Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

Яркие впечатления  оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Завораживающе действует на детей, например, показ моря. Неоднократный показ детям животных жарких стран на картинках или в зоопарке расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов.

Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность людей. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

Еще одним методом  экологического воспитания детей является игра. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

- «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

- чтение рассказов Е. Чарушина о животных на протяжении всего учебного года коротких, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;

- чтение или рассказывание  сказок «Красная Шапочка», «Доктор  Айболит», рассматривание иллюстраций  в книгах и последующее включение  главных персонажей в ИОС; использование  кукол облегчает знакомство детей  с экосистемой леса, со всеми  ее обитателями, а с помощью  доктора Айболита - приобщать детей  к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

- еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

- проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания - проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Начиная со средней  группы через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Для данной группы такой стержень составляют произведения Е. Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, - книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса присвоения детьми экологической субкультуры  детства. Как показывает опыт, ни лозунги, ни самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного  экологического сознания. Оно формируется  в процессе деятельности.

Сегодня приоритет  должен отдаваться технологии экологического образования, в которой человек  выступает как субъект экологического отношения. Вера в ребенка, его силы, возможности, создание ситуации успеха, индивидуализация и дифференциация учебной деятельности становятся необходимым  условием организации процесса экологического образования.

Еще одним методом  экологического воспитания детей является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного  возраста

Развитие познавательного  интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной  из составных успешности обучения детей  в школе. Интерес дошкольника  к окружающему миру, желание познать  и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение  окружающей жизни, активное проникновение  научно-технического прогресса во все  ее сферы диктуют педагогу необходимость  выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных  методов и новых интегрированных  технологий.

Одним из перспективных  методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной  деятельности (Основоположником считают американского философа и педагога Дж.Дьюи, а также его учеником Уильяма Кильпатрика). Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая  социально значимый результат. В  основе проекта лежит проблема, для  ее решения необходим исследовательский  поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной  деятельности можно использовать в  работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более  устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением  к совместной деятельности. В проекте  можно объединить содержание образования  из различных областей знаний, кроме  того, открываются большие возможности  в организации совместной познавательно-поисковой  деятельности дошкольников, педагогов  и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного  возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом, выделяют три вида  — игровые, творческие, познавательные.

Игровые: 
— «Игра-путешествие в подводное царство»;

— игра «Строим  город будущего»; 
— «Путешествие в древний мир»; 
Творческие: 
— осенний (весенний, зимний) вернисаж;

— фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные; 
— журнал «Почемучка»;

— «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

По продолжительности  проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа над проектом, включающая составление обоснованного  плана действий, который формируется  и уточняется на протяжении всего  периода, проходит несколько этапов: 
1) постановка цели; 
2) поиск формы реализации проекта; 
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; 
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды; 
5) определение направлений поисковой и практической деятельности; 
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; 
7) работа над частями проекта, коррекция; 
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод  проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект —  продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.

На стене групповой  комнаты или в приемной можно  повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

Содержание  сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер; 
— «Путешествие в подводное царство»; 
— «Путешествие на Луну»; 
— «Гомеопатическая аптека»; 
— «Зоологический магазин»; 
— «Зоопарк» и т.д.

На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке  необходимо организовать экологическую  тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.

К организации поисковой  и творческой деятельности детей  необходимо подключать родителей и  родственников, так как один ребенок  с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет  лесной полянки, альбом с рисунками  редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта  — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить  социальной значимостью проекта. Следует  объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма  защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить  и продемонстрировать вклад каждого  ребенка, родителя, педагога.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения  учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через  объединение различных областей знаний формируется целостное видение  картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных  видах ролевой деятельности. Общее  дело развивает коммуникативные  и нравственные качества.

Дидактический смысл  проектной деятельности заключается  в том, что она помогает связать  обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает  познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

 

 

Формы экологического образования

Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной  работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

Поиск эффективной  формы на занятиях вели Э.И. Залкинд, П.Г. Саморезова, С.Ф. Веретенникова ( они изучали наблюдение на занятиях за объектами природы). А.К. Бондаренко, В.Н. Аванесова  считают, что  на занятиях решается и образовательная и воспитательная задача. Н.А. Ветлугина – разработала  комплексные занятия.

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников