Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые  принципиально отличаются друг от друга  дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего  и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом  таких занятий становятся различные  демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей  отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей  на таких занятиях осуществляется через  рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения,

На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать  живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались  в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей  весной принес ежа, педагог решил  отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают  за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит  и подпрыгивает, демонстрируют его  маскировочную окраску и пр. А  потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят  ежа в лес. Если же еж долго живет  в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.

В середине занятия  воспитатель планирует физкультминутку  или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той  или другой локальной системы  работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических  наблюдений и ведения календаря  или беседа о зимующих птицах в  марте, в конце зимней подкормки  птиц после регулярных наблюдений за ними.

Очень результативны  разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений  о маскировочной окраске животных.

Занятия углубленно-познавательного  типа активно способствуют умственному  воспитанию дошкольников. Дети обучаются  умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное  развитие мышления дошкольника.

Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.

Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании  словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающие занятия  позволяют интенсивно развивать  интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия  широко используются практикой дошкольного  воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия  могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце  осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление  об осеннем сезоне. Комплексное занятие  на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть  занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности  дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей  об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который  дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть  занятия предполагает иные программные  задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций  знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет  в себе решение эстетических задач.

Третья часть  занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой  они сами становятся художниками  и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и  рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное  занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки  обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне  развивают личность ребенка, а сочетание  различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

 

Один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию являются экскурсии, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий  в том, что они позволяют в  естественной обстановке познакомить  детей с объектами и явлениями  природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями  их обитания, а это способствует образованию первичных представлений  о взаимосвязях в природе. Экскурсии  способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать  любовь «ко всему, что не может  жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого  сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются  в освоении детьми системы экологических  представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий  стимулирует формирование:

  • навыков наблюдения и наблюдательности как таковой
  • сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
  • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
  • воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии  важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Виды экскурсий

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического  характера.

Природоведческая экскурсия  традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений  о разнообразии объектов живой природы  и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия  направлена на освоение детьми разнообразных  биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить  представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического  характера помогают ребёнку научиться  воспринимать красоту природы и  развивают культуру его чувств. Используя  различные педагогические приёмы, воспитатель  способствует тому, что дети от общения  с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного  и эстетического воспитания детей  можно и нужно решать при  организации  и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование  всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе  и осознанное и бережное отношение  к ней.

Структура экскурсии:

  • вводная беседа
  • коллективное наблюдение
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
  • сбор материала
  • игры детей с собранным материалом
  • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей  и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

Эффективными формами  экологического образования сегодня  являются "уроки доброты", "уроки мышления", экологические экспедиции, коллекционирование, "зеленый патруль", экологические тропы, эколого-психологический тренинг и др. 

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников