

     Материалы дипломного исследования могут быть использованы педагогами в различных эколого-туристических центрах и объединениях. Рассмотренные нами подходы смогут более детально определить всю систематику организации досуга подростков на основе использования средств экологического туризма.

     Результаты  проведенного исследования были апробированы на студенческой научно-практической конференции: в апреле 2008 года «XIII Державинские чтения. Социально-культурная деятельность, искусствоведение»; секция: Формирование коммуникативного пространства в социально-культурной сфере.

     Материалы исследования нашли отражение в  статье:

     Мартынова С.Ю., Сусликова Е. Организация культурно-досуговой деятельности подростков средствами экологического туризма// XIII Державинские чтения. Социально-культурная деятельность, искусствоведение: Материалы науч. конф. Студентов и преподавателей. Февр.2008г. /Отв. ред. Е.И. Григорьева; Редкол.: Мамонтов В.Д., Карцева Г.А., Сазонова В.А. и др. Тамбов:  Из-во Тамб. Ун-та, 2008

     Структура дипломного проекта  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1 Теоретико-методологические подходы к организации  досуга подростков средствами экологического туризма

     1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема

     Развитие  современного общества, его экономики, социальных отношений и демократических устоев находится в прямой зависимости от гражданской, нравственной, политической, экологической и профессиональной культуры его членов. Их способности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, регулировать свое физическое и психическое состояние, удовлетворять духовные потребности, проявлять социальную активность, самореализовывать индивидуально-творческий потенциал во всех сферах жизнедеятельности.

     Формирующееся информационное общество XXI века диктует необходимость ликвидировать неестественную, противоречащую самой идее прогресса ситуацию, когда человек остается средством развития производства, а не производство выступает средством развития личности. Существенным резервом преодоления этого противоречия может и должна стать деятельность туристических центров, экологических обществ, клубов, домов, парков культуры и иных центров общественного досуга, где на первый план выступают не требования производства, а реально проявляющиеся интересы и потребности каждого человека как самоцели общественного развития.

     Сегодня рационально организованный досуг  призван не только восстановить силы человека, но и придать ему новый  импульс творческого развития.

     «Досуг  – деятельность в свободное время  вне сферы общественного и  бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой или учебной  деятельности» [40, 34].

     Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в условиях ориентации на определенные интересы и цели, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят подросток в свободное время.

     От  умения направлять  деятельность в  часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

     Если  досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, то важно определить виды досуговой деятельности, которые можно классифицировать по пяти группам:

     - Отдых, который снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Он подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, игры и т.п.).  Поэтому активный отдых мы смело можем назвать деятельностью.

     - Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение и т.д.). Они имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. «Развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха.

     - Праздники, которые сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.

      - Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.

      - Творчество, которое обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

     К другим особенностям досуга относится  своеобразие условий его протекания. Культура досуга характеризуют также  те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду и тягой к знаниям, совершенствованию и развитию человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

     Виды  досуговой деятельности настолько  разнообразны, насколько развиты  досуговые интересы и потребности  личности. Среди многообразных социальных характеристик досуга для нас, пожалуй, наиболее важным представляются две  из них. Во-первых, досуговая деятельность является, как правило, непрофессиональной деятельностью. Она обычно не связана с профессией человека, более того, является иногда прямой ее противоположностью. Во-вторых, досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе. Выбор основывается на глубоком личном интересе к тому или иному досуговому занятию.

     Проблема  досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и  противоречивостью, так как подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес.

     Подростковый  возраст - период жизни человека в традиционной классификации от 11 до 14 лет и более. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

     Подростковый  возраст - это не просто один из этапов жизни. Многие исследователи называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя.

     Заметное  развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью.

     Проблема  неразвитости досуга подростков складывается из ряда теоретических и практических противоречий, в которых мы попытаемся разобраться. Действительно ли индивид выбирает определенный вид досуга, или выбор уже сделан до него? Может быть, он, в сущности, не выбирает, а использует то, что есть? Становится ли время досуга пространством самореализации и самосовершенствования, или это время свободы от родительского контроля и надзора учителей?

     На  первый взгляд, эти вопросы могут  показаться просто риторическими. Однако попробуем проанализировать состояние  сферы досуга подростков за последнее десятилетие и затем сделаем вывод о реальных возможностях развития личности в период свободного времени.

     Для начала мы рассмотрим личность подростка в системе социальных отношений. Человек формируется как личность в разных видах общественной деятельности (см. Приложение А).

     Личность  подростка находится в процессе социализации, под влиянием различных факторов. Это, прежде всего, - особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п. С одной стороны, государство и общественные институты влияют непосредственно на личность подростка, формируя ее ценностные ориентации, установки. С другой стороны, этими же институтами создаются определенные возможности для развития личности подростка в свободное время.

     Важным  элементом структуры личности является ее направленность, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, составляющих основу установок и ценностных ориентаций личности. Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха, т.е. реализуется в определенной структуре свободного времени. А от того, направлена ли досуговая деятельность подростка на духовное или физическое развитие или в ней преобладает разрушающий и пассивный отдых, зависит развитие личности.

     Схема «Управление развитием личности через создание  условий для проведения свободного времени» (см. Приложение А) показывает механизм ответственности за развитие личности подростка на каждом этапе ее формирования. Видно, что на государство и институты социализации возложена ответственность за создание объективных возможностей для полноценного отдыха. Однако, в конечном итоге развитие личности зависит не только от уровня возможностей, но и от развития потребностей индивида, его навыков, умений, интересов, психологических особенностей - то есть от самой личности подростка, его внутреннего содержания.

     Вторым  важным элементом развития личности является свободное время подростков: семья, школа, улица. За последнее десятилетие в России произошло изменение условий для воспитания и отдыха детей. Препятствием для физического развития и овладения детьми важными культурно-досуговыми навыками стало закрытие многих спортивных и музыкальных школ либо их недоступность в силу повышения платы за занятия.

     Во  многих семьях недостаточно внимания уделяется развитию детей. В последнее  десятилетие функции воспитания все больше возлагаются родителями на официальные институты образования - школу, учреждения внешкольного образования, а собственная роль в развитии ребенка ими недооценивается. Наибольшую же опасность таит в себе отрицательный пример употребления спиртных напитков или принятия наркотиков родителями. Это один из главных факторов, способствующих алкоголизации подростков и увеличению числа детей, приобщающихся к первым пробам наркотиков

     Неорганизованность  досуга в семье, при школе, а также  отсутствие возможностей у большинства  подростков для полноценного летнего отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях приводит к тому, что подростки оказываются на улице. Важная роль здесь принадлежит окружению подростка - молодежной компании, субкультуре, ценности которой он разделяет.

     Подросток уходит «на улицу», чтобы почувствовать собственную независимость, самостоятельность, свободу. Молодежные компании обычно встречаются в местах, где меньше всего вероятность попасть под контроль взрослых. В итоге - наиболее распространенный ответ на вопрос о месте встречи – «когда как, где придется», и как результат - проведение времени в подвале, на чердаке, в лесу. Освобождаясь из-под контроля взрослых, подростки предоставлены сами себе и могут развлекаться, как они хотят. В результате растет преступность, кражи. Наркомафия активно привлекает к своей деятельности праздношатающихся подростков. И такая возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из многодетных, неполных семей, живущих часто впроголодь, не имеющих карманных денег.

Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма