Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа
Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.
Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13
Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................
Исходя
из вышесказанного видно, что в условиях
формирования рыночной экономики информация
становится экономическим ресурсом, поэтому
информационные ресурсы представляют
собой важнейший фактор современного
развития рынка информационных товаров
и услуг. Состав информационных ресурсов
определяется статусом владельца. Государственные
информационные ресурсы, составляющие
объект нашего исследования, подразделяются
на информационные ресурсы библиотечной
сети, органов государственной власти
и местного самоуправления, отраслей материального
производства, социальной сферы, сферы
финансов и внешнеэкономической деятельности,
архивного фонда, Государственной системы
статистики, Государственной системы
научно-технической информации, Государственной
системы правовой информации, информация
о природных ресурсах, явлениях, процессах.
В современных условиях рынок информационных
ресурсов значительно расширился, что
повысило роль общества в процессе постоянного
учета и оценки имеющихся ресурсов.
Глава 2. Современное состояние и структура
рынка информационных продуктов и услуг
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях
Информационные
ресурсы являются базой для создания
информационных продуктов. Любой информационный
продукт отражает информационную модель
его производителя и воплощает
его собственное представление
о конкретной предметной области, для
которой он создан. Информационный
продукт, являясь результатом
Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
В современном мире библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных, и соответственно расширяется круг информационных услуг. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена ниже.5
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный поиск информации в базе данных по заявке пользователя и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: подготовку обзоров в виде рукописей, подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг, благодаря:
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
Подготовка и оказание информационных услуг:
В
ходе исследования проблем информационного
обслуживания в информационно-библиотечной
деятельности В.В. Брежнева предлагает
типологию информационных продуктов и
услуг, оказываемых в библиотечной сфере:6
Типы продуктов и услуг | Виды информационных продуктов и услуг |
Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате документного обслуживания | Адресные справки
Предоставление во временное пользование (на абонементе или в читальном зале) документов из фонда Предоставление в постоянное пользование (скачивание) документов из полнотекстовых БД Электронная доставка документов (ЭДД) МБА |
Информационные
продукты и услуги, предоставляемые
в результате библиографического обслуживания*
(библиографическая информационная продукция) |
Устные справки:
Библиографические пособия (указатели, списки литературы, БД):
Тематические подборки Библиографические и реферативные обзоры Списки цитируемой литературы ИРИ (избирательное распространение информации) |
Информационные
продукты и услуги, предоставляемые
в результате фактографического
обслуживания
(фактографическая информационная продукция) |
Фактографические
справки
Фактографические БД, справочники, досье (адресно-фирменные, биографические, ценовые) Бизнес-справки Пресс-клиппинг/мониторинг прессы (дайджесты прессы, новостные ленты / бегущая строка, персональные газеты) |
Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате проведения информационных исследований | ДОР (дифференцированное
обеспечение руководства)
Тематические аналитические обзоры Отчеты
о результатах Отчеты о маркетинговых исследованиях Отчеты о патентных исследованиях Тексты выступлений и доклады для руководителей Отчеты по результатам коммуникативного аудита Экспертные системы Консалтинговые услуги (консалтинг) |
Комплексная информационная продукция | Выставки, презентации,
ярмарки, бизнес-семинары, конференции,
круглые столы, Дни информации, Дни
специалиста
Профессиональные клубы, клубы по интересам Сайты, тематические порталы |
Консультационные услуги |
Обучение пользователей,
консультации по поиску в сетевых
ресурсах, фонде и СПА
Подготовка информационной продукции, облегчающей навигацию в сетевых ресурсах, фонде и СПА (коллекции ссылок, путеводители, листовки, закладки, плакаты, указатели и т. д.) |
Дополнительные (сопутствующие) услуги | Ксерокопирование
и сканирование документов, перевод
файлов в другой формат
Прием заказа по телефону, факсу, электронной почте Аренда компьютеров Организация Интернет-кафе Продажа канцелярских принадлежностей и др. |
* Примечание:
Расширенный перечень библиографической
продукции см. ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиотечная
деятельность, библиография. Термины и
определения, раздел 3.3.2. Библиографическая
продукция
Предложенная типология может быть использована для разработки номенклатуры информационных продуктов и услуг, предлагаемых конкретной библиотекой или информационной службой. Товарная номенклатура ¾ совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых пользователям конкретным производителем. Под товарным ассортиментом понимается группа товаров, схожих по своим функциям, характеру потребительских нужд, для удовлетворения которых их приобретают, или по характеру каналов их распределения. Рассмотрим эти определения применительно к информационно-библиотечной деятельности. В качестве товара выступают отдельные виды информационной продукции ¾ тематические подборки, адресные справки, консультации библиографа, выдача литературы на абонементе и т. д.
В соответствии с предложенной типологией, можно выделить следующие ассортиментные группы:
Таким образом, товарная номенклатура ¾ весь спектр информационных продуктов и услуг, предоставляемых конкретной библиотекой или информационной службой.
При разработке и обосновании товарной номенклатуры, важно учитывать: