Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание

Русская кухня на протяжении своей долгой истории вобрала в себя и творчески переработала множество различных кулинарных традиций - от татаро-монгольской до французской, - став в результате одной из самых разнообразных кухонь мира. Исконно же повседневный стол русичей был довольно скромен: основу питания составляли, помимо мучных изделий, каши, блюда из рыбы, грибов, овощей - мясо использовалось.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

     -Ну  что же, значит, сегодня мы будем  учиться тому, что каждой из  вас очень близко и, конечно  же, интересно. 

  1. Актуализация  знаний и фиксация затруднений в  индивидуальной деятельности.(1 часть)

     - Скажите мне, пожалуйста, вы что-нибудь  делали дома с овощами перед  тем как принести их в школу? (Да, мыли, варили).

     - Значит, вам понадобились те новые  знания, которые вы приобрели на прошлом уроке? Какие именно из них вам понадобились при подготовке к сегодняшнему уроку? (Первичная обработка овощей - сортировка, мойка).

     - А выполняли ли вы такие  операции как очистка, нарезка? (Нет.)

     - Почему? (Сначала овощи надо отварить.)

     - Может быть, надо было сначала  порезать, почистить, а потом уже  варить? (мнения разделились.)

     (Уточняется  позиция учеников, фиксируются   разные точки зрения).

3 этап. Выявление причины затруднения  и постановка цели деятельности.     (1 часть)

     - Почему же мы не можем найти  общий единый ответ на последний  мой вопрос? В чем причина, как  вы думаете? (Не знаем или не  все знают, как правильно.)

     - То есть, не знаем, как правильно  сварить овощи для салата. Какова  же цель нашего урока? (Узнать  правила варки овощей.)

     - Предложите мне название темы  нашего урока. (Правила варки овощей.)

     (Записываю  тему на доске, подчеркиваю  слово «варки»)

2 этап. (2 часть).

     - Скажите мне, пожалуйста, а можем  ли мы овощи не варить, а  каким либо другим способом  сделать так, чтобы они не  оставались сырыми? (Да, конечно,  можно еще жарить, тушить.)

     - А такие способы приготовления  овощей подходят для салатов? (Нет.)

     - На самом деле существует еще  несколько способов приготовления  овощей как для салатов, так  и не только для них. Есть  предложения? (Затрудняются ответить.)

3 этап. (2 часть).

     - Посмотрите, опять возник вопрос, на который нет единого ответа. Что мы хотим узнать на этот раз? (цель) (Как еще можно приготовить овощи.)

     - Верно. Но посмотрите на доску:  правильно ли тогда сформулирована  тема? (Нет, одно слово «варка»  не подходит.)

     (Стираю  слово «варка»)

     - Как мы можем заменить это  слово? (Приготовление, варка, жарение, тушение.)

     - Что объединяет эти способы  приготовления овощей? Что общего  в процессах варки, жарения,  тушения? (Температура.)

     Правильно. Давайте попробуем сформулировать тему, исходя из этого. Чем заменим  слово «варка»? (Подогревание, использование температуры.)

     - Значит, мы обрабатываем овощи  определенным образом? (Да.) Можем  использовать это слово в теме? (Можем.)

     (Пишу  перед словом «овощей» слово  «обработки».)

     - Итак, «Правила … обработки овощей.»  Чего не хватает? Какая обработка?  С помощью чего? (Температуры, тепла)

     - Верно. Значит, тема урока звучит  так: «Правила тепловой обработки  овощей». Следовательно, во время  нашего урока что именно мы  должны еще узнать? (Другие способы  обработки овощей, кроме варки.)

     (На  данном этапе уже введен новый  термин «тепловая обработка»)

2 этап. (3 часть).

     - Мы обязательно узнаем сегодня  об этом, но вы наверняка ждете  еще чего-то интересного от  урока? (Да, хотим готовить; готовить  винегрет.)

     - А как вы собираетесь его  готовить? (Множество одновременных  ответов, мнения разделились.) 

     3 этап. (3 часть).

     - Ну вот, опять возникли разногласия,  а в ваших словах я слышу  «винегрет», только в переносном  смысле. Все перемешали: и нарезать, и помыть, и в тарелку выложить. Разве с такой путаницей получится  приготовить хорошее блюдо? (Нет. не получится.)

     - Какой вопрос возникает? (Как правильно  готовить винегрет?)

     - Какую тогда еще тему запишем  сегодня для себя? (Приготовление  винегрета.)

     - Я согласна, только давайте не  будем ограничиваться одним винегретом, ведь правила приготовления блюд одного типа схожи. Как можно иначе назвать тему? (Приготовление салатов; приготовление блюд из вареных овощей.)

     -Отлично,  принимаем последний вариант,  записываю. Хочу от себя добавить, что любое блюдо должно быть  не только вкусным и полезным, но и …(красивым). Верно. Поэтому мы с вами сегодня еще узнаем, как оформить готовое блюдо.

     (Записываю  еще тему: «Оформление блюд.»)

    4 этап. Построение проекта выхода из  затруднения (открытие детьми  нового знания).

     - Итак, давайте по очереди рассмотрим  наши темы и выясним все то, что мешает нам ответить на вопросы, которые вызвали сегодня затруднения. Какой была наша первая проблема? (Каковы правила тепловой обработки овощей, как правильно сварить овощи.)

     - Правильно. Итак, как же правильно  сварить овощи для салата? Отличаются овощи, сваренные для салата, от овощей в супе? (Да ,конечно.)

     - В чем отличие? (Сварены целиком,  не очищены.)

     - Верно. Это и будет наше первое  правило: овощи для салатов  варят целиком, в кожуре. (Записываем.)

     - А сколько нужно воды для  варки? (Чуть-чуть, целую кастрюлю  и пр.)

     - А если овощей мало, а воды  много, то будет ли это правильно? (Это лучше, чем мало воды;  если воды много, то она долго  греется).

     - Как вы думаете, куда при  варке овощей переходят питательные  вещества и витамины? (В воду).

     - Значит, имеет значение, сколько  будет воды при варке овощей? (Да, вода должна лишь немного  покрывать овощи).

     - Верно. Мы вывели второе правило:  «Уровень воды должен быть  выше уровня овощей не более  чем на 1-1,5 см., чтобы не увеличивать  потерю питательных веществ».

     (Записываем).

     - Будем ли при варке закрывать  кастрюлю крышкой? (Да будем).

     - Зачем? (Чтобы вода не выкипала, не улетучивались питательные  вещества).

     - Молодцы. Мы получили третье  правило: «Овощи варят в посуде  с закрытой крышкой, чтобы уменьшить потерю витамина C».

     (Записываем).

     - А теперь давайте подумаем, какой  вид тепловой обработки овощей  для салатов мы еще можем  использовать, кроме варки? Давайте  сначала определим, какие виды  тепловой обработки вообще существуют? (Варка, жарение, тушение, Запекание, приготовление в СВЧ-печи).

     - Давайте откроем учебник и  разберем таблицу «Основные виды  тепловой обработки овощей».

     (Проговариваем  различные способы варки: основной, на пару, на водяной бане, припускание;  жарения: основной, во фритюре,  на открытом огне, в СВЧ-печи; запекания; тушения; пассерования; бланширования).

     - Какие же еще виды тепловой  обработки мы сможем применить  для приготовления салатов? (Варка  на пару, Запекание в СВЧ-печи).

     - Итак овощи готовы. Как будем  готовить из них винегрет? Давайте составим последовательность наших действий. (Ученицы сами предлагают те действия, которые необходимо выполнить, мы располагаем их в нужной последовательности).

     На  данном этапе составляется алгоритм, по которому будет выполнена практическая работа. Я говорю только о том, что свеклу для винегрета отваривают, нарезают и смешивают с растительным маслом отдельно от других овощей, чтоб она их не окрасила.

     - Теперь, когда наш винегрет готов,  давайте решим, как и чем  будем его украшать? (Использовать  продукты, которые входят в блюдо; не нагромождать много украшений; думать о цветовой гармонии).

     5 этап. Первичное закрепление во  внешней речи.

     - Мы узнали правила тепловой  обработки овощей, правила варки  и способ приготовления и оформления  винегрета. Теперь надо потренироваться в использовании новых знаний. Спросите друг у друга о новых терминах (пассерование, бланширование, фритюр и пр.)

     - Расскажите, какие ошибки могут  произойти при приготовлении  винегрета? (Свекла окрасит овощи,  овощи будут нарезаны по-разному и пр.)

     - Как вы будете оформлять свое  блюдо? (Возможны различные варианты).

     - Расскажите, какие правила техники  безопасности и санитарно-гигиенические  правила надо соблюдать? (Вымыть  руки, правильно пользоваться ножом,  соблюдать технологическую последовательность, дисциплину и пр.)

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

     На  этом этапе ученицы переходят  на кухню, и каждая бригада готовит  винегрет. Я выдаю каждой бригаде  алгоритм (технологическую карту) приготовления  винегрета, который мы составили ранее на уроке, а также эталоны (фотографии) готового блюда с различными вариантами оформления. После окончания работы, перед дегустацией, сравниваем полученный результат с эталоном. Проводится самооценка.

7 этап. Включение в систему знаний  и повторение.

     - Какую пользу могут принести  вам те знания, которые вы получили  сегодня? (Сами сможем произвести  различную тепловую обработку  овощей; знаем как и умеем готовить  винегрет).

     - А можно ли приготовить другие  блюда, используя знания и умения  сегодняшнего урока? (Да, «Зимний салат», салат «Оливье», любой салат с использованием вареных овощей).

     - Предлагаю вам дома приготовить  салат из вареных овощей для  своей семьи. А если у вас  в доме будет готовиться какое-нибудь  торжество, чем вы сможете помочь  организации праздничного стола? (Сварить овощи, оформить готовые салаты).

8 этап. Рефлексия деятельности.

     - Что для этого вы узнали  на уроке? (Какие существуют виды  обработки овощей).

     - Какие из них применяются в  приготовлении салатов? (Варка основным  способом и на пару, Запекание в СВЧ-печи).

     - Как оформляются салаты?

     - Вам понравилось наше сегодняшнее  занятие?

     - В следующий раз мы продолжим  наше знакомство с тепловой  обработкой овощей и научимся  жарить картофель. Бригадиры распределят  между вами продукты, необходимые для следующего занятия.

     - Спасибо за урок!    

Тема: «Создание интерьера кухни».

Цели  и задачи:

  • Рассказать о значении домашнего очага у наших предков;
  • Ознакомить учащихся с интерьером кухни, оборудованием, правилами размещения оборудования на кухне;
  • Научить создавать неповторимый интерьер кухни через ее оформление занавесями (шторами);
  • Прививать эстетический вкус и аккуратность.

Оборудование: ТСО – интерактивная доска, заготовка  шаблона кухонного окна и лоскутов ткани для творческого проекта.

ХОД УРОКА

    1. Организационный  момент урока. Проверка готовности  учащихся к уроку. 

     2. Вступление в тему урока.  Определение темы урока. 

Информация о работе Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс