Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным  видам движений и игровым упражнениям  проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок  должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в  движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

Практическая  деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц. Три раза в месяц проводились трудовые десанты: "Посадим дерево", "Покормим птиц зимой"; "Умелые руки не знают скуки" (сбор природного материала); "Листья желтые над городом кружатся", "Санитарный день" (участие в уборке площадок,) и др.

Был проведен праздник "Наш дом - Земля".   Нами проводилась работа с педагогами ДОУ, в частности, была проведена консультация на тему "Формы организации экологического воспитания дошкольников". Материалы представлены .

Большое значение мы придавали работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей" и по вопросу использования художественной литературы в семье "Книга в семье", которые дали нам дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое.

Особое внимание мы уделили, организации предметно - экологической  среды, правильная организация которой  несет в себе огромную ценность и  определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. 

Для осуществления  поставленных задач нами была выстроена  система мероприятий:

 

На подготовительном этапе проекта нами была:

-   подобрана   и изучена методическая, научная  и художественная литература  по теме проекта;

- подобраны   дидактические игры природоведческого  содержания, отражающие многообразие  природы и животного мира  Южного  Урала, направленные на развитие  познавательной активности, формирования  начал экологической культуры;

- мы увидели  необходимость на данном этапе  адаптировать и систематизировать   подвижные игры, направленные на  развитие двигательной  активности, внимания и наблюдательности  в природе; 

- разработаны  планы – конспекты занятий,  разных видов (первично-ознакомительные,  углубленно -  познавательные, интегрированные);  целевые прогулки  по территории  детского сада;  подобраны проблемные  задания, занимательные опыты  и эксперименты;

- проведен  «круглый стол» с  родителями  с целью включения родителей  в проектную деятельность.

В процессе работы нами были созданы:

- уголок природы  «В гостях у деда Краеведа», который включает в себя наличие  разнообразных комнатных растений, аквариума с рыбками, клетки с хомячком; магнитную карту Челябинской области, на которой дети могли располагать различные объекты природы родного края в соответствии с их местом обитания;  различными моделями, макетами, фото альбомами и др.

- центр экспериментирования  «Хочу все знать», который способствует  развитию познавательной активности  детей, где находятся различный  инвентарь для исследовательской  деятельности (колбочки, лупы, микроскоп,  модели проведения опытов с описанием, альбомы с результатами экспериментов)

- книжный  уголок «Умные книги», способствующий  ознакомлению детей с природой  родного региона, который содержит  книги, энциклопедии, журналы, открытки,  «красную книгу», в которых отражается  разнообразие  природы и животного  мира Южного Урала.

На втором этапе  свою работу с детьми мы выстроили на основе обучения, которое носит развивающий характер. Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней нам помогли целевые экскурсии в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников.

     Свою работу с детьми мы  строили на основе обучения, которое  носит развивающий характер. Занятия   проводим с использованием различных  организационных форм обучения: коллективные, групповые, индивидуальные. Раз в неделю планировали интегрированное  занятие с использованием проблемных  игровых ситуаций.

Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического  отношения к природе является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.

Проблемные  ситуации чаще предлагаются воспитателем, особенно важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?

Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

 Кроме  занятий внутри детского сада, организован цикл экскурсий и  походов: на речку Миасс, на  страусинную ферму, в гости к лесу "В парк Гагарина", экскурсии в зоопарк, катание на лошадках и другие. Во время экскурсий дети знакомились с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учились подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

Проводили  праздники: "Да, здравствуют дети на всей планете", "Праздник цветов", "Русская березка», КВН "Защитим  природу". Родители принимали участие  в фотовыставке «Мой ребенок - мой  цветочек», проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые  отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в  виде  цветка, они рассказали о  его характере,  привычках. Вместе со своими детьми сочинили  сказки, стихи и рассказы о цветах, которые  впоследствии были оформлены в книжку «Я ромашкою родился». Совместная работа  пробуждает у родителей интерес  к  жизни группы и детского сада в целом.

      Большую роль в пополнении  экологических знаний  детей о  растениях и животных играют  дидактические игры.

Принимая  участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается  в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют  растения и животные, как человек  заботится о них.

     Проведенный цикл наблюдений  за растениями на огороде,  расширил знания детей о садовых  цветах, овощах, обогатил их сенсорный  опыт. В период цветения растений  дети знакомились со строением  цветка, условиями необходимыми  для их роста, наблюдая, сколько  дней необходимо на то, чтобы  бутон превратился в цветок, сколько  времени проходит от цветения  до увядания, принимали активное  участие в сборе семян цветов, в уходе за растениями, в сборе  урожая.

     Наблюдения дополняли просмотром  видеофильмов, картин, иллюстраций,  прослушиванием музыки, чтением  художественной литературы, в результате  чего происходила первоначальная  оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного  мира, эстетические наслаждения  красотой природы. 

     В осеннее - зимний период дети  имели возможность постоянно  наблюдать за растениями в  уголке природы. На протяжении  года в природный уголок  вносились  привлекательные комнатные цветы,  которые доступны  и просты  в уходе. В процессе наблюдений  знакомили детей с их названиями, строением и другими характерными  особенностями.

Учитывая  то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок  делает множество открытий, мы старались  побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:

- Как доказать, что растениям нужен свет?

-  Нужно  ли растениям тепло?

- Предскажите,  что получится, если растения  оставить без воды?   и т.  д. 

Решение задач  осуществляли в двух вариантах:

а) дети проводили  эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые  знания;

б) дети вначале  предсказывали результат, а затем  проверяли, правильно ли они мыслили.

     Таким образом, в заключение  проведения опыта или эксперимента, мы  стремились к тому, чтобы  дети сами делали определенные  выводы и подводили итог собственной  деятельности.

    Полученные  в процессе экспериментирования  наблюдения, впечатления и эмоции  дети отражали в продуктивных  видах деятельности.

      Уже во второй половине года  дети стали проявлять активность: на занятиях давали развернутые  ответы, научились различать группы  животных и растений, находить  их по внешнему виду. Постепенно  менялись типы вопросов, увеличивалось  их количество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности  подобранного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 3-4 и рис. 2.

Таблица 4

Результаты  контрольного эксперимента по экспериментальной  группе

Старшая группа « Колобок»

 

Имя ребенка 

Уровень сформированности экологических знаний

Отноше-ние  
к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень 

о мире  
животных

о расти-тельном мире

о неживой  природе 

о временах года

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

1

Влад Б.

13

В

12

С

14

В

13

В

14

В

13,2

В

2

Вова Б.

10

С

9

С

10

С

10

С

11

С

10

С

3

Вика В.

13

В

12

С

13

В

13

В

13

В

12,8

С

4

Саша В.

14

В

12

С

14

В

13

В

14

В

13,4

В

5

Степа Г.

9

С

9

С

9

С

9

С

9

С

9

С

6

Данил З.

9

С

10

С

8

С

9

С

9

С

9

С

7

Вика К.

13

В

12

С

14

В

13

В

14

В

13,2

В

8

Миша К.

14

В

13

В

14

В

13

В

14

В

13,6

В

9

Влад К.

13

В

13

В

12

С

13

В

12

С

12,6

С

10

Вика К.

13

В

13

В

14

В

13

В

14

В

13,4

В

11

Денис К.

13

В

12

С

12

С

12

С

12

С

12,2

С

12

Илья Л.

12

С

12

С

11

С

12

С

12

С

11,8

С

13

Маша Л.

13

В

12

С

12

С

13

В

12

С

12,4

С

14

Кирилл П.

12

С

12

С

12

С

13

В

12

С

12,2

С

15

Савва П.

12

С

12

С

10

С

12

С

12

С

11,6

С

16

Настя С.

14

В

13

В

14

В

13

В

14

В

13,6

В

17

Денис С.

13

В

13

В

13

В

13

В

13

В

13

В

18

Настя Т.

13

В

12

С

12

С

13

В

13

В

12,6

С

19

Альбина Х.

14

В

13

В

14

В

13

В

14

В

13,6

В

20

Кристина Ч.

14

В

13

В

13

В

13

В

13

В

13,2

В

 

В среднем по гр.

12,5

С

11,9

С

12,2

С

12,3

С

12,5

С

12,3

С


Условные обозначения  уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.

Таблица 5

Результаты констатирующего  эксперимента по контрольной группе

 

Имя ребенка 

Уровень сформированности экологических знаний

Отноше-ние  
к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень 

о мире  
животных

о расти-тельном мире

о неживой  природе 

о временах года

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

Оценка  в баллах

Уровень развития

1

Алина А.

10

С

11

С

12

С

13

В

10

С

11,2

С

2

Владик А.

11

С

10

С

11

С

12

В

10

С

10,8

С

3

Дима Б.

9

С

10

С

8

С

9

С

9

С

11

С

4

Ваня Б.

11

С

10

С

11

С

12

С

10

С

10,8

С

5

Даша Е.

11

С

12

С

11

С

12

С

12

С

11,6

С

6

Олег З

13

В

12

С

14

В

13

В

14

В

13,2

В

7

Влад К.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

8

Диана К.

9

С

9

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

9

Катя М.

13

В

13

В

14

В

13

В

14

В

13,4

В

10

Андрей М.

14

В

13

В

13

В

13

В

13

В

13,2

В

11

Диана М.

12

С

10

С

10

С

10

С

10

С

10,4

С

12

Лиза М.

13

В

13

В

14

В

13

В

14

В

13,4

В

13

Саша О.

14

В

12

С

13

В

13

В

13

В

13

В

14

Валера Т.

10

С

10

С

11

С

12

С

10

С

10,4

С

15

ЛяйсанХ.

11

С

10

С

8

С

9

С

9

С

9,4

С

16

Оля Ц.

13

В

11

С

13

В

13

В

13

В

12,6

С

17

Юля Е.

12

С

9

С

8

С

11

С

9

С

9,8

С

18

Маша Ф.

9

С

10

С

9

С

10

С

8

С

9,2

С

19

Саша К.

14

В

13

В

14

В

13

В

14

В

13,6

В

20

Артем Г.

13

В

11

С

13

В

13

В

13

В

12,6

С

 

В среднем по гр.

12,1

С

10,8

С

11,3

С

11,7

С

11,5

С

10,7

С

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников