Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад № 366

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Знакомство  с природой региона как средство экологического развития дошкольников»

 

Квалификационная  работа

Выполнила Пономарева Оксана Владимировна воспитатель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава I.  Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.

    1. Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
    2. Анализ действующих программ
    3. Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
    4. Методика ознакомления дошкольников с природой

Вывод по I главе.

Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области

2.1. Цель и задачи  опытно-экспериментальной работы                             

2.2. Организация  и методы исследования                                                   

2.3. Результаты исследования  и их интерпретация                                    

Заключение                                                                                                   

Список  литературы                                                                                     

Приложение                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях, когда  увеличивается число регионов экологического неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно актуальной.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится  к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

С принятием законов  Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого  развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.  И начинать экологическое воспитание надо с раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольное детство  – пора наиболее оптимального приобщения к миру природы. Важно не только научить  беречь природу, но и  воспитать в  человеке чувство гордости за свою Родину, научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Все выдающиеся мыслители  и педагоги прошлого придавали большое  значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в  природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести  детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для  их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Исследования современных ученых (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева,  И. С. Фрейдкин и др.), посвященных живой и неживой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Технология формирования начал экологической культуры у  детей дошкольного возраста построена  на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом  с ребенком. В работе с дошкольниками  предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Для  целей экологического образования  должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в  процессе детской деятельности.  Регионализм проявляется и в  отборе для изучения объектов живой  и неживой природы, прежде всего  своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это  очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше  знают представителей животного, растительного  мира тропических лесов, чем обитающих  рядом с ними. Поэтому крайне важно  показать ребенку экологические  закономерности, особенности взаимоотношений  человека и природы на примерах своего региона.

В конце XX века в нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.

На современном этапе  в деятельности дошкольных образовательных  учреждений функционируют: 

- комплексные программы: "Детство", "Развитие", "Радуга", «Эко-  
логия детства» и др.;

- парциальные программы  экологического содержания: "Мы" -Н.Н. Кондратьева, "Юный эколог" - С.Н. Николаева, "Паутинка" - Ж.Л. Васякина, "Наш дом - природа" - Н.А. Рыжова, "Планета - наш дом" - И. Белавина и Н. Найденская, "Мы открываем мир" - Т.Климова и Н. Тарано-  
ва и др.;

- новые воспитательно-образовательные  технологии: Л.А. Венгер, Д.В. Эльконин, Т. Доронова, С.Якобсон, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, О.Ю. Тютюнник, A.M. Федотова.

Однако анализ данных программ позволил выявить пробелы, оставшиеся не разрешенными в дошкольной педагогике. В частности, вопросы эколого-культурного  воспитания дошкольников остаются на современном этапе недостаточно разработанными. Не ясным остается и вопрос о целостном процессе формирования основ экологической  культуры дошкольников и использования  природных объектов и явлений  как педагогических средств, обусловленных  региональными природоведческими  и экологическими особенностями  среды жизнедеятельности ребенка.

Следует констатировать факт, что за последнее время чаще стали  появляться исследования, раскрывающие особенности экологического воспитания дошкольников в среде родной природы (Г.П. Гусева, Т.Климова, Н.В.Сурина, Н. Таранова, А.В. Черная и др.). Вместе с тем, анализ федеральных программ выявляет недостаточную обращенность к краеведческому материалу в экологическом воспитании дошкольников.

Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, обусловивших проблематику и цель исследования:

-между актуализацией  экологического образования и  воспитания на уровне мирового  сообщества и продолжающейся  эволюцией экологического кризиса, охватившего все страны; 

-между необходимостью  единства экологического и эколого-эстетического  воспитания и реальным экологическим  уклоном, при этом потребительским,  безразличным отношением к объектам  природы, проявление жестокости  не только взрослыми, но и  детьми;

-между особой значимостью воспитания экологической культуры в период детства и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений обозначенной и исследуемой нами проблемы, что актуализирует необходимость исследования теории и технологий воспитания экологической культуры на материале родной природы.

Актуальность  и неразработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на материале природы родного края» «Знакомство с природой региона как средство экологического воспитания дошкольников» 
        Объект исследования - процесс воспитания основ экологической культуры ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования — содержание и технологии воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.

        Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.

Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней; 

  1. Исходя из цели и положений гипотезы определены следующие задачи исследования:  
    1. Теоретически обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу исследования проблемы экологического развития детей дошкольного возраста, выявить степень теоретической и практической разработанности проблемы.
  2. Выявить потенциальные возможности и роль краеведческого материала как средства экологического воспитания.

3. Выявить эффективные методы и приемы использования разных видов деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников;

4. Опытным путем проверить эффективность методов и приемов экологического воспитания старших дошкольников.

5. Составить методические рекомендации и конспекты занятий по экологическому воспитанию с использованием регионального компонента;

  1. Экспериментально проверить эффективность влияния использования регионального компонента как основного средства в осуществлении экологического воспитания дошкольников.

Методы  исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические: методы теоретического анализа сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перспективный, историографический, биографический, анализ содержания и основных понятий исследования, эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта (наблюдение, анализ продуктов педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа,  наблюдения (прямое и косвенное); эксперимент, методы опроса (анкетирование, опросы, беседы, интервьюирование,)  обобщение независимых характеристик, экспертные оценки; моделирование, проектирование службы помощи), статистической обработки данных, графического отображения результатов, таблиц, рисунков.

База  исследования: Исследование проводилось на базе  МДОУ ЦРР ДС № 366 г. Челябинска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.

    1. Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе

Проблема взаимоотношения  человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

Педагогическую  ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как  Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Не остался в  стороне от вопросов экологии и великий  русский педагог К.Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике". В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников