Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа
Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы
• Не выражает эстетического отношения к природе.
Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам
Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель . Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь
взрослым ухаживать за
- Как ты помогаешь
взрослым ухаживать за
- Что ты вместе
с взрослыми можешь делать, чтобы
на участке детского сада
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе
Старшая группа « Колобок»
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отноше-ние |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | |||||||||
о мире |
о расти-тельном мире |
о неживой природе |
о временах года | ||||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | ||||
1 |
Влад Б. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
2 |
Вова Б. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
3 |
Вика В. |
10 |
С |
10 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,4 |
С |
4 |
Саша В. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
5 |
Степа Г. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
6 |
Данил З. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
7 |
Вика К. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
8 |
Миша К. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
9 |
Влад К. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
10 |
Вика К. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,0 |
В |
11 |
Денис К. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
8,2 |
С |
12 |
Илья Л. |
7 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
7 |
Н |
7,8 |
С |
13 |
Маша Л. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
14 |
Кирилл П. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,0 |
С |
15 |
Савва П. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
16 |
Настя С. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,0 |
В |
17 |
Денис С. |
8 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
8 |
С |
10,2 |
С |
18 |
Настя Т. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
19 |
Альбина Х. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,0 |
В |
20 |
Кристина Ч. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
В среднем по гр. |
9,7 |
С |
9 |
С |
10,4 |
С |
11 |
С |
9,7 |
С |
9,9 |
С |
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Старшая группа «Солнышко»
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отноше-ние |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | |||||||||
о мире |
о расти-тельном мире |
о неживой природе |
о временах года | ||||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | ||||
1 |
Алина А. |
8 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
8 |
С |
10,2 |
С |
2 |
Владик А. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
3 |
Дима Б. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
4 |
Ваня Б. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,0 |
С |
5 |
Даша Е. |
9 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
10,6 |
С |
6 |
Олег З |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
7 |
Влад К. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
8,2 |
С |
8 |
Диана К. |
7 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
7 |
Н |
7,8 |
С |
9 |
Катя М. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,0 |
В |
10 |
Андрей М. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12 |
В |
12,2 |
С |
11 |
Диана М. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,0 |
С |
12 |
Лиза М. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
8,2 |
С |
13 |
Саша О. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
14 |
Валера Т. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
15 |
ЛяйсанХ. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
16 |
Оля Ц. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
17 |
Юля Е. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
8,2 |
С |
18 |
Маша Ф. |
7 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
7 |
Н |
7,8 |
С |
19 |
Саша К. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,0 |
С |
20 |
Артем Г. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12 |
В |
12,2 |
С |
В среднем по гр. |
9,6 |
С |
9 |
С |
10,1 |
С |
10,9 |
С |
9,4 |
С |
9,8 |
С |
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Рис.1. - Уровень сформированности экологических знаний и умений (в процентах)
Сравнивая результаты диагностики
экспериментальной и
1. Дошкольники экспериментальной
и контрольной групп в целом
показали средний уровень
2. Уровень знания дошкольников
экспериментальной и
3. Уровень знания о
растительном мире и уровень
экологически правильного
4. Уровень знаний о
неживой природе и временах
года у дошкольников
Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более "разбросаны", у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.
Оценки результатов
Уровни |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение |
Общий уровень по группе | |||||||||
о мире |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||||
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. | |
Высокий уровень |
20 |
25 |
15 |
5 |
35 |
30 |
40 |
35 |
35 |
30 |
15 |
5 |
Средний уровень |
50 |
40 |
65 |
85 |
60 |
55 |
60 |
65 |
40 |
50 |
65 |
85 |
Низкий уровень |
30 |
35 |
20 |
10 |
5 |
15 |
0 |
0 |
25 |
20 |
20 |
10 |
2.2 Организация и методы исследования
Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологических знаний и умений дошкольников.
Задачи формирующего эксперимента:
1) подобрать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологических знаний и умений дошкольников, с учетом регионального компонента.
2) апробировать подобранный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 15 сентября 2008 г по 15 мая 2009 г .
При разработке комплекса мероприятий - на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников - мы опирались на следующие источники:
- программа, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998), "Юный эколог" (С. Н. Николаева, 1999).
- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:
1. В ходе формирующего
эксперимента была учтена
2. При составлении комплекса мероприятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 19 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения.
На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Наша работа с детьми предполагала
сотрудничество, сотворчество педагога
и ребенка и исключала
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Конспекты занятий на темы: "Покажи другу сказку", "В гостях у Гриба - Лесовика" представлены в прил. 1 и прил. 2.
Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем уголка природы - хомячком (конспекты наблюдений представлены в прил. 3): 1. Здравствуйте, я хомячок. 2. Устроим хороший дом для хомячка. 3. Хорошо ли хомячку в новых условиях? 4. Что и как ест хомячок. 5. Как хомячок делает запасы. 6. Хомячок - чистоплотный зверек. 7. Как хомяк отдыхает? 8. Чем хомячок отличается от мышонка? 9. Как передвигается хомячок? 10. Когда хомячка трудно заметить?
Большое внимание уделялось
общению детей с природой: с
деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя
привить эмоциональное
Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д. Конспект проведения экскурсии представлен в прил. 5.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам не-живой природы. Описание хода игр "Приготовь лекарство", "Построй домик животному" представлено в прил. 6.
Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников