Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.
Гипотеза исследования — мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством знакомства с регионом.
Рассмотрение проблемы экологического воспитания в психолого-педагогической литературе
Анализ действующих программ
Современные технологии, методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Методика ознакомления дошкольников с природой
Вывод по I главе.
Глава II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с природой региона на примере Челябинской области
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ 111 .docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

Условные обозначения  уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.  

 

Уровень сформированности экологических  знаний и отношения к миру природы (в баллах)

Рис.2. – Результаты контрольного эксперимента

По результатам диагностики  в констатирующем и контрольном  эксперименте (табл. 1-2, 4-5) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной  и контрольной групп (табл.6, рис.3).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Динамика повышения уровней  сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения  к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной  групп 

 

Уровень сформированности экологических знаний

Отноше-ние  
к миру  
природы

Общий уровень  по группе

о мире  
животных

о расти-тельном мире

о неживой  природе 

о временах года

Экспер.

группа

Контрол.

группа

Экспер.

группа

Контрол.

группа

Экспер.

группа

Контрол.

группа

Экспер.

группа

Контрол.

группа

Экспер.

группа

Контрол.

группа

Экспер.

группа

Контрол.

группа

Контрольный эксперимент

12,5

12,1

11,9

10,8

12,2

11,3

12,3

11,7

12,5

11,5

12,3

10,7

Констатирующий эксперимент

9,7

9,6

9

9

10,4

10,1

11

10,9

9,7

9,4

9,9

9,8

Прирост показателей  в (баллах)

4,7

2,5

2,9

1,8

1,8

1,2

2,3

0,8

2,8

2,1

2,4

0,9

Разность в (баллах)

2,2

1,1

0,6

1,5

0,7

1,5


 

   

Рис.3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)

 

Качественные изменения  сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения  к миру природы дошкольников экспериментальной  и контрольной групп представлены в табл. 7.

Таблица 7

Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и  контрольной групп в контрольном  эксперименте (в %)

Уровни 

Уровень сформированности экологических  знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе 

о временах года

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Высокий уровень 

70

40

65

20

50

40

70

50

55

40

45

30

Средний уровень 

30

60

35

80

50

60

30

50

45

60

55

70

Низкий уровень 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0


 

 

Анализ результатов диагностики  экологической воспитанности старших  школьников экспериментальной и  контрольной групп в контрольном  эксперименте показывает:

1. Уровень сформированности  экологических знаний и экологически  правильного отношения к миру  природы повысился в обеих  группах, однако динамика его  повышения в экспериментальной  группе выше, чем в контрольной  по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности  экологических знаний, и в уровне  экологического отношения к миру  природы   ( рис.3, табл.6) .

2. Значительно возрос  уровень сформированности экологических  знаний и экологически правильного  отношения к миру природы у  дошкольников экспериментальной  группы, показавших в констатирующем  эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все  они показали средний уровень  сформированности экологических  знаний и, средний уровень экологически  правильного отношения к миру  природы. 

3. Данные табл. 7 показывают, что в результате проведенного  нами формирующего педагогического  эксперимента оценки результатов  деятельности дошкольников экспериментальной  группы во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной  группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Особую заботу дети стали  проявлять за обитателями Уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают  за животными не только во время  своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по уходу за волнистыми попугайчиками. Детям очень нравится мыть кормушку, поилку, насыпать свежий корм, а потом  наблюдать за действиями, поведением попугайчиков. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям  об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много  дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием  отвечает. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойст вах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и  экскурсий дети стали проявлять  большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится  к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что  человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек  будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его  дальнейшее существование на Земле.

Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников на занятиях в  ДОУ и в повседневной жизни  достаточно эффективен.

Выводы по главе II

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологической  воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику  уровня экологической воспитанности  детей в экспериментальной и  контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа  и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным  явлениям и объектам. В работе с  дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской  деятельности, музыки, изобразительной  деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации  самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Для определения эффективности  проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный  эксперимент.

Анализ результатов диагностики  экологической воспитанности старших  дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.

Это позволило сделать  вывод о том, что разработанный  нами комплекс мероприятий, с учетом регионального компонента по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира: ребенок  получает эмоциональное впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются  первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей  проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают ему познать и наладить взаимоотношения с ним.     

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

Мы считаем, что  работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и  социокультурными особенностями должна быть более определённой: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.

Подобранный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях и в повседневной жизни, посредством ознакомления с природой региона показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной группы оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.

 

Список литературы

 

  1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.
  2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.
  3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
  4. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.
  5. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.
  6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.
  7. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56.
  8. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
  9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.

Информация о работе Знакомство с природой региона как средство экологического развития дошкольников