Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание

Русская кухня на протяжении своей долгой истории вобрала в себя и творчески переработала множество различных кулинарных традиций - от татаро-монгольской до французской, - став в результате одной из самых разнообразных кухонь мира. Исконно же повседневный стол русичей был довольно скромен: основу питания составляли, помимо мучных изделий, каши, блюда из рыбы, грибов, овощей - мясо использовалось.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

  Конкурс 5. “Первичная обработка овощей”.

  Учащиеся  должны выстроить последовательность первичной обработки овощей, составив предложенные учителем карточки с названием операций:

переборка сортировка нарезка
мытьё промывание очистка

  Конкурс 6. “Правила приготовления салатов”.

  Учитель предлагает учащимся неверные правила  приготовления салатов, а учащиеся должны дать верный ответ:

  Правила приготовления салатов

  1. Лучше всего салат приготовить заранее, например: за неделю, или даже лучше за месяц (салаты готовятся перед употреблением).
  2. Витаминов в овощах сохранится при варке больше, если их вы положите в холодную несолёную воду (овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду).
  3. При варке в кастрюле должно быть много овощей, а на дне только чуть–чуть воды (при варке овощей, они должны быть полностью покрыты жидкостью, а кастрюля – плотно закрыта).
  4. Будет очень хорошо, если овощи будут разварены и их будет легко нарезать (варёные овощи, входящие в состав салатов и винегретов должны быть мягкими, но не разваренными).
  5. Когда вы режете салат, вы должны использовать только сразу сваренные овощи, пока они ещё горячие, а то охлаждённые овощи испортят салат (продукты должны быть охлаждены при нарезании тёплые овощи теряют форму, а соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу салата).
  6. Заправлять и оформлять салаты лучше тоже за месяц. Вкус и внешний вид их только улучшится (салат из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей)
  7. Перемешивать овощи в салатах надо быстро, тщательно придавливая их (овощи, из которых приготавливают салаты, аккуратно перемешивают, чтобы они не мялись).
  8. Незаправленные и заправленные салаты хранить нужно в тёплом месте, лучше у батареи (заправлять и оформлять салаты надо прямо перед подачей, чтобы вкус и внешний вид их не ухудшались).
  9. Срок хранения не заправленных салатов 12 месяцев, а заправленных 6 месяцев. (Срок хранения не заправленных – 12 часов, заправленных – 6 часов).

  Конкурс 7. “Повторение правил техники безопасности и санитарной гигиены”.

  Каждая  команда называет правила техники  безопасности или санитарной гигиены.

  III Практическое часть  КВН “Приготовление  салата”. 

  Команды на своих рабочих местах выполняют практические задания:

  1. нарезка овощей
  2. заправка салатов
  3. оформление блюд

  После приготовления салата команда дает ему название и обосновывает это  название. (например “Петрушка”, “Огоньки”).

  IV Итог урока. Подсчет  баллов. Выставление оценок.

  Образцы докладов учащихся:

  Картофель.

  Как вы думаете, какой овощ называли “чёртовым  яблоком?” Это – картофель. В  переводе с немецкого языка “картофель”– “Kraft” и “Teufel” означает “чёртова сила”. Дурной славе картофеля способствовала и встречавшаяся иногда причудливая форма его клубней. Малограмотное население считало, что дело не обошлось без вмешательства дьявола. Сейчас, когда для нас картофель является вторым хлебом, трудно представить, что картошка когда-то была запрещена церковью. Картофель используется в производстве макаронов, мороженного, искусственного мёда, пирожных, конфет и варенья. Он необходим как сырьё для горючего, взрывчатых веществ и обувного крема.

  Из  картофеля делается крахмал, картофельная мука, глюкоза.

  • При гипертонической болезни полезен сок картофеля. Кашицу из варёного картофеля можно применять вместо крема. Маски из картофеля применяют для сухой кожи.
  • Соком свежего картофеля лечат экземы, ожоги, язвы, мозоли и угри.
  • Ножи, вилки, ложки станут чистыми и блестящими, если их протереть разрезанным сырым клубнем картофеля.
  • Если подложить под передвигаемую мебель половинки сырого картофеля, мебель легко передвинется.
  • Отваром картофельной кожуры придают блеск хрустальным изделиям.
  • Ржавчину с противня можно быстро очистить сырой картофелиной.

  Капуста.

  Знаете  ли вы, какой овощ называют “огородной барыней” - капусту. А почему капусту  так назвали? По легендам царь, обиженный  богом Дионисом, плакал крупными слезами, которые, падая на землю, превращались в кочаны, а люди, стоящие рядом с изумлением кричали: капут, капут, капут! Что означало голова. Отсюда и произошло название капусты. С давних времён люди считали, что капуста не позволяет оставаться в организме ничему вредному. Если до этого у тебя внутри была какая-нибудь болезнь, то капуста всё вылечит, выгонит боль из головы и глаз. Войска Римлян, отправляясь в поход, брали с собой квашеную капусту. Путешественник Кук писал, что кислая капуста изгоняет болезни из тела, спасает жизнь морякам. Причину своего успеха видел в том, что он вёз с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты, благодаря которым его спутники были здоровы и бодры.

  Существует 10 видов капусты.

  • Сок капусты укрепляет дёсны. Помогает от выпадения волос и против перхоти. Из измельченных листьев капусты делают маски для сухой кожи. Сок капусты укрепляет мышцы тела и помогает работе сердца при язве желудка.
  • К концу зимы витаминов в пище становится меньше, людей начинает посещать усталость, недомогание. Вот тут-то и выручает капуста. Придавая человеку бодрости, усиливая работоспособность.

  Помидор.

  К предлогу две ноты прибавьте, 
Согласную букву приставьте.  
А целое скажем мы точно 
И мягко, и красно, и сочно.

  В Европе помидоры, когда-то назывались “любовными яблоками”, или “золотыми  яблоками”.

  Родина  помидоров – Южная Америка. На языке индейцев звучит “томатель”.

  Отсюда  и слово “томат”. Сейчас кажется  невероятным, что даже на своей родине ещё до XIX века помидоры считались  смертельно ядовитыми. Их выращивали, как декоративные растения в горшках  или для украшения беседок.

  • Все части помидора, кроме плодов действительно ядовиты. Отвары и настои из листьев используют в настоящее время для борьбы с вредителями.
  • В плодах помидора содержатся витамины Е, каротин, органические кислоты.
  • Помидоры полезны людям с нарушением обмена веществ, при сердечных заболеваниях, расстройствах желудка. В них содержатся вещества убивающие микробов, особенно много в них серы.
  • Помидоры используют при лечение варикозного расширения вен на ногах.
  • Маску из томатов применяют при жирной коже с крупными порами.

  Редька.

  Содержит  много сахаров, белков, минеральных  солей. Питательная основная ценность редьки в большом количестве солей  калия, натрия, кальция, железа, магния.

  Сок редьки используют при лечении печени, желчного пузыря, сердца, бронхов.

  Маски из редьки с подсолнечным маслом применяют  для отбеливания веснушек. Кашицу из редьки с одсолнечным маслом и  сливок применяют для сухой кожи.

  • При склерозе полезна редька в любом виде.
  • При радикулите кашицу редьки накладывают на больное место.
  • Самое верное средство против простуды – редька с мёдом.

  Чеснок.

  В семействе луковых есть ещё один овощ – это чеснок. Что представляет собой чеснок? Отдельные зубки. Слово  чеснок так и переводится “чесать, отделять друг от друга”. В Испании  в сентябре каждого года проводится чесночный фестиваль. Испанцы утверждают, что чеснок можно и нужно применять во всех кушаньях кроме пасхального кулича и мороженого. В честь чеснока складывают оды. Рекордсмен по своим размерам превышал кулак мужчины и весил 1 кг. Чеснок богат органическими веществами, минеральными солями, железа в нём столько, сколько и в яблоках. Лечебные свойства чеснока известны давно.

  • В народной медицине чеснок используют для улучшения пищеварения, для расширения сосудов, при ревматизме. Имеются лечебные препараты на основе чеснока.
  • Чеснок является оригинальным народным средством от зубной боли. Когда зубная боль ощущается на правой стороне, то чеснок привязывается к пульсу левой руки, и наоборот.
  • Чтобы в муке не заводились жучки, в банку или мешок нужно положить несколько зубчиков чеснока.
  • Каждая хозяйка знает, что ни одна заготовка на зиму не обходится без чеснока.
 

Тема  урока: «Блюда из вареных овощей.»

Тип урока: комбинированный (ОНЗ).

Цель  урока:

  1. актуализировать знания о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, первичной обработке овощей;
  2. сформировать знания и умения по тепловой обработке овощей и приготовлению салатов из вареных овощей;
  3. тренировать способность к выполнению нарезки овощей и правильному; пользованию инструментами и приспособлениями;
  4. развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, познавательные интересы, воображение.

Средства  обучения:

  1. учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс»;
  2. плакат «Формы нарезки овощей»;
  3. плакат «Сервировка стола»;
  4. наборы посуды, инструментов, приспособлений для каждой бригады;
  5. продукты для приготовления винегрета;
  6. эталон самостоятельной работы (фото оформленных салатов, фото готового винегрета).
  7. Ход урока.
  8. Самоопределение к деятельности.

     - Здравствуйте! Сегодня у нас с  вами будет интересный и «вкусный»  урок. Что мы будем сегодня готовить? (Салат, винегрет).

     - Какие продукты вы принесли  сегодня на урок? (Свекла, картофель,  лук, морковь, зеленый горошек,  соленый огурец, соль, растительное  масло, зелень).

     - В вашей семье принято готовить  салаты с таким набором продуктов? (Да. Перечисляются возможные варианты).

     -Ну  что же, значит, сегодня мы будем  учиться тому, что каждой из  вас очень близко и, конечно  же, интересно. 

  1. Актуализация  знаний и фиксация затруднений в  индивидуальной деятельности.(1 часть)

     - Скажите мне, пожалуйста, вы что-нибудь делали дома с овощами перед тем как принести их в школу? (Да, мыли, варили).

     - Значит, вам понадобились те новые  знания, которые вы приобрели  на прошлом уроке? Какие именно  из них вам понадобились при  подготовке к сегодняшнему уроку? (Первичная обработка овощей - сортировка, мойка).

     - А выполняли ли вы такие  операции как очистка, нарезка? (Нет.)

     - Почему? (Сначала овощи надо отварить.)

     - Может быть, надо было сначала  порезать, почистить, а потом уже  варить? (мнения разделились.)

     (Уточняется позиция учеников, фиксируются  разные точки зрения). 
 

    3 этап. Выявление причины затруднения  и постановка цели деятельности.     (1 часть)

     - Почему же мы не можем найти  общий единый ответ на последний  мой вопрос? В чем причина, как  вы думаете? (Не знаем или не все знают, как правильно.)

     - То есть, не знаем, как правильно  сварить овощи для салата. Какова  же цель нашего урока? (Узнать  правила варки овощей.)

     - Предложите мне название темы  нашего урока. (Правила варки овощей.)

     (Записываю  тему на доске, подчеркиваю слово «варки») 
 

     2 этап. (2 часть).

     - Скажите мне, пожалуйста, а можем  ли мы овощи не варить, а  каким либо другим способом  сделать так, чтобы они не  оставались сырыми? (Да, конечно,  можно еще жарить, тушить.)

Информация о работе Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс