Организация досуга подростков средствами экологического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа

Описание

Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.

Содержание

Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81

Работа состоит из  1 файл

диплом сусликова эко-тур..doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

       б) экологический митинг;

       в) экологическая тропа;

       в) конкурс;

       г) олимпиада.

       д) Ваш вариант_______________________________

    18. Ваш пол?

       а) женский;

       б) мужской.

    19. Ваш возраст?

    ______________________ 

        Если  хотите, то на оставшихся строках Вы можете написать свои замечания, пожелания, мысли, которые  возникли у Вас  в ходе заполнения анкеты: 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 

Благодарим  Вас за участие в исследовании. 
 

Приложение  Д

Программа организации досуга подростков

  средствами экологического  туризма

«Тропинка»

№ п.п. Занятие Средства Содержание 
  «10 заповедей туриста» Подготовленная  заранее экскурсия - помнить об уязвимости Земли;

- оставлять только следы, уносить только фотографии;

- познавать мир, в который попал: культуру народов, географию;

- уважать местных жителей;

- не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую среду;

- всегда следовать только протоптанными тропами;

- поддерживать программы по защите окружающей среды;

- где возможно, использовать методы сохранения окружающей среды;

- поддерживать (патронировать) организации, содействующие защите природы;

- путешествовать с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма.

2

«Я  - планета» 

Встречи, диалоги, дебаты

Культура противостояния (вредным привычкам лени, грубости, курению и т. д.)

Представим  себя наедине с планетой, в условиях абсолютной ответственности за ее благополучие (работа над своим "Я").

"Какой  я есть и каким я должен  быть, чтобы Земля благодарила  меня за каждый час моего существования?"

"Копилка  народной мудрости, экологические пословицы и поговорки"(Изготовление подарков своими руками, встречи с ветеранами и т. д.)

3 «Красота спасет мир» Выставка,

Театральная постановка,

Технологический практикум 

"Красота спасет мир" индивидуальные и кратковременная игра.

"Вживание  в образы природы", Экологический театр: "Моя земная звезда" (выставка художественных работ; "Танец моей планеты", "Легенды о рождении "планет"; "Радуга над домом - украшения, сделанные своими руками для класса, учреждения и т.д., "Вальс цветов" (разбивка цветников, во дворе, на участники территории); "Красивая речь" (от каких "ростков баобаба" - сорняков надо избавиться каждому в своей речи).

4 «Живая душа природы» Водная экскурсия,

выставка

Прислушаемся  к своей планете, голосами зверей, птиц, цветов, деревьев "Вырасти себе друга" (цветок на окне, деревья, птицы), "Встреча друзей" (выставка комнатных растений, праздник домашних животных и т.д.)
5 «Знание во спасение» Викторина "Запрещающие знаки моей планеты, "Копилка почемучки, "Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
6 «Норд – Икс». Ориентирование, самообразование,

Соревнование, игры, конкурсы.

Спортивное ориентирование и соревнованиям на природе

"Возьмемся  за руки, друзья" "Моя экокоманда" (проверка организаторских способностей  ребят; проведение экологических игр, мероприятий)

7 «Заповедные планеты» Выездная экскурсия Во время  пребывания в заповеднике можно заняться наблюдением за птицами на озерах Рамза и Кинец, осмотреть почти всю территорию заповедника с «Барской горы» - смотровой площадки, расположенной на высоте 70 метров над уровнем реки Ворона.
8 «Последний  турист». Конкурсная  программа Конкурс на природе. Для участия в нем необходимы 2 команды по 8 человек. Программа конкурса состоит из «Разминки» и 16 испытаний (8 групповых и 8 одиночных).

В конечном результате должны остаться 2 игрока, один из которых и станет «Последним туристом».

 
 
 

Приложение  Е

     Конкурсная  программа на природе 

     «Последний  турист»

     Конкурс проводится на природе. Для участия в нем необходимы 2 команды по 8 человек. Программа конкурса состоит из «Разминки» и 16 испытаний (8 групповых и 8 одиночных). Первые 8 испытаний проходят как соревнования двух команд, причем после каждого испытания, проигравшая команда исключает одного из своих  членов «тайным голосованием». В каждом этапе участвует равное количество игроков, поэтому той команде, в которой участников становится больше, необходимо самостоятельно решить – кому из них предстоит пройти испытание.

     После 8-го испытания происходит объединение команд, поэтому следующие 8 этапов каждому игроку предстоит выстоять самостоятельно. Участник, который не смог пройти испытание, выбывает из игры.

     В конечном результате должны остаться 2 игрока, один из которых и станет «Последним туристом».

     Разминка

     Каждая  команда придумывает свое название и девиз.

     Оценивается: оригинальность, соответствие тематике и направлению деятельности отряда.

     Испытание № 1. «Что берут с собой в поход»

     Каждой  команде выдается конверт, на лицевой  стороне которого схематично изображен рюкзак. Вместе с конвертом ребята получают список различных предметов.

     Необходимо: за минуту назвать вещи, которые  в походе не нужны.

     Список  необходимых предметов для I команды:

     Свитер, консервы, суп в пакетах, отрывной календарь, кружка, фонарь, полотенце, миска, носки, шампунь, ложка, подушка, книга, глобус, мыльница, термос, электрокипятильник, спицы и клубок ниток, газеты, ножницы.

     Список  предметов для II команды:

     Компас, туфли на каблуках, электрочайник, куртка, котелок, бусы,  фотоаппарат, аптечка, майка, кукла, вилка, утюг, ручка, молоток, клещи, тушенка, кеды, зонт, катушка ниток, шорты.

     Испытание № 2. «Переправа»

     Для проведения этого испытания потребуется  бревно (брус, поваленное дерево) и веревка. Группа по команде «Марш!» подбегает к бревну и один из участников, держа в одной руке конец веревки, переправляется первым, веревка натягивается, как перила, и вся команда, кроме последнего, переходит на другую сторону. Последним идет самый ловкий из ребят – он сматывает веревку. Сперва проходят участники одной команды, затем другой.

     Учитывается время прохождения, правильная организация  страховки, падение и сход с переправы.

     Испытание № 3. «Прогноз погоды»

     На  основании народных примет, записанных на карточках, командам предстоит рассказать о предстоящей погоде.

     Задание для 1-ой команды.

     Вечерний  ветер стих. Дым от костра поднимается  столбом. К вечеру на траве появилась  роса. У реки стало холоднее. Какая  будет погода? (Хорошая, солнечная.)

     Задание для 2-ой команды.

     Вокруг  луны появился большой белый круг, а звезды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода.)

     Испытание № 4. «Ночное ориентирование»

     Для начала необходимо обозначить старт  и финиш для обеих команд, затем завязать глаза первым участникам. По сигналу они должны добежать до финиша, три раза обойти его и, вернувшись к команде, передать эстафету следующим участникам. Во время движения «ночных туристов» команда может помогать своими возгласами: «правее», «левее», «вперед», «назад». Поскольку кричат одновременно обе команды, игрок, должен разобрать, какие призывы относятся к нему. Когда к линии старта вернется последний участник, зависит исход игры.

     Испытание № 5. «Загадочный мир»

     Командам  предстоит поочередно отгадать загадки, если команда затрудняется или ошибается, то отвечает другая команда. Темы загадок связаны с растительным и животным миром.

     1-ая  команда.

     1) Стоит красавица – косы зеленые,  платье белое, кора горючая,  ветка плакучая, семя летучее. (Береза)

     2) Весной растет, летом цветет, осенью  осыпается. (Липа)

     2-ая  команда.

     1) В воде родилась, а в ней  мало бывает. (Лягушка)

     2) Дерево-то панское, платьице капитанское,  когти кошачьи. (Шиповник)

     Испытание № 6. «Бег по кочкам»

     Для игры необходимо определить старт и  финиш. Между ними по прямой для каждой команды обозначить «кочки» кружочками, изготовленными из веревки или просто начертить на земле 10-12 кружочков радиусом 15-20 см, расположенными друг от друга на расстоянии 80-100 см. по команде «Марш!» ребята бегут наперегонки по «кочкам», причем наступать на границу круга или за его пределы запрещается, в таком случае игрок возвращается на старт и начинает бег сначала, время старта при этом остается первоначальным. Побеждает команда игроки которой первыми закончат бег.

     Испытание № 7. «Грибное царство»

     Команды получают 14 карточек с цветными рисунками, на которых изображены грибы: съедобные – белый, подосиновик, моховик, масленок, дубовик, груздь, рыжик, опенок, подберезовик, лисичка; ядовитые – мухомор, ложный белый гриб, ложный опенок, бледная поганка. Ребятам нужно на отдельном листе написать названия этих грибов, разделить их на съедобные и ядовитые.

     Испытание № 8. «Волшебные узелки»

     Две команды стоят колоннами. Первые игроки держат в руке шпагат, на котором  завязано столько узлов, сколько  человек в команде. По сигналу эти игроки бегут к выбранной цели, там развязывают узел и быстро возвращаются назад; передав веревку следующему игроку, каждый становится в конец колонны. Выигрывает команда, веревка которой раньше окажется без узлов.

     Испытание № 9. «Костер по всем правилам»

       Игрокам предстоит ответить на  ряд вопросов о костре. Вопросы  задаются сразу всем участникам, кто знает ответ – поднимает руку и отвечает. проигрывает тот, кто меньше всего даст ответов.

  1. Что такое пламя костра? На что оно похоже?
  2. Почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?
  3. Если погода тихая, куда направлены пламя и дым?
  4. Почему костер потрескивает?
  5. Не раз случается, что искра от костра прожигает одежду туриста. Что представляют собой искры?
  6. Дым от костра поднимается очень высоко над землей. Этой особенностью пользуются для подачи сигналов бедствия. А что такое дым?
  7. В костер все время приходится подкладывать дрова, так как они сгорают. Куда девается вещество, сгорающее в огне?

     Испытание № 10. «Быстрый повар»

     Заранее определить старт и финиш. Участники выстраиваются в одну шеренгу, у всех во рту ложки, руки за спиной. Нужно добежать до финиша и обратно, не уронив ложку. Проигрывает тот, кто позже всех вернется на старт.

     Испытание № 11. «Что на обед?»

     Каждый  участник должен написать на листке название продуктов, которые обычно употребляются в походах, и составить меню обеда.

     Испытание № 12. «Туристическая наблюдательность»

     Каждому участнику необходимо пройти по установленной  трассе (трасса обозначается бумажными  значками - стрелками) и найти как можно больше мишеней.

     Мишени: листы бумаги с разными обозначениями, расположенными повыше над землей и подальше друг от друг, то есть так, чтобы их найти было не просто.

     Испытание № 13. «Песенный марафон»

     Участникам  необходимо назвать как можно  больше песен о туристах, походе, костре.

     Желательно  напеть первую строчку.

     Испытание № 14. «Выносливость»

     Простоять на одной ноге без опоры (можно  на бревне). Кто дольше, тот и победитель.

     Подведение  итогов.

     Награждение.

Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма