Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

Результативным показателем перевозки  пассажиров служит пассажирооборот åppl, являющийся функцией двух независимых переменных – объёма перевозок пассажиров åpp  и средней дальности перевозки пассажира ` ¯lp , т.е. åppl = åpp¯lp.

 

Лекция 6.  Эксплуатационная статистика

 

Предметом эксплуатационной статистики является подвижной состав железных дорог – локомотивы, моторвагонный подвижной состав и вагоны, которые различаются по характеру перемещения (активный, пассивный), формам эксплуатации, стоимости отдельных единиц, численности единиц и др.

Каждая единица элемента различается  по конструктивным признакам и назначению, техническому и эксплуатационному состоянию, виду и месту работы и т.д.

Основные задачи эксплуатационной статистики:

характеристика наличия и использования  подвижного состава;

контроль за выполнением плана, анализ его выполнения;

информация для распорядительных органов ж.д. о наличии и размещении перевозочных средств и их техническом состоянии;

выявление и характеристика передовых  методов эксплуатации и внедрения прогрессивных  перевозочных средств и эффективности их применения;

выявление внутренних резервов улучшения  использования подвижного состава;

разработка и совершенствование  методов получения информации о  наличии и использовании подвижного состава, системы показателей и методов анализа.

Объектом наблюдения эксплуатационной статистики является наличный парк подвижного состава, т.е. число единиц, которым располагали за отчётный период или на отчётный момент сеть железных дорог и её подразделения (дороги, отделения, локомотивные и вагонные депо, станции и т.д.).

Парк подвижного состава подразделяется на две группы: локомотивы, моторвагонный подвижной состав, автомотрисы (активные средства) и вагоны (пассивные средства).

Единицей наблюдения (а также измерения, счёта) служит физический локомотив и вагон.

Каждая единица совокупности характеризуется  рядом признаков: конструкция, назначение, мощность (грузоподъёмность), техническое и эксплуатационное состояние, характер использования, место работы, стоимость.

По конструкции локомотивы делятся на электровозы, тепловозы, паровозы, которые в зависимости от назначения делятся на грузовые и пассажирские. Конструкция вагонов определяется их назначением.

По техническому состоянию единицы подвижного состава могут быть исправные и неисправные. В зависимости от эксплуатационного состояния грузовые вагоны делятся на гружёные и порожние, рабочего и нерабочего парка, а локомотивы – эксплуатируемого и неэксплуатируемого парка.

По характеру использования делятся на грузовые, пассажирские, хозяйственные; внутри – по виду работы или простоя; по месту работы – на участках своей и других дорог.

Первоисточники учёта наличия и работы подвижного состава. Натурный лист поезда (ф.ДУ-1) –даётся пономерной перечень вагонов в составе поезда. Состоит из трёх частей: 1- данные о номере поезда, станции формирования и назначения и др., 2 – номера вагонов с указанием по каждому: наименования и массы груза, получателя груза, количества контейнеров, массы тары вагонов; 3 – итоговые данные о распределении находящихся в поезде вагонов по роду и эксплуатационному состоянию,  о  массе поезда нетто, брутто, тары, условной длине поезда и количестве гружёных и порожних контейнеров.

Натурный лист поезда составляется на станции формирования и следует с поездом до станции назначения или его переформирования.

Маршрут машиниста (ф.ТУ-3ВЦЕ) – выдаётся локомотивной бригаде на каждую поездку; работающим на передаточной, вывозной или маневровой работе – на смену (ф.ТУ-3АВЦЕ). Содержит сведения о локомотиве, локомотивной бригаде, о начале и окончании поездки, расстоянии следования, массе и составе поезда, о расходе топлива или электроэнергии, о весовой норме поезда, о времени нахождения поезда на перегоне, в простое и т.д.

На основании этих данных по каждой поездке определяется пробег локомотивов и поездов, грузооборот брутто и нетто эксплуатационный, средняя техническая и участковая скорости движения локомотива и поезда, расход электроэнергии и топлива и др.

Настольный журнал дежурного по депо (ф.ТУ-1) – отражается наличие и работа локомотивов и локомотивных бригад депо приписки. В ней указывается наличие приписанных локомотивов по видам работ и нерабочего состояния, затрата времени с точностью до минуты в каждом состоянии, каждая поездка локомотивных бригад. 2-я часть журнала ведётся по количеству отделений, на которых работают бригады.

Настольный журнал дежурного по оборотному депо (ф.ТУ-2) – учёт затрат времени локомотивов и локомотивных бригад в оборотном депо.

Уведомление на ремонт вагона (ф.ВУ-23М) – составляется на неисправный вагон, поступивший в ремонт: номер вагона, вид ремонта, состояние (гружёный или порожний), номер поезда, наименование неисправностей, время составления документа и время вручения его дежурному по станции.

Уведомление о приёмке вагона из ремонта  (ф.ВУ-36М) – документ, на основании которого вагон считается исправным. Составляется на исправный вагон и содержит сведения: номер вагона, вид ремонта, время составления документа, время вручения его дежурному по станции.

Настольный журнал движения поездов  и локомотивов (ф.ДУ-3) – в котором на станции регистрируется прибытие, отправление и проследование поездов, одиночных локомотивов и др. единиц. Данные о составе, массе и длине поезда проставляется в журнал из натурного листа прибывших и отправленных поездов. Указывается время простоя транзитного поезда, следующего без переработки.

Балансовый журнал вагонооборота (ф.ДУ-4) – документ для определения вагонооборота станции и наличия на ней грузовых вагонов. В нём регистрируются вагоны прибывшие и убывшие с поездами, которые имели переработку на станции, назначением на данную станцию, транзитных поездов, имевших смену локомотивов, возвращённые из аренды и сдачу в аренду другим ведомствам, поступившие с заводов и из-за границы, исключённые из инвентарного парка и т.д. Ведётся на станциях с вагонооборотом более 50 вагонов в сутки.

Книга учёта простоя вагонов  на станции - где определяется простой вагонов грузового парка на станционных путях ж.д. и на подъездных путях предприятий. До 50 вагонов в сутки – номерной учёт простоя вагонов (ф.ДУ-8), более 50 вагонов в сутки – безномерной учёт, при котором (ф.ДУ-9) регистрируется число принятых и отправленных вагонов за каждый час и определяются их остатки на станции на конец каждого часа.

Журнал учёта перехода вагонов  и контейнеров (ф.ДУ-11) – учёт перехода с дороги на дорогу, с отделения на отделение. Заполняется на стыковых станциях на основании натурных листов с указанием количества вагонов по родам и контейнеров гружёных и порожних по каждому принятому и сданному  за отчётные сутки поезду.

Книга анализа графика исполненного движения грузовых (ф.ДУ-26) и пассажирских (ДУ-27) поездов -  оценивается выполнение графика движения поездов, с указанием причин задержек и опозданий поездов. Ведётся в отделах статистики и экономического анализа в отделениях дороги.

 

Лекция 7. Статистика наличия подвижного состава

 

Различия в подвижном составе обусловили специфику учёта наличия локомотивов и вагонов.

Локомотивы  -наличие определяется по месту  их приписки.

Инвентарный парк M - локомотивы приписанные к дороге и состоящие на её балансе. Приписаны к определённым депо дороги. Величина относительно устойчивая.

Наличный парк локомотивов  дороги – фактически находилось в её парке за отчётный период. Отличается от инвентарного за счёт прикомандированных или откомандированных на другие дороги.

Вне распоряжении дороги ∑mnrs

В запасе ОАО «РЖД»

В аренде

В распоряжении дороги Mrsp

Эксплуатируемый: ∑mrb

поездной в движении – пассажирском,  грузовом с поездами без передаточных и вывозных и с передаточными и вывозными, хозяйственном;

непоездные локомотивы:

маневровый – специально выделяются для маневровой работы;

прочие – занятые на дезинфекции и промывке вагонов, снабжении водой пассажирских составов, тушении пожаров, отоплении депо и др. случайные работы. Используется не более 24 часов. Если больше 24 часов подряд, то его зачисляют в неэксплуатируемый парк.

Неэксплуатируемый  ∑mnrb:

неисправные ∑mrm –  в ремонте или его ожидании;

в ожидании исключения из инвентаря;

в резерве дороги ∑mrz

под оборудованием и модернизацией ∑mobd – в межремонтный период;

работающие как стационарные установки ∑mspv – на промывке вагонов и цистерн, снабжении водой пассажирских вагонов более 24 часов;

в процессе перемещения  исправных ∑mprm;

прочие.

Наличие локомотивов с распределением по категориям определяется на отчётный момент  каждых суток и месяца в физических единицах и за отчётный период в среднем за сутки.

Данные на отчётный момент необходимы для контроля за инвентарным наличием локомотивов и его распределением.

Наличие за период (сутки, декада месяц, год) определяется на основе учёта затраты  времени локомотивов в отдельных учетных категориях локомотивного парка. Суточный бюджет каждого локомотива распределяется по видам работ или нерабочего состояния.

Для полноты учёта бюджета времени  локомотива момент перехода его из одного состояния в другое фиксируется в соответствующих документах с точностью до минуты.

Суммированием однородных затрат времени локомотивами за соответствующий период получают общее количество локомотиво-часов той или иной категории åmti , на основе чего затем определяют среднесуточное их наличие, выраженное в локомотиво-сутках:

åmi = åmti /24.

Среднесуточное  наличие локомотивов по всем учётным  категориям åmi должно совпадать с числом физических локомотивов, находящихся в инвентарном парке депо М, т.е. М = åmi .

Данные  о наличии локомотивов за период применяют для характеристики использования парка локомотивов и оценки его технического состояния.

Вагоны. Наличный парк вагонов = инвентарный парк ОАО «РЖД» + вагоны других ведомств, имеющие право выхода на  пути общего пользования для перевозки грузов, + других государств, находящиеся на эксплуатируемой сети ж.д., - вагоны, вышедшие за пределы сети ж.д. страны (пассажирские).  Различия в величине наличного и инвентарного парков для сети ж.д. незначительны, для отдельной дороги – значительны по величине и составу.

Единицей наблюдения (учёта) и единицей счёта (измерения) служит физический вагон.

Основные учётные признаки: ширина колеи, назначение, техническое состояние, эксплуатационное состояние, род вагона, вид работы или нерабочее состояние.

Моментом учёта наличного парка является отчётный момент.

Парк на этот момент принимается  за среднесуточную величину, т.е. за парк, которым располагало подразделение ж.д. транспорта в течение суток.

Первоисточники учёта наличия вагонов: натурный лист поезда (ф.ДУ-1), настольный журнал дежурного по станции (ДУ-3), уведомление на ремонт вагона (ф.ВУ-23М), уведомление о приёмке вагона из ремонта (ф.ВУ-36М).

Различная организация грузовых и  пассажирских перевозок обусловливает различия в их использовании и учёте их наличия по подразделениям ж.д. транспорта.

Вагоны грузового парка приписываются  к дорогам, т.е. состоят в их инвентаре (на балансе) формально, фактически обращаются по всей сети ж.д. Исключение – грузовые вагоны, приписанные к определённым станциям и подлежащие срочному возврату на эти станции после выгрузки; специальные вагоны, обращающиеся  по определённым маршрутам следования.

Наличный парк грузовых вагонов ån g определяется как в целом по  вагонам, так и по категориям их использования.

Парк в распоряжении дороги ångR :

рабочий парк ångrb – исправные грузовые вагоны, используемые для перевозки грузов:

гружёные  - по родам вагонов;

порожние – по родам вагонов

нерабочий парк вагоновång nrb  :

  неисправные вагоны и исправные, не используемые для перевозки грузов. На каждый неисправный вагон в составе поезда, требующий ремонт с отцепкой, выписывается уведомление на ремонт (ф.ВУ-23М), и с момента обнаружения неисправности вагона до выдачи уведомления об окончании его ремонта (ф.ВУ-36М) он считается неисправным.

резерв ОАО»РЖД» ån grs – исправные и очищенные от остатков грузов вагоны. Специальные вагоны, приписанные к определённым станциям, могут быть оставлены в резерв и изъяты из него по приказу начальника дороги или его первого заместителя;

 неисправные ång rm – вагоны, по техническому состоянию не отвечающие требованиям Правил технической эксплуатации ж.д.;

для специальных и технических  нужд ång sp – вагоны, находящиеся в составе восстановительных и пожарных поездов, в летучках связи, весовые платформы, передвижные электростанции, вагоны-лавки и др.;

под жильём и служебными помещениями ång sl  - временно используемые для указанных нужд;

прочие ång pr   - остальные неиспользуемые для перевозок вагоны.

Парк вне  распоряжения дороги ång nrs :

  в аренде – сданные по договору в аренду предприятиям других ведомств;

на новостроящихся железнодорожных  линиях, за границей, в запасе.

Величина наличного парка вагонов  определяется по данным текущего учёта и ежегодных переписей вагонов. В первом случае используется балансовый метод, во втором – непосредственный подсчёт.

При балансовом методе наличие на конец  отчётного периода ång1 определяется исходя из данных текущего учёта о наличии вагонов на начало отчётного периода  ång0 и данных о поступлении  ångр.0  и выбытии ångv.0 вагонов (на соседние дороги, за границу, на новостройки, в аренду, исключено из инвентаря, переставлено на другую колею, собственных вагонов других ведомств). Этот парк принято называть  балансовым наличием.

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта