Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа
Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы
Опытно-экспериментальная работа проводилась:
на базе МДОУ ЦРР ДС КВ № 366
Калининского района
г. Челябинска.
Изучение уровня экологической воспитанности проводилось с детьми старшей группы «Колобок»
Воспитатели Пономарева О.В., Пидлубная С.В.
В группе 20 детей, из них 8 девочек и 12 мальчиков.
В педагогическом эксперименте принимали участие 20 дошкольника средней группы «Колобок», составляющих экспериментальную группу.
Для проверки практической эффективности экологических мероприятия, проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 20 дошкольников старшей группы «Солнышко».
Воспитатели Моисеева О.Б.
В группе 20 детей, из них 9 девочек и 11 мальчиков.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологических знаний и умений дошкольников 4-5 лет.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня экологических знаний и умений дошкольников 4-5 лет;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня экологических знаний и умений детей в экспериментальной и контрольной группах.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование
осознанно-правильного
- во-вторых, ознакомление
детей с природой, в основе
которого должен лежать
Эти два направления
неразрывны: чтобы научить детей
правильно относится к миру природы,
необходимо дать им определенные знания
о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику
экологической воспитанности
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников
Диагностика экологических знаний старших дошкольников
(основана на методике О.Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21")
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование.
Три большие карты:
первая разделена на три части (хозяйственный
двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй
карте изображены голубое небо, ветви
деревьев и земля; на третьей карте изображены
небо и луг.
Фигурки животных:
лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки;
волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра,
слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы,
воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря,
совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы,
божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика,
мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает
взять первую карту, из всех фигурок
выбрать животных и разместить их
на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту,
из оставшихся фигурок выбрать птиц и
разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту,
из оставшихся картинок выбрать насекомых
и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки,
можно предложить ребенку еще раз подумать
и разместить их в соответствии с инструкцией.
Спросить, по каким признакам он разместил
животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием,
педагог предлагает ему выбрать два изображения
животных, три изображения птиц и три изображения
насекомых и затем ответить на следующие
вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Как называется животное (птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать о нем?
Твое отношение к ним.
Оценка результатов
деятельности
Высокий
уровень (13 - 15 баллов)
Проявляет интерес
и эмоционально выражает свое отношение
к животным, птицам и насекомым.
Средний
уровень (8 - 12 баллов)
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель . Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения:
герань (пеларгония), традесканция, бегония,
аспидистра (дружная семейка) и бальзамин
султанский (огонек); лейка для полива
комнатных растений; распылитель воды;
палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
Педагог называет пять комнатных растений,
предлагает показать их.
Какие условия необходимы для жизни, роста
и развития комнатных растений?
- Как правильно
ухаживать за комнатными
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Цель . Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование . Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для
чего человек использует песок?
- Какие свойства камней ты знаешь?
- Где и для
чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель . Определить уровень знания времен года.
Оборудование . Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
• Знает характерные признаки каждого времени года.
• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"
• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
• Комментирует свой рисунок.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.
• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• Не знает характерных признаков разных времен года.
• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.
• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников