Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание

Русская кухня на протяжении своей долгой истории вобрала в себя и творчески переработала множество различных кулинарных традиций - от татаро-монгольской до французской, - став в результате одной из самых разнообразных кухонь мира. Исконно же повседневный стол русичей был довольно скромен: основу питания составляли, помимо мучных изделий, каши, блюда из рыбы, грибов, овощей - мясо использовалось.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

            Предлагаю вам следующие интересные сведения в среднем за 70 лет жизни человек съедает: 7 000 кг хлеба, 300 кг соли, 2 000 кг мяса, 4 000 кг рыбы, 5 000 шт. яиц, 5 000 кг картофеля, 50 000 л воды.

  1. Сообщение темы урока. Тема  урока «Физиология питания. Санитарно – гигиенические требования к приготовлению пищи».
  2. Изучение нового учебного материала.

               

            Пища – это энергия для нашего  тела, а правильное питание –  источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия. (слайд 5) 

            Рассмотрим «Пирамиду рационального  питания» (слайд 17) Скажите, какие продукты можно есть без ограничений,  а какие необходимо ограничивать  и почему?

           Вместе с пищей в наш организм  поступает вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.

           Давайте более подробно познакомимся с питательными веществами. Углеводы – главный источник энергии для организма.

           В пищевых продуктах углеводы  находятся  в виде сложных  химических соединений – сахаров.  Богаты углеводами прежде всего  растительные продукты – все  фрукты, некоторые овощи, такие, как картофель, капуста, столовая свекла, морковь, а также хлеб и изделия из теста, макароны, кондитерские изделия.

            Белки – основа жизни. Они  обеспечивают рост организма,  формирование всех органов и  систем. Они необходимы в любом  возрасте, но особенно в детском и юношеском, когда организм развивается.

            Жиры – это резервы энергии  нашего организма. Они находятся  во всех тканях или накапливаются  в некоторых органах тела (почках, сердце и других). Ежедневно детям  в возрасте 11-13 лет необходимо 85 – 93 г жиров (из них 17 – 19 г должны быть растительными). Однако опасно как недостаточное количество жиров, так и потребление их в больших количествах. Не следует забывать что переедание так же вредно, как и недоедание.

             Минеральные вещества обеспечивают обмен веществ в организме человека и содержатся практически во всех продуктах питания.

             Вода входит в состав клеток  тела человека и участвует  в процессах обмена.

             Витамины – особые вещества, отсутствие  которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать пищу и участвуют в биохимических реакциях организма. В настоящее время известны около 20витаминов, которые делятся на две группы: водорастворимые – витамины С,Р и группы В, и жирорастворимые – А, Д, Е, К .

            Чтобы понять,  какой путь проходит  пища и  как она усваивается  организмом человека изучим схему «Система пищеварения».

            Итак, в жизни человека важную  роль играет рациональное и  правильное питание. Дневной рацион  питания должен соответствовать потребностям организма. Важным условием рационального питания является соблюдение режима. Скажите, а вы соблюдаете режим питания? Сколько раз в день вы кушаете? Какое количество пищи вы принимаете за один прием? 

            А теперь посмотрим,  каков дневной рацион питания при правильном питании.

             Пищу следует принимать не  менее 3-4 раз в день.

Перерыв между приемами пищи – не более 4-5 часов. Питаться нужно в одни и те же часы, правильно распределяя дневной рацион: первый завтрак -25%, второй завтрак -15%, обед – 45%, ужин – 15% (за 2 часа до сна).

            Пища должна быть вкусной, умеренно  горячей, небольшого объема, иметь  приятный внешний вид, вызывать  аппетит.

            Чтобы пища укрепляла здоровье  человека, необходимо соблюдать элементарные правила санитарии и гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Давайте познакомимся с ними.

6.   Самостоятельная работа учащихся.  Поделите тетрадный лист на  две колонки. В 1 колонке запишите свой обычный дневной рацион, а во 2 колонке – что бы вы изменили в своем питании  после знакомства с правилами рационального питания.

           После выполнения самостоятельной  работы учащимися, желающие приглашаются  к доске показать  результат своей работы. Затем совместно с детьми анализируем и оцениваем работы.

  1. Закрепление изученного материала.  В форме решения кроссворда.

            По горизонтали: 1. Поварское дело. 2. Основа жизни, обеспечивающая  рост организма. 3. Если их нет в организме, то человек часто болеет. 4. Вещество, входящее в состав клеток организма человека.  

           По вертикали: 1. главный источник  энергии для организма. 2. Главная  потребность человека. 3. Резерв энергии  нашего организма. 

           Оценивание ответов учащихся.

8. Итог  урока.  Итак, чтобы пища приносила  пользу нашему организму. Была  источником здоровья, силы, энергии  и красоты необходимо рационально  питаться и соблюдать культуру  питания. 
 

Тема: «Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета»

Цели: 

  • Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом;
  • Сформировать навыки по сервировке стола к завтраку, правила этикета за столом;
  • Воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический вкус.

Оборудование: 

  • учебник, рабочая тетрадь, набор столовой посуды, скатерть, салфетки,
  • СD “Кулинарная энциклопедия КиМ”

Ход урока

1. Организационный  момент

Проверка  готовности учащихся к уроку. Эмоциональный  настрой на занятие.

2. Повторение  пройденного материала

Вопросы для повторения:

  1. Какие виды бутербродов вы знаете? В чем их различие?
  2. Что является основой бутербродов?
  3. Из каких продуктов готовят бутерброды?
  4. Последовательность приготовления бутерброда сандвича.
  5. Перечислите требования к качеству готовых бутербродов.
  6. Какие виды горячих напитков вы знаете?
  7. Как правильно заварит чай?
  8. Правила хранения чая и кофе.

3. Изучение  нового материала

Беседа  с учащимися.

Сегодня на уроке мы с вами поучимся сервировать  стол к завтраку.

Сервировка  – это подготовка и оформление стола для приема пищи.

Основная  цель сервировки – создать удобство пользования приборами. Прежде чем  сервировать стол надо продумать  меню. Так как набор предметов  зависит от ассортимента блюд.

Обычно  на завтрак подают горячий напиток (чай, кофе, какао, молоко и т.д.) и горячее блюдо (каши, омлеты, яичница). Так же на завтрак подают варенье, мед, колбасы, сыр, вареные яйца, соки, булочки, пирожки, хлеб.

Стол  лучше застелить скатертью. Все  предметы расставить так, чтобы было удобно достать. На столе не должно быть лишних предметов.

Далее рассказать, как нужно расставить тарелки, чашки и разложить столовые приборы.

На стол необходимо поставить масленку и  рядом положить нож. Сахарница и  мед ставят на середину. Чай и  кофе подают без сахара.

Салфетки  – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Показать 2 вида складывания салфеток.

Этикет

За столом надо уметь вести себя правильно  – это правила этикета, то есть строгий порядок поведения, правильный прием пищи, правильное пользование столовыми приборами.

Запись  в тетради.

Правило 1

Сидеть  за столом надо прямо.

Правило 2

Никогда не бери нож в рот (не ешь с ножа). Легко можно порезать язык.

Правило 3

Если  пища застряла в зубах, возьми зубочистку, некрасиво ковырять вилкой в зубах. Вилка для того, чтобы есть!

Правило 4

Котлеты, тефтели, рыбу, ножом не режут.

Правило 5

Если  надо резать какое-нибудь кушанье, вилку  держат в левой руке, а нож в  правой.

Правило 6

По окончании  еды нож и вилку положи на тарелку.

Правило 7

Не чавкай, не шлепай губами, не брызгай ложкой, не хлебай жидкость так, чтобы все сидящие за столом слышали.

Есть  надо спокойно, не торопясь. Не наклоняйте тарелку к себе. Не разговаривайте с полным набитым пищей ртом.

Предложить  учащимся рассказать, как происходит прием гостей в их семье.

3. Практическая  работа

Учащиеся  выполняют практическую работу “Сервировка  стола к завтраку”. Учатся расставлять  приборы, красиво складывать салфетки по схеме.

Текущий инструктаж.

Показать  способы складывания салфеток. Правила  подачи горячих напитков.

4. Анализ  урока

Проанализировать  допущенные ошибки, сделать необходимые  замечания.

Оценить практическую работу и устные ответы.

5. Домашняя  работа

Читать  §34–35, ответить на вопросы.

Список  использованной литературы

    1. Е.Н.Петрова. Уроки по курсу «Технология». Москва 2008год.
    2. Т.Григорьева. Как красиво накрыть стол. Москва «Аст-пресс»1996год.
 

              СD “Кулинарная энциклопедия КиМ” 
 

Тема  урока: «Блюда из вареных овощей. Тепловая обработка овощей»

Тип урока: комбинированный (ОНЗ).

Цель  урока:

  1. актуализировать знания о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, первичной обработке овощей;
  2. сформировать знания и умения по тепловой обработке овощей и приготовлению салатов из вареных овощей;
  3. тренировать способность к выполнению нарезки овощей и правильному; пользованию инструментами и приспособлениями;
  4. развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, познавательные интересы, воображение.

Средства  обучения:

  1. учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс»;
  2. плакат «Формы нарезки овощей»;
  3. плакат «Сервировка стола»;
  4. наборы посуды, инструментов, приспособлений для каждой бригады;
  5. продукты для приготовления винегрета;
  6. эталон самостоятельной работы (фото оформленных салатов, фото готового винегрета).

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

     - Здравствуйте! Сегодня у нас с  вами будет интересный и «вкусный»  урок. Что мы будем сегодня  готовить? (Салат, винегрет).

     - Какие продукты вы принесли  сегодня на урок? (Свекла, картофель,  лук, морковь, зеленый горошек, соленый огурец, соль, растительное масло, зелень).

     - В вашей семье принято готовить  салаты с таким набором продуктов? (Да. Перечисляются возможные варианты).

Информация о работе Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс