Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа
Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.
Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81
б) экологический митинг;
в) экологическая тропа;
в) конкурс;
г) олимпиада.
д)
Ваш вариант___________________
18. Ваш пол?
а) женский;
б) мужской.
19. Ваш возраст?
______________________
Если
хотите, то на оставшихся
строках Вы можете
написать свои замечания,
пожелания, мысли, которые
возникли у Вас
в ходе заполнения
анкеты:
Благодарим
Вас за участие в исследовании.
Приложение Д
Программа организации досуга подростков
средствами экологического туризма
«Тропинка»
№ п.п. | Занятие | Средства | Содержание |
«10 заповедей туриста» | Подготовленная заранее экскурсия | - помнить об уязвимости
Земли;
- оставлять только следы, уносить только фотографии; - познавать мир, в который попал: культуру народов, географию; - уважать местных жителей; - не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую среду; - всегда следовать только протоптанными тропами; - поддерживать программы по защите окружающей среды; - где возможно, использовать методы сохранения окружающей среды; - поддерживать (патронировать) организации, содействующие защите природы; - путешествовать с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма. | |
2 | «Я -
планета»
|
Встречи, диалоги, дебаты | Культура противостояния (вредным привычкам лени, грубости, курению и т. д.)Представим себя наедине с планетой, в условиях абсолютной ответственности за ее благополучие (работа над своим "Я"). "Какой я есть и каким я должен быть, чтобы Земля благодарила меня за каждый час моего существования?" "Копилка народной мудрости, экологические пословицы и поговорки"(Изготовление подарков своими руками, встречи с ветеранами и т. д.) |
3 | «Красота спасет мир» | Выставка,
Театральная постановка, Технологический практикум |
"Красота спасет
мир" индивидуальные и кратковременная
игра.
"Вживание в образы природы", Экологический театр: "Моя земная звезда" (выставка художественных работ; "Танец моей планеты", "Легенды о рождении "планет"; "Радуга над домом - украшения, сделанные своими руками для класса, учреждения и т.д., "Вальс цветов" (разбивка цветников, во дворе, на участники территории); "Красивая речь" (от каких "ростков баобаба" - сорняков надо избавиться каждому в своей речи). |
4 | «Живая душа природы» | Водная экскурсия,
выставка |
Прислушаемся к своей планете, голосами зверей, птиц, цветов, деревьев "Вырасти себе друга" (цветок на окне, деревья, птицы), "Встреча друзей" (выставка комнатных растений, праздник домашних животных и т.д.) |
5 | «Знание во спасение» | Викторина | "Запрещающие знаки моей планеты, "Копилка почемучки, "Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? |
6 | «Норд – Икс». | Ориентирование,
самообразование,
Соревнование, игры, конкурсы. |
Спортивное ориентирование
и соревнованиям на природе
"Возьмемся за руки, друзья" "Моя экокоманда" (проверка организаторских способностей ребят; проведение экологических игр, мероприятий) |
7 | «Заповедные планеты» | Выездная экскурсия | Во время пребывания в заповеднике можно заняться наблюдением за птицами на озерах Рамза и Кинец, осмотреть почти всю территорию заповедника с «Барской горы» - смотровой площадки, расположенной на высоте 70 метров над уровнем реки Ворона. |
8 | «Последний турист». | Конкурсная программа | Конкурс на природе.
Для участия в нем необходимы
2 команды по 8 человек. Программа конкурса
состоит из «Разминки» и 16 испытаний (8
групповых и 8 одиночных).
В конечном результате должны остаться 2 игрока, один из которых и станет «Последним туристом». |
Приложение Е
Конкурсная программа на природе
«Последний турист»
Конкурс проводится на природе. Для участия в нем необходимы 2 команды по 8 человек. Программа конкурса состоит из «Разминки» и 16 испытаний (8 групповых и 8 одиночных). Первые 8 испытаний проходят как соревнования двух команд, причем после каждого испытания, проигравшая команда исключает одного из своих членов «тайным голосованием». В каждом этапе участвует равное количество игроков, поэтому той команде, в которой участников становится больше, необходимо самостоятельно решить – кому из них предстоит пройти испытание.
После 8-го испытания происходит объединение команд, поэтому следующие 8 этапов каждому игроку предстоит выстоять самостоятельно. Участник, который не смог пройти испытание, выбывает из игры.
В конечном результате должны остаться 2 игрока, один из которых и станет «Последним туристом».
Разминка
Каждая команда придумывает свое название и девиз.
Оценивается: оригинальность, соответствие тематике и направлению деятельности отряда.
Испытание № 1. «Что берут с собой в поход»
Каждой команде выдается конверт, на лицевой стороне которого схематично изображен рюкзак. Вместе с конвертом ребята получают список различных предметов.
Необходимо: за минуту назвать вещи, которые в походе не нужны.
Список необходимых предметов для I команды:
Свитер, консервы, суп в пакетах, отрывной календарь, кружка, фонарь, полотенце, миска, носки, шампунь, ложка, подушка, книга, глобус, мыльница, термос, электрокипятильник, спицы и клубок ниток, газеты, ножницы.
Список предметов для II команды:
Компас, туфли на каблуках, электрочайник, куртка, котелок, бусы, фотоаппарат, аптечка, майка, кукла, вилка, утюг, ручка, молоток, клещи, тушенка, кеды, зонт, катушка ниток, шорты.
Испытание № 2. «Переправа»
Для проведения этого испытания потребуется бревно (брус, поваленное дерево) и веревка. Группа по команде «Марш!» подбегает к бревну и один из участников, держа в одной руке конец веревки, переправляется первым, веревка натягивается, как перила, и вся команда, кроме последнего, переходит на другую сторону. Последним идет самый ловкий из ребят – он сматывает веревку. Сперва проходят участники одной команды, затем другой.
Учитывается время прохождения, правильная организация страховки, падение и сход с переправы.
Испытание № 3. «Прогноз погоды»
На основании народных примет, записанных на карточках, командам предстоит рассказать о предстоящей погоде.
Задание для 1-ой команды.
Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (Хорошая, солнечная.)
Задание для 2-ой команды.
Вокруг луны появился большой белый круг, а звезды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода.)
Испытание № 4. «Ночное ориентирование»
Для начала необходимо обозначить старт и финиш для обеих команд, затем завязать глаза первым участникам. По сигналу они должны добежать до финиша, три раза обойти его и, вернувшись к команде, передать эстафету следующим участникам. Во время движения «ночных туристов» команда может помогать своими возгласами: «правее», «левее», «вперед», «назад». Поскольку кричат одновременно обе команды, игрок, должен разобрать, какие призывы относятся к нему. Когда к линии старта вернется последний участник, зависит исход игры.
Испытание № 5. «Загадочный мир»
Командам предстоит поочередно отгадать загадки, если команда затрудняется или ошибается, то отвечает другая команда. Темы загадок связаны с растительным и животным миром.
1-ая команда.
1)
Стоит красавица – косы
2) Весной растет, летом цветет, осенью осыпается. (Липа)
2-ая команда.
1) В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)
2)
Дерево-то панское, платьице
Испытание № 6. «Бег по кочкам»
Для игры необходимо определить старт и финиш. Между ними по прямой для каждой команды обозначить «кочки» кружочками, изготовленными из веревки или просто начертить на земле 10-12 кружочков радиусом 15-20 см, расположенными друг от друга на расстоянии 80-100 см. по команде «Марш!» ребята бегут наперегонки по «кочкам», причем наступать на границу круга или за его пределы запрещается, в таком случае игрок возвращается на старт и начинает бег сначала, время старта при этом остается первоначальным. Побеждает команда игроки которой первыми закончат бег.
Испытание № 7. «Грибное царство»
Команды получают 14 карточек с цветными рисунками, на которых изображены грибы: съедобные – белый, подосиновик, моховик, масленок, дубовик, груздь, рыжик, опенок, подберезовик, лисичка; ядовитые – мухомор, ложный белый гриб, ложный опенок, бледная поганка. Ребятам нужно на отдельном листе написать названия этих грибов, разделить их на съедобные и ядовитые.
Испытание № 8. «Волшебные узелки»
Две команды стоят колоннами. Первые игроки держат в руке шпагат, на котором завязано столько узлов, сколько человек в команде. По сигналу эти игроки бегут к выбранной цели, там развязывают узел и быстро возвращаются назад; передав веревку следующему игроку, каждый становится в конец колонны. Выигрывает команда, веревка которой раньше окажется без узлов.
Испытание № 9. «Костер по всем правилам»
Игрокам предстоит ответить на ряд вопросов о костре. Вопросы задаются сразу всем участникам, кто знает ответ – поднимает руку и отвечает. проигрывает тот, кто меньше всего даст ответов.
Испытание № 10. «Быстрый повар»
Заранее определить старт и финиш. Участники выстраиваются в одну шеренгу, у всех во рту ложки, руки за спиной. Нужно добежать до финиша и обратно, не уронив ложку. Проигрывает тот, кто позже всех вернется на старт.
Испытание № 11. «Что на обед?»
Каждый участник должен написать на листке название продуктов, которые обычно употребляются в походах, и составить меню обеда.
Испытание № 12. «Туристическая наблюдательность»
Каждому участнику необходимо пройти по установленной трассе (трасса обозначается бумажными значками - стрелками) и найти как можно больше мишеней.
Мишени: листы бумаги с разными обозначениями, расположенными повыше над землей и подальше друг от друг, то есть так, чтобы их найти было не просто.
Испытание № 13. «Песенный марафон»
Участникам необходимо назвать как можно больше песен о туристах, походе, костре.
Желательно напеть первую строчку.
Испытание № 14. «Выносливость»
Простоять на одной ноге без опоры (можно на бревне). Кто дольше, тот и победитель.
Подведение итогов.
Награждение.
Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма