Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

Основной задачей статистики труда является контроль за выполнением плановых заданий в области трудовых ресурсов, заработной платы и производительности труда.

 

 

Статистика  численности и состава работников.

 

Предметом этого раздела статистики труда является численность и состав работников железнодорожного транспорта, распределение по категориям персонала, квалификационному и возрастному составу, профессиям, должностям, производственным группам, стажу работы и другим признакам.

Работники учитываются все –  постоянные, сезонные и временные, независимо от выполняемой работы и занимаемой должности. Состав работников железнодорожного транспорта достаточно разнообразен. В него включаются работники, занятые на перевозках, в строительстве, промышленности, лечебных  и учебных учреждениях, проектно-изыскательских,  научных   и других организациях, входящих в систему ОАО «РЖД». За 2004 год средняя численность работников, входящих в систему ОАО «РЖД» составила 1,5 млрд. человек.  Наибольшее внимание уделяется изучению численности работников железных дорог, которые в 2004 г.  составили 81% от всех работников   ОАО «РЖД».

Первичными документами  учёта численности работников являются приказы (распоряжения) о приёме, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпусков,  личные карточки, трудовые книжки, табели об использовании рабочего времени и другие документы в соответствии с действующим законодательством. Личные карточки работников комплектуют по структурным подразделениям предприятия в алфавитном списке, образуя картотеку личного состава.

Основным статистическим показателем   численности работников является списочный состав, включающий всех работников, принятых на постоянную, сезонную или временную работу от одного дня и более. В списочный состав работник включается со дня зачисления его на работу.

Изменения численности могут происходить ежедневно в результате приёма и увольнения работников. Этот учёт ведётся ежедневно. Имея информацию о списочном составе предприятия, нельзя сказать о том, какими трудовыми ресурсами предприятие располагало за тот или иной период времени.  Поэтому на основе  списочного состава определяют важнейшие показатели статистики труда - списочная численность на дату и среднесписочная численность за период.

 В среднесписочной численности работники учитываются за каждый календарный день, включая нерабочие дни недели, как целые единицы. Работники, работающие неполный рабочий день, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени. Среднесписочная численность  ‾Nrb   определяется делением  списочного состава, подлежащего включению в среднесписочную численность, за все дни отчётного периода  åN rb-i   на количество дней в данном периоде t.

 

‾Nrb =  åN rb-i  /  t .

 

При определении среднесписочной  численности за квартал, полугодие, девять месяцев или год суммируют  среднесписочные численности за количество входящих в искомый период месяцев и делят  на число месяцев в периоде (соответственно на 3, 6, 9 и 12 месяцев).

Помимо списочного состава на предприятиях могут работать и другие работники. Это лица, работающие по совместительству из других организаций, по договорам гражданско-правового характера, привлечённые для работы по специальным договорам с государственными организациями и на других условиях. Они не входят в списочную численность и представляют несписочный состав предприятия. Отнесение работника к той или иной категории регламентируется инструкцией о составлении отчётов о численности и фонде заработной платы (Постановление Росстата от 27.07.2004 № 34).

Таким образом, кроме среднесписочной численности на предприятиях железнодорожного транспорта, как и во всех отраслях экономики, определяется и показатель средней численности работников за какой-либо период. В его состав включаются:

- среднесписочная численность  работников;

- средняя численность внешних  совместителей;

- средняя численность работников, выполнявших работы по  договорам гражданско-правового  характера.

 При этом следует отметить, что среднесписочная численность  составляет почти 96%  от средней численности.

Отличительные  особенности железнодорожного транспорта вызывают необходимость  учитывать кроме вышеназванных  ещё и явочную численность работников локомотивных и поездных бригад и проводников пассажирских вагонов.

Решение аналитических задач, стоящих  перед  ОАО «РЖД», вызывает необходимость группировки численности работников по различным признакам:  видам деятельности;   отраслям хозяйства; производственным группам, профессиям; категориям персонала и другим признакам.

По видам деятельности выделяются работники основных видов, занятые на:

грузовых перевозках;

пассажирских перевозках в дальнем  сообщении;

пассажирских перевозках в пригородном  сообщении;

предоставлении услуг инфраструктуры;

предоставлении услуг локомотивной тяги;

ремонте подвижного состава;

обслуживании основных видов деятельности;

и других видов деятельности, занятые  на:

строительстве объектов инфраструктуры;

научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работах;

предоставлении услуг социальной сферы;

прочих видах деятельности.

Основой для распределения работников по видам деятельности является Номенклатура расходов основных видов деятельности железнодорожного транспорта. Если отдельные работники в течение отчётного периода были заняты на работах в разных видах деятельности, они распределяются расчётным путём пропорционально доле рабочих часов, затраченных на выполнение этих работ.

Группировка  работников железнодорожного транспорта осуществляется по следующим отраслевым хозяйствам:

- локомотивное;

- электроснабжения;

- вагонное;

- перевозок;

- коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;

- пассажирское;

- пути;

- гражданских сооружений;

- сигнализации, централизации и  блокировки и информатизации  и связи;

- материально-технического снабжения;

- автомобильного транспорта;

- технологических центров ж.д. (техПД)  и агентств СФТО;

- пригородных перевозок;

- энергосбыт;

- остальные подразделения.

По производственным группам внутри отдельных  хозяйств выделяются работники следующих групп:

по службе локомотивного  хозяйства:

- текущий ремонт и техническое  обслуживание локомотивов;

- локомотивные бригады 

из них  машинисты локомотивов;

- экипировка и подача топлива  на локомотивы;

по службе электроснабжения:

- электромонтёры контактной сети;

- машинисты автомотрис, водители  дрезин;

- электромеханики;

по службе вагонного  хозяйства:

- техобслуживание и текущий  ремонт грузовых вагонов;

- деповской ремонт грузовых  вагонов;

по службе перевозок:

- штат по формированию поездов;

- работники станционных технологических  центров обработки поездной информации и перевозочных документов;

по службе пути:

- текущее содержание пути (включая  одиночную смену элементов верхнего  строения пути

из них  монтёры пути текущего содержания пути;

   операторы дефектоскопных  тележек;

   дежурные по переездам;

по службам сигнализации, централизации и блокировки и  связи и ВТ:

- электромонтёры СЦБ и связи  и ВТ

в т.ч. электромонтёры связи и ВТ;

- электромеханики СЦБ и связи

в т.ч. электромеханики связи и  ВТ;

по службе коммерческой работы в сфере грузовых перевозок:

- приёмосдатчики груза и багажа;

- механизаторы, включая рабочих  комплексных бригад;

- кассиры товарные;

- работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные  работы;

по службе пассажирской (включая дирекции пассажирских перевозок):

- работники вокзалов (без кассиров  билетных);

- кассиры билетные;

- проводники пассажирских вагонов;

по службе пригородных  перевозок (включая дирекции пригородных  перевозок):

- локомотивные бригады

из них  машинисты моторвагонного подвижного состава;

- текущий ремонт моторвагонного  подвижного состава;

- кассиры билетные.

Работники всех подразделений  железнодорожного транспорта группируются по категориям:

- рабочие (они составляют  чуть больше 72%);

- руководители (6%);

- специалисты (чуть больше 16%);

- другие служащие (чуть больше 5%).

При проведении единовременных обследований (мониторингов) могут использоваться  такие признаки группировки, как  пол,


Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта