Информационные системы и технологии

Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.

Содержание

Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13

Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................

Работа состоит из  1 файл

Информация.docx

— 350.53 Кб (Скачать документ)

       Одной из важнейших проблем при формировании информационных ресурсов различного уровня является проблема их соответствия информационным потребностям пользователя. Проведение конкретного обследования является трудоемким и дорогостоящим процессом, однако, без соответствующих исследований практически нельзя решить ряд существенных вопросов. Например, таких как:

  • состав и назначение информационных фондов;
  • режимы информационного обслуживания;
  • рациональное распределение функций между внутренними (собственными) и внешними источниками информации;
  • рациональное сочетание между государственными и негосударственными (независимыми) источниками информации;
  • рациональное использование случайных (нерегламентированных) информационных потоков, например, писем и обращений граждан, организаций и т.п.

       На федеральном уровне практически все государственные органы власти и управления имеют в той или иной степени развитые информационные системы для формирования и поддержки информационных ресурсов, обеспечивающих функционирование этих органов. В исполнительной власти формирование организационных структур, обеспечивающих формирование информационных ресурсов, шло одновременно со становлением новых институтов власти в России с 1991 года и ранее.

       К настоящему времени сложилась структура  информационных потребностей федеральных  органов управления России. Информационные фонды, составляющие информационные ресурсы  обеих ветвей органов власти в  значительной мере перекрываются, поскольку  используют одни источники информации. Кроме того, в настоящее время в федеральных органах, особенно законодательных, для обеспечения информационных запросов пользователей, начали широко использоваться информационные ресурсы зарубежных стран, в частности зарубежных парламентских исследовательских структур, Библиотеки Конгресса США, доступ к которым обеспечивается через международные сети передачи данных (INTERNET).

       Формирование  и использование информационных ресурсов органов государственной власти в регионе характеризуется видоизменением вертикальных и горизонтальных связей. Потоки информации по вертикальным связям с федеральными органами власти и управления, несмотря на тенденцию сокращения директивной и отчетной информации не только не ослабевают, но и интенсифицируются за счет увеличения потоков правовой, нормативной и другой конъюнктурной информации, предоставляемой различными держателями на коммерческой основе.

       Горизонтальные  связи между регионами и субъектами хозяйствования существенно расширяются. Эти изменения предопределяют наличие  совершенно новых потоков информации, их смыслового содержания. Информационные системы органов государственной  власти в регионе, создаваемые на базе информационных ресурсов региона, должны рассматриваться как основной инструментарий создания и реализации механизма управления регионом.

       Порядок формирования информационных ресурсов органов государственной власти в регионе охватывает решение  следующих вопросов:

  • определение специфики формирования информационных ресурсов органов государственной власти в регионе,
  • создание правовой основы формирования и использования информационных ресурсов в регионе;
  • формирование инфраструктуры (в первую очередь телекоммуникации и связи);
  • создание систем информационного мониторинга;
  • создание систем, обеспечивающих информационные потребности пользователя-гражданина, предприятия или объединения, государственного органа.3

       Информационные  ресурсы органов государственной  власти формируются на основе информации, предоставляемой ее собственниками (хозяйствующими субъектами, организациями  и общественными объединениями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, информационными  системами местного самоуправления) непосредственно или через посредника (информационные агенства), территориальными структурами федеральных ведомств, расположенными на территории; мониторинга  состояния объектов исключительного  и совместного ведения региона  как субъекта Федерации с органами власти Российской Федерации.

       Имеется специфика в формировании информационных ресурсов органов государственной  власти субъектов Федерации. Органы государственной власти в пределах своей компетенции и полномочий, переданных на основании договора от федеральных органов, формируют  информационные ресурсы, определяют режим  их хранения и использования, максимально  эффективно используют их сами; предоставляют  другим пользователям и в соответствии с установленными правилами предоставляют  информацию в федеральные системы. Кроме того, имеются особенности  условий, в которых функционируют  государственные органы власти в  области и которые оказывают влияние на состав и структуру информационного ресурса, конкретные пути создания инфраструктуры и информационного мониторинга. Эти особенности определяются как общим уровнем развития территории как социально-экономической системы, так и уровнем развития базовых отраслей экономики, инфраструктуры связи, научного потенциала.

       Отношения, возникающие при формировании и  использовании информационных ресурсов, должны регулироваться соответствующим  законодательством. Особую важность имеет  задача формирования развитой законодательной  и нормативно-правовой системы регионального  уровня, сопряженной по всем более  высоким уровням в единую правовую систему. Необходимо нормативно урегулировать  информационное взаимодействие всех субъектов  региона, включенных в различные  информационные потоки, должны быть обеспечены их правовая сопряженность и соподчиненность  в системе конкретной реализации объявленных Федеральным Законом  прав и обязанностей собственников  информационных ресурсов. При этом крайне важно в рамках Федерального Закона конкретизировать отношения  субъектов, участвующих в информационных процессах на региональном уровне, региональным нормативным актом.

       Рассматривая  информационные ресурсы государственного органа власти в субъекте Российской Федерации как одну из составляющих информационных ресурсов субъекта Федерации (региона) в целом необходимо отметить, что он (информационный ресурс) является важнейшей структурной подсистемой  в информационной системе управления субъекта Российской Федерации. Если назначение информационной системы состоит  в предоставлении ее пользователям (органам или лицам, принимающим  решения) данных, обеспечивающих принятие обоснованных и эффективных решений, то информационные ресурсы и есть предмет труда, который, проходя  через технологические процедуры, опосредованный персоналом, должен быть преобразован в данные для подготовки и принятия управленческих решений.

       § 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации

       Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

  • задача государственного управления;
  • обеспечение прав и безопасности граждан;
  • поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, образования и т.д.

       Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто информационными, поскольку их главной задачей  является формирование государственных  информационных ресурсов. В число  этих органов входят Министерство культуры РФ, Государственный комитет по статистике (Госкомстат), Государственный комитет  РФ по стандартизации, метрологии и  сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная  служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды (Росгидромет). В Российской Федерации существует несколько видов государственных информационных ресурсов.

       1. Информационные ресурсы библиотечной сети России.

       Библиотечная  сеть России насчитывает около 150 тысяч  библиотек и включает:

  • публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);
  • систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;
  • информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
  • библиотечную сеть высших учебных заведений России;
  • сеть медицинских библиотек;
  • сеть сельскохозяйственных библиотек;
  • другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).

       Информационные  ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных  принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с  этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная  общедоступная библиотека.

       На  фоне усиливающейся децентрализации  и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются  в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и  культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого  развития их информационных функций, аккумулирования  сторонних и создания собственных  информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым  информационным сетям. Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов и обеспечения к ним доступа пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ", реализуемой под эгидой Минкультуры России.

       Одним из наиболее перспективных путей  поддержания и развития библиотечной сети является активное использование  для библиотечного обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти. Примером может служить сотрудничество ряда крупных федеральных и региональных библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией. Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.

       2. Информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации.

       Важнейшим условием эффективного использования  информационных ресурсов государственных  архивов является наличие качественного  научно-справочного аппарата, создаваемого как в традиционном, так и в  автоматизированном виде, обеспечение  его доступности для всех категорий  пользователей. С составом и содержанием  хранящихся в архивах документов можно ознакомиться с помощью  справочников о фондах. Ежегодно в  России издается 10-12 таких справочников, к настоящему времени российскими  архивистами издано около 300 справочников. Свыше 80 справочников издано в 1992-1997 гг., часть из них имеют электронные  аналоги. В государственных архивах ведутся 420 баз данных о составе и содержании документов. Их общий объем составляет в настоящее время 5289 Мб.

       3. Государственная система научно-технической информации.

       В состав ГСНТИ входят федеральные  органы научно-технической информации (НТИ) и научно-технические библиотеки, отраслевые органы НТИ, региональные центры НТИ. К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся более 30 организаций информационного профиля.

       Основной  принцип функционирования ГСНТИ - централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники  федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование  потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах. Важной составной частью ГСНТИ являются центры научно-технической информации, действующие в 69 субъектах Российской Федерации. Вместе с головной организацией они образуют объединение "Росинформресурс" - специализированную федеральную информационную сеть с общей телекоммуникационной средой и единым информационным ресурсом.

       Основной  продукцией крупнейших центров НТИ  и одновременно основой информационных ресурсов всей системы органов НТИ, а также важнейшей составляющей информационных ресурсов любых научных  и научно-технических организаций  являются вторичные информационные издания: реферативные журналы, библиографические  указатели, экспресс-информация, сигнальная информация, обзорно-аналитическая  информация. Всего выпускается около 400 реферативных и библиографических  изданий (из них 312 - ВИНИТИ). Ряд этих изданий формируется в электронной  форме, подготавливаясь на основе баз  данных ведущих органов НТИ федерального уровня.

Информация о работе Информационные системы и технологии