Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

•  Не выражает эстетического отношения к природе.

Контрольное задание  для определения экологически правильного  отношения дошкольников к природным  явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое  отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель . Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция  к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь  взрослым ухаживать за домашними  животными (если они есть)? Ели  у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя  дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать  за ними?"

- Как ты помогаешь  взрослым ухаживать за обитателями  Уголка природы в детском саду?

- Что ты вместе  с взрослыми можешь делать, чтобы  на участке детского сада всегда  росли растения?

- Как мы можем  помочь зимующим птицам?

Оценка результатов  деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

•  Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

•  В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий  уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

•  Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Результаты диагностики  уровня экологической воспитанности  дошкольников экспериментальной и  контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.

 

 

 

Таблица 1

Результаты констатирующего  эксперимента по экспериментальной  группе

Старшая группа « Колобок»

 

Имя ребенка 

Уровень сформированности экологических знаний

Отноше-ние  
к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень 

о мире  
животных

о расти-тельном мире

о неживой  природе 

о временах года

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

1

Влад Б.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

2

Вова Б.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

3

Вика В.

10

С

10

С

9

С

10

С

8

С

9,4

С

4

Саша В.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

5

Степа Г.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

6

Данил З.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

7

Вика К.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

8

Миша К.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

9

Влад К.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

10

Вика К.

12

С

13

В

13

В

13

В

14

В

13,0

В

11

Денис К.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

12

Илья Л.

7

Н

8

С

8

С

9

С

7

Н

7,8

С

13

Маша Л.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

14

Кирилл П.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

15

Савва П.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

16

Настя С.

12

С

13

В

13

В

13

В

14

В

13,0

В

17

Денис С.

8

С

10

С

12

С

13

В

8

С

10,2

С

18

Настя Т.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

19

Альбина Х.

12

С

13

В

13

В

13

В

14

В

13,0

В

20

Кристина Ч.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

 

В среднем по гр.

9,7

С

9

С

10,4

С

11

С

9,7

С

9,9

С


Условные обозначения  уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.

Таблица 2

Результаты констатирующего  эксперимента по контрольной группе

Старшая группа «Солнышко»

 

Имя ребенка 

Уровень сформированности экологических знаний

Отноше-ние  
к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень 

о мире  
животных

о расти-тельном мире

о неживой  природе 

о временах года

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

1

Алина А.

8

С

10

С

12

С

13

В

8

С

10,2

С

2

Владик А.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

3

Дима Б.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

4

Ваня Б.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

5

Даша Е.

9

С

12

С

11

С

11

С

10

С

10,6

С

6

Олег З

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

7

Влад К.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

8

Диана К.

7

Н

8

С

8

С

9

С

7

Н

7,8

С

9

Катя М.

12

С

13

В

13

В

13

В

14

В

13,0

В

10

Андрей М.

13

В

10

С

13

В

13

В

12

В

12,2

С

11

Диана М.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

12

Лиза М.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

13

Саша О.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

14

Валера Т.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

15

ЛяйсанХ.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

16

Оля Ц.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

17

Юля Е.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

18

Маша Ф.

7

Н

8

С

8

С

9

С

7

Н

7,8

С

19

Саша К.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

20

Артем Г.

13

В

10

С

13

В

13

В

12

В

12,2

С

 

В среднем по гр.

9,6

С

9

С

10,1

С

10,9

С

9,4

С

9,8

С


Условные обозначения  уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.  

 

Рис.1. - Уровень сформированности экологических знаний и умений       (в процентах)

Сравнивая результаты диагностики  экспериментальной и контрольной  групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:

1. Дошкольники экспериментальной  и контрольной групп в целом  показали средний уровень сформированности  экологических знаний и экологически  правильного отношения к миру  природы - соответственно 9,9 и 9,8 баллов.

2. Уровень знания дошкольников  экспериментальной и контрольной  групп о мире животных практически одинаков - 9,7 и 9,6 баллов.

3. Уровень знания о  растительном мире и уровень  экологически правильного отношения  к миру природы у дошкольников  экспериментальной и контрольный группы показали одинаковый средний уровень  9 баллов.

4. Уровень знаний о  неживой природе и временах  года у дошкольников экспериментальной  группы выше, чем у дошкольников  контрольной группы на 0,5 и 0,1 баллов соответственно.

Кроме того, сравнивая распределение  оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной  группы более "разбросаны", у них  больше, чем у дошкольников контрольной  группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с  группой.

Таблица 3

Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и  контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)

Уровни 

Уровень сформированности экологических  знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе 

о временах года

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Высокий уровень 

20

25

15

5

35

30

40

35

35

30

15

5

Средний уровень 

50

40

65

85

60

55

60

65

40

50

65

85

Низкий уровень 

30

35

20

10

5

15

0

0

25

20

20

10


 

 

 

2.2 Организация  и методы исследования

Формирующий эксперимент

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологических знаний и умений дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1) подобрать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологических знаний и умений дошкольников, с учетом регионального компонента.

2) апробировать  подобранный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 15 сентября 2008 г по 15 мая 2009 г .

 При разработке комплекса  мероприятий - на занятиях в  ДОУ и в повседневной жизни  дошкольников - мы опирались на  следующие источники: 

- программа, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998), "Юный эколог" (С. Н. Николаева, 1999).

- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.

Результаты диагностики  дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего  эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

1. В ходе формирующего  эксперимента была учтена разница  в уровнях сформированности экологических  знаний и умений у отдельных дошкольников экспериментальной группы. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.

2. При составлении  комплекса мероприятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 19 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения.

На основании перечисленных  выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа  действий по обогащению экологических  знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного  отношения к природным явлениям и объектам.

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию и  обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс  был организован так, чтобы ребенок  имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь  сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Конспекты занятий на темы: "Покажи другу сказку", "В гостях у Гриба - Лесовика" представлены в прил. 1 и прил. 2.

Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем уголка природы - хомячком (конспекты наблюдений представлены в прил. 3): 1. Здравствуйте, я хомячок. 2. Устроим хороший дом для хомячка. 3. Хорошо ли хомячку в новых условиях? 4. Что и как ест хомячок. 5. Как хомячок делает запасы. 6. Хомячок - чистоплотный зверек. 7. Как хомяк отдыхает? 8. Чем хомячок отличается от мышонка? 9. Как передвигается хомячок? 10. Когда хомячка трудно заметить?

Большое внимание уделялось  общению детей с природой: с  деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение  к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах  травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих  воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка" Конспект ее проведения представлен в прил. 4.

Содержанием проводимых с  дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д. Конспект проведения экскурсии представлен в прил. 5.

Большое значение придавалось  ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам не-живой природы. Описание хода игр "Приготовь лекарство", "Построй домик животному" представлено в прил. 6.

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников