Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.
Объектом наблюдения в статистике перевозок грузов служит совокупность товарно-материальных ценностей (грузы), подвергающихся транспортировке на основе документа, имеющего юридическую силу (накладной или её аналога).
Единицей наблюдения служит отправка, представляющая собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного отправителя к конкретному получателю. Она является частью грузовой массы и обладает свойствами объекта наблюдения (груза): имеет отправителя и получателя, транспортируется от конкретного пункта отправления до пункта назначения по определённому пути следования, представляет собой груз одного или нескольких наименований и имеющий массу.
Особенностью грузовой отправки является её юридическая неделимость (одно или несколько мест груза, один или несколько вагонов). Масса отправки колеблется от 20 кг до нескольких тысяч тонн. Единица измерения - тонна или физический вагон.
Важнейшие признаки перевозимых грузов:
Станции и дороги отправления и назначения - принявшие и оформившие груз для перевозки по эксплуатируемой сети ж.д. России общего пользования, и соответственно – выдавшие груз получателю или сдавшие груз с эксплуатируемой сети ж.д. общего пользования.
Режим скорости – большая, грузовая и пассажирская. Оформляется дорожной ведомостью.
Категория отправки:
Маршрутные – перевозимые в маршрутах, оформленные одной дорожной ведомостью с перечислением вагонов, включённых в отправку.
Повагонные – в отдельных вагонах.
Мелкие – не требующие предоставления отдельных вагонов, а также все грузы в багажных вагонах.
Контейнерные – в универсальных и специализированных контейнерах.
Пакетные – в специальных пакетах.
Путь следования и расстояние перевозки определяют по календарным штемпелям стыковых станций и Тарифному руководству № 4. По Московскому узлу добавляется +54 км и Санкт-Петербургскому +25 км независимо от фактически пройденного в пределах узла расстояния. При внутристанционных перевозках расстояние не учитывается.
Род груза указывается в соответствии с единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ).
Масса груза определяют взвешиванием или на основе объёма, переводимого в вес с помощью специальных коэффициентов из расчётных таблиц. Если масса не указана, принимается равной грузоподъёмности вагона. Массу тары и контейнеров включают в массу отправки. Измеряется в кг.
Провозная плата – оплата за перевозку. В неё не входит оплата за погрузку, выгрузку и хранение груза. Определяется по каждой отправке в соответствии с установленным тарифом, уровень которого зависит от рода груза, категории отправки, расстояния и условий перевозки, режима скорости и т.д.
Первоисточники учёта.
Отправитель оформляет накладную ф.ГУ-27 и ГУ-28 при предъявлении груза к перевозке по ж.д. Накладная – юридический документ, отражающий заключение договора на перевозку между отправителем груза и железной дорогой. На её основе устанавливаются права и обязанности дороги, отправителя и получателя груза, производятся расчёты между ними, определяются условия перевозки и т.д. При завершении перевозки накладная вместе с грузом выдаётся получателю в подтверждение его права на груз. Накладная служит основанием для составления первоисточников статистики перевозок грузов:
дорожная ведомость и её корешок – ГУ-29, ГУ-30, ГУ-31, ГУ-64, ЛУ-12в;
квитанция на перевозку молока – ЛУ-15;
передаточная ведомость по грузам
прямого железнодорожно-
грузобагажная квитанция – ЛУ-12б;
передаточная ведомость по грузам международного сообщения – ИНУ-3, ИНУ-83;
сдаточный список по грузам, принятым от новостроек, - ГУ-40.
Момент учёта.
Дорожная ведомость и её корешок дают возможность учитывать отправку по моменту отправления (начальному) и по моменту прибытия (конечному) груза.
Достоинство учёта по моменту отправления
– срочность получения
В действующей практике статистического учёта предпочтение отдаётся моменту прибытия, на основе которого и разрабатываются сведения, всесторонне характеризующие перевозки грузов.
Лекция 2. Объёмные показатели перевозок грузов.
Количество перевезенных грузов измеряется:
количеством отправок – b, тонн åpg и вагонов åu;
перемещением - в отправко-км å l g , тонно-км å pgl и вагоно-км åugs.
«Отправлено грузов» åpggr – количество грузов, предъявленных к перевозке по станции отправления грузоотправителем, водным или автомобильным транспортом, иностранными ж.д., новостройками или линиями другой колеи. Первоисточник – корешок дорожной ведомости.
«Прибыло грузов» åpgr - перевозка грузов завершена на станции назначения и выданы грузополучателю, водному или автомобильному транспорту, иностранным ж.д., новостройкам, на линии другой ширины колеи. Первоисточник – дорожная ведомость.
«Перевезено грузов» åpg
для сети ж.д. åpg @ åpggr @ åpgr (для месяца разница около 1 %);
для железной дороги:
по начальному моменту - åpg = åpggr + åpgpr
åpgsd - сдано грузов на соседние дороги.
«Перевезено грузов» для сети и дороги определяется по начальному моменту: åpgсети = åpggr и åpg дороги = åpggr + åpgpr
Объём перевозок может определяться не только на момент приёма груза к отправлению, но и по моменту его погрузки в вагоны – погружено вагонов - åugr В вагонах исчисляются показатели выгружено - åur, работа - åu.
Учёт погрузки организован так, чтобы грузы учитывались только один раз, т.е. не всякая погрузка учитывается (переадресованные, перегруженные по техническим или коммерческим неисправностям, перегруженные с широкой на узкую колею и др.). То же и с выгрузкой. Это регламентируется Инструкцией. Учёт ведётся ежесуточно по состоянию на отчётный момент.
Отчётным моментом для дорог России является 18 ч. московского времени.
Единица учёта – физический вагон.
Выгрузка учитывается только в вагонах, погрузка – в вагонах и тоннах.
Первоисточником учёта погрузки служит учётная форма ГУ-3 «Ведомость номерного учёта погруженных вагонов» на основе корешков дорожных ведомостей и копий вагонных листов. Аналогом формы ГУ-3 служит макет, передаваемый в ИВЦ по каналам связи.
Первоисточником учёта выгрузки служит вагонный лист, а также книги выгрузки груза и выдачи его получателю.
Момент учёта погрузки и выгрузки – момент окончания загрузки или выгрузки вагона при наличии дорожной ведомости и вагонного листа.
Наряду с показателями «погружено»
и «выгружено» станции определя
По содержанию «погружено» идентично «отправлено грузов», но «погружено» - в вагонах и тоннах, а «отправлено грузов» - в тоннах. Даже если оба показателя исчислены в тоннах, они не равны.
åpggr-u ¹ åpggr (около 1%)
Причины:1- момент учёта: груз считается отправленным, если принят к перевозке и до конца отчётных суток составлена дорожная ведомость; погружено – фактически загружен в вагон и составлены дорожная ведомость и вагонный лист;
2- методика определения
Грузооборот. Тарифный грузооборот – тар.ткм - å pgl
å pgl = å pg1 l1 + å pg2 l2 +……+ å pgn ln = å pgi li
где pgi - масса отдельной отправки, т;
li - расстояние перевозки отправки, км, складывается из кратчайших расстояний перевозки по каждой из дорог фактического пути следования груза:
li = lgr(i) + ltr1(i) + ltr2(i) +…….+ lr(i)
Грузооборот тарифный определяется за отчётный период на основе дорожных ведомостей по моменту прибытия грузов.
Расчётный грузооборот определяется умножением отправленных тонн отдельных грузов в отчётном месяце на среднюю дальность их перевозки за предыдущий месяц.
Показатели отправлено и прибыло
характеризуют экономику районо
Погружено, выгружено, занято и освобождено используются для регулирования вагонных парков.
Объёмные показатели перевозок грузов служат основой для определения потребности сети и дорог в подвижном составе, для анализа качественных показателей (себестоимость, производительность труда, средняя дальность перевозки, доходной ставки и др.). Грузооборот – для определения транспортной составляющей в стоимости продукции отдельных отраслей народного хозяйства.
Группировка перевозок грузов.
Группировка перевозок грузов по тем или иным признакам должна дать ответ на вопросы: что перевозит ж.д.транспорт, каких условий требует перевозка тех или иных грузов, с какой скоростью и на какие расстояния они перевозятся, какие связи установились по перевозкам тех или иных грузов, какова интенсивность и устойчивость этих связей?
Перевозки группируют по следующим признакам: категория перевозки; вид сообщения; род груза; территориальная принадлежность; пояс дальности; категория отправки; режим скорости.
Категория перевозки. 99% перевозок – народнохозяйственные грузы в грузовом движении в вагонах рабочего парка отрасли, оплаченные по нормальному тарифу. В пассажирском движении - молочные и скоропортящиеся грузы, домашние вещи населения (грузобагаж). 1% составляют перевозки в хозяйственном движении (для технологических нужд железных дорог) и не учитываются в показателях перевозок грузов в официальных статистических сборниках.
Вид сообщения. Каждая перевозка состоит из трёх операций – начальная, перемещение и конечная. Какая часть перевозочного процесса выполняется на дороге, такое и будет сообщение. Сообщение может быть местное или прямое. Внешний признак – расположение станций отправления и назначения. Если они принадлежат одной дороге, то сообщение считается местным, если разным – прямым.
åpg m – перевозка в местном сообщении.
åpg v - вывоз,
åpgw - ввоз,
åpgtr - транзит.
Между показателями объёма перевозок одной дороги по видам сообщения существует следующая взаимосвязь:
Отправлено = местное + вывоз;
Прибыло = местное + ввоз;
Принято = ввоз + транзит;
Сдано = вывоз + транзит;
Перевезено = местное + вывоз + ввоз + транзит = отправлено + принято = прибыло + сдано.
Грузооборот дороги:
å pgl = åpgm l + åpgv l + åpgw l + åpgtr l
Беспробежные перевозки (нулевой пробег) относятся к грузам вывозимым или ввозимым на стыковую станцию со смежной дороги (тонны будут, ткм – нет).
Структура перевозок дороги по видам сообщениям зависит от экономики района тяготения, от местоположения дороги на сети (тупиковая, центральная).
Перевозки грузов по видам сообщения (тыс.тонн)
Таблица №1.
Железные дороги |
всего |
местное сообщение |
вывоз |
ввоз |
транзит |
Октябрьская |
208619 |
27892 |
66782 |
35241 |
78722 |
Калининградская |
17042 |
764 |
879 |
3541 |
11861 |
Московская |
266685 |
35003 |
57190 |
76092 |
98412 |
Горьковская |
174603 |
13327 |
26083 |
26296 |
109258 |
Южно-Уральская |
244051 |
24406 |
54207 |
58444 |
107016 |
Западно-Сибирская |
307695 |
105505 |
122511 |
34856 |
44830 |
Красноярская |
119566 |
26492 |
35364 |
9898 |
47815 |
Забайкальская |
88714 |
14781 |
6623 |
5629 |
62234 |
Сахалинская |
2974 |
1637 |
65 |
1273 |
0 |
Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта