Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.
Основной задачей статистики труда является контроль за выполнением плановых заданий в области трудовых ресурсов, заработной платы и производительности труда.
Статистика
численности и состава
Предметом этого раздела статистики труда является численность и состав работников железнодорожного транспорта, распределение по категориям персонала, квалификационному и возрастному составу, профессиям, должностям, производственным группам, стажу работы и другим признакам.
Работники учитываются все – постоянные, сезонные и временные, независимо от выполняемой работы и занимаемой должности. Состав работников железнодорожного транспорта достаточно разнообразен. В него включаются работники, занятые на перевозках, в строительстве, промышленности, лечебных и учебных учреждениях, проектно-изыскательских, научных и других организациях, входящих в систему ОАО «РЖД». За 2004 год средняя численность работников, входящих в систему ОАО «РЖД» составила 1,5 млрд. человек. Наибольшее внимание уделяется изучению численности работников железных дорог, которые в 2004 г. составили 81% от всех работников ОАО «РЖД».
Первичными документами учёта численности работников являются приказы (распоряжения) о приёме, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпусков, личные карточки, трудовые книжки, табели об использовании рабочего времени и другие документы в соответствии с действующим законодательством. Личные карточки работников комплектуют по структурным подразделениям предприятия в алфавитном списке, образуя картотеку личного состава.
Основным статистическим показателем численности работников является списочный состав, включающий всех работников, принятых на постоянную, сезонную или временную работу от одного дня и более. В списочный состав работник включается со дня зачисления его на работу.
Изменения численности могут происходить ежедневно в результате приёма и увольнения работников. Этот учёт ведётся ежедневно. Имея информацию о списочном составе предприятия, нельзя сказать о том, какими трудовыми ресурсами предприятие располагало за тот или иной период времени. Поэтому на основе списочного состава определяют важнейшие показатели статистики труда - списочная численность на дату и среднесписочная численность за период.
В среднесписочной численности работники учитываются за каждый календарный день, включая нерабочие дни недели, как целые единицы. Работники, работающие неполный рабочий день, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени. Среднесписочная численность ‾Nrb определяется делением списочного состава, подлежащего включению в среднесписочную численность, за все дни отчётного периода åN rb-i на количество дней в данном периоде t.
‾Nrb = åN rb-i / t .
При определении среднесписочной численности за квартал, полугодие, девять месяцев или год суммируют среднесписочные численности за количество входящих в искомый период месяцев и делят на число месяцев в периоде (соответственно на 3, 6, 9 и 12 месяцев).
Помимо списочного состава на предприятиях могут работать и другие работники. Это лица, работающие по совместительству из других организаций, по договорам гражданско-правового характера, привлечённые для работы по специальным договорам с государственными организациями и на других условиях. Они не входят в списочную численность и представляют несписочный состав предприятия. Отнесение работника к той или иной категории регламентируется инструкцией о составлении отчётов о численности и фонде заработной платы (Постановление Росстата от 27.07.2004 № 34).
Таким образом, кроме среднесписочной численности на предприятиях железнодорожного транспорта, как и во всех отраслях экономики, определяется и показатель средней численности работников за какой-либо период. В его состав включаются:
- среднесписочная численность работников;
- средняя численность внешних совместителей;
- средняя численность
При этом следует отметить, что среднесписочная численность составляет почти 96% от средней численности.
Отличительные особенности железнодорожного транспорта вызывают необходимость учитывать кроме вышеназванных ещё и явочную численность работников локомотивных и поездных бригад и проводников пассажирских вагонов.
Решение аналитических задач, стоящих перед ОАО «РЖД», вызывает необходимость группировки численности работников по различным признакам: видам деятельности; отраслям хозяйства; производственным группам, профессиям; категориям персонала и другим признакам.
По видам деятельности выделяются работники основных видов, занятые на:
грузовых перевозках;
пассажирских перевозках в дальнем сообщении;
пассажирских перевозках в пригородном сообщении;
предоставлении услуг инфрастру
предоставлении услуг локомотивной тяги;
ремонте подвижного состава;
обслуживании основных видов деятельности;
и других видов деятельности, занятые на:
строительстве объектов инфраструктуры;
научно-исследовательских и
предоставлении услуг социально
прочих видах деятельности.
Основой для распределения работников по видам деятельности является Номенклатура расходов основных видов деятельности железнодорожного транспорта. Если отдельные работники в течение отчётного периода были заняты на работах в разных видах деятельности, они распределяются расчётным путём пропорционально доле рабочих часов, затраченных на выполнение этих работ.
Группировка работников железнодорожного транспорта осуществляется по следующим отраслевым хозяйствам:
- локомотивное;
- электроснабжения;
- вагонное;
- перевозок;
- коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;
- пассажирское;
- пути;
- гражданских сооружений;
- сигнализации, централизации и блокировки и информатизации и связи;
- материально-технического
- автомобильного транспорта;
- технологических центров ж.д. (техПД) и агентств СФТО;
- пригородных перевозок;
- энергосбыт;
- остальные подразделения.
По производственным группам внутри отдельных хозяйств выделяются работники следующих групп:
по службе локомотивного хозяйства:
- текущий ремонт и техническое обслуживание локомотивов;
- локомотивные бригады
из них машинисты локомотивов;
- экипировка и подача топлива на локомотивы;
по службе электроснабжения:
- электромонтёры контактной сети;
- машинисты автомотрис, водители дрезин;
- электромеханики;
по службе вагонного хозяйства:
- техобслуживание и текущий ремонт грузовых вагонов;
- деповской ремонт грузовых вагонов;
по службе перевозок:
- штат по формированию поездов;
- работники станционных
по службе пути:
- текущее содержание пути (включая
одиночную смену элементов
из них монтёры пути текущего содержания пути;
операторы дефектоскопных тележек;
дежурные по переездам;
по службам сигнализации, централизации и блокировки и связи и ВТ:
- электромонтёры СЦБ и связи и ВТ
в т.ч. электромонтёры связи и ВТ;
- электромеханики СЦБ и связи
в т.ч. электромеханики связи и ВТ;
по службе коммерческой работы в сфере грузовых перевозок:
- приёмосдатчики груза и багажа;
- механизаторы, включая рабочих комплексных бригад;
- кассиры товарные;
- работники, выполняющие
по службе пассажирской (включая дирекции пассажирских перевозок):
- работники вокзалов (без кассиров билетных);
- кассиры билетные;
- проводники пассажирских
по службе пригородных перевозок (включая дирекции пригородных перевозок):
- локомотивные бригады
из них машинисты моторвагонного подвижного состава;
- текущий ремонт моторвагонного подвижного состава;
- кассиры билетные.
Работники всех подразделений железнодорожного транспорта группируются по категориям:
- рабочие (они составляют чуть больше 72%);
- руководители (6%);
- специалисты (чуть больше 16%);
- другие служащие (чуть больше 5%).
При проведении единовременных обследований (мониторингов) могут использоваться такие признаки группировки, как пол,
Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта