Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа
Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.
Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13
Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................
В
сфере информационно-
§ 2. Рынок информационных продуктов и услуг и его структура
Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно–технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Начиная с 80–х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:7
Нормативно–правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке (закон "Об информации, информатизации и защите информации", закон "Об авторском праве и смежных правах", закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", закон " О правовой охране топологий интегральных схем").
В России в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем следующее толкование этого понятия.
Инфраструктура
В этой инфраструктуре, по мнению некоторых исследователей, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка в работе А.И. Ракипова,10 который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис, 1.2).
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1–й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:
2–й сектор – информация для специалистов, содержит следующие части:
3–й сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей:
4–й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
Рис. 1.2. Сектора информационного рынка
Информационный
рынок, несмотря на разные концепции
и мнения относительно его инфраструктуры,
существует и развивается, а значит,
можно говорить о бизнесе информационных
продуктов и услуг, под которым понимается
не только торговля и посредничество,
но и производство. Информационный рынок
характеризуется определенной номенклатурой
продуктов и услуг, условиями и механизмами
их предоставления. В отличие от торговли
обычными товарами, имеющими материально-вещественную
форму, здесь в качестве предмета продажи
и обмена выступают информационные системы,
технологии, инженерно-технические услуги
и прочие виды информационных ресурсов.
Глава 3. Информационные системы и технологии
§ 1. Виды информационных систем
Предприятие как организационная система имеет определенную структуру, как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями данного предприятия, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства.
Информационное обеспечение управления осуществляется посредством функционирования информационной системы. Информационная система (ИС) — это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией. Подсистема — относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.11
Информационная система представляет собой совокупность трех элементов: технологии, управления, функциональных подсистем. Если организация управляется неэффективно, то никакая информационная технология ей не поможет.