Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание

Русская кухня на протяжении своей долгой истории вобрала в себя и творчески переработала множество различных кулинарных традиций - от татаро-монгольской до французской, - став в результате одной из самых разнообразных кухонь мира. Исконно же повседневный стол русичей был довольно скромен: основу питания составляли, помимо мучных изделий, каши, блюда из рыбы, грибов, овощей - мясо использовалось.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

Вопросы для беседы:

- Скажите,  какая комната в современной  квартире самая важная?

- Где  каждый день может собираться  семья?

- Почему  кухню часто называют визитной  карточкой хозяйки? (ответы детей)

Вступительное слово учителя.  Верно, сегодня мы на уроке поговорим о кухне, которая считается  сердцем нашего дома. А точнее о создании уюта и комфорта в ней.

Тема  нашего урока «Создание интерьера кухни»

         Давайте обратимся к истории. Домашний очаг и источник воды с древнейших времен были местом, где готовится пища. Здесь собирается вся семья. У очага размещали и угощали гостей, обсуждали разные вопросы и принимались самые важные решения.

         Представим схематическое изображение  размещения очага в традиционном народном жилище башкир.

- Кто  может его схематично зарисовать?

- Где  размещали очаг в юрте? (в центре)

- Где  размещалась печь в бревенчатой  избе? (в центре и занимала треть избы)

3. Новый  учебный материал. Сегодня кухня  это самая высоко технологичная  комната в доме. В ней собрано  много различного оборудования  и электроприборов. Для кухни  используют новейшие отделочные  материалы (моющие обои, керамическую  плитку, стеновые панели и пр.).

        Кухня должна быть комфортной, т.е. благоустроенной, удобной  и уютной. Для  этого необходимо  продумать и создать интерьер  кухни. Интерьер -  это  французское слово, и в переводе означает "внутренний", т.е. внутренний мир дома, его устройство, убранство. К интерьеру предъявляется ряд требований :

1. Единство  стилевого решения (мебель, украшения  должны представлять собой единое  целое, нечто особенное, оригинальное).

2. Сочетание  пропорций и размеров предметов  (мебель не должна занимать много места).

3. Многофункциональность  (пригодность вещи в различных  ситуациях: стол-тумба, диван-кровать  и т.д.)

        В зависимости от назначения  и оснащения оборудованием различают :

- рабочие  кухни, где готовят пищу и  выполняют хозяйственные работы;

- кухни-ниши  размещают в квартирах, где  кухня совмещена с гостевой  комнатой;

- кухни-столовые, где размещают обеденный стол.

        Как вы думаете, чем они друг  от друга  отличаются? (ответы  детей)

        Давайте рассмотрим следующий  и выясним, как лучше размещать мебель на кухне.

- Что  находится между  мойкой и  плитой?

- Для  каких целей используем шкаф  под мойкой? 

- Какой  шкаф расположен над мойкой?

- Что  находится над плитой?

- Для  чего нужен шкаф с левой  стороны мойки?

- Скажите,  что можно хранить в навесных шкафах? (бакалея, консервы приправы, чай, кофе и пр.)

            Зная основные правила размещения  на кухне мебели и бытовой  техники, можно даже на небольшой  площади оборудовать рабочее  место так, чтобы технологические  процессы приготовления пищи были не в тягость.

    • Маленькая кухня совмещена с гостиной;
    • Для вытянутых помещений;
    • Для узких помещений
    • Кухня делится на 2 зоны.

          Существует ряд требований к обустройству кухни:

  • Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места, что увеличит используемую площадь помещения. Нужно помнить о том, что каждый уголок полезной площади должен быть занят и обустроен.
  • Оборудование и мебель должны быть установлены рационально так чтобы экономить время и силы хозяйки и делать комфортным пребывание на кухне.
  • Потолок, стены и пол - красиво оформлены. Следует помнить, что необходимо соблюдать гармоничное сочетание  цвета мебели и оборудования с отделкой стен.
 
  • Освещение должно быть достаточным для выполнения различных работ на кухне.
  • Помещение кухни должно быть идеально чистым.

         Как вы думаете, какая деталь  интерьера кухни является самым  ярким пятном в ее оформлении? (занавеси)

4. Самостоятельная  работа учащихся. После просмотра,  где в доступной форме объясняю  приемы оформления окна,  и  определения дизайнерских находок предлагаю  выполнить творческий проект «Оформление окон кухни занавесями». Для этого учащиеся делятся на творческие группы. Им предлагается, используя обрезки и лоскутки ткани  оформить макет  окна. При этом нужно придерживаться следующих правил:

- если  окна кухни смотрят на север,  то шторы должны быть теплых  оттенков;

- если  на южную - то наоборот –  холодных оттенков;

- если  стены и мебель светлых тонов,  то шторы могут иметь яркий,  контрастный рисунок.

        Анализ работ учащихся и оценивание.

5.  Итог  урока.

- Какие  способы размещения кухонной  мебели вы запомнили?

- Что  означает слово интерьер?

- Почему  кухню называют зеркалом квартиры?   
 
 
 

Тема: « Рациональное  питание»

Цель: Изучить  основные принципы рационального питания, научить подбирать продукты для составления меню завтрака с учетом калорийности продуктов; воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы  (на каждый стол) «Энергетические  затраты человека», Энергетическая ценность продуктов», «Суточный набор продуктов для питания детей школьного возраста», «Калорийность готовых блюд»,  инструкционные карты для практической работы, магнитофон с записью музыки для оздоровительной паузы.

Тип урока: комбинированный

Время занятия:  2 аудиторных часа

Формы организации учебной деятельности:

 групповая,  индивидуальная, фронтальная.

Методы  обучения:

  • словесные (при формировании теоретических знаний);
  • практические ( при составлении меню и подсчете его калорийности )
  • наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
  • проблемно – поисковые (при формулировании  темы и целей урока? для развития самостоятельности мышления,);
  • методы контроля и самоконтроля

Технологии:

  • Использование заранее созданной презентации (Microsoft Power Point) .
  • Использование заранее подготовленных таблиц (Microsoft Word).
  • Использование Internet Explorer.
  • Работа с мультимедийной  установкой.

План  урока

I.   Организационная часть.

II.  Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

III. Изучение нового материала.

IV. Практическая работа.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

VI. Запись домашнего задания.

VII. Позитивный настрой.

Ход урока.

I . Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка  отсутствующих.

II. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Формулировка цели урока.

На прошлом  уроке мы начали изучать раздел  «Кулинария» .

Что такое  «Кулинария»?(Ответ ученицы)

III .Изучение нового  материала 
 
 

Номер

слайда

 Содержание, комментарии
2 Сегодня на уроке  мы  продолжим разговор  о пище. Начать  урок хочется словами  древнегреческого мыслителя Сократа.

Мы живем  не для того, чтобы есть,

 а  едим для того, чтобы жить.

3 Пища нам  необходима, чтобы жить. Какие вопросы  ассоциируются у вас  со словами    «жизнь» и«пища»?(….)

Наиболее  важные из них;

 Какая  пища нам нужна?

 Сколько нам нужно пищи?

 Когда   нужно принимать пищу?

 

Ответы  на эти вопросы мы будем  изучать  сегодня на уроке. Они составляют понятие «Рациональное питание».

Запишите  тему  урока: «Рациональное питание»

 
 
 
 
 
4    Рациональное  питание – важнейший элемент здорового образа жизни (ЗОЖ)

Как вы понимаете другие элементы ЗОЖ? (беседа)

5 Все элементы для  здоровья   важны, но вернемся к  изучению вопроса «Рациональное  питание»

Что такое  «питание»?

6 Питательные вещества поступают в наш организм с  пищей.  В третьем классе  вы изучали такие темы, как «Органы пищеварения»,   «Наше питание». Этот материал я просила вспомнить вас дома.

( беседа  с учащимися на основе знаний, полученных   на уроках

 в  начальной школе)

7  Вы также  уже знаете, что пища состоит  из питательных веществ. Назовите их.

Проверим  по слайду.

Пища  состоит из питательных веществ: белков, жиров, углеводов, воды, минеральных  солей, витаминов. 

Повторим, в каких продуктах содержатся нужные для нашего организма питательные  вещества.

8 Белковая пища
9,10 Знакомство  со значением и видами углеводов
11,12 Знакомство  со значением и видами жиров
13,14 Знакомство  со значением и видами витаминов
15 Знакомство  со значением и видами минеральных  солей
16 Роли воды в  организме
17 Запись определения  «Рациональное питание» в тетрадь
18 Рациональное  питание предполагает соблюдение трех основных принципов: 
  1. Энергетическое  равновесие.

    2   Разнообразие питания.

     3.   Режим питания.

19 Энергетическое  равновесие

    Каждый  из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает ее в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.

20 Некоторые заболевания, связанные с нарушением энергетического  равновесия:

дистрофия,  анорексия,  ожирение, булимия.

21 Энергию, доставляемую организму с пищей, измеряют калориями.

Понятие калории.

22 Зная вид  деятельности, количество часов работы и вес тела человека, можно определить его суточные   энергетические затраты.

Просмотр Таблицы 1 «Энергетические затраты человека»

( учащиеся  работают с печатными вариантами  таблицы)

Работа  с таблицей  «Энергетические затраты ученика»

23 Ознакомление  с таблицей 2  «Энергетическая ценность некоторых продуктов».( учащиеся работают с печатными вариантами таблицы)
24 Разнообразие  питания.

В природе  нет универсального продукта, в котором  содержались бы абсолютно все  питательные вещества. Поэтому только разнообразная пища может поддержать здоровье человека, и наоборот, однообразная — привести к функциональным расстройствам. 

25 Наилучшими  соотношениями  питательных веществ  являются соотношения  

1 часть  белка 

1 часть  жира

4 части  углеводов,  

т. е. количество граммов жира должно быть таким же, как и количество белка, а углеводов должно быть в четыре раза больше.

26 Академией медицинских  наук разработаны наборы продуктов  для детей школьного возраста, которые  включают все необходимые  детям группы продуктов  
 

Таблица 3   

 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет»( учащиеся работают с печатными вариантами таблицы)

 
Оздоровительная пауза 

Вернуться к слайду 4. Один из элементов ЗОЖ  -движение. Проведем физкульминутку. 

После оздоровительной паузы возвращаемся  

27 - 30 3.Режим питания

- распределение  приемов пищи (   время   приема  пищи   и   ее количество  )    в  течение   дня.

Целесообразно принимать пищу 3 - 4 раза в день, в определенные часы 

31 Профессии, связанные  с рациональным питанием

ВРАЧ   ДИЕТОЛОГ

ДИЕТИЧЕСКАЯ МЕДСЕСТРА

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  IV часть.  Практическая работа

  «Подсчет  калорийности пищи. Составление меню завтрака с учетом его калорийности»Учащиеся  работают в группах по инструкционным картам, озвучивают результаты практической работы

 V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

 В  заключение урока организована  самооценка собственной деятельности  учащимися. На данном этапе   они должны отметить основные  идеи урока, представить выводы  о значимости изучаемой темы  и практических умений составлять меню с учетом калорийности блюд.

Что нового узнали на уроке?

Чему  научились?

Важно ли применять в жизни полученные знания?

Какие знания, полученные на уроке вы будете применять ? 

Выставление  оценок за урок.

VI. Запись домашнего задания

  Дома подсчитать калорийность воскресного завтрака. Результат записать в тетрадь.

 VII. Позитивный настрой

Урок  мы начинали словами Сократа, а закончить  занятие мне хочется  стихами  не менее известного  мыслителя  и врача  Древнего мира.

 ИБН   СИНА   (Авиценна) так писал о правилах питания:  

  В  еде не будь до всякой пищи  падок.

Знай  точно время, место и порядок.

Питайся, если голод ощутил –

Еда нужна  для поддержанья сил.

Зубами  пищу измельчай всегда,

Полезней  будет, впрок пойдет еда.

В  компании приятной честь по чести

Есть  следует в уютном чистом месте.

Тому  на пользу мой совет пойдет,

     Кто ест и пьет достойно, в свой черед 

Тема  урока: «Блюда из яиц. Приготовление омлета» 

                                                   План содержания

Информация о работе Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс