Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа
Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 366
«Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников»
Квалификационная работа
Выполнила Пономарева Оксана Владимировна воспитатель первой квалификационной категории
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи
опытно-экспериментальной
2.2. Организация
и методы исследования
2.3. Результаты исследования
и их интерпретация
Заключение
Список
литературы
Приложение
В условиях, когда увеличивается число регионов экологического неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно актуальной.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
С принятием законов
Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды" и "Об образовании"
созданы предпосылки правовой базы
для формирования системы экологического
образования населения. "Указ президента
Российской Федерации по охране окружающей
среды и обеспечению
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру природы. Важно не только научить беречь природу, но и воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Исследования современных ученых (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин и др.), посвященных живой и неживой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
В конце XX века в нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
На современном этапе в деятельности дошкольных образовательных учреждений функционируют:
- комплексные программы:
"Детство", "Развитие", "Радуга",
«Эко-
логия детства» и др.;
- парциальные программы
экологического содержания: "Мы"
-Н.Н. Кондратьева, "Юный эколог" -
С.Н. Николаева, "Паутинка" - Ж.Л. Васякина,
"Наш дом - природа" - Н.А. Рыжова, "Планета
- наш дом" - И. Белавина и Н. Найденская,
"Мы открываем мир" - Т.Климова и Н.
Тарано-
ва и др.;
- новые воспитательно-
Однако анализ данных программ
позволил выявить пробелы, оставшиеся
не разрешенными в дошкольной педагогике.
В частности, вопросы эколого-культурного
воспитания дошкольников остаются на
современном этапе недостаточно
разработанными. Не ясным остается
и вопрос о целостном процессе
формирования основ экологической
культуры дошкольников и использования
природных объектов и явлений
как педагогических средств, обусловленных
региональными
Следует констатировать факт, что за последнее время чаще стали появляться исследования, раскрывающие особенности экологического воспитания дошкольников в среде родной природы (Г.П. Гусева, Т.Климова, Н.В.Сурина, Н. Таранова, А.В. Черная и др.). Вместе с тем, анализ федеральных программ выявляет недостаточную обращенность к краеведческому материалу в экологическом воспитании дошкольников.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, обусловивших проблематику и цель исследования:
-между актуализацией экологического образования и воспитания на уровне мирового сообщества и продолжающейся эволюцией экологического кризиса, охватившего все страны;
-между необходимостью
единства экологического и
-между особой значимостью воспитания экологической культуры в период детства и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений обозначенной и исследуемой нами проблемы, что актуализирует необходимость исследования теории и технологий воспитания экологической культуры на материале родной природы.
Актуальность
и неразработанность проблемы обусловили выбор
темы исследования «Воспитание
основ экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста на материале
природы родного края» «Знакомство
с природой региона как средство экологического
воспитания дошкольников»
Объект исследования
- процесс воспитания основ экологической
культуры ребенка в дошкольных образовательных
учреждениях.
Предмет исследования — содержание и технологии воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;
3. Выявить эффективные методы и приемы использования разных видов деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников;
4. Опытным путем проверить эффективность методов и приемов экологического воспитания старших дошкольников.
5. Составить методические рекомендации и конспекты занятий по экологическому воспитанию с использованием регионального компонента;
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические: методы теоретического анализа сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перспективный, историографический, биографический, анализ содержания и основных понятий исследования, эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта (наблюдение, анализ продуктов педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, наблюдения (прямое и косвенное); эксперимент, методы опроса (анкетирование, опросы, беседы, интервьюирование,) обобщение независимых характеристик, экспертные оценки; моделирование, проектирование службы помощи), статистической обработки данных, графического отображения результатов, таблиц, рисунков.
База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР ДС № 366 г. Челябинска.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике". В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников