Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

"Уроки  доброты" способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопричастности, сопереживания. Тематика "уроков" может быть самой разнообразной: "Кто может считаться заботливым", "Как можно заботиться о комнатных растениях", "Что такое бережливость", "Что такое красота", "Чем красив цветок", "Красота человека","Как ты проявляешь любовь к животным" и др.

"Уроки  мышления" обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы. Познавательная деятельность детей на "уроках мышления" сочетается с эмоциональным восприятием природы, с включением художественных произведений, что способствует формированию "чувства" природы.

Экологические  экспедиции  позволяют формировать представления об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений в процессе обследования близлежащей местности.

Коллекционирование  - еще один способ привлечь ребенка к окружающему миру. Коллекционировать можно не только камни, но и запахи, краски, звуки. А затем организовать выставки: "Человек и его добрые дела на земле", "Кладовая чудес", "Лесная скульптура", "Лес - друг человека".

"Зеленый  патруль"  - форма, которая является школой формирования активной жизненной позиции. Деятельность детей распространяется на все зеленые насаждения как на участке детского сада, так и в близлежащих окрестностях.

Экологические тропы  позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами. Экскурсионными объектами могут быть памятники природы (редкие растения для данной местности), лекарственные растения, уголки леса, поля, луга, растения, на которых видно влияние деятельности человека, окружающей среды (растения у дороги), места, где можно увидеть влияние животных на растения (погрызы деревьев, следы, остатки пищи и т.д.), роль животных, грызунов, дождевых червей, различные виды растений, деревьев, вековые деревья, уникальные растения, ручьи, ключи, транспортные магистрали, насекомые и их влияние на растения, следы нежелательных воздействий человека на природу: например, пакет целлофановый на земле, кострище и др.

Эколого-психологический  тренинг  способствует расширению чувственного опыта, развитию перцептивных возможностей, формированию экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, обучению навыкам взаимодействия с природой, расширению индивидуального экологического пространства. В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения на тренировку органов чувств. Воспитание органов чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он уточнял свои чувства, упражняя внимание, умение сравнивать и выносить суждения о предметах.

"Исследователи  природы". Цель этого упражнения - привлечь внимание детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Для этого можно ввести игровую ситуацию, в которой детям предлагается добыть информацию об окружающей природе в темноте или с завязанными глазами. Рассказывая, как передвигаться на ощупь, подчеркните, что делать это необходимо медленно и осторожно. Дайте детям поупражняться, находясь в помещении. Попросите рассказать, как они воспринимают звуки, запахи, предметы вслепую. Каждый ребенок должен получить возможность провести исследование с закрытыми глазами.

"Самый  внимательный". Упражнение направлено на развитие внимательности, наблюдательности. Сначала можно использовать "волшебные дощечки", на которые наклеены разные природные материалы: кора дерева, еловые иголки, песок и др. Пусть дети, ощупав дощечку, расскажут о своих ощущениях. Затем продолжите работу в естественных условиях.

"Прогулка  с  увеличительными  стеклами". Предварительно научите детей пользоваться увеличительным стеклом (лупой) и лишь затем отправляйтесь на улицу для изучения деталей, которые трудно обнаружить невооруженным глазом. Предложите навести лупу на кору дерева, найти маленькие волоски на листьях и стеблях различных растений. Рассмотрите "парашютики" одуванчиков, камни, каплю воды на травинке, загляните внутрь цветка. Найдите насекомых, червей, внимательно рассмотрите их. Проследите, чтобы все находки были возвращены на место. После возвращения с прогулки попросите детей зарисовать то, что они наблюдали через стекла.

"Разноцветная    мозаика". Цель упражнения -выделение цветов и оттенков в окружающей природе и искусственной среде. Перед выполнением упражнения вспомните цвета и их оттенки (с помощью карточек). Предложите детям отыскать в природе, на участке детского сада и дома предметы на каждую цветовую карточку. Обсудите результаты наблюдений. Какие цвета в окружающей природе встречаются чаще? Составьте цветовую мозаику своего участка, улицы, села, местности вокруг дома. Посчитайте, сколько замечено природных объектов, сколько созданных руками человека? Пусть дети расскажут, какие предметы нравятся им больше, почему.

Организация активного  наблюдения и экспериментирования  должна осуществляться при соблюдении основного правила: "Не навреди!" Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку (не разрешается собирать коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела птиц, наблюдать, как одни животные поедают других, лишать растения полива и т.д.).

Среди интересных приемов - проигрывание ситуаций в экологическом театре, инсценирование фрагментов экологических сказок. Сказки, наполненные экологическим содержанием, например, сказка, где Колобок отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост), вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем первоисточник.

Для поддержания  интереса используются экологические  тренинги по содержанию изучаемой сказки (например: "Я дерево, мои руки -ветки"), иллюстрирование ("Сказка, я тебя рисую"), рассматривание книжных иллюстраций и самостоятельное изготовление книжек-малюток, проведение экологических игр, викторин, отгадывание кроссвордов, загадок и т.п. Предложите детям попробовать сочинять экологические сказки на избранную тему. Используйте приемы: старая сказка на новый лад, "перевирание" сказки, продолжение начатой сказки, сказка "наизнанку", что было бы, если... и др. Оформите альбом с сочиненными детьми сказками, рисунками к ним.

Особое значение имеет организация экологических наблюдений за природными объектами родного края. Так, наблюдая за растениями, следует не только рассмотреть внешний вид, части растения, их назначение, но и обратить внимание на интересные сведения, связанные с названием этого растения, показать место в системе классификации (дерево, кустарник, травянистое растение), раскрыть признаки, характеризующие его как живое существо, выделить условия, необходимые для роста и развития растения. Дети должны получить представления о том, что растения, в свою очередь, являются местом обитания других растений и источником корма для животных, познакомиться со способами распространения семян, размножением растений, значением растений в жизни человека, способами ухода человека за ними.

В наблюдении за животными  также должны найти место интересные сведения, связанные с названием  животных, классификации (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие), уточнение понятий "живое", "неживое", знакомство со способами передвижения животных, связанными со строением их конечностей, изучение способов добывания пищи, приспособлений животных к способу  добывания пищи, изучение среды обитания, приспособлений к среде обитания. Необходимо раскрыть взаимосвязи, существующие между животными и человеком, значение животных в жизни человека, роль человека в жизни животных. Особенно ценным в работе воспитателя  представляется использование в  ходе наблюдений загадок, пословиц, легенд, экологических фактов.

В настоящее время  заметно возрастает роль семьи в  экологическом развитии детей дошкольного  возраста. Ребенок открыт, чтобы  воспринимать и присваивать экологические  правила, превращать их в свои привычки. Родители могут помочь ребенку понять окружающую природу, сделать ее интересной и привлекательной для него. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. Сначала это  путешествия по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети могут составлять экологические  карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения  и рисунки, придуманные детьми. Читая  карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги, где участки  земли чище: у торговых точек или  около школы, детского сада, кинотеатра и почему, где возникают свалки, где проложены асфальтовые дорожки, где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения.

Совместная  деятельность с детьми - важнейшее условие экологического развития ребенка в семье. Вместе с детьми можно окружить заботой слабые, больные деревья на участке, муравейники, места скопления птиц, расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение. Для накопления интересных экологических фактов в группах и дома создайте "экологическую энциклопедию", в которой будут собраны художественные произведения о природе: стихи, загадки, приметы, интересные вопросы.

Ролевые экологические игры "Строительство города", "Исследовательская лаборатория", "Экосистема водоем" и другие целесообразно использовать не только в условиях детского сада, но и в условиях семьи. Игра"Экологические пирамидки" позволяет показать ребенку пищевые цепи, взаимосвязи, существующие в них. В таких играх ребенок наглядно видит, что нарушение одного из звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных.

Экологическое просвещение родителей - одно из важнейших и в то же время наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Необходимо, чтобы родители стали добровольными помощниками в дошкольном образовательном учреждении на постоянной основе. Участие родителей в обсуждении более широких вопросов благотворно отражается на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

Наиболее эффективными методами работы с семьей являются игровое взаимодействие родителей и детей, обращение к опыту родителей, обсуждение различных точек зрения на вопрос, ролевое проигрывание семейных ситуаций, способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Можно, например, проиграть момент рассматривания с детьми котенка, черепахи и т.д.

Успех содружества  дошкольного образовательного учреждения и семьи зависит от соблюдения педагогом этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с  детьми и их родителями, а также  от глубины изучения вопросов экологического образования дошкольников педагогами и родителями.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода  является создание среды, в которой  взрослые личным примером демонстрируют  детям правильное отношение к  природе и активно, по мере своих  возможностей вместе с детьми участвуют  в природоохранной деятельности. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом - безнравственны.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе  они занимают позицию более сильной  стороны и поэтому должны беречь её и заботиться о ней, а также  уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.

Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение  детей к природе объясняются  отсутствием у них необходимых  знаний. Вот почему воспитание сопереживания  и сострадания происходит в неразрывном  единстве с формированием системы  доступных дошкольникам экологических  знаний:

  • представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Ознакомление с  природой дает наиболее оптимальные  результаты при условии, если оно  будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность  «общаться», «действовать» с объектами  природы.

Воспитание бережного  отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с  родителями, но к сожалению, не всех родителей это волнует.

Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает  у ребенка лишь тогда, когда ежедневно  перед ними пример отношения к  природе взрослого. Воспитание действительной любви к природе будет эффективным  лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым.

Технология формирования начал экологической культуры у  детей дошкольного возраста построена  на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом  с ребенком.

Формирование экологической  культуры у дошкольников достигается  в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует  и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые  стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение.

Реализация данной идеи, независимо от времени, места  и форм организации воспитательно-образовательного процесса, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников