Информационные системы и технологии

Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.

Содержание

Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13

Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................

Работа состоит из  1 файл

Информация.docx

— 350.53 Кб (Скачать документ)

       В сфере информационно-библиотечной деятельности (как и в любой  другой) принципиально новые продукты и услуги появляются не так уж часто, в основном прослеживается тенденция  к совершенствованию уже имеющихся (традиционных) за счет использования  новых информационных технологий, расширения ресурсной базы, интеллектуализации информационной деятельности, учета  ужесточающихся потребительских требований.  

       § 2. Рынок информационных продуктов и услуг и его структура

       Рынок информационных продуктов и услуг система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

       Поставщиками  информационных продуктов и услуг  могут быть:

  • центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
  • центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
  • службы телекоммуникации и передачи данных;
  • специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
  • коммерческие фирмы;
  • информационные брокеры.

       Потребителями информационных продуктов и услуг  могут быть различные юридические  и физические лица, решающие задачи.

       С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно–технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.

       С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

       Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Начиная с 80–х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

       Совокупность  средств, методов и условий, позволяющих  использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

       В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка  информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:7

  • Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации (Internet, гипертекстовая среда, электронная почта).

       Нормативно–правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые  обеспечивают цивилизованные отношения  на информационном рынке (закон "Об информации, информатизации и защите информации", закон "Об авторском праве и смежных правах", закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", закон " О правовой охране топологий интегральных схем").

  • Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию ("Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций").
  • Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

       В России в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем следующее толкование этого понятия.

       Инфраструктура информационного  рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, в работе В.Л. Тамбовцева предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:

  • научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
  • объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
  • услуги образования – все виды обучений;
  • управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
  • бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.8

       В этой инфраструктуре, по мнению некоторых исследователей, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:

  • технический – вся аппаратно–техническая база информатики;
  • программный – все программные продукты информатики;
  • коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.9

       Представляется  наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка в работе А.И. Ракипова,10 который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис, 1.2).

       Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

       1–й  сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:

  • биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
  • статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
  • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

       2–й  сектор – информация для специалистов, содержит следующие части:

  • профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
  • научно–техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
  • доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

       3–й  сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей:

  • новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
  • потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
  • развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

       4–й  сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

       5–й  сектор – обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

  • программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.
  • технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
  • разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
  • консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
  • подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

       В каждом секторе может быть организован  любой вид доступа:

  • непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
  • дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
 

       

       Рис. 1.2. Сектора информационного рынка

       Информационный  рынок, несмотря на разные концепции  и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов и услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи и обмена выступают информационные системы, технологии, инженерно-технические услуги и прочие виды информационных ресурсов. 

       Глава 3. Информационные системы и технологии

       § 1. Виды информационных систем

       Предприятие как организационная система  имеет определенную структуру, как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями данного предприятия, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства.

       Информационное  обеспечение управления осуществляется посредством функционирования информационной системы. Информационная система (ИС) — это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом,  предприятием, корпорацией. Подсистема — относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.11

       Информационная  система представляет собой совокупность трех элементов: технологии, управления, функциональных подсистем. Если организация  управляется неэффективно, то никакая  информационная технология ей не поможет.

Информация о работе Информационные системы и технологии