Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа
Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.
Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13
Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................
Одной
из важнейших проблем при
На федеральном уровне практически все государственные органы власти и управления имеют в той или иной степени развитые информационные системы для формирования и поддержки информационных ресурсов, обеспечивающих функционирование этих органов. В исполнительной власти формирование организационных структур, обеспечивающих формирование информационных ресурсов, шло одновременно со становлением новых институтов власти в России с 1991 года и ранее.
К настоящему времени сложилась структура информационных потребностей федеральных органов управления России. Информационные фонды, составляющие информационные ресурсы обеих ветвей органов власти в значительной мере перекрываются, поскольку используют одни источники информации. Кроме того, в настоящее время в федеральных органах, особенно законодательных, для обеспечения информационных запросов пользователей, начали широко использоваться информационные ресурсы зарубежных стран, в частности зарубежных парламентских исследовательских структур, Библиотеки Конгресса США, доступ к которым обеспечивается через международные сети передачи данных (INTERNET).
Формирование и использование информационных ресурсов органов государственной власти в регионе характеризуется видоизменением вертикальных и горизонтальных связей. Потоки информации по вертикальным связям с федеральными органами власти и управления, несмотря на тенденцию сокращения директивной и отчетной информации не только не ослабевают, но и интенсифицируются за счет увеличения потоков правовой, нормативной и другой конъюнктурной информации, предоставляемой различными держателями на коммерческой основе.
Горизонтальные
связи между регионами и
Порядок формирования информационных ресурсов органов государственной власти в регионе охватывает решение следующих вопросов:
Информационные
ресурсы органов
Имеется
специфика в формировании информационных
ресурсов органов государственной
власти субъектов Федерации. Органы
государственной власти в пределах
своей компетенции и
Отношения,
возникающие при формировании и
использовании информационных ресурсов,
должны регулироваться соответствующим
законодательством. Особую важность имеет
задача формирования развитой законодательной
и нормативно-правовой системы регионального
уровня, сопряженной по всем более
высоким уровням в единую правовую
систему. Необходимо нормативно урегулировать
информационное взаимодействие всех субъектов
региона, включенных в различные
информационные потоки, должны быть обеспечены
их правовая сопряженность и
Рассматривая
информационные ресурсы государственного
органа власти в субъекте Российской
Федерации как одну из составляющих
информационных ресурсов субъекта Федерации
(региона) в целом необходимо отметить,
что он (информационный ресурс) является
важнейшей структурной
Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
Ряд
федеральных органов управления
можно назвать чисто
1. Информационные ресурсы библиотечной сети России.
Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:
Информационные
ресурсы российских библиотек организованы
на основе сочетания двух главных
принципов: отраслевого и
На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого развития их информационных функций, аккумулирования сторонних и создания собственных информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям. Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов и обеспечения к ним доступа пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ", реализуемой под эгидой Минкультуры России.
Одним из наиболее перспективных путей поддержания и развития библиотечной сети является активное использование для библиотечного обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти. Примером может служить сотрудничество ряда крупных федеральных и региональных библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией. Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.
2. Информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации.
Важнейшим условием эффективного использования информационных ресурсов государственных архивов является наличие качественного научно-справочного аппарата, создаваемого как в традиционном, так и в автоматизированном виде, обеспечение его доступности для всех категорий пользователей. С составом и содержанием хранящихся в архивах документов можно ознакомиться с помощью справочников о фондах. Ежегодно в России издается 10-12 таких справочников, к настоящему времени российскими архивистами издано около 300 справочников. Свыше 80 справочников издано в 1992-1997 гг., часть из них имеют электронные аналоги. В государственных архивах ведутся 420 баз данных о составе и содержании документов. Их общий объем составляет в настоящее время 5289 Мб.
3. Государственная система научно-технической информации.
В
состав ГСНТИ входят федеральные
органы научно-технической информации
(НТИ) и научно-технические
Основной принцип функционирования ГСНТИ - централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах. Важной составной частью ГСНТИ являются центры научно-технической информации, действующие в 69 субъектах Российской Федерации. Вместе с головной организацией они образуют объединение "Росинформресурс" - специализированную федеральную информационную сеть с общей телекоммуникационной средой и единым информационным ресурсом.
Основной
продукцией крупнейших центров НТИ
и одновременно основой информационных
ресурсов всей системы органов НТИ,
а также важнейшей составляющей
информационных ресурсов любых научных
и научно-технических