Информационные системы и технологии

Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.

Содержание

Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13

Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................

Работа состоит из  1 файл

Информация.docx

— 350.53 Кб (Скачать документ)

       Уровень технического развития общества определяет способы фиксирования информации и материальные носители. В первобытном обществе в качестве материального информационного носителя использовался камень, а информация фиксировалась графическим способом. Дальнейшее развитие цивилизации совершенствовало способы фиксирования информации — был изобретен алфавит. Позже глиняные и керамические таблички сменились свитками из папируса и пергамента, а из бересты и бумаги стали изготавливать первые книги. Печатные издания вытеснили рукописные. Бумага получила широкое использование в качестве информационного носителя. Книги на бумажном носителе стали наиболее распространенным традиционным носителем информации. Изобретение фотографии способствовало появлению новых носителей — фотографий, слайдов, микрофиш и микрофильмов. В конце XIX – начале XX века появляются различные звуковые носители: грампластинки, аудио- и видеокассеты. Таким образом, развитие научно-технического прогресса способствует созданию новых, более современных информационных носителей и прогрессивных технологий доступа к документам.

       На  современном этапе наука предложила обществу новый способ фиксирования информации — электронный. Появились и новые информационные носители: винчестеры персональных компьютеров, дискеты, оптические носители и flash-память.

       Еще 10 лет назад большинство специалистов делали ставку на универсальность будущего носителя. Это было понятно для большинства потребителей: записав информацию на «универсальный» диск, не надо было думать, что твой товарищ или деловой партнер столкнется с проблемой её чтения. Однако, существование единого стандартного носителя предполагает наличие устройств, работающих на единой технологии. Вот именно здесь и содержалась основная проблема. Производители устройств, не желая мириться с конкурентами, пытались навязать рынку свой формат записи. Подобная ситуация наблюдалась, практически, на всех рынках потребления: на видеорынке сражались Sony и JVC (со своими форматами Betamax и VHS), на аудиорынке производители магнитных устройств воевали с производителями компакт-дисков. Маркетинговые и технологические войны разгорались и на всех сегментах компьютерного рынка: за право называться стандартом на рынке сменной памяти соперничали Zip (Iomega),LS-120 (Imation/ Panasonic), HiFD (Sony) и многие другие. ИТ-специалисты в это время не могли определиться, какой носитель для хранения данных выбрать среди магнитных лент (DDS, 8MM, Travan, DLT), магнитооптических носителей и оптических дисков (CD, DVD).

       С появлением множества устройств и технологий встала и другая проблема — проблема выбора. Потребитель был дезориентирован в колоссальном многообразии средств хранения информации. Зачастую выбор усложнялся невозможностью самого производителя определить и представить преимущества своего устройства. В последнее десятилетие предложение различных технологий значительно опережало спрос, в то же время, иногда перспективный носитель не получал должного распространения из-за слабой поддержки его другими игроками рынка или из-за высокой цены.

       Сейчас  же происходит смена рыночных сил, и  товары производятся под нужды, настроения и привычки покупателей; именно потребитель  сегодня навязывает свои условия  производителям и своими деньгами «голосует» за создание той или иной технологии.  

       Рынок компьютерных носителей, как и вся  ИТ-индустрия, живет по своим, невообразимо быстрым часам. Еще несколько  лет назад все говорили о смерти стандартных дискет и господстве Zip- и Jaz-дисков..Однако пик популярности стандартных дискет еще не пройден. До сих пор большая часть ПК во всем мире комплектуется флоппи-дисководами, и сегодня дискеты закрывают определенную нишу, удовлетворяя потребность постоянного переноса и хранения небольших объемов информации. 

       Сегодня на рынке магнитных носителей  представлены магнитные диски и  ленты. Дискеты, изобретенные компанией Sony более 30 лет назад, прожили богатую  жизнь и живут по сей день, хотя надо отметить, что большинство компаний уже отказались от собственного производства этих носителей. Одной из первых компаний, закрывшей свои заводы по производству флоппи-дисков, стала в 1996 KAO, ее примеру  последовали IBM, 3M/Imation. Большинство  этих компаний перевели производство к третьим компаниям или перешли  к новомодной на сегодняшний день практике аутсорсинга. 

       Уже в середине 90-х годов все специалисты  заговорили о том, что скорость, а  главное — емкость флоппи-дисков, уже не удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня. Тогда же компания Iomega анонсировала диски ZIP и JAZ, которые произвели настоящий фурор на рынке носителей. Именно формату ZIP прочили первенство в сменных носителях будущего. В те же годы компании 3М (LS-120) и SONY (HiFD) анонсировали свои конкурирующие носители, но, несмотря на превосходство по характеристикам и потребительских свойствам, этим продуктам не суждено было отвоевать долю рынка у ZIP. Причиной этому послужил очень поздний запуск этих устройств на рынок и их высокая стоимость носителя. 

       Оптические  диски и карты памяти стали  тем сменным носителем для  хранения персональных файлов, музыки и фотографий, о которых так  мечтал потребитель. Продвижение на рынок продуктов, основанных на магнито-оптических (далее MO) технологиях, постепенно сворачивается. Данный стандарт все больше ориентируется  на специализированные ниши. В мире остались фактически два ее производителя: в формате 3,5 дюйма — Fujitsu, а форм-фактор 5,25 дюймов производится фирмой Sony. Носители производятся ограниченным количеством компаний, хотя на рынке они представлены под десятками различных торговых марок. Основоположником МО-технологии считается компания Sony, именно этим объясняется, тот факт, что настоящее распространение МО-диски получили только в Японии. 

       В России за последние несколько лет  рынок MO-носителей ведет себя стабильно  — наблюдается незначительное падение  поставок. При этом Россия потребляет намного больше 3,5-дюймовых дисков, в отличии от стран Западной Европы, где превалируют 5-дюймовые диски. Эта  особенность России связана, в первую очередь, с тем, что адептами МО-технологии стали небольшие фирмы, в основном, из рекламного и полиграфического сектора, и домашние пользователи. В странах  Европы МО-диски используются, в  основном, в многодисковых роботизированных библиотеках для хранения корпоративной  информации или для работы с корпоративными приложениями и базами данных. 

       МО  остается, по-прежнему, одной из самых  надежных технологий хранения данных — производители декларируют  срок хранения данных на носителе около 100 лет. В дополнение к этому, МО-диски, в отличии от ленточных носителей, имеют прямой доступ к данным, что  позволяет использовать их в качестве «виртуальных» жестких дисков. 

       Как и в случае с МО-носителями, на рынке ленточных носителей очень серьезную роль играет компания Sony, у которой и здесь имеются собственные разработки. В частности, к ним относится DAT- и DDS-кассеты, а также последние усовершенствования данной технологии записи, которые отобразились в лентах формата AIT. Как и МО, данные носители прижились только в компаниях, требующих хранение и архивирование больших массивов данных. Оставаясь одним из самых дешевых (по стоимости за мегабайт) носителей, ленты заняли в свое время значительную долю этого рынка. В качестве наиболее популярных среди них можно отметить стандарты DLT, SDLT, LTO и SLR.

       Рынок оптических дисков переживает бурный рост как у нас в стране, так  и за рубежом. Во многом, развитие оптических технологий повлекло закат популярности других носителей, в частности, CD-RW-диски оттеснили на задний план сменные диски на магнитной технологии и 3,5-дюймовые MO-диски. Сильное снижение цен на устройства и полная совместимость с CD-ROM-дисководами позволили этому продукту стать идеальным средством не только для домашних архивов, но и для переноса данных с компьютера на компьютер. История данного носителя уходит к началу 90-х годов, когда компании Sony и Philips предложили рынку компакт-диски для записи музыки. Определенная открытость в сфере производства устройств и носителей создала благоприятную среду для распространения данного стандарта; как следствие, это повлекло усиление конкуренции и падение цен на диски и устройства. 

       Конвергенция  музыкального рынка с рынком компьютерным позволили закрепить за компакт-диском поистине всемирную славу. Несмотря на то, что первые CD-R-диски стоили около $20, они быстро дешевели и становились  все более популярными. 

       И хотя многие специалисты утверждают, что надежность дисков сильно уступает таким технологиям, как MО, все же заявленый срок хранения в 30 лет  или 1000 циклов перезаписи представляется более чем достаточным для  рядового потребителя. «Соревнование  скоростей» среди производителей CD-R уже, можно сказать, закончилось, и  связано это с тем, что текущая  скорость 48х является технологическим  пределом для CD-R-дисков.

       Не  надо забывать, что рынок носителей  является вторичным, и, в первую очередь, он зависит от объема поставок этих устройств. По объему продаж рекордеров на российском рынке лидерство принадлежит  накопителям Teaс, второе место занимает Yamaha, и замыкает тройку лидеров марка Philips. Популярность этим марками обеспечил  ранний приход этих компаний в Россию и то, что российские потребители  очень хорошо знали данные торговые марки.

       Сейчас  емкость CD-R/RW-дисков достигла своего предела (700 МБ), и конкуренция перешла  из технологической плоскости в  маркетинговую. Упаковка, цвет носителя, дизайн, аксессуары для дисков, граммотное представление товаров в розничной  торговле — это сейчас определяет популярность того или иного CD-бренда. И если технологическое развитие CD-R/RW-дисков уже завершилось, то у DVD+R/RW-дисков все еще впереди.

       Наиболее  сильно растет сегмент оптических дисков. Суммарная доля всех оптических носителей  в России занимает сейчас примерно 60% рынка. Причем лидерами рынка оптических носителей в России являются TDK и Verbatim. Распределение рынка каждый год становится все более похожим  на общеевропейскую картину, где  лидеры рынка — это марки Memorex и Verbatim.

       Итак, можно констатировать, что на российском рынке компьютерных носителей произошла смена лидера — магнитные диски были вытеснены оптическими. Диски CD-R/RW стали, по сути, потребительским стандартом для записи данных, музыки и цифровой фотографии. Бурный рост переживают DVD-диски, завоевывая рынок домашнего видео и корпоративного хранения данных. 

       Волнения  в ряды пользователей вносят постоянные войны крупнейших производителей за DVD-стандарты записи. Фактически, на рынке пререзаписываемых DVD сейчас закрепились 3 продукта: DVD-RAM, DVD-RW и DVD+RW. 

       Технология DVD появилась достаточно давно, в  середине 90-х годов. Опытные образцы  были представлены компаниями в 1996–1997 годах, но реальные продажи устройств  и дисков начались только несколько  лет спустя, причем цены на устройства были очень высокими и доходили до нескольких тысяч долларов. Технология DVD была создана для индустрии  развлечений, но надо сказать, что одним  из первых продуктов этого семейства, который поступил в открытую продажу, был формат DVD-RAM, который предназначался, в основном, для хранения данных на компьютере. Этот стандарт был запатентован компанией Matsushita (торговая марка Panasonic). Диск защищен специальным пластиковым  кейсом и изначально позиционировался как высоконадежный носитель, предусматривающий  возможность выполнения 100 тыс. циклов перезаписи. 

       Впоследствии  рынку предстал формат DVD-R/RW, который  представила компания Pioneer. Активные продажи DVD-R-рекордеров начались в 2000 году, а уже в следующем году компании Philips, Sony, HP и Verbatim предложили третее семейство  — DVD+RW. Через полгода уже многие фирмы начали поставку DVD+RW-устройств  для ПК, а следом появились и DVD+R-диски, которые использовались для видеозаписи. 

       Появление DVD-рекордеров сразу в 2-х секторах (бытовом аудио/видео- и компьютерном) серьезно увеличили продажи, что  в итоге привело к падению  цен. И если DVD-RAM, по сути, является новым  форматом, не совместимым с существующими DVD-плеерами, то DVD-RW- и DVD+RW-устройства работают с дисками, которые легко читаются на большинстве домашних устройств, число которых достигло 53 млн. штук. Специалисты, однако, утверждают, что DVD-RW, имея схожие параметры с DVD+RW, сильно уступает последнему в совместимости  с домашними видеопроигрывателями. Именно благодаря рынку домашнего  видео, устройства и диски DVD+RW растут сегодня намного быстрее остальных  форматов. 

       С приходом оптических технологий, компакт-диски  и аудиодеки на CD практически  вытеснили магнитные кассеты  из домашних аудиосистем, но на рынке  карманного аудио все еще преобладали  кассеты. Все-таки стандартные 12-сантиметровые  диски достаточно громоздки для  кармана, и любители музыки все еще  предпочитали аудиоплееры на кассетах. Когда рынок аудиокассет находился  на своем пике, компания Sony, предвидя грядущий переход на компактные аудионосители, предложила новый формат — минидиск (MD) — магнитооптический диск, который  может сохранять данные и музыку. 

       Надо  признать, что распространение минидиск получил именно благодаря возможности  сохранять на нем музыку посредством  системы кодирования звука ATRAC. Пик  продаж MD в России был отмечен  в 2000 году, когда потребители приобрели  около 750 тыс. незаписанных дисков. Минидиски  получили очень широкое распространение  в Японии, а у нас в стране этот надежный и удобный формат так  и не стал популярным. Причина этому  все та же: недостаточное распространение  плееров и техники MD.

Информация о работе Информационные системы и технологии