Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

Первые два показателя выражаются в натуральных и стоимостных единицах, а третий – только в стоимостных.

Продукцию строительства  учитывают  в сметных ценах соответствующего периода по действующим единичным расценкам на строительные работы и ценникам (на работы по монтажу оборудования). В сметную стоимость объектов строительства  входят: стоимость строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, оборудования, накладные расходы, а также затраты, связанные с перемещением строительных организаций, подготовкой кадров для строящихся предприятий и др.

Моментом приёмки строительных работ или ввода в действие объектов строительства и других основных средств считается дата приёмки их в эксплуатацию.

Первоисточником учёта объёма строительно-монтажных  работ или ввода в действие законченных объектов служат акты приёмки выполненных работ, которые подписываются заказчиком, принявшим работу, подрядчиком сдавшим её,  и представителем финансирующего банка и инвестора, осуществляющего  финансовый контроль за ходом и финансированием строительства.

Строительные работы могут выполняться  двумя способами – подрядным (специализированными строительными организациями) и хозяйственным (организацией, за счёт кредитов которой ведётся строительство). Хозяйственный способ оправдан только при небольших объёмах работ, когда использование существующих подрядных строительных организаций затруднено, а создание новых экономически нецелесообразно.

 

В статистической отчётности строительные работы группируют: по видам – новые железнодорожные линии, усиление железнодорожных линий, вторые пути; по отраслям железнодорожного хозяйства – электрификации и электроснабжения, пути и сооружений, локомотивному и др.; по производственному назначению объектов – производственное, непроизводственное.

В территориальном разрезе строительные работы в отчётности распределяются по железным дорогам и республикам в составе РФ, краям и областям.

Характеристика вводимых производственных основных средств даётся в отчёте по следующим признакам: дата окончания  строительства по плану и фактическая; производственная мощность по проекту и фактическая; стоимость (в млн.руб.); капитальные вложения (в млн.руб.); незавершённое строительство (в млн.руб.).  Для объектов жилищного строительства  указываются: общая полезная площадь; фактическая стоимость; мощность, выраженная количеством мест (школы, детские сады и ясли, больницы), и т.д.

Статистика себестоимости строительства  изучает уровень и структуру  затрат, их динамику, выполнение заданий  по снижению себестоимости, выявляет причины, ведущие к повышению или снижению себестоимости строительства, рассчитывает индексы себестоимости строительных работ.

Для контроля и анализа выполнения плана фактическая себестоимость  строительно-монтажных работ сравнивается со сметной и плановой стоимостью в целом и по элементам затрат, т.е. по составным частям прямых и накладных расходов строительства.

Сопоставляя фактическую себестоимость  строительных и монтажных работ  с их сметной себестоимостью, определяют отклонение фактических затрат от предусмотренных в смете. Аналогично сопоставлением фактической себестоимости  с плановой устанавливают степень выполнения планового задания по снижению стоимости строительно-монтажных работ и плановым накоплениям. 

Для оценки выполнения ввода в действие объектов строительства рассчитывают показатели их готовности и задела.

Коэффициент готовности Kg – это отношение сметной стоимости работ, выполненных с начала строительства объектов, к общей их сметной стоимости.

Коэффициент задела Ks - отношение стоимости задела к общей стоимости.

В статистике определяют и коэффициент выхода Kv - показатель эффективности произведённых работ, равный отношению стоимости введённых основных средств к стоимости всех выполненных работ.

Кроме того, определяется средний срок строительства объектов - отношение общей затраты времени на строительство объектов к числу объектов (в месяцах).

 

Статистика приобретения подвижного состава и оборудования

 

Расширенное  воспроизводство основных средств железнодорожного транспорта осуществляется также по плану капитальных вложений на приобретение нового подвижного состава, контейнеров, различного оборудования, инструмента и инвентаря. Учёт поставок локомотивов, вагонов, контейнеров, оборудования ведётся нарастающим итогом с начала года, что позволяет оценить степень выполнения плана.

Статистический учёт поставок подвижного состава ведётся в стоимостном выражении и в физических единицах;  оборудования, инструментов и инвентаря – в стоимостном выражении.

Поставки подвижного состава учитывают  отдельно по его видам - локомотивы и моторвагонный подвижной состав по видам тяги, грузовые вагоны – по родам, пассажирские - по типам.

Учёт ведётся по моменту оплаты счетов. Первоисточниками учёта служат счета-фактуры и другие бухгалтерские документы.

 

 

Статистика  капитального ремонта основных средств

 

При капитальном ремонте зданий и сооружений, как правило, осуществляется смена износившихся конструкций и деталей и замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Капитальным ремонтом является проведение комплекса строительно-монтажных работ по устранению физического и морального износа, предусматривающих восстановление ресурса с частичной заменой конструктивных элементов и систем инженерного оборудования.

Задачей статистики капитального ремонта учёт выполнения установленного плана капитального ремонта основных средств железнодорожного транспорта в денежном выражении в соответствии с месячным отчётом ф.КРО-1.

План капитального ремонта основных средств устанавливается на год  в сметных ценах текущего года и в физических единицах. Так же ведётся и учёт его выполнения.

По локомотивному, вагонному и  пассажирскому хозяйству выделяется освоение средств на капитальный  ремонт подвижного состава, модернизацию его, ремонт колёсных пар со сменой его элементов.

По хозяйству пути выделяются затраты  на путевые работы: усиленный капитальный  ремонт пути, капитальный ремонт на новых материалах, средний ремонт пути, подъёмочный ремонт, ремонт искусственных сооружений и земляного полотна.

По хозяйству зданий и сооружений выделяется ремонт жилых домов, в том числе общая площадь отремонтированных жилых домов.

Первоисточниками учёта капитального ремонта служат акты приёмки работ.

 

Лекция 13. Статистика материально-технического снабжения.

 

Статистика материально-технического снабжения является одной из основных  частей экономической статистики. Роль и задачи  статистики материально-технического снабжения определяются его местом и значением в процессе расширенного воспроизводства.

Предметом статистики материально-технического снабжения  на железнодорожном транспорте являются производственные запасы материалов, топлива, запасных частей, оборудования; их движение в результате поставок, заготовок и расходования на производство, оценка эффективности их использования.

Железнодорожные транспорт является  крупным потребителем чёрных и цветных  металлов, лесоматериалов, химикатов, топлива и электроэнергии, оборудования, приборов и аппаратуры. Номенклатура используемых материалов и запасных частей для подвижного состава, машин и механизмов насчитывает несколько тысяч наименований.  Номенклатурой называется систематизированный перечень сырья, материалов, топлива, оборудования и пр.

Для успешной работы транспорта необходимо располагать информацией о поставках этих материалов, о движении их запасов внутри системы, об их использовании и т.д. Статистика материально-технического снабжения даёт такую информацию на основе государственной и отраслевой статистической отчётности.

Основными задачами статистики материально-технического снабжения на железнодорожном транспорте являются:

- характеристика выполнения договоров  поставок сырья, материалов, топлива,  оборудования по количеству, ассортименту и срокам;

- контроль  за своевременным снабжением предприятий;

- характеристика использования материальных ресурсов, выполнения норм расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии;

- определение экономии материальных  и энергетических ресурсов;

- отражение остатков запасов  материалов;

- выявление степени обеспеченности  предприятий производственными запасами;

- составление и анализ отчётных  материальных балансов, в том числе топливно-энергетических.

К основным показателям статистики материально-технического снабжения относятся: объём поставок и заготовок;  объём оптовой торговли; объём запасов материалов и топлива и их движение;  общий и удельный расход материалов, топлива и электроэнергии. Эти показатели определяются в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении.

 

Статистика  поставок и заготовок материальных запасов

 

Предприятия железнодорожного транспорта получают материалы как в виде централизованных поставок, осуществляемых Росжелдорснабом, так и в порядке самостоятельных  закупок.

Единицей наблюдения статистики поставок и заготовок является поставка – партия материалов, оборудования и т.д., поступившая по одному документу; единицами измерения – натуральные и стоимостные показатели.

Первоисточниками  учёта  служат счета-фактуры, приходные ордера на партию материалов, акты поставки и т.д.

Моментом  учёта поставки  считается день отгрузки (при иногородних поставках) материалов и топлива, или дата составления приёмосдаточного акта или расписки получателя о приёме продукции (при местных поставщиках).

Успешная работа предприятий зависит от ритмичности и бесперебойности поставок материалов и запасных частей в соответствии с заключёнными договорами на поставку. Поэтому важное значение приобретает контроль за своевременностью поставок решающих видов материалов, оборудования и запчастей.

Для сравнительной характеристики поставок рассчитывают размер среднесуточного  поступления  ¯y  делением общего количества поступивших материалов за период  åy  на число календарных дней в периоде t.

Для характеристики ритмичности и  частоты поставок материалов и топлива определяют средний интервал  ‾t  между поставками в отчётном периоде:

‾t = å t  / (n -1),

где åt -  общая продолжительность календарного периода, дней;

n – количество поставок данного вида материалов за отчётный период;

(n -1) -  количество интервалов между поставками.

 

Объём поставок разнородных видов  материалов и топлива может быть определён только в стоимостном выражении как сумма произведений количества единиц каждого вида q на цену единицы pi , т.е.  å qi pi . Поэтому  характеристика структуры поставок производится на основе их стоимостного выражения  å q p.

Доля  поставок отдельного вида материалов di определяется как отношение их стоимости å qi pi к стоимости всех поставленных материалов åq p.

Выполнение плана и динамика поставок определяется индексом физического объёма. По формуле I = å q1 p1 / å q0p0  определяется  влияние изменения как объёмов, так и цен;  по формуле  I = åq1 p0 /å q0p0 определяется  влияние изменения только объёмов поставок, т.к. изменение цен здесь не учитывается.

Оценка качества поставок характеризуется  двумя показателями: долей поставляемых материалов и топлива высшего  сорта  dk и  степенью выполнения плана качества поставляемых материалов Kk .

Доля материалов высшего сорта dk определяется отношением количества единиц высшего сорта    qv   к общему объёму поставляемых единиц данного вида материалов  q , а также отношением стоимости материалов высшего сорта åqvi pi   к общей стоимости поставляемых материалов åqp .

Коэффициент выполнения плана качества поставляемой продукции определяется на основе соотношения цен на материалы разного сорта. Для однородных материалов средняя цена единицы с учётом сортности определяется: ‾p =  åpi di .

Тогда соотношение средней цены при фактической и плановой структуре даст характеристику выполнения плана качества поставок однородной продукции:

Kk = å‾p1 / å‾p0 = åpi di1 / åpi di0 ,

где ‾p1 – средняя цена материалов при фактически сложившейся структуре поставок;

‾p0 - то же для планируемой структуры поставок.

Для разных видов материалов выполнение плана качества поставок определяется сопоставлением стоимости фактического объёма поставок рассчитанного по средним фактическим и плановым ценам отдельных их видов:

    

Kk = å‾p1q1  / å‾p0 q1

 

Уровень показателя Kk > 1 говорит о более высоком качестве (по сорту) поставок в сравнении с планом и наоборот.

 

Статистика  наличия материальных запасов

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта