Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

Опытно-экспериментальная  работа проводилась:

на базе МДОУ  ЦРР ДС КВ № 366

Калининского района

г. Челябинска.

       Изучение  уровня экологической воспитанности проводилось с детьми  старшей  группы  «Колобок»

Воспитатели Пономарева О.В., Пидлубная С.В.

В группе 20 детей, из них 8 девочек и 12 мальчиков.

В педагогическом эксперименте принимали участие 20 дошкольника средней группы «Колобок», составляющих экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности экологических мероприятия, проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 20 дошкольников старшей группы «Солнышко».

Воспитатели Моисеева О.Б.

В группе 20 детей, из них 9 девочек и 11 мальчиков.

Педагогический  эксперимент проходил в три этапа:

1) констатирующий  эксперимент; 

2) формирующий эксперимент; 

3) контрольный эксперимент. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы

Констатирующий  эксперимент

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологических знаний и умений дошкольников 4-5 лет.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии  уровня экологических знаний и умений дошкольников 4-5 лет;

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

3) провести диагностику  уровня экологических знаний и умений детей в экспериментальной и контрольной группах.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование  осознанно-правильного отношения  к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление  детей с природой, в основе  которого должен лежать экологический  подход, т.е. опора на основополагающие  идеи и понятия экологии.

Эти два направления  неразрывны: чтобы научить детей  правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику  экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире  животных;

2) знания о растительном  мире;

3) знания о неживой  природе; 

4) знания о временах  года.

Контрольные задания  для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Диагностика экологических знаний старших дошкольников

(основана на  методике О.Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21")

Задание 1. Определение  характерных особенностей представителей мира животных

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование.  
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.  
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.  
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция  к проведению       

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок  выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания. 
       Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. 
       Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте. 
       Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах. 
       После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками. 
       Как называется животное (птица, насекомое)? 
       Что ты можешь рассказать о нем? 
       Твое отношение к ним. 
Оценка результатов деятельности 
Высокий уровень (13 - 15 баллов)

  • Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
  • Соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Знает характерные признаки.
  • Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое отношение  к животным, птицам и насекомым. 
Средний уровень (8 - 12 баллов)

  • Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • Не всегда аргументирует свой выбор.
  • В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
  • На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий  уровень (5 - 7 баллов)

  • Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • Не всегда аргументирует свой выбор.
  • Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Затрудняется назвать характерные признаки.
  • На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
  • Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение  характерных особенностей растительного  мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель . Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон. 
Инструкция к проведению 
      Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. 
              Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно  ухаживать за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно  это нужно делать (на примере  одного растения).

- Для чего людям  нужны комнатные растения?

- Нравятся ли  тебе комнатные растения и  почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и  хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и  цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов  деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

•  Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

•  Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

•  В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

•  Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий  уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

•  Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

•  Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

•  Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

•  В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение  характерных особенностей неживой  природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель . Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование . Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция  к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие свойства  песка ты знаешь?

- Где и для  чего человек использует песок? 

- Какие свойства  камней ты знаешь?

- Где и для  чего человек использует камни? 

- Какие свойства  воды ты знаешь?

- Где и для  чего человек использует воду?

Оценка результатов  деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

•  Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

•  При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

•  Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий  уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

•  Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель . Определить уровень знания времен года.

Оборудование . Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция  к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

- Светит яркое  солнце, дети купаются в речке. 

- Деревья покрыты  снегом, дети катаются с горки  на санках.

- С деревьев опадают  листья, птицы улетают в теплые  края.

- На деревьях  распускаются листочки, расцветают  подснежники. 

Оценка результатов  деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

•  Знает характерные признаки каждого времени года.

•  Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

•  По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

•  Комментирует свой рисунок.

•  Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

•  В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

•  На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

•  В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

•  Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий  уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

•  Не знает характерных признаков разных времен года.

•  Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.

•  В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников