Графический дизайн: искусство и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:57, курс лекций

Описание

В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» — художник-конструктор, «дизайн-форма» — внешняя форма предмета и т. д.
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.doc

— 1.55 Мб (Скачать документ)

 

Некоторые принципы построения шрифтов

 

Все   латинские   и   славяно-русские   прямые   шрифты   по   принципу   построения   можно разделить   на   две   типичные   группы:   антиквенную  (лат.   древний)   и   медиевальную  (франц. средневековый).  В  первой  группе  основой  построения  букв  является  прямоугольник; большинство букв алфавита, за исключением широких (Ш, Ы, Ю), вписываются в прямоугольник и имеют одинаковую ширину, а буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) — имеют овальную форму. В медиевальной  группе основой построения букв является квадрат,  и буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) представляют собой окружность (О) или закругления в виде дуг (В). Благодаря этому особому принципу буквы алфавита имеют разную ширину:

В уже Н и П, а последние, в  свою очередь, уже О.

В  пределах  одной  гарнитуры,  а  тем  более  начертания,  должен  соблюдаться  единый принцип построения букв, который и определяет тот  или иной стиль шрифта. Так, если буква О выполнена  циркулем,  то  другим  буквам  округлых  очертний  (В, Ю и др.)  нельзя  придавать овальную  форму;  или например,  буква Н имеет прямоугольную форму,  значит,  букву П нельзя вписывать в квадрат и т. д.

 

Основные требования, предъявляемые  к работе над шрифтами

 

Читаемость – четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость, таковы: шрифт, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками и между абзацами, цвет шрифта и фона, свободное пространство на странице и даже качество бумаги. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона, на котором он расположен.  

Уместность  – органическая  связь  рисунка  букв  с  содержанием  текста,  образность шрифта.  Главное,  чтобы  шрифт  в тексте  был  уместен.  При  современном  разнообразии  шрифтов как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать, даже не вдаваясь   в смысловую нагрузку текста.

Гармоничность.   Наиболее   характерной   ошибкой   начинающих   дизайнеров   является смешение  множества  шрифтов  в  одном  документе.  Это  приводит  к  дисгармонии  и  ощущению хаоса.  Рекомендуется  выбирать  родственные  гарнитуры  или  начертания  из  одного  семейства.

Шрифты должны гармонировать с  другими элементами печатной продукции, включая иллюстрации. Вся композиция текстового документа зависит от используемых шрифтов.

Акцент. При выборе печатного исполнения можно расставить акценты за счет контраста. Обычно для этих целей  используют несколько гарнитур одного и того же шрифта, курсив против прямого, прописные буквы против строчных, мелкий кегль против крупного. Усилить смысловой акцент в композиции можно путем увеличения межзнаковых и межстрочных расстояний. Акцент также  создается  цветом,  но  при  этом  следует  помнить  о  гармоничном  соотношении  фона  и основного текста. При акцентировании необходима осторожность, иначе в попытке акцентировать все не удастся выделить ничего.

Наглядность.  Эффективность  средств  наглядной  агитации,  ее  визуальное  восприятие зависят от наглядности  содержательной структуры информации. В комплексном художественном оформлении,   имеющем   чаще   всего   многоцелевое   назначение,   особую   роль   играет   умение связывать   воедино   компоненты   разнообразного   содержания   с   одновременным   выделением главного. Наглядная структура отражает  внутреннюю  структуру текстов,  обеспечивает  удобство восприятия различных по назначению и значению компонентов, способствует быстрому выявлению зрителем наиболее важной информации, подводя его, таким образом, к прочтению и усвоению всего материала.

 

Компьютерные технологии создания шрифтов

 

С приходом в полиграфию компьютеров  появился спрос на компьютерные шрифты. По стране гуляет масса подделок, не соответствующих нормам дизайна  шрифтов. Обычным делом стало  пиратское использование шрифтов.

Разработка компьютерных шрифтов  — это серьезная совместная работа дизайнеров и программистов. Контуры  символов создаются на компьютере или  сканируются с рисунка на бумаге. С помощью специального программного обеспечения производится разметка символов в соответствии с требованием форматов.

Современная технология настольно - издательских систем основана на языке PostScript. Язык программирования PostScript был создан специально для программирования графики фирмой Adobe. Основа описания графики — совокупность геометрических примитивов, точек, прямых, кривых Безье дуг; таким образом, Post Script – векторно-ориентированный язык.

Для вывода изображения на экран или создания твердой копии векторное представление должно быть преобразовано в растровое, что осуществляется растровыми процессорами.

Кроме шрифтов и формате PostScript в  операционных системах Windows широко распространенны  шрифты в формат TrueType. Управлением  шрифтами этого типа занимается операционная система, она предоставляет прикладным программам список доступных шрифтов, обеспечивает отображение текстовой информации на экране и вывод на печать. Эти шрифты, как и шрифты формата PostScript Type 1, применяются в полиграфии, с ними работают текстовые процессоры (типа Microsoft Word) и программы верстки (например PageMaker, QuarkPress).

Для того чтобы профессионально  создавать новые шрифты или редактировать  имеющиеся существуют специальные  программы. Наиболее известные редакторы  контурных шрифтов FontLab российской фирмы СофтЮнион; Fontograher, разработанный фирмой Altsys; FontMonger фирмы Ares.

 

Некоторые практические рекомендации

 

Иногда при помощи шрифта можно  сказать больше чем при помощи картинки.

Основу  любой  публикации,  даже  если  это  рекламное  объявление  или  годовой  отчет компании,  составляет  некий  текст,  который  несет  в  себе  информацию  для  читающего  его. Использование   определенных   шрифтов   иногда   очень   помогает   донести   эту   информацию. Посмотрим, какие же основные элементы текста могут присутствовать и какими шрифтами лучше всего их выполнять.

В тексте могут присутствовать следующие  элементы:

заголовок –  лучше  всего  выполнять  более  крупным,  привлекающим  внимание  шрифтом, это   может   быть   либо   легкочитаемый   шрифт   с   засечками либо наоборот  трудночитаемый  шрифт с очень яркой,  запоминающейся гарнитурой.  Примерами могут служить такие шрифты  как Helvetica, Tahoma, Arial (шрифты  без засечек), Baltica (c засечками), различные декоративные шрифты;

девиз (или цитата) – обычно делают шрифтом на 1-2 пункта меньше основного текста. Так как шрифт получается  достаточно  мелкий – 9-11 пунктов  то  лучше воспользоваться шрифтами  без засечек (Helios, Helvetica, Arial, Tahoma).  Кроме того,  будет лучше,  если  фраза будет набрана наклонным (itallic) шрифтом. Таким образом, она будет более заметна.

основной текст – набирается размером в 10-14пункта здесь лучше использовать стандартные решения - шрифты  с  засечками  или  без,  но  обязательно  легкочитаемые  (если  конечно  вы  не стараетесь  специально  сделать  текст  неудобочитаемым).  Для  веб-страниц  идеально  подходят шрифты Arial, Helvetica, Times Roman;

адреса, телефоны, имена авторов  – обычно делаются либо на 1-2 пункта больше основного текста, либо такими же по размеру, но полужирными.

 

Создание эффективных публикаций

 

Типографика – искусство относительно молодое. Пятьсот лет назад толчок к его появлению дало изобретение  Гуттенбергом металлического набора. В компьютерную эру развитие типографики  сделало революционный скачок. Основываясь на классических правилах набора, компьютерная верстка дает массу новых возможностей, а это стимулирует появление свежих дизайнерских решений.

Типографика - графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки (монтажа), проектирование или непосредственное моделирование облика произведения печати.

Верстка текста - термин, родившийся в эпоху ручного набора, он относится к изготовлению печатной формы, состоящей из гранок набранного текста. При электронном наборе версткой называется компоновка, размещение текста на площади оригинал-макета, который предназначен для последующего воспроизведения и тиражирования средствами печати.

Впечатление, которое производит оформление текстового документа, зависит от многих факторов: используемые гарнитуры, членения абзацев, ширины колонок, расположения иллюстраций и т.д. Большое влияние на восприятие оказывает даже качество бумаги. На рыхлой грубой бумаге ручного изготовления форма знаков выглядит мягкой и нечеткой, буквы кажутся жирнее. На гладкой мелованной бумаге те же самые знаки будут четко очерчены, резкие линии подчеркнут динамику, измениться весь характер документа. В типографике нет мелочей.

Основная задача типографики –  воспроизведение и тиражирование  информации.

Типографическое оформление текста зависит от трех составляющих:

- содержание текста. Это самое  главное. Как говорится: не  типографика задает текст, а  текст — типографику. И ее  способы должны подчиняться смыслу  текста и как можно эффективнее  раскрывать его содержание;

- назначение текста. В зависимости от того, что представляет собой текст (объявление, афиша, реклама или журнальная статья),  должны использоваться разные средства для его оформления;

- носители текста. Способы его  оформления кардинально различаются  в зависимости от того, где он будет размещаться (плотная или тонкая бумага, рекламный щит или же экран монитора).

Выделим следующие виды печатных документов:

- информационные – справочники, буклеты, бюллетени, ведомости, отчеты, планы, прайс-листы;

- рекламные – приглашения, объявления, плакаты, листовки, проспекты, рекламные каталоги;

- идентификационные – визитные  карточки, этикетки, фирменные конверты, папки;

- обучающие – руководства, пособия,  инструкции, самоучители;

- документы деловой переписки  – письма, бланки, опросные листы.

Огромный поток текстовой информации сделал людей менее восприимчивыми к печатной продукции. Для того чтобы заставить пользователя прочитать Ваш документ, нужно его заинтересовать – нужно понять его потребности и вкусы. Скучное, вялое оформление обложки не привлекает и не вызывает желания прочитать брошюру, невыразительный, плохо оформленный рекламный листок, скорее всего, будет сразу выброшен,  и информация, которую Вы хотите донести, просто не дойдет до потребителя. С другой стороны, экстравагантная, слишком выразительная форма печатных страниц документа затрудняет чтение.

 

 

Лекция 3. Фотогорафика

 

Фотографика понятие многозначное, им определяется и область творчества, и отдельное произведение и соответствующее  художественное средство.

Фотографика основывается на синтезе фотографии, рисунка и текста. К фотографике относится любое произведение графического дизайна, будь то плакат или настенный календарь, упаковка или печатная реклама, листовка или буклет, если ведущую роль в их художественном решении играет изображение, полученное фотографическим путем.

Сегодня фотографика используется в дизайне все чаще, что легко  объяснимое Во многих случаях она  способна донести до зрителя информацию лучше, чем рисованные картинки. К  тому же все время появляются новые технологии и материалы, благодаря чему современная компьютерная техника и полиграфия могут очень качественно воспроизводить фотоснимки.

Фотографика, как и другие составные  части графического дизайна, имеет  свои особенности. Ее использование  зависит от того, какие задачи стоят перед дизайнером. Как бы ни применялись средства фотографии, они должны гармонично соотноситься с другими элементами сообщения е шрифтовыми и графическими. Изобразительные возможности фотографики велики: от присущей фотоснимку документальности до сложных визуальных эффектов, создаваемых в процессе специальной съемки и обработки светочувствительного материала. Но использовать необычные эффекты следует лишь тогда, когда это оправдано, когда помогает лучше выразить задуманную идею, сделать ее более наглядной и художественно выразительной.

Одним из мощных изобразительных средств  графического дизайна является фотомонтаж.

Фотомонтаж - это композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, часто  дополненная текстом и графическими элементами. Само понятие «фотомонтаж» было предложено художниками-дадаистами для обозначения произведений, созданных из различных фотофрагментов. По технике создания фотомонтаж является разновидностью коллажа своеобразного способа создания картин или графических произведений, скомпонованных из плоских или объемных наклеек различного материала. Фотомонтаж основа фотоплаката.

В традиционной технике плаката  фотомонтаж создавался двумя способами.

В первом случае текст и отдельные  изображения, взятые фотохудожником в нужном масштабе, вырезались и наклеивались на общий лист-планшет для последующей пересъемки и репродуцирования. Так появлялся выклеенный оригинал-макет будущего фотомонтажа. Во втором изображения впечатывались на один лист фотобумаги с нескольких негативов. Этот прием называется проекционным монтажом или комбинационным печатанием.

 

Средства фотографики

 

Возможности фотографии в графическом  дизайне реализуются с помощью  различной фотоаппаратуры и фотографических  материалов. Полученные с их помощью  изображения являются своеобразным «полуфабрикатом» для создания нового оригинального произведения.

Информация о работе Графический дизайн: искусство и наука