Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа
Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.
Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13
Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................
Уровень технического развития общества определяет способы фиксирования информации и материальные носители. В первобытном обществе в качестве материального информационного носителя использовался камень, а информация фиксировалась графическим способом. Дальнейшее развитие цивилизации совершенствовало способы фиксирования информации — был изобретен алфавит. Позже глиняные и керамические таблички сменились свитками из папируса и пергамента, а из бересты и бумаги стали изготавливать первые книги. Печатные издания вытеснили рукописные. Бумага получила широкое использование в качестве информационного носителя. Книги на бумажном носителе стали наиболее распространенным традиционным носителем информации. Изобретение фотографии способствовало появлению новых носителей — фотографий, слайдов, микрофиш и микрофильмов. В конце XIX – начале XX века появляются различные звуковые носители: грампластинки, аудио- и видеокассеты. Таким образом, развитие научно-технического прогресса способствует созданию новых, более современных информационных носителей и прогрессивных технологий доступа к документам.
На
современном этапе наука
Еще 10 лет назад большинство специалистов делали ставку на универсальность будущего носителя. Это было понятно для большинства потребителей: записав информацию на «универсальный» диск, не надо было думать, что твой товарищ или деловой партнер столкнется с проблемой её чтения. Однако, существование единого стандартного носителя предполагает наличие устройств, работающих на единой технологии. Вот именно здесь и содержалась основная проблема. Производители устройств, не желая мириться с конкурентами, пытались навязать рынку свой формат записи. Подобная ситуация наблюдалась, практически, на всех рынках потребления: на видеорынке сражались Sony и JVC (со своими форматами Betamax и VHS), на аудиорынке производители магнитных устройств воевали с производителями компакт-дисков. Маркетинговые и технологические войны разгорались и на всех сегментах компьютерного рынка: за право называться стандартом на рынке сменной памяти соперничали Zip (Iomega),LS-120 (Imation/ Panasonic), HiFD (Sony) и многие другие. ИТ-специалисты в это время не могли определиться, какой носитель для хранения данных выбрать среди магнитных лент (DDS, 8MM, Travan, DLT), магнитооптических носителей и оптических дисков (CD, DVD).
С появлением множества устройств и технологий встала и другая проблема — проблема выбора. Потребитель был дезориентирован в колоссальном многообразии средств хранения информации. Зачастую выбор усложнялся невозможностью самого производителя определить и представить преимущества своего устройства. В последнее десятилетие предложение различных технологий значительно опережало спрос, в то же время, иногда перспективный носитель не получал должного распространения из-за слабой поддержки его другими игроками рынка или из-за высокой цены.
Сейчас же происходит смена рыночных сил, и товары производятся под нужды, настроения и привычки покупателей; именно потребитель сегодня навязывает свои условия производителям и своими деньгами «голосует» за создание той или иной технологии.
Рынок компьютерных носителей, как и вся ИТ-индустрия, живет по своим, невообразимо быстрым часам. Еще несколько лет назад все говорили о смерти стандартных дискет и господстве Zip- и Jaz-дисков..Однако пик популярности стандартных дискет еще не пройден. До сих пор большая часть ПК во всем мире комплектуется флоппи-дисководами, и сегодня дискеты закрывают определенную нишу, удовлетворяя потребность постоянного переноса и хранения небольших объемов информации.
Сегодня
на рынке магнитных носителей
представлены магнитные диски и
ленты. Дискеты, изобретенные компанией
Sony более 30 лет назад, прожили богатую
жизнь и живут по сей день, хотя
надо отметить, что большинство компаний
уже отказались от собственного производства
этих носителей. Одной из первых компаний,
закрывшей свои заводы по производству
флоппи-дисков, стала в 1996 KAO, ее примеру
последовали IBM, 3M/Imation. Большинство
этих компаний перевели производство
к третьим компаниям или
Уже
в середине 90-х годов все специалисты
заговорили о том, что скорость, а
главное — емкость флоппи-
Оптические диски и карты памяти стали тем сменным носителем для хранения персональных файлов, музыки и фотографий, о которых так мечтал потребитель. Продвижение на рынок продуктов, основанных на магнито-оптических (далее MO) технологиях, постепенно сворачивается. Данный стандарт все больше ориентируется на специализированные ниши. В мире остались фактически два ее производителя: в формате 3,5 дюйма — Fujitsu, а форм-фактор 5,25 дюймов производится фирмой Sony. Носители производятся ограниченным количеством компаний, хотя на рынке они представлены под десятками различных торговых марок. Основоположником МО-технологии считается компания Sony, именно этим объясняется, тот факт, что настоящее распространение МО-диски получили только в Японии.
В
России за последние несколько лет
рынок MO-носителей ведет себя стабильно
— наблюдается незначительное падение
поставок. При этом Россия потребляет
намного больше 3,5-дюймовых дисков,
в отличии от стран Западной Европы,
где превалируют 5-дюймовые диски. Эта
особенность России связана, в первую
очередь, с тем, что адептами МО-технологии
стали небольшие фирмы, в основном,
из рекламного и полиграфического сектора,
и домашние пользователи. В странах
Европы МО-диски используются, в
основном, в многодисковых
МО остается, по-прежнему, одной из самых надежных технологий хранения данных — производители декларируют срок хранения данных на носителе около 100 лет. В дополнение к этому, МО-диски, в отличии от ленточных носителей, имеют прямой доступ к данным, что позволяет использовать их в качестве «виртуальных» жестких дисков.
Как и в случае с МО-носителями, на рынке ленточных носителей очень серьезную роль играет компания Sony, у которой и здесь имеются собственные разработки. В частности, к ним относится DAT- и DDS-кассеты, а также последние усовершенствования данной технологии записи, которые отобразились в лентах формата AIT. Как и МО, данные носители прижились только в компаниях, требующих хранение и архивирование больших массивов данных. Оставаясь одним из самых дешевых (по стоимости за мегабайт) носителей, ленты заняли в свое время значительную долю этого рынка. В качестве наиболее популярных среди них можно отметить стандарты DLT, SDLT, LTO и SLR.
Рынок оптических дисков переживает бурный рост как у нас в стране, так и за рубежом. Во многом, развитие оптических технологий повлекло закат популярности других носителей, в частности, CD-RW-диски оттеснили на задний план сменные диски на магнитной технологии и 3,5-дюймовые MO-диски. Сильное снижение цен на устройства и полная совместимость с CD-ROM-дисководами позволили этому продукту стать идеальным средством не только для домашних архивов, но и для переноса данных с компьютера на компьютер. История данного носителя уходит к началу 90-х годов, когда компании Sony и Philips предложили рынку компакт-диски для записи музыки. Определенная открытость в сфере производства устройств и носителей создала благоприятную среду для распространения данного стандарта; как следствие, это повлекло усиление конкуренции и падение цен на диски и устройства.
Конвергенция музыкального рынка с рынком компьютерным позволили закрепить за компакт-диском поистине всемирную славу. Несмотря на то, что первые CD-R-диски стоили около $20, они быстро дешевели и становились все более популярными.
И хотя многие специалисты утверждают, что надежность дисков сильно уступает таким технологиям, как MО, все же заявленый срок хранения в 30 лет или 1000 циклов перезаписи представляется более чем достаточным для рядового потребителя. «Соревнование скоростей» среди производителей CD-R уже, можно сказать, закончилось, и связано это с тем, что текущая скорость 48х является технологическим пределом для CD-R-дисков.
Не надо забывать, что рынок носителей является вторичным, и, в первую очередь, он зависит от объема поставок этих устройств. По объему продаж рекордеров на российском рынке лидерство принадлежит накопителям Teaс, второе место занимает Yamaha, и замыкает тройку лидеров марка Philips. Популярность этим марками обеспечил ранний приход этих компаний в Россию и то, что российские потребители очень хорошо знали данные торговые марки.
Сейчас
емкость CD-R/RW-дисков достигла своего предела
(700 МБ), и конкуренция перешла
из технологической плоскости в
маркетинговую. Упаковка, цвет носителя,
дизайн, аксессуары для дисков, граммотное
представление товаров в
Наиболее сильно растет сегмент оптических дисков. Суммарная доля всех оптических носителей в России занимает сейчас примерно 60% рынка. Причем лидерами рынка оптических носителей в России являются TDK и Verbatim. Распределение рынка каждый год становится все более похожим на общеевропейскую картину, где лидеры рынка — это марки Memorex и Verbatim.
Итак, можно констатировать, что на российском рынке компьютерных носителей произошла смена лидера — магнитные диски были вытеснены оптическими. Диски CD-R/RW стали, по сути, потребительским стандартом для записи данных, музыки и цифровой фотографии. Бурный рост переживают DVD-диски, завоевывая рынок домашнего видео и корпоративного хранения данных.
Волнения в ряды пользователей вносят постоянные войны крупнейших производителей за DVD-стандарты записи. Фактически, на рынке пререзаписываемых DVD сейчас закрепились 3 продукта: DVD-RAM, DVD-RW и DVD+RW.
Технология
DVD появилась достаточно давно, в
середине 90-х годов. Опытные образцы
были представлены компаниями в 1996–1997
годах, но реальные продажи устройств
и дисков начались только несколько
лет спустя, причем цены на устройства
были очень высокими и доходили до
нескольких тысяч долларов. Технология
DVD была создана для индустрии
развлечений, но надо сказать, что одним
из первых продуктов этого семейства,
который поступил в открытую продажу,
был формат DVD-RAM, который предназначался,
в основном, для хранения данных
на компьютере. Этот стандарт был запатентован
компанией Matsushita (торговая марка Panasonic).
Диск защищен специальным
Впоследствии рынку предстал формат DVD-R/RW, который представила компания Pioneer. Активные продажи DVD-R-рекордеров начались в 2000 году, а уже в следующем году компании Philips, Sony, HP и Verbatim предложили третее семейство — DVD+RW. Через полгода уже многие фирмы начали поставку DVD+RW-устройств для ПК, а следом появились и DVD+R-диски, которые использовались для видеозаписи.
Появление
DVD-рекордеров сразу в 2-х секторах
(бытовом аудио/видео- и компьютерном)
серьезно увеличили продажи, что
в итоге привело к падению
цен. И если DVD-RAM, по сути, является новым
форматом, не совместимым с существующими
DVD-плеерами, то DVD-RW- и DVD+RW-устройства работают
с дисками, которые легко читаются
на большинстве домашних устройств,
число которых достигло 53 млн. штук.
Специалисты, однако, утверждают, что DVD-RW,
имея схожие параметры с DVD+RW, сильно
уступает последнему в совместимости
с домашними
С
приходом оптических технологий, компакт-диски
и аудиодеки на CD практически
вытеснили магнитные кассеты
из домашних аудиосистем, но на рынке
карманного аудио все еще преобладали
кассеты. Все-таки стандартные 12-сантиметровые
диски достаточно громоздки для
кармана, и любители музыки все еще
предпочитали аудиоплееры на кассетах.
Когда рынок аудиокассет
Надо признать, что распространение минидиск получил именно благодаря возможности сохранять на нем музыку посредством системы кодирования звука ATRAC. Пик продаж MD в России был отмечен в 2000 году, когда потребители приобрели около 750 тыс. незаписанных дисков. Минидиски получили очень широкое распространение в Японии, а у нас в стране этот надежный и удобный формат так и не стал популярным. Причина этому все та же: недостаточное распространение плееров и техники MD.