Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.
Кроме того, через 10-15 лет по решению правительства проводится генеральная инвентаризация основных средств. Её задачами являются выявление действующих и бездействующих основных фондов, их действительной современной стоимости, технического состояния и износа. Результаты инвентаризации сопоставляются с бухгалтерскими документами, являются базой для переоценки стоимости основных средств и расчёта амортизационных отчислений.
Классификация. Признаки группировки основных фондов:
по назначению – производственные и непроизводственные. К производственным относятся основные фонды, используемые непосредственно в производственном процессе, к непроизводственным – не участвующие непосредственно в процессе производства;
по степени участия в производственном процессе – действующие и недействующие. К действующим относятся фонды, находящиеся в эксплуатации, к недействующим – в запасе, на консервации и т.д.
по характеру участия – активные и пассивные. К активным – непосредственно воздействующие на предмет труда – это локомотивы, вагоны, силовые машины, станки, оборудование и др., пассивным – производственные здания, сооружения, линии электропередач, железнодорожный путь и др.;
по принадлежности – собственные и арендованные (краткосрочно и долгосрочно). Собственные основные средства учитываются на балансе предприятия, к которому они прикреплены, а арендованные учитываются за балансом.
В основных производственных фондах выделяются следующие группы:
I. Здания – производственные и служебные здания локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, сигнализации и связи и т.д. (5,3-6,0%);
II. Сооружения – путь со всеми его обустройствами и элементами, мосты, тоннели и т.д. (40,8-64,6%);
III. Передаточные устройства – устройства сигнализации и связи, линии электропередач и т.д.;
IV. Машины и оборудование – генераторы, паровые котлы и турбины, станки всех видов, опытные установки, оборудование мастерских (7,3-6,3%);
V. Транспортные средства – локомотивы, вагоны, автомобили и т.д. (46,1-22,8%);
VI. Инструмент;
VII. Производственный инвентарь и принадлежности;
VIII.Хозяйственный инвентарь;
IX. Рабочий и продуктивный скот;
X. Многолетние насаждении – деревья и кустарник, достигший определённой высоты для выполнения защитных функций;
XI. Капитальные затраты на улучшение земель;
XII. Прочие основные средства (0,5-0,3%).
Структура основных средств
железнодорожного транспорта в
силу специфики его
Учёт основных средств на основе
паспортов ведётся в
Учёт в стоимостной форме позволяет определять удельный вес основных средств железнодорожного транспорта в основных фондах всего народного хозяйства, структуру, степень износа и их использование. Например, годовой выпуск продукции на 1 тыс. руб. основных фондов, как в целом по сети , так и по дорогам, проводя их сопоставление. Кроме того, учёт основных средств в стоимостном виде вызывается необходимостью определения амортизационных отчислений, относящихся на издержки производства продукции и услуг.
Виды стоимости.
Учёт основных средств ведут как по полной первоначальной или восстановительной стоимости, так и с учётом их износа.
Первоначальная стоимость – это стоимость в ценах периода ввода их в эксплуатацию. При этом учитываются затраты не только на приобретение или сооружение объекта , но и монтаж, транспортировку, реконструкцию и модернизацию.
Восстановительная стоимость – это стоимость полного их воспроизводства на данный момент, т.е. в период генеральной инвентаризации.
При анализе динамики основных фондов за ряд лет необходимо соблюдать условия однородности и неизменности цен на протяжении всего ряда. Для этого используется индекс физического объёма основных фондов:
Iо.ф. = åР1 Сн / åР0 Сн ,
где Р1 , Р0 - объём отдельных групп основных средств в натуральном выражении за отчётный и базисный период;
Сн - неизменная цена различных объектов основных средств.
Учёт основных средств по первоначальной стоимости показывает величину капитальных вложений в основные фонды. Но для ряда аналитических задач недостаточно знать размер основных фондов по первоначальной стоимости. Необходимо учитывать и их износ, т.е. величину стоимости, перенесённую на издержки производства продукции, и остаточную стоимость.
Наиболее точный учёт износа может
быть определён по фактическому состоянию
основных средств с учётом их интенсивного
или экстенсивного
В действительности принимают, что основные средства изнашиваются равномерно в течение всего периода их использования, т.е. срока службы. При этом различают полный срок службы основных средств K , истекший n и оставшийся m .
Полным сроком службы считается период эксплуатации основных средств от момента их ввода до полного использования их потребительной стоимости. На его основе определяются ежегодные амортизационные отчисления.
Истекший срок службы – количество лет от момента ввода объекта в эксплуатацию до даты, на которую рассчитывают срок. Его называют рабочим возрастом основных средств.
Оставшийся срок службы – это срок, который объект может служить до утери своих потребительских свойств.
При нормальных условиях эксплуатации основных средств: K = n + m .
Техническую характеристику состояния отдельных объектов основных средств можно получить на основе сроков службы:
процент износа dи = (n / K)*100 и степень годности dg = (m / K) *100 .
Показатели износа и годности основных средств могут быть определены на основе стоимостных характеристик. Исходной базой для этого служат первоначальная Np или восстановительная Nv стоимость.
Стоимость износа единицы основных
средств без учёта ликвидационн
En =((N- Nk) / K)* n = (N- Nk) n / K
Остаточная стоимость Nn единицы основных средств без учёта и с учётом ликвидационной стоимости определяется соответственно:
N N(K-n) m
Nn = N - ---- n = -------- = N -----
K K K
(N-Nk
)
n
Nn = (N – Nk) - ------ n + Nk = (N – Nk)( 1 - ---) + Nk = (N – Nk)--- + Nk
K
Средние значения степени износа ¯da и годности ¯dg основных фондов определяют из соотношения стоимости износа и годности к полной стоимости основных средств:
åEa
¯da= ------ 100 ¯ dg = ------ 100
åN
где åEa , åNos,, åN - стоимость соответственно износа (амортизационные отчисления), остаточная и полная.
Для определения среднего срока службы совокупности основных средств необходимо знать их первоначальную (или восстановительную) стоимость и стоимость их ежегодного износа - амортизационные отчисления - Ea . Тогда средние сроки службы основных фондов будут определяться:
полный ¯K = åN / Ea
истекший (рабочий возраст основных фондов) ¯n = åEn / Ea
оставшийся ¯m = åNn / Ea
где Ea - сумма ежегодных амортизационных отчислений всей совокупности основных средств: N
Ea = åea = å ---
Средняя норма амортизационных отчислений определяется отношением суммы годовых амортизационных отчислений к полной стоимости всей совокупности основных фондов.
Показатели эффективности использования основных средств.
Фондоотдача - количество произведенной продукции, приходящейся на 1 руб. среднегодовой первоначальной стоимости основных производственных средств. Для железных дорог – это отношение приведенной продукции к стоимости основных фондов.
Fof = å(pl)pg / N.
Фондоёмкость Wof - показатель обратный фондоотдаче, т.е. характеризует величину основных фондов (вложенного капитала) на единицу произведенной продукции. Для железных дорог – на приведенные тоннокилометры.
Уровень фондоотдачи складывается под влиянием отдачи отдельных видов основных средств (зданий, сооружений, транспортных средств и т.д.) и средней первоначальной стоимости (цены) однородных объектов. Поэтому показатель фондоотдачи дополняется рядом других показателей использования фондов – производительность локомотивов, вагонов и т.д.
Основные средства имеют различное назначение и играют разную роль в процессе производства. В связи с этим для определения полезного результата или эффективности использования основных средств принято рассчитывать систему коэффициентов: экстенсивной, интенсивной и интегральной нагрузки.
Коэффициент экстенсивной нагрузки kex характеризует степень использования планового фонда времени оборудования:
kex = t1 / tn ,
где t1, tn - фактическое и плановое время работы оборудования за период (смену, сутки, месяц, год), час.
Коэффициент интенсивной нагрузки kint характеризует степень использования мощности оборудования:
kint = q1 /qn ,
где q1 , qn - фактический и нормативный объёмы полезного результата в натуральном выражении за единицу времени – производительность оборудования.
Коэффициент интегральной нагрузки kinteg позволяет характеризовать загрузку оборудования по времени и мощности. Определяется как соотношение фактической выработки к потенциально возможной за календарное время:
kinteg = q1 t1 / qn tn = kex kint
Движение основных фондов характеризуется коэффициентами поступления Kp , обновления Kob , выбытия Kv и выбытия по износу Kviz основных фондов, определяемыми отношением стоимости соответственно поступивших Np, обновлённых Nob , выбывших Nv и выбывших по износу Nviz основных средств к стоимости соответственно на конец Nкг и начало Nнг года:
Kp = Np / Nкг , Kob = Nob / Nкг, Kv = Nv / Nнг , Kviz = Nviz / Nнг .
На практике при расчёте показателей движения основных фондов в знаменателе берут среднюю стоимость за год N = (Nнг + Nкг ) / 2.
Для планирования и управления деятельностью железнодорожного транспорта необходимо иметь данные о технической оснащённости предприятий в натуральном выражении. Поэтому текущий учёт основных средств ведётся и в денежном, и в натуральном выражении, с группировкой их по конкретным видам, предприятиям и хозяйствам.
Показатели технической вооружённости хозяйства пути. Доля стоимости основных средств путевого хозяйства составляет свыше 50% от общей стоимости фондов, используемых в основной деятельности железных дорог.
Показатели технической
Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта