Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

Как видим, проблемой  экологического воспитания педагоги стали  заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было науки  экологии и не было термина "экологическое  воспитание".

В.А. Сухомлинский писал, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно  прививать все эти чувства  с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами».

Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся  природу ребенка, в природной  среде он видел идеальные условия  проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни.

Выдающиеся советские  педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией  нарушенной биосферы.

Человек - часть  природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

В XX веке человечество осознало, наконец, всю остроту экологического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем принадлежит системе образования. То есть, должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе.

В наши дни вопросы  экологического воспитания приобрели  новую актуальность и решать их - задача дошкольного образования.

Закон РФ «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году предусматривает создание системы  непрерывного экологического образования, цель которого развитие экологической  культуры народа, каждого члена общества.

Формирование начал  экологической культуры - это становление  осознанного правильного отношения:

  • непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;
  • к людям, охраняющим и созидающим ее;
  • к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;
  • к себе, как части природы;
  • понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
  • осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и  реализации воспитательно-образовательной  модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у  детей, готовящихся к поступлению  в школу.

Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного  воспитания. Ведь воспитание бережного  и заботливого отношения ребенка  к природе вырабатывает в нем  те нравственные нормы, которые в  дальнейшем станут мотивом, побудителем  его поведения.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них, как  ранее было отмечено, экологическое  воспитание.

По признанию  общественной и мировой общественности центральным фактором в решении  названной проблемы становится не техника  или технология, а образование  в широком понимании этого  слова.

 Экологические  знания и культура формируются  у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико  значение экологического образования  дошкольников.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и  систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Исследованиями также  доказано, что старшие дошкольники  способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей  экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к  объектам растительного и животного  мира.

Экологическое образование  в период детства базируется на двух главных основаниях:

первое заключается в  том, что у детей следует формировать  осмысленные представления и  отношения к окружающему миру;

второе заключается в  том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными  становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.

В современных исследованиях  Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.

Проблема взаимоотношений  человека с природой наиболее изучена  В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.

Последнее десятилетие  ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических  проблем планеты до кризисного состояния  и их осмысление человечеством. За рубежом  и в России в этот период происходило  становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования.

В нашей стране формировалась  общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой  является сфера дошкольного воспитания.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано  значительное количество отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей: "Развитие", "Радуга", "Истоки", "Программа воспитания и обучения в детском саду", "Детство" и др. Внедряются специализированные программы экологического образования: "Юный эколог" (С.Н.Николаева), "Мы" (Н.Н. Кондратьева), "Паутинка" (Ж.Л. Васякина-Новикова), "Наш дом - природа" (Н.А. Рыжова), программы "Природа и художник" (Т.А. Копцева),"Семицветик" (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), "Красота. Радость. Творчество" (Т.С.Комарова), "Планета - наш дом" (И.А. Белавина, Н.К. Найденская) и др., (все программы рекомендованы Министерством образования РФ). В настоящее время идет процесс адаптации различных авторских экономических программ к условиям регионов.

В то же время экологическое образование еще не достигло того уровня, который бы позволял говорить о его высокой результативности. Одна из причин - неготовность воспитателей и родителей к осуществлению этого процесса, их низкая экологическая грамотность, тогда как сегодня от педагогов и родителей требуется радикальное изменение системы мышления, устранение стереотипов восприятия, создание новой системы ценностей. 

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы доказывает ведущую роль экологического воспитания подрастающего поколения. Но несмотря на многообразие экологических программ, недостаточно разработан региональный компонент в экологическом образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Анализ  действующих программ экологического  воспитания      дошкольников

Развитие экологического образования как нового направления  дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологическое  образование школьников и студентов. Несмотря на это в настоящее время  именно дошкольное звено в развитии экологического образования работает эффективно. В 90-е годы появился ряд  экологических программ, а так  же вопросы экологии стали включатся  в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»)

Отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников в качестве временного стандарта  были сформированы в книге «Аттестация  и аккредитация дошкольных образовательных  учреждений» (раздел «Развитие экологической  культуры детей»). Этот документ закрепил требования проводить работу в области  экологического образования.

Много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста появилось в 90-е  годы в нашей стране. Проанализировав  программы по содержанию, целям и  задачам можно условно разделить  их на III основные группы:

- программы экологической  направленности;

- программы эстетико-культурно-экологической  направленности;

- программы социально-экологической  направленности.

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», (С-Петербург), А.В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград) и ряд других региональных программ.

Так ключевым моментом содержания программ «Мы» Н.Н. Кондратьевой являются «знания о человеке в  его связи с природой, другими  людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных условиях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. В программе раскрыта идея единства человека и природы. По мнению автора, основу экологической культуры личности составляет идея единства взаимосвязи живого и неживого.

С.Н. Николаева в  программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологический  знаний и их трансформацию в отношение. Автор обращает внимание на то, что  экологическое воспитание связано  с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат  ведущие идеи экологии, понятные для  детей дошкольного возраста: организм и среда, сообщество живых организмов «среда, человек и среда».

Программа состоит  из двух частей:

- экологическое  воспитание дошкольников;

-повышение квалификации  работников ДОУ.

В программе Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» делается упор на воспитание с первых лет  жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу  и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и  место человека в ней. У детей  формируются  первые представления  о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к  своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в  природе взаимосвязях. Дошкольники  учатся понимать то, что природные  компоненты тесно связаны между  собой и как живые организмы  зависят от среды обитания. Человек  рассматривается как неотъемлемая часть природы.  Именно такой подход позволяет понимать детям проблемы  взаимоотношений человека с окружающей средой.

А.В. Королева подчеркивает, что в процессе освоения ее программы  «Экологическая дорожка» дети получают основные понятия экологии, овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические  нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой  природы как источника творческого  вдохновения.

Для второй группы программ характерен акцепт на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найделской  «Планета – наш дом»; Т.И. Поповой «Мир вокруг нас».

Так, цель программы  «Семицветик» - «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане». Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета земля», «Небо», «Искусство», «Светочи».  Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей».

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников