«Спираль молчания» как феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:17, реферат

Описание

Одним из наиболее действенных и одновременно наименее изученных приемов внушения в политике является в настоящее время прием, основывающийся на действии так называемой «спирали молчания». Данный приём характеризуется тем, что подается только выгодная информация, а невыгодная – сознательно умалчивается или подавляется; это значит, что при помощи подбора соответствующих цитат, ссылок на специально подогнанные опросы общественного мнения и рейтинги, однополярные факты и политические прогнозы социологов можно добиться того, что простодушные, некритически настроенные граждане легко могут быть убеждены в чем угодно.

Работа состоит из  1 файл

теор коммункик эссе спираль молчания.docx

— 167.02 Кб (Скачать документ)

 Занимаясь  изучением общественного мнения  по поводу прошедших в 1965 г  выборов в бундестаг, Э. Ноэль-Нойман  и её коллеги, повторно опрашивая  одних и тех же респондентов, пришли к выводу, что  «респонденты, корректирующие впоследствии свое выборное решение, то есть называющие другую партию, совершают это не всегда в пользу победившей партии, а учитывают мнение своего ближайшего окружения».[15]     

 В качестве главной причины подобного поведения избирателей, по мнению исследователей, является боязнь индивидов оказаться в так называемой социальной изоляции, так как сама социальная  «природа человека побуждает его опасаться изоляции, стремиться к уважению и популярности среди других»[16]. Причем более подверженными действию «эффекта попутчиков в последнюю минуту» согласно проведенными Э. Ноэль-Нойман демоскопическим интервью, являются те, «кто чувствует себя изолированно в общении… Лица со слабым самосознанием и ограниченной заинтересованностью в политике тянули с участием в выборах до последнего момента.»[17]    

 Вторым мотивом подобного поведения можно назвать образовательную имитацию, благодаря которой  «люди наблюдают поведение других, узнают о других, узнают о существующих возможностях и при удобном случае апробируют такое поведение сами».[18]    

 Однако автор  теории «спирали молчания» считает,  что все же главенствующую роль в данном случае следует отдать страху индивида перед изоляцией, приводя в  доказательство проведенный социальным психологом  Соломоном Эшем   в начале 50 гг. 20–го века эксперимент по изучению конформности, в котором  задача испытуемых состояла в оценке длины различных линий по сравнению с образцом, при этом восемь из девяти участников эксперимента согласно его условиям намеренно давали неправильный ответ и только последний девятый участник, ничего не подозревавший об истинной цели эксперимента, делал вывод на основании своих суждений и выслушанных мнений остальных восьми участников по поводу длины отрезков. При этом результат данного эксперимента показал, что  «из 10 испытуемых 2 остались при своем мнении, 2 один или два раза из десяти предъявлений присоединились ко мнению большинства, 6 из 10 чаще повторяли явно неправильное мнение большинства», что по мнению Э. Ноэль-Нойман свидетельствует лишь о подверженности испытуемых страху пред изоляцией.    

 Кроме того, существование такого главного  мотива действия «спирали молчания»  как «страх перед изоляцией»  получило своё непосредственное  доказательство также в ходе  проведения Э. Ноэль-Нойман «теста  опасности изоляции», в котором 2000 опрошенных сначала должны были ответить на ряд вопросов, смысл которых сводился к:

1.     Выявлению «личного мнения опрошенного о курении в присутствии некурящих.

2.     Оценке «мнения большинства: «Теперь, независимо от Вашего личного мнения, ответьте, что думает об этом большинство людей: считает ли в большинстве своем население ФРГ, что курильщики в присутствии некурящих должны отказаться от курения или они могут спокойно курить» (общий результат: 31% опрошенных считают, что большинство выступает за отказ от курения; 28% полагают, что большинство – за курение в присутствии некурящих; 31% указывают, что мнения разделились поровну; 10% затрудняются ответить).

3.     Тесту «на готовность говорить или отмалчиваться: «Предположим, Вам предстоит пять часов ехать в поезде и кто-то в купе заявляет: в присутствии некурящих следует полностью отказаться от курения. Поддержали бы Вы разговор с этим человеком или не придали бы его словам никакого значения?» В каждом втором интервью собеседнику приписывали слова: «Нельзя требовать, чтобы человек полностью отказался от курения, если рядом некурящий».

4.     Выяснению, курит ли респондент.[19]     

 Далее, для моделирования несуществующей угрозы, все респонденты были разделены на две представительные группы по 1000 человек и опрашивались на тему «курильщики в присутствии некурящих». При этом экспериментальной группе было предложено посмотреть на картинку с двумя беседующими людьми, один из которых  категорично заявлял: «Я считаю, что курильщики бесцеремонны. Они вынуждают других вдыхать вместе с ними вредный дым», - а другой отвечал: «Пожалуй, я…»[20], -  и ответить на вопрос о том, каким образом по мнению респондента завершил фразу второй мужчина, изображенный на предлагаемой картинке.    

 Примерно аналогичный тест был проведен с контрольной группой респондентов, исключая только необходимость завершить предложение человека, нарисованного на картинке. Проведенные тесты полностью подтвердили гипотезу исследователей о страхе изоляции, испытываемом при принятии решения о высказывании своего мнения и позволили  выявить процесс спирали молчания.[21]    

 Страх индивида  перед изоляцией  и потребность быть принятым обществом также призваны выполнять некоторую систематизирующую функцию, закрепляя существующий порядок и принятые в данном обществе высшие ценности посредством прямого воздействия на индивидов  через одобрение или неодобрение их мнений и способов поведения. Согласно мнению Дж. Локка, «общественность в качестве осуждающей инстанции принуждает людей к конформности, используя» именно страх индивидов перед изоляцией, при этом «различные общества будут отличаться друг от друга по степени страха их членов перед изоляцией»[22],  что обнаружил Стэнли Милгрэм в экспериментах на выявление конформности людей, проведенных им в Норвегии и Франции.     

 Неодобрение,  которым наказывают за отклонение  от общественного мнения, по мнению  немецкого юриста Рудольфа фон  Иеринга, не носит рационального  характера, какой имеет неодобрение  неправильного вывода  или ошибочных расчетов, а является в определенной степени сознательным и неосознанным практическим проявлением заинтересованности в ненарушении общественного мнения с целью обороны индивидом своей собственной безопасности.[23]     

 Открытие  теории спирали молчания, по мнению  Э. Ноэль-Нойман, позволяет получать  более достоверные результаты  при изучении общественного мнения, опираясь на понимание того, что  само по себе общественное  мнение базируется  на «бессознательном стремлении людей, живущих в некотором сообществе, прийти к общему суждению, к согласию, которое необходимо, чтобы действовать и принимать решения соответственно обстоятельствам»[24].     

 При этом  в качестве средств, необходимых  для изучения общественного мнения  следует использовать такие методы  как опросы (для выявления распределения мнения населения на определенную тему), оценка климата мнений (для сопоставления с полученными в ходе опроса результатами и формирования у исследователей более адекватной реально существующей картины мира), прогнозирование дальнейшего развития политических событий (например, какая из партий победит в выборах), измерение готовности населения высказываться  и тенденции отмалчиваться при публичном обсуждении вопросов (так как согласно теории спирали молчания именно из-за того, что большинство индивидов боится напрямую выражать своё мнение силу получает мнение определенных людей, способных к публичному выражению и защите своих интересов),  проверка эмоциональной окрашиваемости темы и её насыщенности моральными суждениями (так как при отсутствии в вопросах морально-эмоциональных оценок, формирующих давление общественного мнения не возникает и спираль молчания), а также определение генеральной  линии СМИ в интересующем исследователей вопросе.    

 Мнение индивида  в обществе по поводу тех  или иных вопросов формируется  на основании двух основных  источников знания: непосредственного  наблюдения за окружением и  его сигналами об одобрении  и неодобрении определенных событий,  фактов, мнений и СМИ, в которых  взаимно подтверждающиеся сигналы проявляются. [25]    

 При этом  взаимодействие, которое ведет к  изменению общественного мнения, можно представить себе  именно в образе «спирали молчания», закручивающейся в ситуации когда индивиды, боясь оказаться в изоляции, наблюдают за своим окружением, подробно регистрируют убывающие, распространяющиеся и усиливающиеся мнения. При этом «само понятие спирали молчания содержит в себе смысловой оттенок движения, которое расширяется и распространяется и завершается либо закрытием темы, когда никто больше не говорит о ней и все решено, либо наложением на тему табу, когда у всех остается много вопросов, но обсуждать данную тему прилюдно становится невозможно (чаще всего это происходит в случае неразрешенного конфликта ценностей)».[26].             
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.       

 Таким образом,  феномен «спирали молчания» может  быть определен как некоторое  явление, заключающееся в утаивании  индивидами своего мнения, заведомо  отличного от мнения большинства  во избежание  дальнейшей потенциальной социальной изоляции с одновременной открытой демонстрацией своих позиций теми индивидами, которые идентифицируют себя с большинством, что в некоторой степени делает последних кажущимися  сильнее, а первых – слабее, чем они есть на самом деле.      

 Спираль молчания  может быть так же понята  как одно из проявлений, выражающих  процесс формирования нового  или распространения преобразованного  старого общественного мнения  и приводится в действие благодаря  существующей в обществе зависимости  рядовых индивидов от общественного  мнения, понимаемого как система  ориентаций индивидов в современности,  основанная на реакции массового  сознания на явления, события,  процессы, тенденции, лица и конфликты.    

 Действие «спирали молчания» на практике выражается через действие «эффекта попутчиков в последнюю минуту», который может быть охарактеризован как резкая смена индивидами своего решения под давлением общественного мнения непосредственно в ситуации принятия данного решения.      

 А основным  побуждающим фактором в процессе  подвержения индивидов действию  «спирали молчания»  следует считать страх индивидов перед изоляцией, что на практике может быть доказано через проведение демоскопических опросов (в частности при помощи «железнодорожного теста», а также «теста страха перед изоляцией/теста-угрозы»).     

 Особенно  важным в процессе изучения  функционирования спирали молчания  в каждых конкретных условиях  является также понимание того, что мнение индивида в обществе  по поводу различных вопросов  формируется на основании двух  основных источников знания: непосредственного  наблюдения за окружением и  его сигналами об одобрении  и неодобрении определенных событий,  фактов и мнений.[27]      

 Открытие  теории спирали молчания позволяет  также получать более достоверные  результаты при изучении общественного  мнения, опираясь на понимание  того, что само по себе общественное  мнение базируется  на «бессознательном стремлении людей, живущих в некотором сообществе, прийти к общему суждению, к согласию,     При этом средствами изучения общественного мнения с позиции существования феномена «спирали молчания» будут следующие:

1.     Опросы (для выявления распределения мнения населения на определенную тему).

2.     Оценка климата мнений (для сопоставления с полученными в ходе опроса результатами и формирования у исследователей более адекватной реально существующей картины мира).

3.      Прогнозирование дальнейшего развития политических событий (например, какая из партий победит в выборах).

4.     Измерение готовности населения высказываться  и тенденции отмалчиваться при публичном обсуждении вопросов (так как согласно теории спирали молчания именно из-за того, что большинство индивидов боится напрямую выражать своё мнение силу получает мнение определенных людей, способных к публичному выражению и защите своих интересов).

5.     Проверка эмоциональной окрашиваемости темы и её насыщенности моральными суждениями (так как при отсутствии в вопросах морально-эмоциональных оценок, формирующих давление общественного мнения не возникает и спираль молчания).

6.     Определение генеральной  линии СМИ в интересующем исследователей вопросе.    

 Применительно  к практике  изучения общественно-политических процессов, протекающих в Республике Беларусь, использование  теории «спирали молчания» позволит получить более полную и адекватную реальности информацию в отношении данного рода процессов, хотя и потребует значительных материальных и временных затрат.     
 
 
 

Список  использованной литературы.       
 

Информация о работе «Спираль молчания» как феномен