Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

Объектом наблюдения в статистике перевозок грузов служит совокупность товарно-материальных ценностей (грузы),  подвергающихся транспортировке на основе документа, имеющего юридическую силу (накладной или её аналога).

Единицей наблюдения служит отправка, представляющая собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного отправителя к конкретному получателю. Она является частью грузовой массы и обладает свойствами объекта наблюдения (груза): имеет отправителя и получателя, транспортируется от конкретного пункта отправления до пункта назначения по определённому пути следования, представляет собой груз одного или нескольких наименований и имеющий массу.

Особенностью грузовой отправки является её юридическая неделимость (одно или несколько мест груза, один или несколько вагонов). Масса отправки колеблется  от 20 кг до нескольких тысяч тонн. Единица измерения - тонна или физический вагон.

Важнейшие признаки перевозимых  грузов:

Станции и дороги отправления и назначения -  принявшие и оформившие груз для перевозки по эксплуатируемой сети ж.д. России общего пользования, и соответственно – выдавшие груз получателю или сдавшие груз с эксплуатируемой сети ж.д. общего пользования.

Режим скорости – большая, грузовая и пассажирская. Оформляется дорожной ведомостью.

Категория отправки:

Маршрутные – перевозимые в маршрутах, оформленные одной дорожной ведомостью с перечислением вагонов, включённых в отправку.

Повагонные – в отдельных вагонах.

Мелкие – не требующие предоставления отдельных вагонов, а также все грузы в багажных вагонах.

Контейнерные – в универсальных и специализированных контейнерах.

Пакетные – в специальных пакетах.

Путь следования и расстояние перевозки  определяют по календарным штемпелям стыковых станций и Тарифному руководству № 4. По Московскому узлу  добавляется +54 км и Санкт-Петербургскому  +25 км независимо от фактически пройденного в пределах узла расстояния. При внутристанционных перевозках расстояние не учитывается.

Род груза  указывается в соответствии с единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ).

Масса груза  определяют взвешиванием или на основе объёма, переводимого в вес с помощью специальных коэффициентов из расчётных таблиц. Если масса не указана, принимается  равной грузоподъёмности вагона. Массу тары и контейнеров включают в массу отправки. Измеряется в кг.

Провозная плата – оплата за перевозку. В неё не входит оплата за погрузку, выгрузку и хранение груза. Определяется по каждой отправке в соответствии с установленным тарифом, уровень которого зависит от рода груза,  категории отправки, расстояния и условий перевозки, режима скорости и т.д.

 

Первоисточники  учёта.

Отправитель оформляет накладную ф.ГУ-27 и ГУ-28 при предъявлении груза к перевозке по ж.д. Накладная – юридический документ, отражающий заключение договора на перевозку между отправителем груза и железной дорогой.  На её основе устанавливаются права и обязанности дороги, отправителя и получателя груза, производятся расчёты между ними, определяются условия перевозки и т.д. При завершении перевозки накладная вместе с грузом выдаётся получателю в подтверждение его права на груз. Накладная служит основанием для составления первоисточников статистики перевозок грузов:

дорожная ведомость и её корешок – ГУ-29, ГУ-30, ГУ-31, ГУ-64, ЛУ-12в;

квитанция на перевозку молока –  ЛУ-15;

передаточная ведомость по грузам прямого железнодорожно-водного  сообщения – ГУ-41;

грузобагажная квитанция – ЛУ-12б;

передаточная ведомость по грузам международного сообщения – ИНУ-3, ИНУ-83;

сдаточный список по грузам, принятым от новостроек, - ГУ-40.

Момент  учёта. 

Дорожная ведомость и её корешок  дают возможность учитывать отправку по моменту отправления (начальному) и по моменту прибытия (конечному) груза.

Достоинство учёта по моменту отправления  – срочность получения информации. Но в процессе перевозки могут  измениться маршрут и расстояние фактической перевозки, уточниться масса и провозная плата и т.д. Эти изменения отразятся по моменту прибытия.  В этом достоинство учёта по конечному моменту. Но информация по моменту прибытия запаздывает по сравнению с их свершением (особенно по перевозкам на большие расстояния)  – это недостаток учёта по конечному моменту.

В действующей практике статистического  учёта предпочтение отдаётся моменту прибытия, на основе которого и разрабатываются сведения, всесторонне характеризующие перевозки грузов.

 

 

 

 

Лекция 2. Объёмные показатели перевозок грузов.

 

Количество перевезенных грузов измеряется:

количеством отправок – b, тонн åpg  и вагонов åu;

перемещением  - в отправко-км å l g , тонно-км å pgl  и вагоно-км åugs.

Объём перевозок отражается показателями: отправлено - åpggr,  прибыло - åpgr и перевезено грузов - åpg  в тоннах.

«Отправлено грузов» åpggr – количество грузов, предъявленных к перевозке по станции отправления грузоотправителем, водным или автомобильным транспортом, иностранными ж.д., новостройками или линиями другой колеи. Первоисточник – корешок дорожной ведомости.

«Прибыло грузов» åpgr - перевозка грузов завершена на станции назначения и выданы грузополучателю, водному или автомобильному транспорту, иностранным ж.д., новостройкам, на линии другой ширины колеи. Первоисточник – дорожная ведомость.

«Перевезено грузов» åpg 

для сети ж.д. åpg @ åpggr  @ åpgr   (для месяца разница около 1 %);

для железной дороги:

  по начальному моменту    -      åpg  = åpggr  +  åpgpr    

åpgpr  - принято грузов, поступившие с соседних дорог, 

по конечному моменту  -   åpg  = åpg +  åpgsd       

åpgsd     - сдано грузов на соседние дороги.

«Перевезено грузов» для сети и  дороги определяется по начальному моменту: åpgсети  = åpggr  и  åpg дороги = åpggr  +  åpgpr  

 

Объём перевозок  может определяться не только на момент приёма груза к отправлению, но и по моменту его погрузки в вагоны – погружено вагонов - åugr В вагонах исчисляются показатели  выгружено -  åur, работа - åu.

Учёт погрузки организован так, чтобы грузы учитывались только один раз, т.е. не всякая погрузка учитывается (переадресованные, перегруженные по техническим или коммерческим неисправностям, перегруженные с широкой на узкую колею и др.). То же и с выгрузкой. Это регламентируется Инструкцией. Учёт ведётся ежесуточно по состоянию на отчётный момент.

Отчётным моментом для дорог России является  18 ч. московского времени.

Единица учёта – физический вагон.

Выгрузка учитывается только в  вагонах, погрузка – в вагонах  и тоннах.

Первоисточником учёта погрузки служит учётная форма ГУ-3 «Ведомость номерного учёта погруженных вагонов» на основе корешков дорожных ведомостей и копий вагонных листов. Аналогом формы ГУ-3  служит макет, передаваемый в ИВЦ по каналам связи.

Первоисточником учёта выгрузки служит вагонный лист, а также книги выгрузки груза и выдачи его получателю.

Момент учёта  погрузки и выгрузки – момент окончания загрузки или выгрузки вагона при наличии дорожной ведомости и вагонного листа.

Наряду с показателями «погружено»  и «выгружено» станции определяют показатели «занято»  å nz и «освобождено» ånos.

По содержанию «погружено» идентично  «отправлено грузов», но «погружено» - в вагонах и тоннах, а «отправлено грузов» - в тоннах. Даже если оба показателя исчислены в тоннах, они не равны.

åpggr-u ¹    åpggr      (около 1%)

Причины:1- момент учёта: груз считается отправленным, если принят к перевозке и до конца отчётных суток составлена дорожная ведомость; погружено – фактически загружен в вагон и составлены дорожная ведомость и вагонный лист;

2- методика определения показателей:  перевозка грузов в багажных вагонах (грузобагаж)  включается в «отправлено», но не учитывается в «погружено».

Грузооборот. Тарифный грузооборот – тар.ткм - å pgl

å pgl = å pg1 l1 + å pg2 l2 +……+ å pgn ln = å pgi li

где  pg - масса отдельной отправки, т;

li   - расстояние перевозки отправки, км, складывается из кратчайших расстояний перевозки по каждой из дорог фактического пути следования груза:

li   =   lgr(i)  +    ltr1(i)     +    ltr2(i)   +…….+  lr(i)

Грузооборот тарифный определяется за отчётный период на основе дорожных ведомостей по моменту прибытия грузов.

Расчётный грузооборот определяется умножением отправленных тонн отдельных грузов в отчётном месяце на среднюю дальность их перевозки за предыдущий месяц.

Показатели отправлено и прибыло  характеризуют экономику районов, перевезено – работу железнодорожного транспорта.

Погружено, выгружено, занято и освобождено  используются для регулирования вагонных парков.

Объёмные показатели перевозок  грузов служат основой для определения потребности сети и дорог в подвижном составе, для анализа качественных показателей (себестоимость, производительность труда, средняя дальность перевозки, доходной ставки и др.). Грузооборот – для определения транспортной составляющей в стоимости продукции отдельных отраслей народного хозяйства.

 

Группировка перевозок  грузов.

 

Группировка перевозок грузов  по тем или иным признакам должна дать ответ на вопросы: что перевозит ж.д.транспорт, каких условий требует перевозка тех или иных грузов,  с какой скоростью и на какие расстояния они перевозятся, какие связи установились по перевозкам тех или иных грузов, какова интенсивность и устойчивость этих связей?

Перевозки группируют по следующим признакам: категория перевозки; вид сообщения; род груза; территориальная принадлежность; пояс дальности; категория отправки; режим скорости.

      Категория перевозки. 99% перевозок – народнохозяйственные грузы в грузовом движении в вагонах рабочего парка отрасли, оплаченные по нормальному тарифу. В пассажирском движении - молочные и скоропортящиеся грузы, домашние вещи населения (грузобагаж).  1% составляют перевозки в хозяйственном движении (для технологических нужд железных дорог) и не учитываются в показателях перевозок грузов в официальных статистических сборниках.

Вид сообщения.  Каждая перевозка состоит  из  трёх операций – начальная, перемещение и конечная. Какая часть перевозочного процесса выполняется на дороге, такое и будет сообщение. Сообщение может быть местное или прямое. Внешний признак – расположение станций отправления и назначения. Если они принадлежат одной дороге, то сообщение считается местным, если разным – прямым.

åpg m – перевозка в местном сообщении.

åpg v -  вывоз,

åpgw  - ввоз,

åpgtr   - транзит.

Между показателями объёма перевозок  одной дороги по видам сообщения существует следующая взаимосвязь:

Отправлено  =  местное  +  вывоз;

Прибыло  =  местное  +  ввоз;

Принято  =  ввоз  +  транзит;

Сдано  =  вывоз  +  транзит;

Перевезено = местное + вывоз + ввоз + транзит = отправлено + принято = прибыло + сдано.

Грузооборот дороги:

å pgl = åpgm l +   åpgv l  + åpgw  l  +  åpgtr  l 

Беспробежные перевозки (нулевой пробег) относятся к грузам вывозимым или ввозимым на стыковую станцию со смежной дороги (тонны будут, ткм – нет).

Структура перевозок дороги по видам сообщениям зависит от экономики района тяготения, от местоположения дороги на сети (тупиковая, центральная).

Перевозки грузов по видам сообщения (тыс.тонн)

Таблица №1.

Железные дороги

всего

местное сообщение

вывоз

ввоз

транзит

Октябрьская

208619

27892

66782

35241

78722

Калининградская

17042

764

879

3541

11861

Московская

266685

35003

57190

76092

98412

Горьковская

174603

13327

26083

26296

109258

Южно-Уральская

244051

24406

54207

58444

107016

Западно-Сибирская

307695

105505

122511

34856

44830

Красноярская

119566

26492

35364

9898

47815

Забайкальская

88714

14781

6623

5629

62234

Сахалинская

2974

1637

65

1273

0

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта