Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

 

На железнодорожном транспорте различают две формы материальных запасов: производственные и складские. К производственным относятся запасы, находящиеся на складах предприятий, к складским – на складах и базах снабженческих организаций.

Для обеспечения контроля за сохранностью запасов материалов, их поступлением, расходе и остатках ведётся первичный учёт их движения на специальных карточках, где  последовательно записывается приход и расход и выводится остаток  после каждой записи.

Первоисточниками учёта наличия  материалов служат приходные документы (акты о приёмке материалов, приходный ордер склада, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция)  и расходные документы (накладная на отпуск материалов, наряд-требование, сдаточная ведомость отпуска топлива и смазочных материалов на локомотивы и лимитно-заборная карта).  При этом должны строго придерживаться номенклатуры материалов, топлива, оборудования и запасных частей.

Наличие и движение материальных запасов  характеризуется объёмными и качественными показателями.

Величина запаса материалов на складе Zm   определяется по состоянию на 1-е число каждого месяца на основе данных текущего учёта или инвентаризации. Для характеристики размера запаса за период времени используют показатель «средний запас» ‾Zm ,  который рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда с равными интервалами:

 

‾Zm = (Zm1/2 + Zm2   +    Zm3 +   ……….     + Zmn / 2) / (n-1),

 

где  n – число уровней ряда.

Например, остатки  топлива на складе составили на 1 января – 100 т, 1 февраля  – 96 т, 1 марта – 90 т  и 1 апреля – 80 т.  Средний остаток за 1 квартал  ‾Zm = (100/2 + 96 + 90 +80/2) /3 = 92 т.

Расход материалов Rm характеризуется их отпуском в производство и определяется на основе данных текущего учёта. К числу важнейших качественных показателей  наличия и движения материалов относятся:

- степень выполнения нормы запаса  – отношение фактического запаса  материала Zmi к установленной норме  ZmiN (характеризует недостаток или избыток материалов на складе);

- обеспеченность материальными  ресурсами tobs - отношение величины запаса данного вида материала к суточному расходу  R и характеризует обеспеченность производства определённым видом материалов в днях расходования:   tobs = åZm  /RS ;

- коэффициент обновления запасов  Cob - число замен запаса материалов за отчётный период. Показывает сколько раз обновляется запас материалов на складе за определённый период: 

Cob = Rm / ‾Zm ,

где  R - расход материалов за отчётный период;

        ‾Zm - средний остаток материалов за отчётный период.

Чем выше коэффициент обновления запаса, тем быстрее оборачиваются оборотные средства и их требуется меньше для обеспечения заданного размера производства;

- продолжительность хранения материалов tz в днях характеризует длительность хранения запасов на складах:

t = t  / Cob  ,

где t   - календарная продолжительность периода, дней.

 

Статистика  расхода материалов

 

Статистика расхода материалов играет важную роль в экономном использовании материальных ресурсов. Учёт расхода материалов ведут по моменту их отпуска со складов, что объясняется его простотой и достоверностью.

Основными показателями являются:

- общий расход материалов Rm – показывает общий объём израсходованных материалов в натуральном и стоимостном выражении;

- удельный расход материалов m - показывает затраты материалов на единицу продукции или измеритель выполненной работы;

- степень выполнения плана общего  и удельного расхода материалов;

- экономия (перерасход)  материалов.

При анализе расхода материалов их фактический удельный расход сопоставляют с нормой или удельным расходом за прошедшие периоды по индивидуальному индексу:

im = m1  / m0

Если данный вид материала  расходуется на производство нескольких видов продукции, то для характеристики изменения удельного расхода  рассчитывается общий агрегатный индекс удельного расхода.

Im = åm1 q1  / åm0 q1 ,

где  q1 – объём продукции или работы различных видов в текущем периоде.

Отношение  (åm1 q1 - åm0 q1)100/ åm0 q1   характеризует средний темп прироста удельного расхода данного материала.

Изменение удельного расхода различных  материалов на одно изделие характеризуется индексом:

Im =  åm1 p / åm0 p,

где  p -  сопоставимая цена материала отдельного вида.

Чтобы охарактеризовать общее изменение  удельного расхода всей массы  разнородных материалов на изделия, рассчитывается  индекс удельного расхода:

Im  = åm1 q1 p / åm0 q1 p

Анализ общего расхода  материалов позволяет установить влияние  отдельных причин на его изменение. Такими  причинами являются изменение физического объёма изделий (работ), а также изменение удельного расхода материалов. Ниже представлены формулы определения изменения расхода материалов в абсолютном и относительном выражении:

 

в целом: ∆Rm = åm1 q1 - åm0 q         mR =∆Rm / åm0 q0

 

при изменении физического объёма:

 

∆Rmq = åm0 q1 - åm0 q         mRq =∆Rm q / åm0 q0

 

при изменении удельного расхода  материалов:

 

∆Rmm = åm1 q1 - åm0 q         mRm =∆Rm m / åm0 q1

 

Статистика  расхода топлива

 

Железнодорожный транспорт – крупнейший потребитель топливно-энергетических ресурсов страны. Затраты на топливо  – один из основных элементов эксплуатационных расходов железных дорог.  Его рациональное использование имеет большое значение для снижения себестоимости приведенной продукции.

Расход топлива Y - количество  топлива в соответствующих  единицах, израсходованное  за определённый период на производственные цели и прочие нужды. Он выражается в натуральных и условно-натуральных единицах. При переводе натурального количества топлива в условное выражение используют калорийные и технические переводные эквиваленты.

Удельный расход топлива y – количество условного топлива, измеренное в килограммах,  приходящееся на установленный измеритель работы.  Для локомотивов он устанавливается раздельно:  для поездной работы – на 10 тыс. ткм брутто,  для прочей работы (линейный или условный пробег) – на 100 локомотиво-км, на производственно-технические нужды – на 1 квт-час по тепловым электростанциям, на 1 т пара нормального давления на поверхности котла в час – для котловых установок и т.д.

Средний удельный расход топлива на локомотивы в поездной работе определяется отношением общего расхода условного топлива к грузообороту брутто:

‾y = Y*1000 / å(pl) / 10000 = Y * 107 / å(pl)b

 

Удельный расход топлива для  локомотивов на прочей работе (одиночное следование, манёвры и прочее) определяется отношением общего расхода условного топлива к пробегу локомотивов:

                                   Y*1000

‾y = -------------------------  =  Y*105 / (åmoss + åmus)

                      (åmoss + åmus )/100

 

Агрегатная средняя удельного  расхода топлива может быть преобразована в среднюю арифметическую:

 

‾ypl=åypl(pl)b / å(pl)b =åypl dpl

 

‾yåmvspS = åy mvspSi * mvsp * si / åmvsp s =  åy mvspSi * d mvspSi ,

 

где  ypl ,  y mvspSi - удельный расход топлива локомотивами соответственно на 10 тыс.ткм  и 100 локомотиво-км в отдельных видах работы;

dpl  ,  d mvspSi - доля вида работы соответственно в общем объёме грузооборота и  вспомогательном пробеге локомотивов.

Потребность в топливе определяется на основе норм удельного его расхода, которые устанавливаются в кг условного топлива на измеритель работы и серии локомотивов. Нормы расхода топлива используют для контроля за его расходованием и определения его экономии или перерасхода.

Степень выполнения нормы удельного расхода топлива, а также экономию (перерасход) определяют индексным методом, т.е. отношением удельного расхода к норме расхода  yN .

Обобщенную характеристику  степени  выполнения норм удельного расхода  топлива даёт отношение фактического расхода топлива к расходу  топлива по норме на фактический объём работы:

Iy  = å y1 q1  / åyN q1

 

Степень выполнения норм расхода топлива  для работы локомотивов:

 

I = [åypl (pl)b /10 7+åyms MS /105]/ [ åypl-N  (pl)b /107 + åyms-N MS/105 ] = Y/YN ,

где  åypl (pl)b /10 7= Ypl , åypl-N  (pl)b /107=Ypl-N - расход топлива на отдельный вид поездной работы (серию локомотива) соответственно фактически и по норме, т;

åypl-N  (pl)b /107 =Yms , yms-N MS/105 = Yms-N  - расход топлива на отдельные виды работы локомотивов, измеряемые пробегом, соответственно фактически и по норме, т.

Разность между числителем и  знаменателем показывает величину экономии или перерасхода топлива относительно установленной нормы.

Абсолютный прирост расхода  топлива: ∆Y = åy1 q1 -  åy0 q0

Прирост расхода топлива за счёт изменения объёма работы:

∆Yq = åy0 q1 -  åy0 q0

Прирост за счёт изменения  удельного расхода топлива:

∆Yy = åy1 q1 -  åy0 q1

Расход топлива при  поездной работе локомотивов определяется на основании данных маршрута машиниста. При выполнении маневровой работы первоисточником учёта расхода топлива служат лицевые счета локомотивов. Расход топлива на стационарные установки учитывается по ведомости формы ТХУ-7.  Учёт расхода топлива ведётся в условных и натуральных единицах. Натуральное топливо учитывается по видам: уголь (с подразделением на марки), дрова, топочный мазут, дизельное топливо, моторная нефть и газообразное топливо.

 

Статистика  расхода электрической энергии

 

Протяжённость электрифицированных  линий в настоящее время составляет  49%  от общей протяжённости железных дорог, а удельный вес грузооборота, осуществляемый электротягой, составляет около 82 %. Железнодорожный транспорт потребляет более 4% вырабатываемой в стране электроэнергии.  84% из неё расходуется на тягу поездов, 10 % - эксплуатационные нужды.

  Основные показатели и методика их расчёта те же, что и по расходу топлива: общий и удельный расход, степень выполнения норм удельного расхода, экономия (перерасход) по сравнению с нормами.

Расход электроэнергии измеряется в кВт-часах и учитывается отдельно на тягу поездов, производственно-технические и прочие нужды. Расход электроэнергии на тягу поездов определяют по показателям электросчётчиков, установленных на тяговых подстанциях  и фиксирующих поступление электроэнергии в контактные провода, и установленных на электровозах и моторных вагонах электросекций, фиксирующих расход электроэнергии на каждую поездку. В первом случае устанавливается общий расход электроэнергии на тяговых участках с учётом потерь в контактной сети, во втором – на тягу поездов без потерь в контактной сети.

Расход электроэнергии по норме  равен сумме произведений норм удельного  расхода электроэнергии в кВт-часах, установленных на отдельные виды поездной работы по поездо-участкам, на фактический грузооборот брутто по видам работы: Ye-N = åyNi (pl)bi /107 .

Экономия (перерасход) электроэнергии определяют как разность между фактическим её расходом  и расходом по норме.

 

Лекция 14. Статистика труда

 

Статистика труда является одним  из важнейших разделов экономической статистики. Наиболее важными вопросами в статистике труда любой отрасли экономики страны, в том числе и на железнодорожном транспорте, являются: наличие, состав, распределение и использование трудовых ресурсов и их воспроизводство; динамика заработной платы и источники её образования; динамика производительности труда; организация труда и подготовка квалифицированных кадров и т.д. Соответственно  этому статистика труда  состоит из нескольких  разделов:

- статистика численности и состава  работников,

- показатели движения и текучести рабочей силы,

- статистика использования рабочего времени,

- статистика производительности  труда,

- статистика заработной платы.

Особенность  этого раздела состоит  в том, что методология и система  основных показателей статистики труда  едины для всех отраслей экономики страны, но при этом  дополняется особыми приёмами статистического наблюдения и необходимыми показателями  в соответствии с отраслевыми особенностями.

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта