Информационные системы и технологии

Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.

Содержание

Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13

Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................

Работа состоит из  1 файл

Информация.docx

— 350.53 Кб (Скачать документ)

       4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики.

       Информационные  ресурсы Государственной системы  статистики включают:

  • информационные фонды по отраслям статистики;
  • информационные фонды интегрированных баз данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО);
  • статистическую информацию первичных отчетов.

       Информационные  ресурсы регионального уровня формируются  региональными комитетами государственной  статистики на основе средств электронной  обработки данных с последующей  загрузкой в региональные базы данных, регистры и субрегистры по основным направлениям статистики. На федеральном  уровне обеспечивается формирование информационных ресурсов, характеризующих макроэкономические показатели и экономические балансы, основные показатели деятельности отраслей экономики, институциальные преобразования в экономике и развитие негосударственного сектора, инвестиции, цены и тарифы, трудовые ресурсы, заработную плату и занятость населения, финансы, внешнеэкономическую деятельность, доходы и уровень жизни населения, демографические показатели, правонарушения, природные ресурсы и охрана окружающей среды, социально-экономическое положение регионов Российской Федерации, статистическую информацию федеральных органов исполнительной власти.

       Основной  формой распространения статистической информации является публикация статистических сборников и пресс-выпусков для  средств массовой информации. Для  распространения содержащихся в  БГД статистических публикаций в  электронном виде Госкомстат России отрабатывает три направления: на основе собственных телекоммуникационных средств, через сеть Интернет, на CD-ROM. Информация, предоставляемая Госкомстатом России, является основой для формирования значительной части информационных ресурсов органов государственной власти.

       5. Государственная система правовой информации.

       В соответствии с Президентской программой "Правовая информатизация федеральных  органов государственной власти", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 808, задачи сбора, обработки, хранения, анализа  правовой информации и организации  ее использования возложены на Минюст России.

       Центральным узлом информационно-вычислительной системы Минюста России является Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ). В 43 субъектах  Российской Федерации созданы учреждения Минюста России - центры правовой информатизации (ЦПИ).

       К числу основных информационных ресурсов Минюста России относятся:

  • комплекс баз данных правовой информации, объединенных в программно-технологический комплекс (ПТК) "ФОНД", содержащий более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательства Российской Федерации, начиная с 1922 г.;
  • база данных действующего российского законодательства "ЭТАЛОН", содержащая около 30 тыс. действующих нормативных актов в актуальной редакции;
  • фонды правовых актов на бумажных носителях;
  • Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций;
  • база данных судебной статистики.

       Значительные  ресурсы правовой информации имеются  в ФАПСИ. Фонд правовой информации ФАПСИ  представлен шестью информационно-справочными  системами:

  • "Банк правовых актов",
  • "Электронное собрание законодательства Российской Федерации",
  • "Электронные бюллетени и Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации",
  • "Централизованная картотека правовых актов субъектов Российской Федерации",
  • "Банк правовых актов субъектов Российской Федерации", "Банк ведомственных правовых актов".

       6. Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

       Особый  характер и значение имеют информационные ресурсы органов власти и управления. Здесь имеются две схемы формирования информационных ресурсов:

  • централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровней, осуществляемое ФАПСИ;
  • самостоятельное формирование необходимых информационных ресурсов - федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.

       Система централизованного информационного  обеспечения базируется на использовании  крупных политематических информационных ресурсов, включающих: фонд социально-экономической  информации о Российской Федерации  и ее регионах, фонд информации о  чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации и фонд правовой информации. Основными источниками  информации являются Госкомстат России, министерства и ведомства (МВД России, МЧС России, Минтопэнерго России, Минатом  России и др.), а также информационно-справочные системы, содержащие акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, решений  Конституционного Суда, вестники и  бюллетени Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.

       7. Информационные ресурсы отраслей материального производства.

       Основу  информационных ресурсов предприятий  и организаций отраслей материального  производства составляют электронные  массивы информации (банки и базы данных, вспомогательные информационные файлы управленческого и технологического назначения и т.д.) и традиционные справочно-информационные фонды.

       Электронные массивы информации имеют 60% предприятий  гражданских отраслей промышленности, 70% предприятий оборонного комплекса (ОК) и 47% предприятий агропромышленного  комплекса (АПК). Предприятия ОК (23% от общего количества предприятий) используют 46% и создают 51,4% от суммарного количества электронных массивов информации. Почти  все массивы (93%) они формируют  самостоятельно. Предприятия АПК (46,4% от общего количества предприятий) используют 16% информационных массивов и создают не более 10% от их суммарного количества. Половину используемых массивов они формируют сами.

       8. Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах.

       Основным  содержанием деятельности большого числа государственных организаций, относящихся к различным ведомствам, являются исследование разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбор и анализ данных о них. Требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах  обычно весьма высоки, также как  и стоимость, и трудоемкость выявления  и сбора этих сведений. К тому же такая информация многообразна и  часто трудно сопоставима.

       Проблема  сопоставимости разнообразной информации о природных объектах может быть частично преодолена за счет возможности  ее естественной пространственной привязки на основе географических информационных систем (ГИС). Работы по созданию ГИС  возглавляет Роскартография, которая  руководит всеми топографо-геодезическими и картографическими работами в  стране. Значительную часть работ  ведут российские университеты. ГИС  разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских  институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях. За последние 5 лет  появилось довольно много коммерческих фирм, занимающихся цифровым картографированием и ГИС в целом. В основном сложился небольшой, но быстро развивающийся  рынок российских ГИС-продуктов.

       В то же время разнообразие задач, для  решения которых необходима информация о природных ресурсах и явлениях, разнообразие самих описываемых  объектов, процессов и подходов к  отображению информации о них  не позволяют говорить о множестве  информационных ресурсов данной группы как о единой системе. В настоящее  время информация о природных  ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких (не всегда четко организованных) отраслевых системах и секторах информационной сферы.

       Наиболее  крупной из этих систем является создаваемая  в МПР России Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в  составе:

  • Всероссийских геологических фондов - Федеральный геологический фонд (Росгеолфонд), 5 специализированных и 62 территориальных геологических фондов субъектов Российской Федерации;
  • Государственного банка цифровой геологической информации и информации о недропользовании в России - Главный научно-исследовательский и информационно-вычислительный центр, 9 специализированных и 11 региональных информационных компьютерных центров с филиалами;
  • банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) - государственный, региональные (3) и территориальные (57) центры ГМГС;
  • музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.

       9. Информационные ресурсы социальной сферы.

       Уровень развития информационных ресурсов в  значительной степени определяет качество функционирования отраслей социальной сферы. Наиболее развитые системы государственных  информационных ресурсов в этих отраслях традиционно имелись в здравоохранении  и образовании.

       Специализированными информационными организациями  Минздрава России являются:

  • Государственная центральная научная медицинская библиотека (государственный орган научно-технической информации по медицине и здравоохранению),
  • Информационно-аналитический центр Минздрава России,
  • Информационно-вычислительные центры (61) и отделы АСУ (56) субъектов Российской Федерации,
  • НПО "Медсоцэкономинформ".

       Основой системы информационных ресурсов в  области образования традиционно  являлись библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. ед.хр. Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях:

  • создание системы региональных центров информации (21), региональных центров новых информационных технологий (НИТ), краевых, республиканских, областных, городских центров НИТ (57) и 13 специализированных центров НИТ во главе с Центром информатизации Минобразования России;
  • создание Федеральной университетской сети RUNNet.

       В других отраслях социальной сферы (занятости  и социального обеспечения, физической культуры и туризма, миграционной службы, пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования и  т.д.) информационные ресурсы создаются  и используются непосредственно  в функциональных организациях соответствующих  ведомств и служб. Чаще всего информационные ресурсы используются только для  внутриведомственного справочно-информационного  обслуживания. Координация деятельности по формированию и использованию  информационных ресурсов социальной сферы  недостаточна. Несмотря на то, что все  отрасли социальной сферы используют в значительной степени пересекающуюся информацию о населении, информационное взаимодействие между организациями  различных служб ограничено. Также  узок спектр информационных услуг для  населения. Таким образом, создается  парадоксальная ситуация: информация о населении является малодоступной  широким слоям населения. Все более очевидной становится необходимость формирования единого полноценного регистра населения. 4

       10. Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.

       К наиболее крупным государственным  информационным ресурсам в данной сфере  относятся:

  • базы данных по содержанию федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, Реестр паспортов импортных сделок, Реестр страховых организаций России (Минфин России);
  • Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, фонд учредительных документов ФПГ, союзов, ассоциаций (ГАК России);
  • Реестр собственности Российской Федерации (Мингосимущество России);
  • базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России);
  • базы данных по лицензированию и надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг (ФКЦБ России);
  • базы данных "Налоговая отчетность", Государственный реестр налогоплательщиков (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам);
  • данные о фактах нарушения налогового законодательства и о лицах, совершивших налоговые преступления (ФСНП России);
  • фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность, базы данных по движению бюджетных средств в банках, базы данных по контролю и учету валютных операций (Банк России) и другие ресурсы.

Информация о работе Информационные системы и технологии