Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.
`¯pN - средняя техническая норма загрузки вагона, т.
Уровень `¯p зависит от структуры грузов, структуры вагонного парка, методов погрузки. Используется для определения потребности в парке грузовых вагонов для подразделений ж.д.
Неравномерность перевозок во времени - сезонность и ритмичность перевозок. Определяется по отправлению и погрузке, прибытию и выгрузке, грузообороту, густоте в целом по всем грузам и по отдельным грузам. Используют при расчёте провозной и пропускной способности ж.д., определяя потребность в технических средствах и рабочей силе.
Коэффициент перевозимости грузов Kпp - отношение количества перевезенных тонн груза к произведенному за период времени. Используется при анализе транспортной составляющей.
Лекция 4. Перевозки пассажиров.
Главные задачи статистики перевозок пассажиров заключаются в получении сведений об объёме и структуре пассажирских перевозок, а также в выявлении основных закономерностей их развития.
Объектом статистики перевозок пассажиров являются пассажиры, совершающие поездки в вагонах пассажирского парка и моторвагонного подвижного состава, в грузовых вагонах, выделенных для перевозки пассажиров, в дизель-поездах и автомотрисах по платному пассажирскому билету, бесплатному ученическому билету для проезда к месту обучения, проживающих в сельской местности, разовым железнодорожным билетам в пригородном сообщении, грузовым документам в вагонах пассажирского парка и др.
Лица, совершающие поездки по билетам, проданным по грузовым документам, как пассажиры не учитываются и в число перевезенных пассажиров и пассажирооборот не включаются.
Перевозочный документ (билет или его аналог) является подтверждением юридического договора между железной дорогой и пассажиром, с одной стороны, и ограничением объекта наблюдения – с другой.
Единицей наблюдения пассажирских перевозок является пассажиро-поездка - поездка одного пассажира в одном направлении от станции отправления до станции назначения по разовому билету.
По каждому единичному билету учитывается одна поездка, по обратному билету – две (одна – «туда» и одна – «обратно»), по групповому билету (воинскому, интуристскому и др.) и групповому документу (при перевозках в вагонах пассажирского парка) – столько поездок, сколько человек указано в документе.
По абонементным билетам число поездок ( а, следовательно, и число перевезенных пассажиров) определяется условно: по месячному билету – 50 (25 – «туда» и 25 – «обратно»), по двухмесячному – 100, квартальному- 150, полугодовому – 300, годовому – 600 поездок и по билету выходного дня – 12 поездок в месяц.
По каждой поездке пассажира в учёте отражаются значения следующих признаков: станция и дорога отправления, станция и дорога назначения, категория поезда и категория перевозки (вагона); передаточные пункты; номер пояса дальности и номер зоны; категория стоимости проезда; провозная плата; вид тарифа; дата продажи билета.
Станцией отправления пассажира считается станция или остановочный пункт, от которого оплачен проезд.
При перевозке по единичным обратным и абонементным билетам станцией отправления при поездке «туда» считается станция, продавшая билет, а при поездке «обратно» – станция оборота. По зонным обратным билетам при поездке «обратно» станция отправления не может быть установлена, так как билет продаётся на проезд до границы определённой зоны, поэтому вместо станции в учёте отражается зона отправления.
Дорогой отправления считается дорога, на которой расположена станция или зона отправления пассажира.
Станция назначения – это станция или остановочный пункт, до которого оплачен пассажиром проезд; дорогой назначения – дорога, на которой расположена станция или зона назначения.
Категории пассажирских поездов – пассажирские, скорые и скоростные.
Категории вагонов - общий, плацкартный, купейный и мягкий (СВ).
Для пригородного сообщения в учёте отражаются перевозки пассажиров по видам тарифа: зонный, покилометровый, абонементный и общий без страхового сбора.
Первоисточниками учёта пассажирских перевозок служат в основном «Отчёт о продаже пассажирских билетов местного и пригородного сообщения» формы ФО-1(мех), «Сводный отчёт о продаже пассажирских билетов прямого и местного сообщения», «Отчёт о продаже абонементных билетов» - ФО-1АБ, «Отчёт о выдаче бесплатных билетов» - ФО-1, «Отчёт о продаже пассажирских билетов – по пригородному, местному, прямому и международному сообщениям» - формы ФО-2, составляемые на основании корешков проданных билетов и других документов, подтверждающих выдачу билетов в кредит, данных билетопечатающих аппаратов системы «Экспресс». Основанием для учёта пассажирских перевозок служат также корешок дорожной ведомости на перевозку вагонов и повагонных отправок с пассажирскими поездами (формы ЛУ-12в).
Моментом учёта пассажирских перевозок является дата продажи билета. В связи с тем, что минимальным по длительности отчётным периодом в статистике является месяц, пассажир будет учтён, как совершивший поездку, в том месяце, в котором он приобрёл билет.
Объёмные показатели перевозок пассажиров
«Отправлено пассажиров» - åp pgr - число пассажиров, приобретших в отчётном периоде билеты на проезд от станций эксплуатируемой сети железных дорог.
«Перевезено пассажиров» - åp p – это число пассажиров, перевезенных железными дорогами за отчётный период.
Для сети ж.д. «перевезено пассажиров» = «отправлено пассажиров», т.е. åp pgr = åp p
Для отдельной дороги перевезено пассажиров получается путём суммирования отправленных и принятых пассажиров для дальнейшей перевозки åp p pr , т.е. åp p дороги = åp pgr + åp p pr .
Перемещение пассажиров - объём выполненной работы с учётом расстояния, на которое были перевезены пассажиры, - характеризуется показателем «пассажирооборот» åppl , измеряемым в пассажиро-километрах.
Пассажирооборот по сети определяется на каждой дороге умножением количества перевезенных пассажиров åppi на расстояние перевозки li по каждой позиции:
åppl = å ppi li
Группировка перевозок пассажиров
По 2 признакам: виду сообщения и территориальному признаку.
По виду сообщения - местное и прямое сообщение (дальнее). Принципы отнесения к местному или прямому, а также их составляющим (ввоз, вывоз, транзит) – аналогичны грузовому. Своеобразие группировки перевозок пассажиров – выделение пригородного сообщения, к которым относятся перевозки, совершённые в пределах пригородной зоны, независимо от того в каком поезде и по какому билету они едут. Перевозка пассажиров в пределах пригородной зоны двух смежных дорог относится к перевозкам в пригородном сообщении каждой из этих дорог, а не к прямому сообщению.
Связь между показателями:
отправлено пассажиров = пригородное + местное + вывоз;
перевезено пассажиров = пригородное + местное + вывоз + ввоз + транзит = отправлено пассажиров + принято пассажиров;
принято пассажиров = ввоз + транзит.
На основе данных по видам сообщения можно рассчитать величину показателя «прибыло пассажиров»:
прибыло пассажиров = пригородное сообщение + местное + ввоз.
Пассажирооборот дороги определяется как сумма величин показателя по видам сообщения:
åppl = åppprg l + åppm l + åppv l + åppw l + åpptr l .
Для характеристики по территориальной принадлежности
перевозки пассажиров группируются по
станциям отправления, на основе чего
определяют число пассажиров, отправленных
отделениями дороги, дорогами и административно-
Объёмные показатели статистики перевозок пассажиров характеризуют размеры пассажирских перевозок и продукцию ж.д.транспорта. Вместе с тем, они используются для расчёта размеров движения пассажирских поездов, парка подвижного состава и исчисления качественных показателей перевозок пассажиров.
Качественные показатели статистики перевозок пассажиров.
Средняя дальность перевозки пассажира ¯l p – расстояние, на которое в среднем совершает поездку пассажир. Определяется как агрегатная средняя для сети, дорог и отделений дорог делением пассажирооборота åppl на численность перевезенных пассажиров åpp:
`¯l p = åppl / åpp
Средняя дальность перевозки пассажира отражает среднее расстояние его перемещения лишь по сети железных дорог. Для дорог и отделений уровень показателя характеризует то расстояние, на которое перевозится пассажир в пределах данного подразделения.
Распределение перевозок пассажиров по дальности перевозок -строится вариационный ряд на основе 110 неравных прогрессивно возрастающих интервалов, соответствующих тарифным поясам. Для каждого пояса определяется численность перевезенных пассажиров, пассажирооборот, доход и доходная ставка. До 1000 км –70 % пассажиров, свыше 3000 км – 2,5%, до 600 км – около 50 %.
Густота перевозок пассажиров fp - показатель интенсивности пассажиропотока на участках эксплуатируемой сети ж.д. за период (год). Уровень его выражается числом пассажиров, проследовавших в единицу времени по каждому км пути. На участках сети она определяется по направлениям, аналогично густоте перевозок грузов.
Средняя густота перевозок пассажиров ¯fp определяют делением пассажирооборота åppl на эксплуатационную длину участка Le .
Интенсивность пассажиропотока зависит
от численности населения в
Неравномерность перевозок пассажиров по направлениям вызывается миграцией, сменой одного вида транспорта на другой (обратно самолётом), несинхронность перевозки. Коэффициент неравномерности Kpf по направлениям близок к единице по сети, дорогам и направлениям. По периодам времени неравномерность значительно возрастает (весна и лето все едут на юг и запад, лето и осень обратно).
Средняя населённость пассажирского вагона qp характеризует использование пассажирских вагонов. Она показывает, сколько пассажиров в среднем находилось в вагоне на всём пути следования и определяется как агрегатная средняя делением пассажирооборота åppl на пробег пассажирских вагонов ånps , км. Рассчитывается для всех видов сообщения: пригородного и дальнего следования.
Коэффициент подвижности населения Kpp - среднее количество поездок в год одного жителя по железным дорогам – определяют отношением числа перевезенных пассажиров за год åpp к среднегодовой численности населения `¯N .
Качественные показатели имеют большое значение для планирования и организации перевозок, анализа выполнения плана перевозок, для выявления закономерностей, присущих перевозкам пассажиров.
Лекция 5. Показатели статистики перевозок багажа
Для перевозки багажа используются специальные багажные вагоны. В статистике учитывается багаж, сданный пассажиром для перевозки с предъявлением платного или бесплатного пассажирского билета, принятый от других видов транспорта и иностранных железных дорог для дальнейшего следования по железным дорогам России.
Перевозка багажа учитывается станцией отправления по моменту приёма его к перевозке. Единицей наблюдения (учёта) багажа служит багажная отправка. По каждой отправке регистрируют следующие признаки: месяц отправления, станция и дороги отправления и назначения, масса отправки, вид сообщения, провозная плата.
В статистике перевозок багажа различают два вида сообщения – местное и прямое. Грузооборот багажа в местном сообщении определяют как сумму произведений массы отправленного по каждой территориальной позиции багажа на расстояние перевозки. В прямом сообщении грузооборот отдельных дорог определяют расчётным путём – по вывозу, ввозу, транзиту.
Первоисточниками учёта
Для характеристики перевозок багажа по каждому виду сообщения определяют: отправление, т; грузооборот, тыс. т-км; среднюю дальность перевозки 1 т багажа, км.
К общему отправлению грузов он составляет менее 0,3 %, а к грузообороту – 0,1%.
Приведенная продукция железнодорожного транспорта.
Приведенной продукцией ж.д. транспорта называется сумма тонно-километров нетто и пассажиро-километров. Это обобщающий показатель транспортной продукции, измеряемый приведенными т-км å(pl)pg . При этом 1пасс-км = 1т-км.
Определяют для сети и дорог сложением тарифных т-км åpgl и пассажиро-км åppl:
å(pl)pg сети, дороги = åpgl + åppl ;
для отделений дорог – сложением эксплуатационного грузооборота å(pl)n и пассажирооборота åppl:
å(pl)pg НОД = å(pl)n + åppl .
Система статистической информации о перевозках.
Показатели перевозок грузов находятся между собой во взаимной связи и зависимости, составляя определённую систему. Результативным показателем перевозок служит грузооборот åpgl, определяющими его факторами – объём перевозок грузов åpg и средняя дальность перевозки грузов ¯lg. Звенья системы представляют собой взаимосвязь объёмных и качественных показателей åpgl = åp p¯l g или взаимосвязь только качественных показателей: td = l g/Sd . В первом звене системы показателей связаны между собой функциональной зависимостью, причём в качестве переменных выступают независимые друг от друга факторы – объём перевозок å p g и дальность перевозки ` l g. Связь между показателями второго звена корреляционная. Здесь время доставки груза td выступает как результат действия двух факторов – дальности перевозки груза l g и скорости доставки груза Sd, однако скорость доставки в свою очередь в известной мере зависит от дальности перевозки.
Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта