Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

`¯pN  - средняя техническая норма загрузки вагона, т.

Уровень  `¯p  зависит от структуры грузов,  структуры вагонного парка, методов погрузки. Используется для определения потребности в парке грузовых вагонов для подразделений ж.д.

Неравномерность перевозок во времени  - сезонность и ритмичность перевозок. Определяется по отправлению и погрузке, прибытию и выгрузке, грузообороту, густоте в целом по всем грузам и по отдельным грузам. Используют при расчёте провозной и пропускной способности ж.д., определяя потребность в технических средствах и рабочей силе.

Коэффициент перевозимости  грузов  Kп - отношение количества перевезенных тонн груза к произведенному за период времени. Используется при анализе транспортной составляющей.

 

Лекция 4.  Перевозки пассажиров.

 

Главные задачи статистики  перевозок пассажиров заключаются в получении сведений об объёме и структуре пассажирских перевозок, а также в выявлении основных закономерностей их развития.

Объектом статистики перевозок пассажиров являются пассажиры, совершающие поездки в вагонах пассажирского парка и моторвагонного подвижного состава,  в грузовых вагонах, выделенных для перевозки пассажиров, в дизель-поездах и автомотрисах по платному пассажирскому билету, бесплатному ученическому билету для проезда к месту обучения, проживающих в сельской местности, разовым железнодорожным билетам в пригородном сообщении, грузовым документам в вагонах пассажирского парка и др.

Лица, совершающие поездки по билетам, проданным по грузовым документам, как пассажиры не учитываются и в число перевезенных пассажиров и пассажирооборот  не включаются.

Перевозочный документ (билет или  его аналог) является подтверждением юридического договора между железной дорогой и пассажиром, с одной стороны, и ограничением объекта наблюдения – с другой.

Единицей наблюдения пассажирских перевозок является пассажиро-поездка -  поездка одного пассажира в одном направлении от станции отправления до станции назначения по разовому билету.

По каждому единичному билету учитывается  одна поездка, по обратному билету – две (одна – «туда» и одна – «обратно»), по групповому билету  (воинскому, интуристскому и др.)  и групповому документу (при перевозках в вагонах пассажирского парка) – столько поездок, сколько человек указано в документе.

По абонементным  билетам число поездок ( а, следовательно, и число перевезенных пассажиров)  определяется условно: по месячному билету – 50 (25 – «туда» и 25 – «обратно»), по двухмесячному – 100,  квартальному- 150, полугодовому – 300,  годовому – 600 поездок и по билету выходного дня – 12 поездок в месяц.

По каждой поездке  пассажира  в учёте отражаются  значения следующих признаков: станция и дорога отправления, станция и дорога назначения, категория поезда и категория перевозки (вагона);  передаточные пункты; номер пояса дальности и номер зоны; категория стоимости проезда; провозная  плата; вид тарифа; дата продажи билета.

Станцией отправления пассажира считается станция или остановочный пункт, от которого оплачен проезд.

При перевозке по единичным обратным и абонементным билетам станцией отправления  при поездке «туда» считается станция, продавшая билет, а при поездке «обратно» –  станция оборота. По зонным обратным билетам при поездке  «обратно» станция отправления не может быть установлена, так как билет продаётся на проезд до границы определённой зоны, поэтому вместо станции в учёте отражается зона отправления.

Дорогой отправления считается дорога, на которой расположена станция или зона отправления пассажира.

Станция назначения – это станция или остановочный пункт, до которого оплачен пассажиром проезд; дорогой назначения – дорога, на которой расположена станция или зона назначения.

Категории пассажирских поездов  – пассажирские, скорые и скоростные.

Категории вагонов -  общий, плацкартный, купейный и мягкий (СВ).

Для пригородного сообщения в учёте  отражаются перевозки пассажиров по видам тарифа: зонный, покилометровый, абонементный и общий без страхового сбора.

 Первоисточниками  учёта пассажирских перевозок служат в основном «Отчёт о продаже пассажирских билетов местного и пригородного сообщения» формы ФО-1(мех), «Сводный отчёт о продаже пассажирских билетов прямого и местного сообщения», «Отчёт о продаже абонементных билетов» - ФО-1АБ, «Отчёт о выдаче бесплатных билетов» - ФО-1, «Отчёт о продаже пассажирских билетов – по пригородному, местному, прямому и международному сообщениям» - формы ФО-2,  составляемые на основании корешков проданных билетов и других документов,  подтверждающих выдачу билетов в кредит, данных билетопечатающих аппаратов системы «Экспресс». Основанием для учёта пассажирских перевозок служат также корешок дорожной ведомости на перевозку вагонов и повагонных отправок  с пассажирскими поездами (формы ЛУ-12в).

 Моментом учёта пассажирских перевозок является дата продажи билета. В связи с тем, что минимальным по длительности отчётным периодом в статистике является месяц, пассажир будет учтён, как совершивший поездку, в том месяце, в котором он приобрёл билет.

 

Объёмные показатели перевозок пассажиров

 

«Отправлено пассажиров» -  åp pgr  - число пассажиров, приобретших в отчётном периоде билеты на проезд от станций эксплуатируемой сети железных дорог.

«Перевезено пассажиров» -  åp p – это число пассажиров, перевезенных железными дорогами за отчётный период.

Для сети ж.д.  «перевезено пассажиров» =  «отправлено пассажиров», т.е. åp pgr    = åp p

Для отдельной дороги перевезено пассажиров получается путём суммирования отправленных и принятых пассажиров для дальнейшей перевозки åp p pr , т.е. åp p дороги =    åp pgr  + åp p pr  .

Перемещение пассажиров - объём выполненной работы с учётом расстояния, на которое были перевезены пассажиры, - характеризуется показателем «пассажирооборот» åppl , измеряемым в пассажиро-километрах.

Пассажирооборот по сети определяется  на каждой дороге умножением количества перевезенных  пассажиров åppi    на расстояние перевозки    li  по каждой позиции:

åppl   = å pp li

 

Группировка перевозок  пассажиров

 

По 2 признакам: виду сообщения и  территориальному признаку.

По виду сообщения - местное и прямое сообщение (дальнее). Принципы отнесения  к местному или прямому, а также их составляющим (ввоз, вывоз, транзит) – аналогичны грузовому.  Своеобразие группировки перевозок пассажиров – выделение пригородного сообщения, к которым относятся перевозки,  совершённые  в пределах пригородной зоны, независимо от того в каком поезде и по какому билету они едут. Перевозка пассажиров в пределах пригородной зоны двух смежных дорог относится к перевозкам в пригородном сообщении каждой из этих дорог, а не к прямому сообщению.

Связь между показателями:

отправлено пассажиров = пригородное + местное + вывоз;

перевезено пассажиров = пригородное + местное + вывоз + ввоз + транзит = отправлено пассажиров + принято пассажиров;

принято пассажиров = ввоз + транзит.

На  основе данных по видам сообщения  можно рассчитать величину показателя «прибыло пассажиров»:

  прибыло пассажиров = пригородное  сообщение + местное + ввоз.

Пассажирооборот дороги определяется как сумма величин  показателя по видам сообщения:

 

åppl  = åppprg l   + åppm  l   + åppv l   + åppw l   + åpptr  l .

 

Для характеристики  по территориальной принадлежности перевозки пассажиров группируются по станциям отправления,  на основе чего определяют число пассажиров, отправленных отделениями дороги, дорогами и административно-территориальными районами страны как в целом, так и по видам сообщения.  Пассажиры, отправленные отдельными районами, выделенными по каждой дороге, распределяются по районам  их назначения, что характеризует межрайонные  и междорожные связи в перевозках пассажиров.

Объёмные  показатели статистики перевозок пассажиров характеризуют размеры пассажирских перевозок и продукцию ж.д.транспорта. Вместе с тем, они используются для расчёта размеров движения пассажирских поездов, парка подвижного состава и исчисления качественных показателей перевозок пассажиров.

 

Качественные показатели статистики перевозок пассажиров.

 

Средняя дальность перевозки  пассажира  ¯l p – расстояние, на которое в среднем совершает поездку пассажир. Определяется как агрегатная средняя для сети, дорог и отделений дорог  делением пассажирооборота   åppl  на численность перевезенных пассажиров åpp:

 

`¯l p = åppl  /    åp

 

Средняя дальность перевозки пассажира  отражает среднее расстояние его перемещения лишь по сети железных дорог. Для дорог и отделений уровень показателя характеризует то расстояние, на которое перевозится пассажир в пределах данного подразделения.

Распределение перевозок пассажиров по дальности перевозок  -строится вариационный ряд на основе 110 неравных прогрессивно возрастающих интервалов, соответствующих тарифным поясам. Для каждого пояса определяется численность перевезенных пассажиров, пассажирооборот, доход и доходная ставка. До 1000 км –70 % пассажиров, свыше 3000 км – 2,5%, до 600 км – около  50 %.

Густота перевозок пассажиров fp - показатель интенсивности пассажиропотока на участках эксплуатируемой сети ж.д. за период (год).  Уровень его выражается числом пассажиров, проследовавших в единицу времени по каждому км пути.  На участках сети она определяется по направлениям, аналогично густоте перевозок грузов.

Средняя густота перевозок пассажиров ¯fp  определяют делением пассажирооборота  åppl  на эксплуатационную длину участка Le .

Интенсивность пассажиропотока зависит  от численности населения в населённых пунктах, уровня производственных и культурных связей, расстоянием между пунктами. По сравнению с грузопотоками пассажиропотоки по направлениям более равномерны, т.к. поездка «туда» влечёт за собой поездку «обратно».

Неравномерность перевозок пассажиров по направлениям  вызывается миграцией, сменой одного вида транспорта на другой (обратно самолётом),  несинхронность перевозки.  Коэффициент неравномерности  Kpf   по направлениям близок к единице по сети, дорогам и направлениям. По периодам времени неравномерность значительно возрастает (весна и лето все едут на юг и запад, лето и осень обратно).

Средняя населённость пассажирского  вагона  qp   характеризует использование пассажирских вагонов.  Она показывает, сколько пассажиров в среднем находилось в вагоне на всём пути следования и определяется как агрегатная средняя делением пассажирооборота åppl  на пробег пассажирских вагонов  ånps , км.  Рассчитывается для всех видов сообщения: пригородного и дальнего следования.

Коэффициент подвижности населения Kpp - среднее количество поездок в год  одного жителя по железным дорогам – определяют отношением числа перевезенных пассажиров за год åpp  к среднегодовой численности населения `¯N .

   Качественные показатели имеют большое значение для планирования и организации перевозок, анализа выполнения плана перевозок, для выявления закономерностей, присущих перевозкам пассажиров.

 

Лекция 5.  Показатели статистики перевозок багажа

 

Для перевозки багажа используются специальные багажные вагоны. В статистике учитывается багаж, сданный пассажиром для перевозки с предъявлением платного или бесплатного пассажирского билета, принятый от других видов транспорта и иностранных железных дорог для дальнейшего следования по железным дорогам России.

Перевозка багажа учитывается станцией отправления по моменту приёма его к перевозке. Единицей наблюдения (учёта) багажа служит багажная отправка. По каждой отправке регистрируют следующие признаки: месяц отправления, станция и дороги отправления и назначения, масса отправки, вид сообщения, провозная плата.

В статистике перевозок багажа различают  два вида сообщения – местное и прямое. Грузооборот багажа в местном сообщении определяют как сумму произведений массы отправленного по каждой территориальной позиции  багажа на расстояние перевозки. В прямом сообщении грузооборот отдельных дорог определяют расчётным путём – по вывозу, ввозу, транзиту.

Первоисточниками учёта перевозок  багажа являются  Отчёт станции  об отправлении багажа ф.ФО-3а, корешок  багажной квитанции и передаточная ведомость по приёму багажа от водного транспорта и иностранных железных дорог в прямом смешанном железнодорожно-водном и международном сообщении.

Для характеристики перевозок багажа по каждому виду сообщения определяют: отправление, т; грузооборот, тыс. т-км; среднюю дальность перевозки 1 т багажа, км.

К общему отправлению грузов он составляет менее 0,3 %, а к грузообороту – 0,1%.

 

Приведенная продукция  железнодорожного транспорта.

 

Приведенной продукцией ж.д. транспорта называется сумма тонно-километров нетто и пассажиро-километров.  Это обобщающий показатель транспортной продукции, измеряемый приведенными т-км å(pl)pg . При этом 1пасс-км = 1т-км.

Определяют для сети и дорог сложением тарифных т-км åpgl    и пассажиро-км åppl: 

å(pl)pg сети, дороги = åpgl  + åppl ;

 

для отделений дорог – сложением  эксплуатационного грузооборота å(pl)n и пассажирооборота åppl:

 

å(pl)pg НОД = å(pl)n + åppl .

 

Система статистической информации о перевозках.

 

Показатели перевозок грузов находятся  между собой во взаимной связи и зависимости, составляя определённую систему. Результативным показателем перевозок служит грузооборот åpgl,  определяющими его факторами – объём перевозок грузов   åpg и средняя дальность перевозки грузов ¯lg. Звенья системы представляют собой взаимосвязь объёмных и качественных показателей åpgl = åp p¯l g или взаимосвязь только качественных показателей: td = l g/Sd . В первом звене системы показателей связаны между собой функциональной зависимостью, причём в качестве переменных выступают независимые друг от друга факторы – объём перевозок å p g и дальность   перевозки ` l g.  Связь между показателями второго звена корреляционная.  Здесь время доставки груза td выступает как результат действия двух факторов – дальности перевозки груза l g и скорости доставки груза Sd, однако скорость доставки в  свою очередь в известной мере зависит от дальности перевозки.

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта