Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

Коллективные формы  работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами  детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.

Однако этого  недостаточно. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, а также для развития наблюдательности 2 раза в месяц проводятся занятия  и целевые прогулки. С детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя  подгруппами, во втором — со всей группой. Во второй младшей группе занятия  проводятся со всеми детьми. 
 
Средняя группа

Дети 4—5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом  знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой. Учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями. 
Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и первоначальными умениями выращивания растений. В процессе наблюдений и ухода за растениями и животными у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого отношения к природе, понимание ее красоты. Основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения. Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках. В средней группе проводятся экскурсии. Лучше всего их организовать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.  
Два раза в месяц проводятся занятия. Продолжается работа в уголке природы, который в течение всего года пополняется новыми объектами, У детей закрепляются ранее полученные умения и навыки ухода за растениями и животными, формируются новые.

Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых  систематически привлекаются все дети. Форма организации труда разнообразна. Так, уборку участка, посадку растений выполняет вся группа; для других работ дети организуются небольшими подгруппами или получают индивидуальные поручения. Совместный труд воспитывает  у ребят чувство ответственности  за порученное дело и коллективизма. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические  игры. 
Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы. Это могут быть отдельные растения, животные, а также картины леса, поля, реки, живописные картины времен года. Отбирают картины такие, которые побуждали бы детей к рассказу, помогали закреплять и уточнять знания. Собирают плоды деревьев и кустарников, составляют из них коллекции и гербарии. 
В средней группе детей знакомят с изменениями в природе. Наблюдение лучше вести за изменением единичного предмета, явления (за такими объектами природы, в которых изменения происходили бы в течение 1 —2 месяцев, например рост редиса, гороха, настурции). Более длительные наблюдения трудны для детей среднего возраста.

Дети пятого года жизни учатся вести дневник наблюдений. Форма ведения дневника может  быть разной (гербарии, рисунки). Дневник  помогает воспроизвести ход развития явлений. В процессе наблюдения, а  затем и при составлении гербария или зарисовке воспитатель ставит вопросы, подводя ребят к сравнению: «Что было? Что стало теперь? Есть ли бутон? Что появилось нового?»  И т. д. При этом в беседе участвуют  все дети. 
 
Старшая группа

У детей старшего дошкольного возраста развивается  способность к аналитико-синтетической  деятельности. Дети шестого года жизни  не ограничиваются узнаванием отдельных  конкретных фактов, внешних свойств  явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С  учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа  ознакомления с природой. У детей  формируют систему представлений  и простейших понятий о предметах  и явлениях неживой природы: они  узнают причину изменения продолжительности  дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать  и правильно называть растения, усваивают  правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.

В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы  по ярким и существенным признакам  и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого  отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и  на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а  также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы  накопить конкретные представления  об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.

Дети начинают вести  календарь природы, в котором  фиксируют основные существенные явления  в неживой природе, в жизни  растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда  взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно  отражаются коллективные наблюдения. 
Одному или нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затем выбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное. Можно поручить это дело дежурному или тому, кто первый заметил интересное явление. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.

Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение  года помогают настолько-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.

Подготовительная  к школе группа

При планомерном  ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются  представления о самых разнообразных  предметах и явлениях природы, формируются  несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.

Каковы же эти  задачи? В подготовительной к школе  группе проводится дальнейшая конкретизация  и обогащение представлений о  природе. При этом детей выводят  за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через  художественную книгу, картинку, диафильмы  и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых  явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения  в природе и др.).

В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение  накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и  явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника  развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение  знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и  свойствах, структуре природных  явлений, а также усвоения разнообразных  связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.

Совершенствуется  эстетическое восприятие природы. Старших  дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные  композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы  в ярком точном слове, в изобразительной деятельности. 
Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. Дети седьмого года жизни устанавливают связь между собственной деятельностью и состоянием растений и животных, находящихся на их попечении, совершенствуют трудовые навыки и умения. 
Возросшие возможности детей подготовительной к школе группы позволяют использовать для работы не только уголок и участок, но и ближайшее природное окружение: парки и сады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи, ботанический и зоологический сады и т. д. С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии. Желательно провести 1—2 экскурсии и целевые прогулки в лес, парк для того, чтобы проследить изменения природы в течение сезона, осенью и зимой — 1—2 целевые прогулки на водоем. Весной и летом количество экскурсий и целевых прогулок значительно увеличивается (до 2—3 в лес, поле, огород, водоем и др.).

В уголке природы  дети ведут систематические наблюдения, дежурные ухаживают за его обитателями. В дежурстве по уголку природы  одновременно принимают участие  несколько детей (до 3—4 в зависимости  от количества обитателей), дежурят  по 2—3 дня. Воспитатель в течение  года проводит 2—3 занятия, на которых  знакомит детей с изменениями  способа ухода за обитателями уголка (особенно растениями) в разные сезоны, с уходом за новыми его обитателями.

Наблюдения и  труд на участке в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения  распределяются между группами и  звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или  другим домашним животным - наседкой с  цыплятами, щенком, кроликами, живущими на участке. Длительные поручения дают и индивидуально.

Один раз в  неделю проводится занятие или экскурсия (целевая прогулка проводится во время, отведенное для прогулок), Многие занятия  и экскурсии, проведенные в старшей  группе, повторяются в подготовительной с некоторым усложнением программных  задач.

При организации  ознакомления с природой в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую  деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе. Проводятся разнообразные опыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I

Проблема экологического воспитания дошкольника относится  к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей

В современных условиях, когда сфера воспитательного  воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и  актуальность. С принятием законов  Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого  развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Указанные документы  подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Современная дошкольная педагогика придает большое  значение занятиям: они оказывают  положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному  и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей  в практическую деятельность: во дворе  детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне  развитого человека.

Мы считаем, что  работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и  социокультурными особенностями должна быть более определённой: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.

 

 

Глава 2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона (на примере Челябинской области)

В соответствии с  целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

• разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования дошкольников, посредством ознакомления с природой региона;

• провести апробацию  разработанного комплекса мероприятий.

Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Основными способами  изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных  программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий  с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников