Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа
Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы
Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.
Однако этого
недостаточно. Для расширения представлений,
уточнения и конкретизации
Средняя группа
Дети 4—5 лет любопытны,
задают множество вопросов, с интересом
знакомятся с различными предметами,
их качествами и свойствами, с окружающей
природой и явлениями общественной
жизни. Внимание детей этого возраста
становится более устойчивым. Им уже доступно
понимание простейших связей в наблюдаемых
явлениях. Исходя из этого воспитатель
средней группы решает новые задачи в
ознакомлении детей с природой. Учит ребят
видеть в предметах характерные свойства,
сравнивать и группировать предметы по
этим свойствам, формирует первые элементарные
обобщения, подводит к установлению простейших
связей между некоторыми явлениями.
Дети ежедневно выполняют поручения по
уходу за растениями и животными, получают
первые представления о том, что для роста
растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают
и первоначальными умениями выращивания
растений. В процессе наблюдений и ухода
за растениями и животными у дошкольников
воспитывается чувство бережного и заботливого
отношения к природе, понимание ее красоты.
Основным методом ознакомления детей
с природой остаются наблюдения. Они осуществляются
на ежедневных и целевых прогулках. В средней
группе проводятся экскурсии. Лучше всего
их организовать тогда, когда сезонные
изменения проявляются наиболее ярко.
Два раза в месяц проводятся занятия. Продолжается
работа в уголке природы, который в течение
всего года пополняется новыми объектами,
У детей закрепляются ранее полученные
умения и навыки ухода за растениями и
животными, формируются новые.
Широко используются
трудовые поручения, к выполнению которых
систематически привлекаются все дети.
Форма организации труда
Кроме непосредственных наблюдений, игр
и занятий, должное место в работе с детьми
занимает рассматривание картин с изображением
природы. Это могут быть отдельные растения,
животные, а также картины леса, поля, реки,
живописные картины времен года. Отбирают
картины такие, которые побуждали бы детей
к рассказу, помогали закреплять и уточнять
знания. Собирают плоды деревьев и кустарников,
составляют из них коллекции и гербарии.
В средней группе детей знакомят с изменениями
в природе. Наблюдение лучше вести за изменением
единичного предмета, явления (за такими
объектами природы, в которых изменения
происходили бы в течение 1 —2 месяцев,
например рост редиса, гороха, настурции).
Более длительные наблюдения трудны для
детей среднего возраста.
Дети пятого года
жизни учатся вести дневник наблюдений.
Форма ведения дневника может
быть разной (гербарии, рисунки). Дневник
помогает воспроизвести ход развития
явлений. В процессе наблюдения, а
затем и при составлении
Старшая группа
У детей старшего
дошкольного возраста развивается
способность к аналитико-
В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.
Дети начинают вести
календарь природы, в котором
фиксируют основные существенные явления
в неживой природе, в жизни
растений, животных в каждый сезон,
особенности сезонного труда
взрослых и детей, развлечения на
воздухе. В календаре обязательно
отражаются коллективные наблюдения.
Одному или нескольким детям поручают
изобразить определенные явления природы,
а затем выбирают вместе с ними рисунок,
который наиболее полно отражает увиденное.
Можно поручить это дело дежурному или
тому, кто первый заметил интересное явление.
Форма ведения календаря разная: в виде
настенного панно, альбома, ширмы. Календари
используются в итоговых беседах о том
или ином времени года. Они помогают подвести
детей к простейшим формам обобщения.
Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.
Подготовительная к школе группа
При планомерном
ознакомлении детей с природой к
6 годам у них накапливаются
представления о самых
Каковы же эти
задачи? В подготовительной к школе
группе проводится дальнейшая конкретизация
и обогащение представлений о
природе. При этом детей выводят
за пределы непосредственного
В подготовительной
к школе группе в центре работы
стоит систематизация и обобщение
накопленных знаний, формирование элементарных
понятий и суждений об объектах и
явлениях природы. В процессе усвоения
элементарных знаний у будущего школьника
развиваются важные для обучения
способности обобщенного
Совершенствуется
эстетическое восприятие природы. Старших
дошкольников учат видеть неповторимость
ее явлений, гармонию красок и форм,
все разнообразие проявлений жизни.
Дети седьмого года жизни способны
при участии взрослых поддерживать
порядок на участке и в уголке
природы, беречь красоту тех мест,
где они отдыхают, играют, выращивать
красивые цветы, создавать несложные
композиции из природного материала, выражать
красоту наблюдаемой природы
в ярком точном слове, в изобразительной
деятельности.
Большое внимание уделяется воспитанию
любви к родной природе, бережного и заботливого
отношения к ней. Дети седьмого года жизни
устанавливают связь между собственной
деятельностью и состоянием растений
и животных, находящихся на их попечении,
совершенствуют трудовые навыки и умения.
Возросшие возможности детей подготовительной
к школе группы позволяют использовать
для работы не только уголок и участок,
но и ближайшее природное окружение: парки
и сады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи,
ботанический и зоологический сады и т.
д. С детьми систематически проводят целевые
прогулки и экскурсии. Желательно провести
1—2 экскурсии и целевые прогулки в лес,
парк для того, чтобы проследить изменения
природы в течение сезона, осенью и зимой
— 1—2 целевые прогулки на водоем. Весной
и летом количество экскурсий и целевых
прогулок значительно увеличивается (до
2—3 в лес, поле, огород, водоем и др.).
В уголке природы
дети ведут систематические
Наблюдения и труд на участке в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другим домашним животным - наседкой с цыплятами, щенком, кроликами, живущими на участке. Длительные поручения дают и индивидуально.
Один раз в
неделю проводится занятие или экскурсия
(целевая прогулка проводится во время,
отведенное для прогулок), Многие занятия
и экскурсии, проведенные в старшей
группе, повторяются в подготовительной
с некоторым усложнением
При организации ознакомления с природой в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе. Проводятся разнообразные опыты.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей
В современных условиях,
когда сфера воспитательного
воздействия значительно
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Мы считаем, что работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями должна быть более определённой: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.
Глава 2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона (на примере Челябинской области)
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
• разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования дошкольников, посредством ознакомления с природой региона;
• провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников