Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.
Для сети дорог: перевезено = отправлено = прибыло.
Вывоз грузов одних дорог = ввозу других
åpg v = åpgw
Данные о перевозках по видам сообщения используют при регулировке вагонных парков.
Род груза. Группировка по роду груза отражает породовую структуру перевозимых грузов – с помощью единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ).
К номенклатуре прилагается алфавитный список грузов (ок.4000 наименований), который построен по имени существительному: сок томатный, сталь тонколистовая, камень бутовый и т.д. На его основании грузоотправитель именует груз в накладной.
Группировка по роду груза решает задачи с 2 позиций:
народнохозяйственной – продукт какой отрасли перевозится, какие грузы ввозит и вывозит тот или иной район страны;
транспортной – какой род вагона требуется для перевозки грузов, каковы условия перевозки, её себестоимость и доходность, возможна ли взаимозаменяемость грузов для обеспечения рационализации перевозок и др.
Структурные сдвиги в перевозках по роду груза отражают изменения, которые происходят в экономике страны.
Структура перевозок грузов и грузооборота
железнодорожного транспорта (%)
Таблица №2.
Род грузов |
1992 |
1995 |
1997 |
2001 |
2002 |
Каменный уголь |
19,6/21,1 |
23,9/26,0 |
25,2/27,5 |
23,9/29,1 |
29,1/28,0 |
Нефтяные грузы |
13,0/13,6 |
14,6/15,8 |
16,6/18,0 |
15,0/16,1 |
16,4/17,1 |
Черные металлы |
4,5/7,7 |
5,2/11,0 |
5,5/10,5 |
6,1/10,1 |
5,8/9,5 |
Руды металлические |
7,2/6,0 |
10,2/8,0 |
10,5/7,5 |
10,5/7,5 |
10,1/7,3 |
Минерально-строительные материалы |
28,5/13,9 |
23,5/10,1 |
20,8/9,3 |
21,4/10,2 |
22,2/10,0 |
Химические и минеральные удобрения |
3,2/4,4 |
3,1/4,1 |
3,4/4,3 |
3,4/3,9 |
3,4/4,1 |
Лесные грузы |
5,9/7,1 |
4,7/4,4 |
3,8/3,6 |
4,6/4,3 |
4,8/4,6 |
Зерно и продукты перемола |
3,9/5,2 |
2,7/3,1 |
2,2/2,7 |
2,1/2,5 |
2,4/2,8 |
Остальные |
14,2/21,0 |
12,1/17,5 |
12,0/16,6 |
13,0/16,3 |
13,0/16,6 |
*Числитель – перевезено грузов, знаменатель- грузооборот
Существует Номенклатура грузов плана и учёта погрузки (оперативная) грузов (в вагонах и т), включающая 43 позиции, из них 37 массовые грузы (уголь каменный, кокс, нефть и т.д.) , а остальные – 6 - промышленные товары народного потребления, продовольственные товары, перевалка грузов с водного на ж.д.транспорт, импортные грузы, грузы в контейнерах, остальные и сборные грузы.
ЕТСНГ кратна оперативной номенклатуре, и лишь три последние позиции оперативной номенклатуры включают грузы разных позиций.
Группировка по территориальному признаку характеризует грузообмен между отдельными районами страны и подразделениями железнодорожного транспорта.
характеризующие корреспонденцию между объектами, внутри каждого из которых нет обмена (см. табл.3);
характеризующие корреспонденцию между крупными объектами, внутри каждого из которых может быть обмен (см. табл.4).
Межстанционная корреспонденция грузов
(тыс.тонн)
Таблица №3.
Станции отправления |
Станции назначения |
Итого | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1 |
- |
183 |
217 |
360 |
510 |
1270 |
2 |
118 |
- |
446 |
80 |
42 |
686 |
3 |
202 |
355 |
- |
339 |
934 |
1830 |
4 |
346 |
720 |
92 |
- |
927 |
2085 |
5 |
682 |
350 |
67 |
225 |
- |
1324 |
Итого |
1348 |
1608 |
822 |
1004 |
2413 |
7195 |
Междорожная корреспонденция грузов
(тыс.тонн)
Таблица 4.
Дороги отправления |
Дороги назначения |
Итого | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1 |
2324 |
5269 |
985 |
1344 |
2873 |
12795 |
2 |
2032 |
1102 |
676 |
1819 |
1575 |
7204 |
3 |
1714 |
1282 |
882 |
944 |
1582 |
6404 |
4 |
42900 |
2295 |
5037 |
1000 |
1043 |
52275 |
5 |
10940 |
50102 |
1761 |
1381 |
1094 |
65278 |
Итого |
59910 |
60050 |
9341 |
6488 |
8167 |
143956 |
Лекция 3. Качественные показатели статистики перевозок грузов.
Средняя дальность перевозки грузов`¯l g - среднее расстояние перевозки 1 т груза, влияет на величину грузооборота и продолжительность доставки груза. Его снижение уменьшает затраты на транспортировку грузов и потребность транспорта в подвижном составе.
`¯lg = åpgl / åpg
Дальность перевозки груза отражает среднее расстояние перемещения груза от станции отправления до станции назначения только по сети дорог:
`¯lgсети = åpgl / åpggr
По дороге она отражает среднее расстояние перемещения груза в её пределах:
`¯lgдороги = å pgl / (åpggr + åpgp)
Средняя дальность по сети всегда больше средней дальности по дороге. Рост средней дальности перевозок грузов – развитие отдалённых районов страны, расширение экономических связей, передача короткопробежных перевозок на автомобильный транспорт и т.д.
Для целей анализа:
`¯lg = å¯lgi dpi , где dpi = å pgi /å g ,
т.е. средняя дальность перевозки зависит от расстояния перемещения отдельных грузов или их групп и доли этих грузов в общем объёме перевозок.
Средняя дальность определяется по роду груза, по дорогам и сообщениям. Каждый груз имеет свою географию производства и потребления. Необходимо знать для характеристики перевозок как они распределяются по дальности, имеется закономерность, устойчива ли она во времени. Перевозкам грузов свойственна устойчивая закономерность: почти половина перевозится на расстояние до 400 км, немного меньше – до 800 км и совсем небольшой процент - на 3000 км и более.
Средняя дальность перевозки по дороге представляет собой среднюю величину из дальностей в отдельных видах сообщения:
`¯lgдороги = å¯lgi pgi /å pgi = å¯lgi dpi ,
где : `¯lgi – средняя дальность перевозки грузов в данном виде сооб- щения, км;
pgi –объём перевозок грузов по виду сообщения, т;
dpi - доля перевозок определённого вида сообщения в общем объёме перевозок дороги.
Густота перевозок - интенсивность грузового потока на участках сети ж.д. Показывает какое количество тонн груза проходит через каждый км пути за период времени. Объём перевозок растёт быстрее чем протяжённость ж.д. Следовательно, растёт и мощность грузопотока на км эксплуатационной длины. Для его характеристики применяется показатель интенсивности грузовых перевозок f gi и средняя густота перевозок грузов `¯f g на направлении, дороге или сети ж.д.
`¯f g = å pgl / å Le ,
где å pgl - грузооборот, млн. тарифных ткм;
å Le - эксплуатационная длина линии, дороги, сети, км.
Средняя густота перевозок грузов зависит от экономики района тяготения, местоположения участка на сети дорог, его технической вооружённости, типа тяги и т.д. Колеблется от 0,5 до 100 млн. т.
1. Определяется по направлениям участков (туда и обратно). Степень неравномерности перевозок по направлениям участка выражается коэффициентом неравномерности K gf , представляющим собой отношение меньшей густоты перевозок к большей, т.е. густоты порожнего пробега к гружёному.
K gf = f g r / f ggr .
Для дороги или сети коэффициент
неравномерности равен
Неравномерность густоты по направлениям характеризует экономические связи между районами производства и потребления, неравномерность работы подвижного состава. Неравномерность по направлениям возникает вследствие разной загрузки вагонов по направлениям, использование специализированных вагонов, которые не могут использоваться под загрузку грузов в обратном направлении. Использование спрямляющих направлений в перемещении порожняка несколько снижает долю порожнего пробега.
2. Густота перевозок определяется для всех грузов и для важнейших из них. Для одних - свойственна высокая равномерность по направлениям, для других наоборот – неравномерность.
Определяют густоту перевозок эксплуатационную (нетто) и густоту перевозок брутто (делением грузооборота соответственно нетто и брутто на эксплуатационную длину линии.
Густота перевозок используется для выявления нерациональных перевозок, анализа использования пропускной способности станций и участков, эксплуатационной работы, обоснования очерёдности капитальных вложений и др.
Густота перевозок брутто используется при нормировании затрат (труда и материалов) по текущему содержанию и ремонту пути.
Средняя продолжительность и средняя скорость доставки груза – характеризует эффективность работы ж.д. транспорта.
Продолжительность доставки td - общее время нахождения груза в процессе перевозки (в сутках) от момента приёма груза к перевозке до момента его выдачи получателю. По каждой отправке исчисляют тонно-сутки перевозки td p.
Средняя продолжительность доставки одной отправки ¯tdb и 1т груза`¯tdp определяется:
`¯tdb = å td / b; `¯tdp = å td p / å p ,
где b - количество отправок;
p – масса отправки, т.
Скорость доставки грузов Sd характеризует интенсивность продвижения их в процессе перевозки:
Sd = å l / å tdi
для 1 т
Sdp = å li piq / å tdi piq ,
где li – тарифное расстояние перевозки i-ой отправки, км.
Средняя продолжительность и средняя скорость доставки грузов зависят от: режима скорости, категории отправки, рода груза и расстояния перевозки.
Режим скорости – грузовая (обычные грузовые поезда) и большая (ускоренные грузовые поезда, курсирующие на утверждённых направлениях). Разница 20-30%.
Категория отправки – маршрутная, повагонная, контейнерная, мелкая. Обусловлено технологией перевозки (время на начальную и конечную операцию по родам грузов, простой под техническими операциями в пути следования).
Средняя продолжительность доставки грузов:
`¯ td = ld / Sd
Доставка грузов в установленные сроки имеет важное народнохозяйственное значение. Ускорению доставки способствуют: своевременная отправка принятых к перевозке грузов, сокращение простоев вагонов под техническими и грузовыми операциями, соблюдение плана формирования поездов особенно сборных, повышение степени отправительской маршрутизации назначением на одну станцию выгрузки, повышение скоростей движения поездов, улучшение взаимодействия ж.д. с другими видами транспорта или иностранными ж.д. и др.
Показатели нагрузки вагонов – характеризует уровень загрузки на момент погрузки – статическая нагрузка p и в процессе перевозки – динамическая нагрузка q. На физический вагон. Статическая нагрузка p относится к статистике перевозок, а динамическая нагрузка q - к эксплуатационной статистике.
Средняя статическая нагрузка определяется делением массы погруженных грузов å p на количество загруженных вагонов å u:
`¯p = å p / å u .
Средняя статическая нагрузка определяется как в целом по всем грузам, так и по отдельным родам грузов.
Использование грузоподъёмности вагона характеризуется коэффициентом, определяемым делением погруженных тонн грузов на грузоподъёмность вагона:
K g = (å pgr-i /å gg) 100 =¯p / ¯gg100
Для каждого рода вагона установлены технические нормы загрузки с учётом физических свойств груза. Коэффициент выполнения технической нормы загрузки вагона:
K p N = (å pgr-u / (å pN ugr ) 100 = `¯p /`¯pN 100 ,
где pN ugr - количество груза, которое должно было быть загружено в вагоны в соответствии с техническими нормами загрузки, т;
Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта