Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа
Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы
Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".
В.А. Сухомлинский писал, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами».
Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни.
Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.
В.А. Сухомлинский понимал,
что знания и навыки сами по себе
не воспитывают. При изменении традиционно-
Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
В XX веке человечество осознало, наконец, всю остроту экологического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем принадлежит системе образования. То есть, должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе.
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача дошкольного образования.
Закон РФ «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.
Формирование начал
экологической культуры - это становление
осознанного правильного
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Экологическое воспитание
- это один из основных аспектов нравственного
воспитания. Ведь воспитание бережного
и заботливого отношения
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них, как ранее было отмечено, экологическое воспитание.
По признанию общественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становится не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова.
Экологические
знания и культура формируются
у человека с раннего возраста.
И в этом отношении велико
значение экологического
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.
Исследованиями также
доказано, что старшие дошкольники
способны овладеть умениями и навыками
разнообразной деятельности, имеющей
экологически ориентированный характер
осознанно-бережного отношения
Экологическое образование в период детства базируется на двух главных основаниях:
первое заключается в
том, что у детей следует
второе заключается в
том, что положительные
Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.
В современных исследованиях Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.
Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей: "Развитие", "Радуга", "Истоки", "Программа воспитания и обучения в детском саду", "Детство" и др. Внедряются специализированные программы экологического образования: "Юный эколог" (С.Н.Николаева), "Мы" (Н.Н. Кондратьева), "Паутинка" (Ж.Л. Васякина-Новикова), "Наш дом - природа" (Н.А. Рыжова), программы "Природа и художник" (Т.А. Копцева),"Семицветик" (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), "Красота. Радость. Творчество" (Т.С.Комарова), "Планета - наш дом" (И.А. Белавина, Н.К. Найденская) и др., (все программы рекомендованы Министерством образования РФ). В настоящее время идет процесс адаптации различных авторских экономических программ к условиям регионов.
В то же время экологическое образование еще не достигло того уровня, который бы позволял говорить о его высокой результативности. Одна из причин - неготовность воспитателей и родителей к осуществлению этого процесса, их низкая экологическая грамотность, тогда как сегодня от педагогов и родителей требуется радикальное изменение системы мышления, устранение стереотипов восприятия, создание новой системы ценностей.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы доказывает ведущую роль экологического воспитания подрастающего поколения. Но несмотря на многообразие экологических программ, недостаточно разработан региональный компонент в экологическом образовании.
1.2. Анализ
действующих программ
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологическое образование школьников и студентов. Несмотря на это в настоящее время именно дошкольное звено в развитии экологического образования работает эффективно. В 90-е годы появился ряд экологических программ, а так же вопросы экологии стали включатся в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»)
Отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников в качестве временного стандарта были сформированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ закрепил требования проводить работу в области экологического образования.
Много программ по
экологическому образованию дошкольников
разного возраста появилось в 90-е
годы в нашей стране. Проанализировав
программы по содержанию, целям и
задачам можно условно
- программы экологической направленности;
- программы эстетико-культурно-
- программы социально-
Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», (С-Петербург), А.В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград) и ряд других региональных программ.
Так ключевым моментом содержания программ «Мы» Н.Н. Кондратьевой являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных условиях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. В программе раскрыта идея единства человека и природы. По мнению автора, основу экологической культуры личности составляет идея единства взаимосвязи живого и неживого.
С.Н. Николаева в
программе «Юный эколог»
Программа состоит из двух частей:
- экологическое воспитание дошкольников;
-повышение квалификации работников ДОУ.
В программе Н.А.
Рыжовой «Наш дом - природа» делается
упор на воспитание с первых лет
жизни гуманной, социально-активной,
творческой личности, способной понимать
и любить окружающий мир, природу
и бережно относиться к ним. Особое
внимание в ней уделяется формированию
целостного взгляда на природу и
место человека в ней. У детей
формируются первые представления
о существующих в природе взаимосвязях
и на этой основе – начала экологического
мировоззрения и культуры, ответственного
отношения к окружающей среде, к
своему здоровью. Большое внимание
уделяется развитию у детей элементарных
представлений о существующих в
природе взаимосвязях. Дошкольники
учатся понимать то, что природные
компоненты тесно связаны между
собой и как живые организмы
зависят от среды обитания. Человек
рассматривается как
А.В. Королева подчеркивает,
что в процессе освоения ее программы
«Экологическая дорожка» дети получают
основные понятия экологии, овладевают
элементарными приемами наблюдений
в природе, осваивают этические
нормы отношения к живому, учатся
понимать и ценить красоту живой
природы как источника
Для второй группы программ характерен акцепт на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найделской «Планета – наш дом»; Т.И. Поповой «Мир вокруг нас».
Так, цель программы «Семицветик» - «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане». Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей».
Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников