Графический дизайн: искусство и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:57, курс лекций

Описание

В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» — художник-конструктор, «дизайн-форма» — внешняя форма предмета и т. д.
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.doc

— 1.55 Мб (Скачать документ)

Обычно дизайнер использует снимки профессиональных фотографов или выбирает иллюстрации из печатных изданий. Однако лучшие образцы фотографики прошлых  лет созданы специалистами, которые были способны самостоятельно экспериментировать с фотоаппаратурой и фотоматериалами.

Фотографическая аппаратура — это  различные технические средства съемки и обработки фотоматериалов, необходимых для получения слайдов  иди отпечатков на бумаге. Набор данных средств впечатляет: фотоаппараты, насадочные фильтры, фотовспышки, осветительные приборы, фотоувеличители, глянцеватели и т.д.

Фотоматериалы — это светочувствительные  пленки и бумага, предназначенные  для получения на них фотографических изображений. Их разнообразие поражает воображение человека, далекого от фотографии.

К вспомогательным, но, тем не менее, очень нужным материалам фотохудожника  относятся различные средства ретуширования - скребки, абразивные порошки, пемза, графитные карандаши и фломастеры, кисти, тушь, лаки и т.п

В графическом дизайне средства ретуширования играют важную роль. Известно, что ретушь может изменить облик фотографии до неузнаваемости. В традиционной фотографии ретушь помогает исправить технические недостатки отпечатков или «подправить» изображенную натуру. Фотографика этим не ограничивается. Здесь мастер экспериментирует, пытаясь найти необычные приемы художественной выразительности. Но это надо делать осторожно. Художественная ретушь и трансформация фотографии должны органично вписываться в изображение, открывал в нем что-то новое, иначе они будут восприниматься как излишние детали.

В последнее время появились  новые средства подготовки фотоизображений. Цифровые фотокамеры позволяют моментально  получить цифровой образ объекта съемки, благодаря чему становятся ненужными химические процессы обработки светочувствительных материалов — проявления и фиксирования. Изображения, полученные с помощью цифровой камеры, можно сразу же обрабатывать и редактировать на компьютере: корректировать световой и цветовой тона, резкость, контрастность, тем самым обеспечивая оперативную и качественную допечатную обработку электронной фотографии для ее последующего тиражирования.

Сегодня цифровые фотокамеры превратились в добротный профессиональный инструмент дизайнера-графика, а роль фотохудожника, работающего в сфере массовой информации, существенно возросла. Современные дизайнеры уверены, что изобразительные материалы для различной печатной продукции и других средств масс-медиа в дальнейшем будут готовиться только в цифровом виде.

Главные достоинства цифровой камеры — высокое качество снимков и  скорость съемки, обработки и компоновки фотоизображений. Сейчас уже не приходится ждать получения отпечатков из фотолаборатории: снимок можно просмотреть на мониторе компьютера практически сразу же после съемки и, если дизайнера что-то в нем не устраивает, немедленно произвести повторную съемку. При этом отпадает необходимость еще раз арендовать реквизит, тратиться на пленку, химические реактивы, фотобумагу. Сразу же после съемки можно с помощью компьютера творчески переработать цифровую фотографию, изменить композицию изображения и поместить его в предварительно сверстанный электронный макет.

Часто бывает так, что прежде чем  использовать фотографию в плакатах, листовках, наружной и печатной рекламе, другой полиграфической продукции, ее надо видоизменить, чтобы получить оригинальную интерпретацию художественного образа. Возможности свободного варьирования, трансформирования, совмещения, разделения, видоизменения и стилизации фотоизображений открывают перед дизайнером практически неограниченные перспективы. Особое внимание дизайнеров, работающих в жанре фотографики, привлекают специальные виды съемки и обработки изображений. Фотографика только тогда выделяется в самостоятельное направление, когда снимок используется не в своем привычном виде, а творчески преобразуется.

В среде фотохудожников считается, что фотографика — это сумма  всех специальных техник съемки и  обработки фотоматериала. Таким  образом, любая фотография, снятая или напечатанная необычным образом, относится к разряду фотографики. Почти всегда такие необычные фотографии могут привнести в произведение графического дизайна своеобразный подтекст, иносказательность, метафоричность.

К специальным видам съемок относятся: рефлексография, макрофотосъемка, съемка в невидимых ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и др.

С помощью рефлексографии можно  получить образ снимаемого объекта  без фотоаппарата, выявляя его  форму, на которой отсутствуют внешне воспринимаемые детали. Для этого непрозрачный предмет помещается на светочувствительный материал, после чего экспонируется, а затем снимок обычным образом проявляется и закрепляется.

Макросъемка, для которой используются специальные объективы, увеличивающие объекты во много раз, дает возможность показать на снимке как видимые, так и неразличимые глазом мелкие объекты.

С помощью фотосъемки в невидимых  лучах на снимках выявляются детали, совершенно не воспринимаемые зрением  в реальных условиях. В этом случае применяют съемку в ультрафиолетовой и инфракрасной областях солнечного спектра.

Фотографика является производной  от фотографии, поэтому особые изобразительные  эффекты достигаются специальными способами обработки и печати фото изображений. Кратко перечислим некоторые из них.

Широкое применение получили фотоснимки, выполненные в технике сверхконтраста. Они очень похожи на гравюру —  художественное произведение, образованное резкими контрастными линиями. Этот вид фотографий обладает специфическим  качеством - графичностью, которое характеризуется отсутствием мелких деталей и полутоновых переходов.

Аналогичными качествами обладает и люминография, с помощью которой  фиксируется траектория движущихся источников света.

Монохромия дает одноцветное изображение, видимое как на цветном, так и на черно-белом материале.

Барельеф увеличивает объемность изображения, создавал эффект выпуклости, как у скульптур.

С помощью соляризации на снимке выявляются контурные линии на границе  контрастных деталей, что придает  изображению графический рисунок.

Способ структурных изображений  позволяет получить фотографии, совмещенные  с изображением растров, узоров, пятен, фактурой разных сеток, тканей, предметов. Этот декоративный прием создает  иллюзию фотоизображения, нанесенного  на грубую основу.

 

Лекция 4. Визуальные средства рекламы

 

4.1 Дизайн рекламы

 

Определение, классификация, функции рекламы

 

Слово «реклама» происходит от латинского clamare – кричать. Таким  способом на базарах древнего Рима торговцы громко расхваливали свой товар. Для многих людей и сегодня реклама прочно ассоциируется со словом «крик».

Реклама (Advertising) – представляет собой целенаправленное информативное  воздействие неличного характера  на потребителя для продвижения  товаров на рынке сбыта.

Чтобы правильно выполнять свою роль реклама должна выполнять следующие задачи:

в интересах покупателей

-  информировать об ассортименте имеющихся в продаже товаров, их полезных свойствах и способах использования;

-  сообщать о новых товарах (подготовить покупателя к их появлению на рынке);

-  формировать вкусы покупателей, воспитывать их;

-  напоминать о необходимости сделать сезонную покупку в связи с каким-либо событием или о возможности покупки по случаю (например - распродажа);

-  информировать о местах более удобного приобретения товаров.

в интересах торговли

-  пропагандировать товар (фирму);

-  стимулировать спрос и заинтересованность покупателей;

- информировать  и  напоминать   о  благоприятных   возможностях   выбора  и  покупки

(например - базары, распродажи, сезонные ярмарки);

- влиять   на   спрос   и   предложение   путем   изучения   и   прогнозирования   запросов   и пожеланий покупателей.

в интересах производства

-  пропаганда новых товаров (фирм);

-  информировать о расширении ассортимента, улучшении качества...

Существующие разновидности рекламы  можно классифицировать следующим  образом:

1. По целевой аудитории: потребительская  и деловая реклама.

Потребительская реклама  ориентирована на вполне определенную аудиторию: подростков, домохозяек,  жителей  отдельных  регионов  и т.  д.  Если  объявление  или телевизионный ролик показались вам непривлекательными, возможно вы не принадлежите к той социальной группе, на которую рассчитана  реклама.  Большая часть потребительской рекламы проходит  через средства массовой информации;

Деловая  реклама  –  для  промышленности,  торговли,  сельского  хозяйства,  специалистов  и предпринимателей в различных  отраслях – обычно размещается в  специализированных публикациях или  профессиональных  журналах  либо  направляется  по  почте  непосредственно  организациям, которые занимаются производством, оптовыми закупками, реализацией больших объемов продукции.

2. По функциям и целям:  товарная, нетоварная реклама и  корпоративная.

Товарная  реклама  призвана  содействовать  реализации  товаров  и  услуг (термин "товар",  в действительности, применим как к изделиям, так и к услугам). К ней относятся реклама розничной торговли, реклама юридических услуг, финансовых услуг, медицинского страхования и т. д.

Нетоварная  реклама  пропагандирует  какие-либо  идеи  и  цели,  а  отнюдь  не  конкретный товар. Например, нефтяная компания объявляет о своей способности бурить нефтяные скважины без  загрязнения  окружающей  среды.  К  нетоварным  относятся  также  некоммерческие  рекламы, направленные   на   изменение   поведенческой   модели   (борьба   со   СПИДом,   наркотиками)   и популяризацию социальных проблем, здорового образа жизни и т. д.

Корпоративная  (имиджевая)  реклама  служит  для  повышения  репутации  и  известности фирмы. Обязательный элемент корпоративной рекламы – фирменный стиль. В фирменной рекламе нередко используются графики, диаграммы, схемы и другие элементы иллюстративной графики.

3. По охватываемой области распространения:  зарубежная, общенациональная, региональная, местная.

Зарубежная  реклама  нацелена  на  рынки  иностранных  государств.  Как  правило,  при  ее создании   возникает   ряд   проблем:   приходится   учитывать   другие   вкусы,   особенности   языка, национальные традиции, экономическую  ситуацию. Международная реклама играет большую роль в сближении народов, т. к. вместе с товарами в страны передаются новые идеи и ценности.

Общенациональная реклама  рассчитана на различные регионы одной страны. Подавляющее число рекламных материалов, передаваемых  центральными теле- и радиокомпаниями – общенациональные.

Региональная  реклама  пропагандирует   то,  что   важно   для  данного   региона.  Например, транспортным  компаниям,  работающим  в  определенной  республике,  не  стоит  давать  рекламу  по центральному телевидению.

Местная   реклама   важна   для   города   или   района.   К   ней   обращаются   предприятия

(магазины,   автозаправочные   станции,   нотариальные   конторы   и   т.   д.),   расположенные   в определенной   торговой   зоне   и   предлагающие   услуги   и   товары   клиентам,   живущим   или работающим поблизости.

4. По  средствам  передачи.  Рекламу  доводят  до  получателя  посредством  всего  того,  что можно увидеть или услышать. По статистике, человек воспринимает зрительно   83% поступающей  к  нему  извне  информации;  на  долю  слуха  приходится 12%;  на  долю  вкусовых ощущений  и  осязания  2%;  на  долю  обоняния  3%.  При  накоплении  информации  в  памяти сохраняется   лишь   до   20%   услышанного,   до   40%   увиденного   и   до   80%   увиденного   и услышанного.  На  сегодняшний день  сформировался вполне  определенный  набор наиболее широко используемых каналов рекламного воздействия. Каждый из них имеет свою специфику и рекламную аудиторию.

В  зависимости  от  средств  передачи  реклама может быть:  телевизионной,  радиорекламой, печатной (реклама в газетах,  журналах;  наружная  реклама – плакаты,  щиты;  транспортная – на кузовах,  внутри  салонов; сувенирная полиграфическая – буклеты, конверты, блокноты; почтовая – листовки, письма, деловая корреспонденция и т. д.) и компьютерная (по сети Internet).

5.  По   способу   представления   визуальная   реклама   подразделяется   на   статическую   и динамическую (анимационную). При компьютерном  изготовлении статической рекламы используются  графические  пакеты  CorelDRAW,Harward  Graphics, Adobe Photoshop  и  др.;  при анимационной — 3D StudioMAX, Maya и др.

Информация о работе Графический дизайн: искусство и наука