Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:57, курс лекций
В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» — художник-конструктор, «дизайн-форма» — внешняя форма предмета и т. д.
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.
Лекция 1. Графический дизайн: искусство и наука
Термин «дизайн» появился в нашей
стране недавно. В переводе с английского
слово «дизайн» означает рисование.
До этого проектирование вещей называлось
«художественным
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной
художественно-технической
Классические виды дизайна
1 Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: орудия труда, механизмы, бытовая техника, транспортный дизайн, Дизайн мебели
2 Дизайн среды. Объект: дизайн городской среды, навигационный дизайн, дизайн интерьеров, световой дизайн, колористика и суперграфика.
3 Дизайн процессов. Объект: фирменные стили, дизайн церемоний, дизайн-программы,
4 Графический дизайн: шрифты, полиграфия, веб-дизайн, товарные знаки, визуальные коммуникации, мобильный дизайн.
5 Ландшафтный дизайн: создание искусственных и реконструкция разрушенных ландшафтов, декоративная дендрология.
6 Архитектурный дизайн: массовое строительство, инженерные сооружения.
7 Дизайн одежды, обуви, аксессуаров.
Новые виды дизайна. Выделяют две группы:
- Дизайн сферы: экодизайн,
- Дизайн нацеленный на
Графический дизайн представляет собой
специфическую область художест
Эта отрасль дизайна сравнительно молода, официальной датой ее рождения принято считать 1964 год, когда состоялся Первый конгресс Международного сообщества организаций графического дизайна ICOGRADA.
Сегодня графический дизайн используется в рекламе, издательской деятельности и печати, кино, телевидении, компьютерной и электронной технике, в областях массовой информации. Недаром его иногда называют коммуникационным дизайном.
Средствами графического дизайна создаются визуальные сообщения самой различной сложности и назначения – от краткого рекламного объявления до многостраничного печатного издания, от небольшого люминесцентного указателя до огромного светового информационного табло. Для этого используются традиционные средства печати, компьютерная техника и другие современные электронные средства отображения информации.
Подготовка информационных сообщений методами графического дизайна производится с помощью графических образов. На их основе вырабатываются представления о каком-либо объекте, явлении или процессе реального мира. Графические образы, скомпонованные в единое целое, должны подталкивать зрителя к тем умозаключениям, которые нужны создателю информационного сообщения.
Результаты творческого труда
дизайнера-графика могут
Несмотря на значительные отличия объектов графического дизайна друг от друга, все они предназначены для обеспечения коммуникативной функции-функции общения, и объединяет их общий язык наглядных образов.
Основными элементами информационного «визуального языка» является графика, типографика и фотографика. Умение воплощать в жизнь все эти средства является основой мастерства современного дизайнера-графика.
Лекция 2. Основы типографического дизайна
Основные термины и определения
Поговорка «По одежде встречаю, по уму провожают» справедлива и для текстовых документов. Только в этом случае «одежка» - это оформление текста. Казалось бы, что может быть проще, чем текст, напечатанный на листе или выведенный на экране компьютера? Однако восприятие текстовой информации в огромной степени зависит от того, как она представлена. Взяв в руки рекламную листовку, раскрыв буклет или взглянув на плакат, Вы получите первое впечатление о них, даже не читая текст. Внешний вид документа должен соответствовать содержанию, создавать определенный образ. Шрифт играет огромную роль в дизайне странницы.
Термин «шрифт» определяет несколько понятий:
1. Совокупность букв, цифр и
знаков определенного рисунка
(стиля) и размера (кегля), служащая
техническим средством
2. Комплект текстовых знаков для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т.д.
3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков.
Дизайн шрифтов – особый вид графики, подчиняющийся общим для всех видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знания этих законов и правил и умения применять на практике. Для шрифта очень важен рисунок каждого знака, сочетаемость отдельных пар букв, внешний вид текстовых блоков, композиция страниц.
Краткая история шрифтов
На протяжении всей истории человек осваивал новые способы передачи информации. Сначала это были рисунки, воспроизводящие сюжеты из жизни, затем тексты, зашифрованные с помощью условных изображений. Шрифты складывались на протяжении тысячелетий, от иероглифов до современных абстрактных знаков.
История мировой письменности знает четыре основных вида письма.
Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде рисунков (примитивных).
Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли. Знаки этого письма – идеограммы (иероглифы) – представляют собой символы, обозначающие отдельные слова или целые понятия. Этот вид письма называют образно – символическим. К нему относятся шумерская клинопись, китайские и египетские иероглифы, которые со временем менялись от точного воспроизведения предметов до условных знаков.
Слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) – письмо некоторых народов Индии. В Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было переходом от образно–символического письма к фонематическому. Первые буквы, обозначающие слоги, а позже и отдельные звуки, были придуманы уже в Древнем Египте.
Буквенно-звуковое (фонематическое) – письмо, лежащее в основе письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение в составе их алфавитов. Так, в русском алфавите 33 графических знака, в латинском – 23, в итальянском – 21 и т.д. Знаки алфавита отличаются друг от друга в своем простейшем начертании. Графическая основа, неизменная входящих в алфавит букв без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований, называется графемой.
Прямым предшественником русского и латинского алфавитов является греческий алфавит, который появился в VIII в. До н.э. и обрел относительную завершенность (графическую простоту) к IV в. до н.э. Но первый буквенный алфавит появился значительно раньше, около XVI в. до н.э., на Синайском полуострове. Проживающие там семитские племена переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Финикийцы восприняли и усовершенствовали эти идеограммы. Далее буквенно-звуковое письмо перешло к грекам, которые преобразовали его согласно требованиям своего языка (в частности ввели обозначение гласных звуков, которые отсутствовали у финикийцев). Структура графем, очевидно, исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается наименованиями некоторых греческих букв алфавита.
Классификация шрифтов по способам воспроизведения
Как и любой объект графического дизайна, шрифт зависит от инструмента, с помощью которого он воспроизводится. По способу воспроизведения шрифты делятся на рисованные и наборные.
Рисованными называют шрифты, выполненные вручную. Каждый выгравированный, написанный от руки или нарисованный пером шрифт несет печать индивидуальности художника. Это не компоновка готовых знаков алфавита, а создание новой текстовой композиции. Вручную невозможно абсолютно повторить рисунок, поэтому даже в одном слове повторяющиеся символы различаются.
Наборные шрифты - комплект текстовых знаков определенного рисунка для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т. д. Наборные тексты выглядят строго и гармонично, все буквы и знаки выверены и согласованы по начертанию.
Обычно при чтении люди не обращают внимания на шрифт, не замечают формы отдельных букв. Это значит, что шрифт спроектирован правильно: внимание не отвлекается от текста, а значит, информация воспринимается лучше. Для того чтобы читатель «не видел» шрифт, разработчику нужно серьезно потрудиться: соблюсти стиль, пропорции, ритм, продумать детали. Одним из основателей систематического подхода к разработке шрифтов был Альбрехт Дюрер.
Наборные шрифты
Для описания структуры и размеров шрифта существуют специальные термины.
Кегль – размер шрифта; определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами. Здесь же учитываются и заплечики – небольшой зазор над верхним и под нижним выносными элементами (понятие досталось нам "в наследство" от металлических литер).
Линия шрифта — базовая линия, по которой выравнивается нижний край основной части буквы (не считая свисающих элементов и нижнего выносного элемента).
Штрихи, образующие формы букв, делятся на основные (обычно вертикальные, более толстые) и соединительные (более тонкие). В буквах треугольной формы (А, У) основным штрихом считается идущий сверху слева вниз направо (нисходящий штрих), а соединительным — идущий снизу слева вверх направо (восходящий штрих). Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов называется контрастностью шрифта.
Засечки – поперечные элементы на концах штрихов букв. Короткие горизонтальные штрихи визуально соединяют буквы и выстраивают из них слова, облегчая процесс чтения текста. Шрифты с засечками получили наибольшее распространение, так как засечки помогают взгляду передвигаться вдоль строки, и буквы при этом не сливаются друг с другом.
Пункты. В пунктах измеряют высоту шрифта. Один пункт равен 1/72 дюйма (один дюйм равен 2,54 см).
Цицеро – единица измерения ширины печатных строк. В одном дюйме 6 цицеро, а в одном цицеро – 12 пунктов.
Интерлиньяж – расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояний между строками.
Апрош – межбуквенный пробел. Величина апрошей зависит от кегля: чем крупнее шрифт, тем плотнее кажется текст при одном и том же значении апроша.
Трекинг — коррекция межбуквенных пробелов в зависимости от кегля. При трекинге одинаково и одновременно меняется расстояние между всеми буквами. Чем больше кегль, тем более плотным должен быть трекинг, иначе крупный шрифт выглядит разреженным (особенно, если рядом на странице есть мелкий шрифт).
Кернинг - изменение расстояния между отдельными парами букв для визуального выравнивания апрошей, например, для пары WA. Кернинг применяют в случае если нужно улучшить внешний вид фрагмента текста, т.е. для достижения оптического равновесия текста на строке.
Гарнитура (семейство) шрифта – все вариации шрифтового начертания, отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном. В зависимости от начертания, шрифт в гарнитуре может быть светлым, нормальным, жирным, полужирным, прямым, наклонным, узким, широким и т. д. шрифты одного и того же начертания делятся на шрифты разных кеглей.
Классификация наборных шрифтов
Для оформления текстовых документов можно использовать несколько шрифтов. Профессионалы обычно берут набор из трех-четырех основных гарнитур (антиквы, брусковых, рубленых). Хорошо сочетающиеся гарнитуры дизайнеры объединяют в собственные шрифтовые каталоги и используют в дальнейшем при создании документов одной серии.
В соответствии с назначением, гарнитуры подразделяются на текстовые - для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные - для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков; акцидентные – для придания выразительности плакатам и афишам (гарнитуры преимущественно декоративные).
При всем разнообразии гарнитур, можно выделить следующие основные группы, в которых рисунки символов объединены общими графическими признаками:
- шрифты с засечками или
- шрифты без засечек или
- брусковые (square serif);
- рукописные (script);
- декоративные (ornamental).