Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

 

Для сети дорог:   перевезено = отправлено  =  прибыло.

Вывоз грузов одних дорог = ввозу  других

åpg v   =  åpgw

Данные о перевозках по видам  сообщения используют при регулировке  вагонных парков.

Род груза.  Группировка по роду груза отражает породовую структуру перевозимых грузов – с помощью единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ).

К номенклатуре прилагается алфавитный список грузов (ок.4000 наименований), который построен  по имени существительному: сок томатный, сталь тонколистовая, камень бутовый и т.д. На его основании грузоотправитель именует груз в накладной.

Группировка по роду груза решает задачи с 2 позиций:

народнохозяйственной – продукт какой отрасли перевозится, какие грузы ввозит и вывозит тот или иной район страны;

транспортной – какой род вагона требуется для перевозки грузов, каковы условия перевозки, её себестоимость и доходность, возможна ли взаимозаменяемость грузов для обеспечения рационализации перевозок и др.

Структурные сдвиги в перевозках по роду груза отражают изменения, которые происходят в экономике страны.

 

Структура перевозок грузов и грузооборота

железнодорожного транспорта (%)

Таблица №2.

Род грузов

1992

1995

1997

2001

2002

Каменный уголь

19,6/21,1

23,9/26,0

25,2/27,5

23,9/29,1

29,1/28,0

Нефтяные грузы

13,0/13,6

14,6/15,8

16,6/18,0

15,0/16,1

16,4/17,1

Черные металлы

4,5/7,7

5,2/11,0

5,5/10,5

6,1/10,1

5,8/9,5

Руды металлические

7,2/6,0

10,2/8,0

10,5/7,5

10,5/7,5

10,1/7,3

Минерально-строительные материалы

28,5/13,9

23,5/10,1

20,8/9,3

21,4/10,2

22,2/10,0

Химические и минеральные  удобрения

3,2/4,4

3,1/4,1

3,4/4,3

3,4/3,9

3,4/4,1

Лесные грузы

5,9/7,1

4,7/4,4

3,8/3,6

4,6/4,3

4,8/4,6

Зерно и продукты перемола

3,9/5,2

2,7/3,1

2,2/2,7

2,1/2,5

2,4/2,8

Остальные

14,2/21,0

12,1/17,5

12,0/16,6

13,0/16,3

13,0/16,6


*Числитель – перевезено  грузов, знаменатель- грузооборот

 

Существует Номенклатура грузов плана  и учёта погрузки (оперативная) грузов (в вагонах и т), включающая 43 позиции, из них 37 массовые грузы (уголь каменный, кокс, нефть и т.д.) , а остальные – 6 - промышленные товары народного потребления, продовольственные товары, перевалка грузов с водного на ж.д.транспорт, импортные грузы, грузы в контейнерах, остальные и сборные грузы.

ЕТСНГ кратна оперативной номенклатуре, и лишь три последние позиции оперативной номенклатуры включают грузы разных позиций.

Группировка по территориальному признаку характеризует грузообмен между отдельными районами страны и подразделениями железнодорожного транспорта.

характеризующие корреспонденцию между объектами, внутри каждого из которых  нет обмена (см. табл.3);

характеризующие корреспонденцию  между крупными объектами, внутри каждого из которых  может быть обмен (см. табл.4). 

 

Межстанционная корреспонденция грузов

(тыс.тонн)

Таблица №3.

Станции отправления

Станции назначения

Итого

1

2

3

4

5

1

-

183

217

360

510

1270

2

118

-

446

80

42

686

3

202

355

-

339

934

1830

4

346

720

92

-

927

2085

5

682

350

67

225

-

1324

Итого

1348

1608

822

1004

2413

7195


 

 

Междорожная корреспонденция грузов

(тыс.тонн)

Таблица 4.

Дороги

отправления

Дороги назначения

Итого

1

2

3

4

5

1

2324

5269

985

1344

2873

12795

2

2032

1102

676

1819

1575

7204

3

1714

1282

882

944

1582

6404

4

42900

2295

5037

1000

1043

52275

5

10940

50102

1761

1381

1094

65278

Итого

59910

60050

9341

6488

8167

143956


Лекция 3. Качественные показатели статистики перевозок грузов.

 

Средняя дальность перевозки  грузов`¯l g - среднее расстояние перевозки 1 т груза,  влияет на величину грузооборота и продолжительность доставки груза. Его снижение  уменьшает затраты  на транспортировку грузов и потребность  транспорта в подвижном составе.

`¯lg =  åpgl / åp

Дальность перевозки груза отражает среднее расстояние перемещения груза от станции отправления до станции назначения только по сети дорог: 

`¯lgсети =  åpgl / åpggr

По дороге она отражает среднее  расстояние перемещения груза в  её пределах:

`¯lgдороги =  å pgl / (åpggr   + åpgp)

Средняя дальность по сети всегда больше средней дальности по дороге. Рост средней дальности перевозок грузов – развитие отдалённых районов страны, расширение экономических связей, передача короткопробежных перевозок на автомобильный транспорт и т.д.

Для целей анализа:  

`¯lg =  å¯lgi dpi ,   где   dpi =  å pgi /å  g ,

т.е. средняя дальность перевозки  зависит от расстояния перемещения  отдельных грузов или их групп и доли этих грузов в общем объёме перевозок.

Средняя дальность определяется по роду груза, по дорогам и  сообщениям. Каждый груз имеет свою географию производства и потребления. Необходимо знать для характеристики перевозок как они распределяются по дальности, имеется закономерность, устойчива ли она во времени. Перевозкам грузов свойственна устойчивая закономерность: почти половина перевозится на расстояние до 400 км, немного меньше – до 800 км и совсем небольшой процент  - на 3000 км и более.

Средняя дальность перевозки по дороге представляет собой среднюю  величину из дальностей в отдельных видах сообщения:

`¯lgдороги =  å¯lgi pgi /å pgi = å¯lgi dpi ,

 

где : `¯lgi – средняя дальность перевозки грузов в данном виде сооб-                     щения, км;

pgi –объём перевозок грузов по виду сообщения, т;

dpi  - доля перевозок определённого вида сообщения в общем объёме перевозок дороги.

Густота перевозок  - интенсивность грузового потока на участках сети ж.д.  Показывает какое количество тонн груза проходит через каждый км пути за период времени. Объём перевозок растёт быстрее чем протяжённость ж.д. Следовательно, растёт и мощность грузопотока на км эксплуатационной длины. Для его характеристики применяется показатель интенсивности грузовых перевозок  f gi и средняя густота перевозок грузов `¯f g  на направлении, дороге или сети ж.д.

`¯f g = å pgl  / å Le ,

где        å pgl   - грузооборот, млн. тарифных ткм;

   å Le    - эксплуатационная длина линии, дороги, сети, км. 

Средняя густота перевозок грузов зависит от экономики района тяготения, местоположения участка на сети дорог, его технической вооружённости, типа тяги и т.д. Колеблется от 0,5 до 100 млн. т.

1. Определяется по направлениям участков (туда и обратно).  Степень неравномерности перевозок по направлениям участка выражается коэффициентом неравномерности  K gf , представляющим собой отношение меньшей густоты перевозок к большей, т.е. густоты порожнего пробега к гружёному.

K gf   =  f g /  f ggr .

Для дороги или сети коэффициент  неравномерности равен отношению меньшей суммы ткм в одном направлении к большей в другом. Он колеблется от 0 до 1,  а в целом по сети  около 0,5.

Неравномерность густоты по направлениям характеризует экономические связи между районами производства и потребления, неравномерность работы подвижного состава. Неравномерность по направлениям возникает вследствие  разной загрузки вагонов по направлениям, использование специализированных вагонов, которые не могут использоваться под загрузку грузов в обратном направлении. Использование спрямляющих направлений в перемещении порожняка несколько снижает долю порожнего пробега.

2. Густота перевозок определяется для всех грузов и для важнейших из них. Для одних - свойственна высокая равномерность по направлениям, для других наоборот – неравномерность.

Определяют густоту перевозок эксплуатационную (нетто) и густоту перевозок брутто (делением грузооборота соответственно нетто и брутто на эксплуатационную длину линии.

Густота перевозок используется для выявления нерациональных перевозок, анализа использования пропускной способности станций и участков, эксплуатационной работы, обоснования очерёдности капитальных вложений и др.

Густота перевозок брутто используется при нормировании затрат (труда и материалов) по текущему содержанию и ремонту пути.

Средняя продолжительность  и средняя скорость доставки груза  – характеризует эффективность работы ж.д. транспорта.

Продолжительность доставки td  - общее время нахождения груза в процессе перевозки (в сутках) от момента приёма груза к перевозке до момента его выдачи получателю. По каждой отправке исчисляют тонно-сутки перевозки  td p.

Средняя продолжительность доставки одной отправки  ¯tdb   и 1т груза`¯tdp   определяется:

 `¯tdb   = å td / b;  `¯tdp    = å td p / å p ,

где  b - количество отправок;

 p – масса отправки, т.

Скорость доставки грузов Sd  характеризует интенсивность продвижения их в процессе перевозки:

Sd = å l / å tdi

для 1 т

Sdp = å li piq / å tdi piq ,

где  li – тарифное расстояние перевозки i-ой отправки, км.

Средняя продолжительность и средняя  скорость доставки грузов зависят от: режима скорости, категории отправки, рода груза и расстояния перевозки.

Режим скорости – грузовая (обычные грузовые поезда)  и большая (ускоренные грузовые поезда, курсирующие на утверждённых направлениях). Разница 20-30%.

Категория отправки – маршрутная, повагонная, контейнерная, мелкая. Обусловлено технологией перевозки (время на начальную и конечную операцию по родам грузов,  простой под техническими операциями в пути следования).

Средняя продолжительность доставки грузов:

`¯ td =   l /    Sd

Доставка грузов в установленные  сроки имеет важное народнохозяйственное значение. Ускорению доставки способствуют: своевременная отправка принятых к перевозке грузов,  сокращение простоев вагонов под техническими и грузовыми операциями, соблюдение плана формирования поездов особенно сборных, повышение степени отправительской маршрутизации назначением на одну станцию выгрузки, повышение скоростей движения поездов, улучшение взаимодействия ж.д. с другими видами транспорта или иностранными ж.д. и др.

Показатели нагрузки вагонов – характеризует уровень загрузки на момент погрузки – статическая нагрузка p  и в процессе перевозки – динамическая нагрузка q.  На физический вагон. Статическая нагрузка p  относится  к статистике перевозок, а динамическая нагрузка q   - к эксплуатационной статистике.

Средняя статическая нагрузка определяется делением массы погруженных грузов   å p на количество загруженных вагонов å u:

 

`¯p = å p /  å u .   

 

Средняя статическая нагрузка определяется как в целом по всем грузам, так и по отдельным родам грузов.

Использование грузоподъёмности вагона характеризуется коэффициентом, определяемым делением погруженных тонн грузов на грузоподъёмность вагона:

 

K g = (å pgr-i /å gg) 100 =¯p / ¯gg100

 

Для каждого рода вагона установлены  технические нормы загрузки с  учётом физических свойств груза. Коэффициент выполнения технической нормы загрузки вагона:

 

K p N = (å pgr-u / (å pN  ugr )  100  = `¯p /`¯pN  100 ,

 

где   pN  ugr  - количество груза, которое должно было быть загружено в вагоны в соответствии с техническими нормами загрузки, т;

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта