Графический дизайн: искусство и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:57, курс лекций

Описание

В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» — художник-конструктор, «дизайн-форма» — внешняя форма предмета и т. д.
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.doc

— 1.55 Мб (Скачать документ)

В конце XVIII века в Германии изобрели литографию. Это старейший способ плоской печати с помощью специального камня, на который жирной тушью или литографическим карандашом наносят изображение. С начала XIX века литография становиться одним из основных способов печати, позволяющей получать большое число оттисков. С этого же времени начинается история полиграфического производства этикеток.

В России наклейка на упаковке появилась  в конце девятнадцатого столетия. Поначалу ее обозначали солидным словом «этикета», но со временем привыкли и  стали называть просто – этикетка. Уже тогда помимо основной функции (рассказать о товаре) этикетка выполняла задачу передачи познавательной информации. Выпускались серии этикеток, парфюмерных наборов, спичечных коробков или табака, посвященные общественным событиям и юбилеям.

В Советском Союзе этикетки служили  средством агитации. Практически  ко всем важным государственным событиям выпускались серии спичечных  коробков с соответствующим оформлением.

Социалистический реализм не способствовал  развитию искусства этикетки и упаковки. В то же время на Западе, в условиях жесткой капиталистической конкуренции появлялось огромное количество ярких, красочно оформленных товаров.

 

POS – материалы

 

При разработке нового дизайна необходимо провести маркетинговое исследование (в частности, предварительное тестирование в фокус-группе, рекламный опрос), определить свой круг покупателей. Все большую популярность приобретают рекламные акции, продвижение товара на месте продажи с помощью POS-материалов.

POS-материал – это разнообразные  рекламные ярлыки и конструкции, которыми оборудуется место продажи для привлечения покупателя. Аббревиатура POS – сокращение слов point of sale – торговая точка, место продажи. К POS – материалам можно отнести тарелочки для сдачи с фирменной символикой, стойки, полки и т.д.

Задача POS  - материалов – помочь покупателю выбрать товар. Для этого, чтобы товар был замечен, проводят рекламные акции, в частности, раздачу  образцов и рекламной информации – листовок или буклетов. В торговом зале можно разместить диспесеры (панель, на которой крепиться карман для листовок).

Плакаты из картона, которые крепятся на стенах или устанавливаются на прилавках, называются дисплеи  – панели. В качестве рекламы на дисплее может быть закреплен реальный объект.

Если на полке или витрине  магазина из товаров, выставленных в ряд, нужно выделить определенную группу, используют шелфтокеры – разделители полок. К шелфтокерам относятся ценники и шелфстрипы (узкие длинные полосы, которые крепяться к торцу полки клейкой лентой). Длина шелфтокеров – от 15 до 50 см.

Маленькие плоские подвески, закрепленные на стене или любой другой вертикальной поверхности с помощью прозрачной гибкой ножки, называются вобблерами (от анг. колебаться). Движущийся объект всегда приковывает к себе внимание, поэтому яркие, забавные, колышущиеся при движении воздуха картинки – хорошая реклама торговой марки.

Увеличенная копия товара, полностью повторяющая картинку реальной коробки – муляж упаковки – обычно ставиться на самую верхнюю полку или на витрину.

В торговом зале всегда найдется место для рекламных флажков и гирлянд. Они украшают зал и несут информацию о фирме или товаре, так как, по сути, являются просто двухсторонними листовками.

 

Плакат

 

Одна из наиболее интересных областей графического дизайна – плакат. Его основная функция – невербальный способ передачи сообщения, когда более половины информационной нагрузки приходиться не на текст, а на изображение. Один и тот же текст на плакате будет восприниматься по-разному в зависимости от используемой картинки. Графического оформления, выбранного шрифта.

 

История рекламно-плакатной графики

 

Сначала – несколько слов о родственниках  плаката, рекламной графике «малых форм»: фирменных бланках и открытках.

Предшественником фирменных бланков  послужила иллюстрированная почтовая бумага, которая появилась в начале XIX века во Франции, а в 1830-х годах в России. На первой почтовой бумаге были литографии достопримечательностей Петербурга и Москвы. Для деловой переписки в начале XX века стали широко использоваться фирменные бланки.

Украшенные виньетками пригласительные карточки появились во Франции в середине XVIII века, а в 1795 году в Англии художником Добсоном была выполнена первая серия поздравительных карточек к Рождеству. Через несколько лет они продавались повсеместно наряду с почтовой бумагой. Сначала их отправляли только в конверте, но в 1869 в Австрии была выпущена первая в мире карточка с почтовой маркой. ЕЕ отправляли в открытом виде, поэтому и стали называть открыткой.

В России первые открытки были напечатаны Почтовым ведомством в 1871 году. В связи с большой конкуренцией, зачастую в открытках появлялись рисунки с торговых, рекламных и благотворительных афиш.

В второй половине XIX века в связи  с развитием рекламы и появлением новых технологий печати возникла новая  форма графического искусства – плакат. Первооткрывателем этого направления считают французского художника Жюля Шере. В 1866 году он создал собственное литографическое издательство и начал выпускать концертные и театральные афиши.

Проанализировав современные тенденции  в искусстве плаката, можно выделить следующие закономерности.

Большим успехом пользуются плакаты  с одним доминирующим изображением, занимающим 60-70% площади объявления. Если на плакат нужно поместить несколько  картинок, выделите одну главную, а  остальные сделайте мелкими и расположите их боком. Эти цифры весьма условны, картинка может занимать до 85% площади или быть совсем маленькой. В этом случае главную роль в композиции играет поле листа. Изобразительная часть плаката может быть реалистичной фотографией или рисованной – все определяется темой.

Следующий элемент, привлекающий внимание – заголовок. Он должен быть коротким и емким (лучше если он занимает одну строку). Заголовок может располагаться  в любом месте плаката, но учтите, что если он расположен ниже иллюстрации, вероятность прочтения больше. Чаще всего заголовок занимает 10-15 % площади листа.

Фирменный знак может занимать не более 10-15% площади. Часто он располагается  внизу плаката, но могут быть и  другие варианты.

 

4.2 НАРУЖНАЯ И ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА

 

Наружная реклама имеет массу  преимуществ. Во-первых, она явна лидирует по охвату потребителей. В США существует Институт наружной рекламы. Им был проведен эксперимент,  в котором одна и  та же реклама сначала прошла в  популярных телепередачах, в сотнях газет и десятках журналов. В результате опроса населения выяснилось, что только 1,5 % опрошенных запомнили суть этого сообщения. Затем та же реклама была помещена на щитах, установленных вдоль дорог от одного побережья до другого. В результате оказалось, что число «увидевших» рекламу увеличилось почти в 8 раз. Кроме того, плакаты наружной рекламы чаще попадаются на глаза, только нужно правильно выбрать места ее размещения. Реклама адресуется определенной аудитории: домохозяйки должны видеть ее по пути в супермаркет, туристы – в аэропорту или гостинице, студенты – по дороге в учебные заведения или клубы. Кстати, молодежь сидит перед телевизором меньше, старшее поколение, гораздо больше времени они проводят на улице, в кафе или парках, поэтому для них наружная реклама становиться более актуальна. С конца 90-х годов XX века наружная реклама становится одним из самых популярных и эффективных видов рекламы в Казахстане.

Смысл рекламы должен быть сконцентрирован  и в тексте, и в изображении, но для более эффективного запоминания нужно использовать эмоциональный контекст.

 

Виды наружной рекламы

 

Реклама на щитах (биллбордах). Наружная  реклама  началась  с  появления  дощатых  щитов,  тогда  это  был  самый дешевый и эффективный  вид рекламы.

Сегодня биллборды (объявление на доске, щите) как правило, на самых оживленных трассах и магистралях, биллборды стали самым наглядное средством информации для водителей и пассажиров. С помощью биллбордов без труда достигается повторяемость рекламы.

Биллборд (Billboard, Bigbord, Билборд, Бигборд, Рекламный щит) — один из наиболее популярных видов наружной рекламы, устанавливаемой вдоль трасс и улиц. Щит представляет собой раму, обитую листами оцинкованной стали или фанеры, покрытую атмосфероустойчивыми составами, закреплённую на опоре. Размеры 3Х6 (горизонтальный), 6х3 (вертикальный).

 

Реклама  на  освещенном  биллборде (с  внутренней  или  наружной  подсветкой)  работает всегда –  днем  и  ночью,  в  будни  и  праздники,  скрашивая  унылое  однообразие  дороги  и  служа  своеобразным маяком.

Известны четыре способа изготовления рекламного изображения для биллбордов:

- живопись;

- полиграфия;

- аппликация самоклеющимися пленками;

- цифровая широкоформатная печать.

Живопись   –   очень   трудоемкий   и   дорогой   способ   –   практически   не   применяется.

Используется в основном для  создания сложной единичной и  уникальной рекламы.

Полиграфия   служит  для  изготовления  плакатов  при  серийном  размещении   рекламы. Современные  методы  печати  на  специальной  бумаге  или  пленке  для  наружного  применения позволяют создавать красочные и яркие плакаты  любой  сложности  и  любого  размера.  Большие плакаты  (3x6   м)   составляют   из  5  –  12   фрагментов   и   приклеивают   специальным   клеем непосредственно на поверхность щита.

Аппликация цветными самоклеющимися пленками – самый быстрый (срок изготовления 2 – 3 дня) и распространенный в России способ. Его популярность обусловлена технологичностью – в пользу пленки свидетельствует устойчивость пленки к непогоде и внешним воздействиям, яркость и богатейшая цветовая палитра изображения, и, что немаловажно, относительная дешевизна. Способ оптимален  для  производства  небольшого  количества  рекламных  плакатов  (от  одного  до  пяти) достаточно простого содержания.

Широкоформатная  полноцветная  печать  применяется  для  срочного  изготовления (за  один день)  единичных  плакатов  больших  размеров.  Широкоформатные  цветные  принтеры  позволяют "переносить"  изображение с компьютера практически на любую основу – бумагу, самоклеющуюся пленку,  виниловое  полотно,  холст  и  т.  д.  Количество  фрагментов  плаката  зависит  от  ширины используемого принтера.

Сейчас наибольшей популярностью пользуются струйные технологии печати или электростатический метод нанесения изображения. Однако благодаря своей долговечности (от 1 до 5 лет), яркости красок, устойчивости к природным воздействиям все более широкое распространение получает компьютерная  полноцветная  печать  на  виниловом полотне.  Привлекает  и то,  что после проведения  рекламной  кампании  в  одном  месте  виниловое  полотно  можно  свернуть  и  увезти  в другое.

 

Реклама на установках "призмавижен" (prismavision) – быстрая и последовательная смена трех щитовых изображений. Человеческий глаз чутко реагирует  на малейшие изменения в пространстве (подвижное изображение улавливает 91% из 2000 прохожих, в то время как аналогичное статичное изображение замечают только 19% прохожих).

Поверхность "призмавижен" состоит  из трехгранных призм, расположенных  вплотную друг к  другу;  благодаря  их  вращению  вокруг  своей оси происходит  смена изображения.  Быстро меняющаяся (в течение нескольких  секунд)  картинка  и непредсказуемый сюжет следующей не только приковывают взгляд, но и держат человека в эмоциональном напряжении.

Призматрон (призма, prismavision, призмавижн, ультравижн, тривижн, призмаборд) - рекламная плоскость представляет собой несущую раму, в которой установлены вертикальные алюминиевые призмы (ламели). Ламели синхронно вращаются через определенные промежутки времени, что позволяет на одной конструкции разместить три различных рекламных сюжета. Бывают с внешней подсветкой и без нее. Изображение изготавливается обычно на постерной бумаге или самоклеющейся пленке, которая клеится на ламели.

 

Биллборд «Гусак» - отдельно стоящий двусторонний вид рекламной конструкции размером 3х6м (горизонтальный) на высокой опоре. «Гусаки» располагаются над проезжей частью, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие рекламы на целевую аудиторию.

Биллборд «Гусак-призматрон» ("гусак-призма")- отдельно стоящий двусторонний вид рекламной конструкции на высокой опоре, в которой установлены вертикальные алюминиевые призмы(ламели). Ламели синхронно вращаются через определенные промежутки времени, что позволяет на одной конструкции разместить три различных рекламных сюжета. «Гусаки-призматроны» располагаются над проезжей частью, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие рекламы на целевую аудиторию.» Гусаки-призматроны» бывают с внешней подсветкой и без нее. Изображение изготавливается обычно на постерной бумаге или самоклеющейся пленке, которая клеится на ламели.

Биллборд «Чебурашка» («бабочка») - вид рекламной конструкции, которая представляет собой два гусака размером  3х6 м на высокой опоре. Чебурашки располагаются на разделительной полосе проезжей части, что обеспечивает эффективное воздействие на транспортные потоки.

Информация о работе Графический дизайн: искусство и наука