Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

Эксплуатационной длиной линии Lэ называется протяжение главного пути, измеренной между осями раздельных пунктов с путевым развитием (станций, разъездов, обгонных пунктов),  ограничивающих эту линию. Осью раздельного пункта считается ось пассажирского здания, а при его отсутствии – ось распорядительного  пункта.

Эксплуатационную длину определяют: двухпутных и многопутных – по кратчайшему пути; многопутных тупиковых, упирающихся в пассажирское здание, - по наибольшему из главных её путей.  Используется при планировании и анализе выполненной работы  и т.д.

Строительной длиной Ls  называется протяжённость железнодорожной линии, измеренная по её оси между точками примыкания к другим линиям. Для многопутных линий её устанавливают по оси наиболее длинного пути. Используется при планировании объёмов строительных работ и расчётов за их выполнение, при определении развёрнутой длины.

Развёрнутой длиной главных  путей  L структурной единицы называется суммарная протяжённость всех её главных путей, включая съезды между ними и двухпутные вставки.

Развёрнутой длиной станционных  и специальных путей структурной единицы называется суммарная протяжённость всех её станционных и специальных путей.

К главным относят пути на перегонах  и их непосредственное продолжение в границах раздельных пунктов, объявленных в Тарифном руководстве. К станционным относят пути, расположенные в границах станционных пунктов: приёмо-отправочные, сортировочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства), вытяжные, специальные.

Приведенной длиной Lpr называют условную (расчётную)  длину железнодорожных путей, выраженную в километрах развёрнутой длины первого главного пути. При расчёте приведенной длины второго, третьего и т.д. главных, станционных и специальных путей, а также стрелочных переводов и изолирующих стыков применяют соответствующие условные коэффициенты.

Виртуальной длиной Lv называют условно выраженную в километрах эксплуатационной длины протяжённость прямого горизонтального пути, который поезд определённой массы способен пройти  в течение того же времени, что и по данному участку. Этот показатель применяется при тяговых расчётах, при проектировании новых железнодорожных линий, при сравнении экономичности различных вариантов трассы. 

 

К объектам наблюдения основных средств хозяйства сигнализации, централизации и блокировки, информатизации и связи относятся:

- протяжённость участков с автоблокировкой  и диспетчерской централизацией, полуавтоматической блокировкой, поездной радиосвязью, автоматической локомотивной сигнализацией, количество стрелок с электрической централизацией (ЭЦ);

- оборудование СЦБ, протяжённость  кабелей и проводов СЦБ, линий  магистральной, дорожной и оперативно-технологической  связи;  оборудование телефонной и телеграфной сети;

- количество дистанций сигнализации  и связи с разбивкой их по группам и по объёму работы с дополнительными услугами связи;

- наличие электронно-вычислительной техники: электронно-вычислительные машины в зависимости от производительности, персональные компьютеры по типам, серверы, средства телеобработки, передачи и подготовки данных, телетайпы, печатающие устройства для ПЭВМ и билетно-кассовое оборудование АСУ, маршрутизаторы, модемы.

 

По локомотивному хозяйству объектами учёта  являются локомотивные депо с группировкой их: по типам тягового подвижного состава (ТПС) – электровозные, тепловозные, мотор-вагонные и смешанные; по назначению – основные, оборотные с приписными локомотивами и оборотные без приписных локомотивов; пункты технического обслуживания локомотивов, пункты экипировки (песком, топливом, смазками, водой) и т.д.

Инвентарный парк локомотивов приписан к дорогам, депо, имеет соответствующие инициалы, номер и т.д. Вся информация ведётся в технических паспортах ТУ-9, которые являются основой для балансового учёта инвентарного парка по состоянию на 1 января каждого года. Кроме того, ежемесячно по состоянию на 18 часов последнего дня месяца составляется оперативный отчёт ТО-4 о наличии и состоянии тягового подвижного состава.

По вагонному хозяйству  объектами являются: вагонные депо с группировкой их  по назначению и специализации ремонта вагонов - грузовые, рефрижераторные, смешанные, выполняющие ремонт грузовых вагонов и контейнеров; пункты текущего ремонта вагонов (ТР-1, ТР-2), пункты технического осмотра (ПТО) грузовых вагонов, промывочно-пропарочные станции, пункты экипировки рефрижераторных вагонов и др.

Учёт ведётся на основании технического паспорта ВУ-4М, который содержит сведения о конструктивном устройстве вагона, типе тележек, первоначальной и восстановительной стоимости, сумме износа, заводских ремонтах. Хранят технические паспорта на вагоны инвентарного парка железных дорог в ГВЦ ОАО «РЖД» - массив  Автоматизированный банк данных парка вагонов (АБД ПВ).  Текущие изменения по парку вагонов вводятся в АБД ПВ с помощью утверждённой схемы документооборота.

По хозяйству электрификации и электроснабжения  объектами наблюдения являются  дистанции электроснабжения, тяговые подстанции, стационарные и передвижные электростанции, трансформаторные подстанции , перерабатывающие электроэнергию, выработанную электростанциями ОАО «РЖД» и полученную со стороны;  наличие и состояние изоляторов, опор и прожекторных мачт, с группировкой по материалу их изготовления,  воздушные и кабельные линии электропередачи с подразделением по материалу проводов, сечению и виду кабеля, распределительные сети, эксплуатационная длина контактной сети электрифицированных участков, в том числе на переменном токе и т.д.

Основным показателем, характеризующим  хозяйство, является эксплуатационная длина электрифицированных участков. Удельный вес грузовых перевозок на электротяге  составляет 83% от общего грузооборота.

По хозяйству перевозок  объектами наблюдения являются отделения железной дороги по классам, станции и др. разделительные пункты, имеющие путевое развитие, с группировкой по классности и характеру работы (пассажирские, сортировочные, грузовые, участковые, промежуточные), включая разъезды и обгонные пункты, приёмо-отправочные и сортировочные пути с группировкой по длине и т.д. В учёте выделяются станции с сортировочными горками (автоматизированные, механизированные), полугорками и наклонными вытяжками, наличием сортировочных устройств по конкретным основным станциям.

 

По хозяйству грузовой и коммерческой работы объектами наблюдения являются технические средства для выполнения погрузочно-разгрузочных операций, хранения и переработки грузов, грузовые склады, платформы крытого и открытого типов с указанием их площади, контейнерные площадки  с выделением для крупнотоннажных контейнеров, повышенные пути и эстакады, товарные конторы, ремонтно-механические мастерские, различные погрузочно-разгрузочные средства – краны с группировкой по грузоподъёмности и специализации, автотранспорт, дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

По топливно-складскому хозяйству обобщаются данные о наличии  баз топлива, в том числе для жидкого топлива, их полезная ёмкость, о разгрузочных эстакадах, резервуарах для нефтепродуктов и об их объёмах с выделением различных марок топлива и масел, о погрузочно-разгрузочной технике – бульдозерах, тракторах, автопогрузчиках и автотопливозаправщиках.

По материально-складскому хозяйству  техническая вооружённость характеризуется количеством складов, площадью  закрытых складских помещений и объёмом стационарных хранилищ для жидкостей, количеством подъёмно-транспортного оборудования, в том числе краны на железнодорожном ходу, автокраны, стационарные краны и погрузчики.

По автомоторельсовому транспорту в отчётности отражаются данные о количестве автомотрис, автодрезин, мотодрезин с распределением по сериям мотовозов и выделением неисправных.

По автомобильному транспорту  формируются сведения (в ф.№1-ТР)  о наличии грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, специальных автомобилей, с подразделением по конструкции, по виду используемого топлива, по времени пребывания их в эксплуатации. В отчёте отражается объем перевозок грузов, пассажиров, грузооборот, пассажирооборот, пробеги, доходы и расходы от эксплуатации автомобилей.

 

Лекция 12. Статистика капитальных вложений и капитального

строительства

 

Капитальные вложения – это совокупность затрат на приобретение или создание новых и реконструкцию существующих основных средств. Для планирования и анализа капитальные вложения группируют по ряду признаков:

1) по источникам финансирования за счёт:

- средств Федерального  бюджета;

- собственных средств, утверждённых советом директоров ОАО «РЖД»;

- дополнительных инвестиций, состоящих из средств бюджетов субъектов федерации,  местных бюджетов и привлечённых средств;

2) по формам освоения:

- ввод в действие основных  средств (объектов капитального  строительства, машин и оборудования, не входящих в сметную стоимость  строительства, реконструкция и  модернизация основных средств  и др.);

в том числе:

- строительно-монтажные работы;

- приобретение машин, оборудования, инвентаря (входящего и не входящего в сметы строек);

-  незавершённое строительство;

- запасы неустановленного оборудования, требующего монтажа;

- прочие капитальные затраты,  не относящиеся к строительным  и монтажным работам, включая проектно-изыскательские работы, работы для строительства будущих лет и разработки технико-экономических обоснований);

3) по назначению:

- производственного (относятся  объекты, которые после завершения  их строительства  будут функционировать  в сфере материального производства);

- непроизводственного (объекты  жилищного и коммунального хозяйства,  учреждения здравоохранения, образования и другие объекты непроизводственной сферы деятельности)

4) по направлению:

  производственного назначения:

- новые железнодорожные линии;

- усиление железнодорожных линий;

- вторые пути;

- электрификации и электроснабжения;

- по основным хозяйствам железных  дорог;

- по функциональным филиалам  ОАО «РЖД»  в области ремонта  подвижного состава и производства запасных частей;

- прочие направления деятельности;

 непроизводственного назначения:

 - жильё;

- коммунальное хозяйство;

- здравоохранение;

- образование;

- культура и искусство;

- прочие направления непроизводственного  назначения.

5) по административно-территориальному делению и т.д.

К основным показателям статистики капитальных вложений относят объём  капитальных вложений и удельные  капитальные вложения.  Первый характеризует  величину капитальных вложений, выраженную в сметных ценах, второй – отношение  величины капитальных вложений к стоимости основных средств.

В зависимости от формы освоения капитальных вложений на железнодорожном транспорте  различают статистику капитального строительства, статистику приобретения подвижного состава и производственного оборудования, статистику капитального ремонта.

Статистика  капитального строительства  рассматривает вопросы строительного производства, включая комплекс  строительных работ, монтаж оборудования и отдельных конструкций  строящегося объекта.

К строительным работам относятся: возведение строения и сооружения, их переустройство и расширение; монтаж строительных конструкций (металлических, железобетонных, деревянных), входящих в состав зданий и сооружений, устройство линий электропередачи и линий связи; сооружение водопроводных, канализационных, теплофикационных и газовых сетей и устройств; устройство оснований, фундаментов опорных конструкций под оборудование и т.п.

К работам по монтажу оборудования относятся:  сборка и установка производственного, технологического и прочего оборудования; устройство промышленных проводок, входящих в состав монтируемого оборудования, и др.

В объём строительных и монтажных  работ не включают стоимость незавершённого производства и стоимость самого монтируемого оборудования. Под незавершённым производством понимают незаконченное строительство сооружений или монтаж оборудования, которые не могут быть введены в действие в соответствии с условиями заказа, обусловленными договором.

Статистика капитального строительства изучает:  объём, структуру и темпы  освоения капитальных вложений; развитие строительной индустрии; степень механизации строительных работ; специализацию строительных организаций; уровень и динамику производительности труда в строительстве; уровень и изменения себестоимости строительно-монтажных работ.

Основными показателями статистики капитального строительства являются:

- продукция – объём  выполненных строительных и монтажных работ;

- ввод в действие основных средств;

- себестоимость строительной  продукции.

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта