Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

В движении на На промежуточ- Под грузовыми Под техническими

    перегонах                ных станциях    операциями                  операциями

     åntdv      åntst     åntgr      ånttr 

 

 

 С переработкой   Без переработки 

ånttr-br     ånttr-p  

 

Затрата времени вагонов рабочего парка – время, затраченное вагонами для перевозки в целом по вагонному парку и по элементам производственного цикла – вагоно-часы  определяются  умножением среднесуточной величины рабочего парка на количество суток в отчётном периоде и на 24 часа:

åntrb =    ånrb t 24

 

Затрата времени вагонов  в поездах:

на участках   делением пробега  вагонов грузового парка на участковую скорость    åntu   = ång s   / v

на перегонах   -  тоже на техническую  скорость

åntdv   = ång s   / vt .

затрата времени вагонов на промежуточных станциях:

åntst =   åntu - åntdv

Затрата времени под грузовыми и техническими операциями определяется на основе непосредственного учёта на станциях (погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка и т.д.).

Простой транзитный без  переработки – нет маневровой работы, только смена локомотива, локомотивной бригады или перецепка локомотива в связи со сменой направления следования поезда.

Простой транзитный с  переработкой – маневровая работа с вагонами (расформирование, отцепление вагонов и т.д.).

До 50 вагонов в сутки – номерной учёт простоя вагонов. Простой определяется по отправленным со станции вагонам.

Свыше 50 вагонов – безномерной  учёт простоя вагонов

 

Лекция 9.  Показатели использования локомотивов.

 

Flok – среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении

Flok =  å(pl)b  / åmtrb

где:

å(pl)b  - грузооборот брутто, ткм;

åmtrb   - локомотиво-сутки эксплуатационного парка.

 

Q - средняя масса поезда брутто

Qb =  å(pl)b  / åms

где:

å(pl)b  - грузооборот брутто, ткм;

åms  - поездо-км.

 

Q - средняя масса поезда нетто:

Qn =  å(pl)n  / åms

где:

å(pl)n  - грузооборот нетто, ткм;

åms  - пробег во главе поездов.

Условная масса поезда – количество тонн брутто на 1 км общего и 1 км линейного пробега.        Qbu    =  å(pl)b  / åMS

  Qbl   = å(pl)b  / åml

 

 `¯n  -  средний состав поезда в вагонах:

`¯n  = åns /åms

где:    åns – пробег вагонов,

 åms – пробег поездов.

alok - процент вспомогательного пробега локомотивов. Отношение вспомогательного пробега к линейному или к общему пробегу alok локомотивов.

Среднесуточный пробег локомотива - Slok – отношение линейного пробега локомотива к величине эксплуатируемого парка в локомотиво-сутках:

Slok  =  åms / åmtrb ,

где:    åms    - линейный пробег локомотивов;

 åmtrb   - локомотиво-сутки эксплуатируемого парка.

В линейный пробег включаются пробеги  во главе поездов, вторых локомотивов, по системе многих единиц, в двойной тяге, в одиночном следовании. В затратах времени эксплуатируемого парка не учитывают время локомотивов в подталкивании.

vloku - средняя участковая скорость движения локомотивов и

vu - средняя участковая скорость движения поезда  определяются делением пробега соответственно локомотивов и поездов на затрату их времени на участках, включая простои на промежуточных станциях:

vloku = åml s / åmtloku ;           vu = åms / (åmtdv + åmtst ).

 

vlokt - средняя техническая скорость движения локомотивов и

vt - средняя техническая  скорость движения поезда  определяются делением пробега соответственно локомотивов и поездов на затрату времени на перегонах:

vlok = åml s / åmtlokdv ;           v = åms / åmtdv .

 

Kv - коэффициент скорости, отношение участковой скорости движения к технической  (Kv max  = 1).

Tlok - среднесуточный бюджет времени локомотивов эксплуатируемого парка, определяется делением локомотиво-часов эксплуатируемого парка на локомотиво-сутки за отчётный период. Всегда = 24 часам.

tlokdv   - в движении на перегонах, определяется делением локомотиво-часов на перегонах на локомотиво-сутки эксплуатируемого парка:

tlokdv = åm tlokdv / åmrb

 

 tlokst – на промежуточных станциях, делением локомотиво-часов простоя на локомотиво-сутки эксплуатируемого парка:

 

tlokst       =    åm tlokst  / åmrb

 

tob  -  на станциях оборота, делением локомотиво-часов простоя на  локомотиво-сутки эксплуатируемого парка:

tob      =    åm t ob   / åmrb

 

tpr – на станциях приписки, делением локомотиво-часов простоя на  локомотиво-сутки эксплуатируемого парка:

tpr      =    åm t pr   / åmrb

 

tsm  -  на станциях смены локомотивных бригад, делением локомотиво-часов простоя локомотивов по смене локомотивных бригад на  локомотиво-сутки эксплуатируемого парка:

tsm      =    åm t sm   / åmrb

 

Для расчёта средней продолжительности  одного случая простоя по приведенным  элементам  на станциях приписки, оборота и смены локомотивных бригад применяются формулы:

`tpr      =    åm t pr   / åzpr

 

`tob      =    åm t ob   / åzob

 

`tsm      =    åm t sm   / åzsm

 

где  åzpr    åzob   åzsm  - число случаев простоя локомотивов на станциях приписки, оборота и смены локомотивных бригад.

 

Лекция 10.  Показатели использования вагонов

 

Fw -  производительность вагона -отражает среднесуточную выработку вагона рабочего парка, в ткм нетто эксплуатационных, делением эксплуатационного грузооборота на вагоно-сутки рабочего парка:

 

Fw =å(pl)n  / ångrb t

 

qrb – динамическая нагрузка вагона рабочего парка, количество грузов на грузовой вагон рабочего парка на всём пути следования:

qrb  = å(pl)n  / ångs

 

qgr - динамическая нагрузка гружёного вагона, эксплуатационный грузооборот нетто к пробегу гружёных вагонов рабочего парка:

 

  qgr   = å(pl)n  / ångr s

aw - процент порожнего пробега ,  доля порожнего пробега в общем

aw   = (ånr s   / ånп s) 100

 

aw-gr -  соотношение порожнего пробега к гружёному

aw-gr  = (ånr s   / ångr s) 100

 

Sgw – среднесуточный пробег грузового вагона,  отношение общего пробега вагонов  к рабочему парку :

Sgw = ång s / ångrb t

 

Spw     среднесуточный пробег пассажирского вагона,  отношение общего пробега вагонов к рабочему парку

Sp w = ånp s / ånprb t

 

Tw - среднее время оборота грузового вагона, время полного производственного цикла работы вагона от погрузки до погрузки , затраты времени рабочего парка (в вагоно-сутках) к числу погруженных вагонов 

 

для сети:     Tw = ångrb t / åu

для дороги или отделения: Tw = ångrb t /( åugr   +  åupr ).

Элементы оборота вагона:

tdv   - время в движении:    tdv   = åntdv / åu

tst    - простой на промежуточных станциях:  tst  = åntst / åu

ttr    - простой на технических станциях под транзитными операциями:

ttr = ånttr  / åu;

tgr      - простой под грузовыми операциями:  tgr = åntgr  / åu.

 

Rw – полный рейс вагона – расстояние, которое грузовой вагон проходит в гружёном и порожнем состоянии за время оборота, т.е.за один полный перевозочный цикл.  Rw    =  ång s / åu.

Полный рейс делится на гружёный R =  ångr s / åu и порожний R = ånrs/åu.

В пределах дороги или отделения:

Rw    =  ång s / (åugr + åupr)

Rw    =  ångr s / (åugr + åupr)

R = ånrs/(åugr + åupr).

 

 ` ¯ttr – средний простой под одной технической операцией, определяется делением затраты времени вагона на технических станциях к числу транзитных вагонов:     `¯ttr = ånttr  / åztr .

 

 Аналогично рассчитывается средний простой транзитного вагона с переработкой и без переработки.

Среднее число технических  операций с транзитным вагоном за оборот

`¯ztr = åztr  / åu.

Lw – вагонное плечо – расстояние, которое проходит вагон между техническими станциями за время оборота, определяется делением общего пробега вагонов на число транзитных операций:

      Lw = ång s / åztr .

`¯tgr  - средний простой под одной грузовой операцией, определяется отношением затраты времени вагонов под грузовыми операциями к числу грузовых операций:    `¯tgr = åntgr  / åzgr 

 

Число грузовых операций определяется как сумма занятых и освобождённых вагонов (åzgr =åus  + åuos)

`¯zgr   - среднее число грузовых операций с вагоном за оборот – делением числа грузовых операций на работу:

`¯zgr = åzgr  / åu.

Для сети железных дорог `¯zgr ≥ 2,  для отдельной железной дороги может принимать значения от 0 до 2.  Характеризует степень транзитности: чем он ниже, тем большую долю занимает транзитный вагонопоток.

 

`¯tm - средний простой местного вагона – отношение простоя местных вагонов на станции åntgr  к числу этих вагонов åzm :

` ¯tm =åntgr / åzm

Ksd – коэффициент сдвоенных операций – отношение числа грузовых операций к количеству местных вагонов на станции: 

Ksd  = åzgr  / åzm

Уровень Ksd изменяется от 1 до 2. Чем он ближе к 2, тем меньше порожний пробег и порожний рейс, следовательно и среднее время оборота вагона.

 

 

 

Лекция 11.  Статистика основных средств и технической

оснащённости.

 

Основные средства – это орудия труда, используемые в процессе  производства в течение длительного периода, не менее одного года. Увеличение основных средств  происходит  за счёт капитальных вложений на их приобретение,   переоценки или  капитального строительства. Стоимость основных средств постепенно включается в издержки производства  в форме амортизационных отчислений.

Для процесса производства  также  необходимы и оборотные средства – предметы труда (сырьё, материалы, топливо, электроэнергия  и др.),  стоимость которых за один производственный цикл  целиком переносится на  продукцию в виде затрат  на  материалы  и  топливо. В отличие от основных средств, которые  сохраняют  свою материальную форму  и потребительную стоимость,  оборотные средства меняют свою первоначальную  натуральную форму или  вовсе исчезают.

Железнодорожный транспорт является одной из самых капиталоёмких  отраслей народного хозяйства.

Основными средствами называются средства производственного и непроизводственного назначения, используемые в своей натуральной форме на протяжении ряда лет (многих производственных циклов), стоимость которых  по мере износа включается в стоимость продукции или услуг в виде амортизационных отчислений.  Повышение удельного веса амортизационных отчислений в стоимости продукции означает рост технической вооружённости производства и приводит к повышению производительности труда и, как следствие, снижению себестоимости продукции.

Наряду с основными фондами  в процессе производства участвуют  и оборотные средства, которые используются в течение одного года или одного производственного цикла, а их  стоимость полностью переносится на стоимость продукции.  Таким образом, в отличие от оборотных средств к основным фондам относятся средства, единица стоимости которых больше 10000 рублей и срок службы больше одного года.

Объектом статистики основных фондов являются основные средства железнодорожного транспорта в натуральном и стоимостном выражении.

Единицей наблюдения является физическая единица конкретного вида основных средств,  единицей  измерения  (счёта) – единицы наблюдения, метрические, условные и стоимостные.

Основными учётными признаками являются: вид основных средств,  конструкционные параметры (мощность, осность,  конструкционная скорость, масса и т.д.),  даты постройки и ввода в эксплуатацию, стоимость.

Первоисточником учёта  для отдельных видов основных средств (вагоны, локомотивы, путевые машины и др.)  является технический паспорт, в котором показываются  конструкционные  параметры и эксплуатационная характеристика на момент постройки или ввода в эксплуатацию, стоимость, изменения за годы использования, инвентарный номер.

В то же время на основные средства, представляющие собой объединение разнородных средств, технические паспорта составляются на основе ряда других первичных документов.

Методы учёта.  Размер и состав основных средств учитывается  одновременной их регистрацией (инвентаризацией) или  путём непрерывного (текущего) учёта.  При текущем учёте основные средства учитываются по действовавшим  на период выпуска или ввода в эксплуатацию ценам. Это не даёт правильной оценки наличия основных средств на  определённый период времени. Поэтому ежегодно на конец года при составлении годового баланса  все предприятия проводят  инвентаризацию основных средств. Она позволяет произвести проверку бухгалтерских записей с фактическим наличием и изменениями  основных средств  в течение года.

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта