Информационные системы и технологии

Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.

Содержание

Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13

Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................

Работа состоит из  1 файл

Информация.docx

— 350.53 Кб (Скачать документ)

       В информационной системе, также как  и в организации, необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром (см. рис.2). Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

       Обмен информацией в организации можно  улучшить, внедрив ИС, которая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствовать формированию восходящих и боковых ветвей информационного  обмена, развертывать системы сбора  предложений, печатать материалы информативного характера для использования  внутри организации. С помощью информационных систем можно планировать объем  работ, материальные и других ресурсы, осуществлять контроль за ходом выполнения плана, за производственным процессом.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Классифицировать  информационные системы можно по различным признакам. В отечественной  литературе по информационным системам управления  ИС классифицируют обычно по следующим признакам:12

    • по типу объекта управления (ИС управления технологическим процессом, ИС организационного управления);
    • по степени интеграции (локальные, интегрированные);
    • по уровню автоматизации управления (информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы);
    • по уровню управления (информационные системы  управления предприятием, корпорацией, отраслью);
    • по характеру протекания технологических процессов на объекте управления (автоматизированная система управления дискретным производством, автоматизированная система управления непрерывным производством).

       Более подробно мы будем рассматривать  информационные системы по уровню управления предприятием. Эти системы наиболее широко распространены в практике управления предприятиями и корпорациями.

       

       Рис.3 .Типы информационных систем 

       В зарубежной литературе также отмечается, что, так как имеются различные  интересы, особенности и уровни управления в организации, то существуют и различные  виды информационных систем. Рассмотрим рис.2.

       В организации выделяют следующие  уровни:

    • эксплуатационный;
    • уровень знаний;
    • тактический уровень;
    • стратегический уровень.

       Также выделяют функциональные подсистемы: продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом.

       Различные организационные уровни обслуживают  четыре главных типа информационных систем: системы  эксплуатационного  уровня, системы уровня знаний, системы  тактического уровня управления и системы  стратегического управления.

       Системы эксплуатационного  уровня обеспечивают операции учета и контроля. Например, учет продаж, учет кадров, бухгалтерский учет, контроль движения материалов. Системы данного уровня представляют собой системы обработки данных.

       Системы уровня знаний обеспечивают автоматизацию разработки новых видов продукции, создание и поддержку электронных архивов, извлечение информации, новых знаний из электронных хранилищ данных (CAD, DataWarehousing, OLAP, Data Mining).

       Системы тактического уровня предназначены для обеспечения контроля, анализа, управления, принятия решений и административных действий средних менеджеров. К данному уровню относятся системы, направленные на решение задач, для которых информационные требования не всегда ясны. Эти системы часто отвечают на вопросы "что, если?". Что произойдет с производственным календарным планом, если мы  удвоим продажу в декабре? Как изменятся наши дивиденды, если оплата будет отсрочена на  шесть месяцев? Ответы на эти вопросы часто требуют новых данных, как внешних, так и внутренних,  которые не могут быть получены от существующих систем  эксплуатационного уровня.

       Системы стратегического  уровня представляют собой инструмент помощи руководителям высшего уровня и подготавливают стратегические исследования и длительные прогнозы, как для фирмы, так и для различных внешних экономических процессов. Эти системы должны отвечать на следующие вопросы. Какое количество абитуриентов будет через три, пять лет? Каков будет уровень занятости через пять лет? Каковы длительные промышленные, финансовые прогнозы, и где нас ожидает спад? Какие изделия мы должны производить через пять лет?

       В соответствии с зарубежной классификацией выделяют шесть основных типов информационных систем.

       Организация имеет исполнительные системы поддержки  руководства Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы – Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений – Decision Support Systems (DSS) на тактическом (управленческом) уровне; системы управления знаниями – Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства – Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и системы обработки транзакций – Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.

       Таким образом, информационные системы в  организациях разработаны, чтобы помочь служащим или менеджерам на каждом уровне реализовать функции продажи  и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и управления персоналом. Каждая из различных видов систем может иметь компоненты, которые используются различными  уровнями управления одновременно. Следует отметить, что наиболее эффективны интегрированные ИС, объединяющие функции всех функциональных подсистем и различных уровней управления.

       Как уже отмечалось ранее, ИС сегодня  играют стратегическую роль, так как  помогают организации получить конкурентные преимущества. Информационная технология и ИС сами по себе не дают конкурентных преимуществ. Их нужно использовать для поддержки стратегии конкуренции.

       Стратегическими ИС называют такие ИС, которые могут  изменять цели деятельности, изделия, сопутствующие услуги для получения  конкурентных преимуществ.

       Фирма использует ИТ на трех различных уровнях  конкурентной стратегии:

  • уровень бизнеса;
  • уровень фирмы;
  • уровень отрасли.

       Для каждого уровня бизнес-стратегии  существует стратегия использования  ИС, и для каждого уровня существует модель для анализа и оценки использования ИС. В нижеследующей таблице отражены стратегии, модели и информационные технологии для каждого уровня конкуренции.

       Уровни  конкуренции, стратегии, модели и информационные технологии 

Уровень Стратегия Модель Информационные  сети, информационные технологии
Отрасль кооперация, лицензия,

стандарт

модель конкурентных сил,

сетевая экономика

телекоммуникации, информационное партнёрство
Фирма синергетика,

центр компетенции

центр компетенции (core competition) системы знаний, системы организационного управления
Бизнес снижение затрат

дифференциация, анализ конкуренции

цепочка добавления потребительской стоимости (value chain) Custom Relationship Management (CRM), Supply Chain Мaanagement (SCM),

Datamining

 

       Более подробно остановимся на стратегии  бизнес уровня и цепочке добавления потребительской стоимости. Ключевой вопрос стратегии бизнес - уровня ¾ это «Как мы можем эффективно конкурировать на отдельном рынке?» Это может быть рынок кабельного телевидения, автомобильных пассажирских перевозок, туризма и т.д.

       Основными конкурентными стратегиями этого  уровня являются следующие:

  1. Стратегия преимущества по издержкам производства;
  2. Стратегия дифференциации;
  3. Стратегия изменения сферы конкуренции.

       Фирма, реализующая стратегию преимущества по издержкам, ориентируется на широкий  рынок и производит товары в большом  количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.

       Фирма, реализующая стратегию дифференциации, нацеливается на большой рынок, предлагая  товар, который рассматривается  как выделяющийся. Компания выпускает  привлекательный для многих товар, который, тем не менее, рассматривается  потребителями как уникальный, в  силу его дизайна, доступности, надежности и других  характеристик. В результате цена не играет столь важной роли, и  потребители приобретают достаточную  лояльность к товарной марке.

       Фирма, реализующая стратегию изменения  сферы конкуренции, расширяет рынок, включаясь в глобальные рынки, или  сужает рынок с фокусированием на небольших нишах, еще не освоенных  или недостаточно удовлетворенных  другими конкурентами. Продвижение  на мировые рынки порождает изменение  масштабов фирмы. Продвижение в  узкие ниши рынков обеспечивается высоко прибыльным продуктом.

       Организации имеют конкурентные преимущества, когда  они обеспечивают большую ценность продукта с точки зрения потребителя, или когда они обеспечивают ту же самую ценность для потребителя, но снижают цену. ИС могут иметь  стратегическое воздействие, если они  помогают фирме обеспечить снижение стоимости продукции и услуг  по сравнению с конкурентами, или  обеспечить ту же потребительскую стоимость, что и у конкурентов, без увеличения издержек. Например, это возможно за счет более быстрого предоставления высококачественной информации при  очень низкой цене. В следующей таблице представлены новые продукты и услуги, основанные на новых информационных технологиях.

       Новые продукты и услуги 

  Новые продукты и услуги   ИТ, лежащие  в их основе
  Онлайновый  банкинг   Частные вычислительные сети, Интернет
  Управление  денежными счетами   Корпоративные пользовательские системы счетов
  Электронные биржи   Автоматизированные  рабочие места менеджера и (трейдера) биржевого маклера.
  Системы резервирования мест на международных  и национальных авиалиниях, в отелях   Системы резервирования, основанные на международных  телекоммуникациях
  Электронная коммерция   Интернет, корпоративные базы данных заказчиков
  Голосовая почта   Цифровые  сети и коммуникационные системы
  Изготовление  изделий на заказ   CAD/CAM системы
 

       Стратегическими ИС для бизнес уровня являются информационная система управления взаимоотношениями  с клиентами (Custom Relationship Management, CRM), информационная система управления цепочками поставок (Supply Chain Мanagement, SCM), система «добычи» знаний (Datamining).

       Итак, в зависимости от информационной системы предприятия уровень  конкурентоспособности может изменяться в различных направлениях. Важнейшей  составляющей информационной системы  являются информационные технологии, расширяющие информационное поле бизнеса. 

       § 2. Классификация информационных технологий

       Непременным условием повышения эффективности  управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и  адаптивностью к внешним воздействиям. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией  и вычислительной техникой.

       Информационная  технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов.13

Информация о работе Информационные системы и технологии