Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа
Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы
На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц. Три раза в месяц проводились трудовые десанты: "Посадим дерево", "Покормим птиц зимой"; "Умелые руки не знают скуки" (сбор природного материала); "Листья желтые над городом кружатся", "Санитарный день" (участие в уборке площадок,) и др.
Был проведен праздник "Наш дом - Земля". Нами проводилась работа с педагогами ДОУ, в частности, была проведена консультация на тему "Формы организации экологического воспитания дошкольников". Материалы представлены .
Большое значение мы придавали работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей" и по вопросу использования художественной литературы в семье "Книга в семье", которые дали нам дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое.
Особое внимание мы уделили, организации предметно - экологической среды, правильная организация которой несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников.
Для осуществления поставленных задач нами была выстроена система мероприятий:
На подготовительном этапе проекта нами была:
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны
дидактические игры
- мы увидели
необходимость на данном этапе
адаптировать и
- разработаны
планы – конспекты занятий,
разных видов (первично-
- проведен «круглый стол» с родителями с целью включения родителей в проектную деятельность.
В процессе работы нами были созданы:
- уголок природы «В гостях у деда Краеведа», который включает в себя наличие разнообразных комнатных растений, аквариума с рыбками, клетки с хомячком; магнитную карту Челябинской области, на которой дети могли располагать различные объекты природы родного края в соответствии с их местом обитания; различными моделями, макетами, фото альбомами и др.
- центр экспериментирования
«Хочу все знать», который способствует
развитию познавательной
- книжный
уголок «Умные книги», способствующий
ознакомлению детей с природой
родного региона, который
На втором этапе свою работу с детьми мы выстроили на основе обучения, которое носит развивающий характер. Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней нам помогли целевые экскурсии в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников.
Свою работу с детьми мы
строили на основе обучения, которое
носит развивающий характер. Занятия
проводим с использованием
Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.
Проблемные ситуации чаще предлагаются воспитателем, особенно важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Кроме занятий внутри детского сада, организован цикл экскурсий и походов: на речку Миасс, на страусинную ферму, в гости к лесу "В парк Гагарина", экскурсии в зоопарк, катание на лошадках и другие. Во время экскурсий дети знакомились с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учились подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
Проводили праздники: "Да, здравствуют дети на всей планете", "Праздник цветов", "Русская березка», КВН "Защитим природу". Родители принимали участие в фотовыставке «Мой ребенок - мой цветочек», проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в виде цветка, они рассказали о его характере, привычках. Вместе со своими детьми сочинили сказки, стихи и рассказы о цветах, которые впоследствии были оформлены в книжку «Я ромашкою родился». Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.
Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях и животных играют дидактические игры.
Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.
Проведенный цикл наблюдений
за растениями на огороде,
расширил знания детей о
Наблюдения дополняли
В осеннее - зимний период дети
имели возможность постоянно
наблюдать за растениями в
уголке природы. На протяжении
года в природный уголок вносились
привлекательные комнатные
Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:
- Как доказать, что растениям нужен свет?
- Нужно ли растениям тепло?
- Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д.
Решение задач осуществляли в двух вариантах:
а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.
Таким образом, в заключение
проведения опыта или
Полученные
в процессе
Уже во второй половине года
дети стали проявлять
Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности подобранного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 3-4 и рис. 2.
Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе
Старшая группа « Колобок»
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отноше-ние |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | |||||||||
о мире |
о расти-тельном мире |
о неживой природе |
о временах года | ||||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | ||||
1 |
Влад Б. |
13 |
В |
12 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,2 |
В |
2 |
Вова Б. |
10 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
3 |
Вика В. |
13 |
В |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,8 |
С |
4 |
Саша В. |
14 |
В |
12 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,4 |
В |
5 |
Степа Г. |
9 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
6 |
Данил З. |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
7 |
Вика К. |
13 |
В |
12 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,2 |
В |
8 |
Миша К. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,6 |
В |
9 |
Влад К. |
13 |
В |
13 |
В |
12 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
12,6 |
С |
10 |
Вика К. |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,4 |
В |
11 |
Денис К. |
13 |
В |
12 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
12,2 |
С |
12 |
Илья Л. |
12 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
11,8 |
С |
13 |
Маша Л. |
13 |
В |
12 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
12,4 |
С |
14 |
Кирилл П. |
12 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
12,2 |
С |
15 |
Савва П. |
12 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
11,6 |
С |
16 |
Настя С. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,6 |
В |
17 |
Денис С. |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
18 |
Настя Т. |
13 |
В |
12 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12,6 |
С |
19 |
Альбина Х. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,6 |
В |
20 |
Кристина Ч. |
14 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13,2 |
В |
В среднем по гр. |
12,5 |
С |
11,9 |
С |
12,2 |
С |
12,3 |
С |
12,5 |
С |
12,3 |
С |
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отноше-ние |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | |||||||||
о мире |
о расти-тельном мире |
о неживой природе |
о временах года | ||||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | ||||
1 |
Алина А. |
10 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
10 |
С |
11,2 |
С |
2 |
Владик А. |
11 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
12 |
В |
10 |
С |
10,8 |
С |
3 |
Дима Б. |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
11 |
С |
4 |
Ваня Б. |
11 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
10,8 |
С |
5 |
Даша Е. |
11 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
11,6 |
С |
6 |
Олег З |
13 |
В |
12 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,2 |
В |
7 |
Влад К. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,0 |
С |
8 |
Диана К. |
9 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,0 |
С |
9 |
Катя М. |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,4 |
В |
10 |
Андрей М. |
14 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13,2 |
В |
11 |
Диана М. |
12 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10,4 |
С |
12 |
Лиза М. |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,4 |
В |
13 |
Саша О. |
14 |
В |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
Валера Т. |
10 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
10,4 |
С |
15 |
ЛяйсанХ. |
11 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
9,4 |
С |
16 |
Оля Ц. |
13 |
В |
11 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,6 |
С |
17 |
Юля Е. |
12 |
С |
9 |
С |
8 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,8 |
С |
18 |
Маша Ф. |
9 |
С |
10 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,2 |
С |
19 |
Саша К. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,6 |
В |
20 |
Артем Г. |
13 |
В |
11 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,6 |
С |
В среднем по гр. |
12,1 |
С |
10,8 |
С |
11,3 |
С |
11,7 |
С |
11,5 |
С |
10,7 |
С |
Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников