Моделирование спроса и потребительского поведение на проектную продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание

Человек удовлетворяет свои потребности под средством различного рода благ.
Каждое благо имеет свою полезность, измеряемую в ютилях- это удовлетворение или удовольствие, полученное человеком от потребления того или иного товара или услуги.
Каждый отдельный покупатель, взвешивая желаемую и реальную степень удовлетворения от конкретного товара, а затем сравнивания это с его ценой, определяет для себя готов ли он, при прочих равных приобрести этот продукт.

Работа состоит из  1 файл

урсовая вера алексадровна.docx

— 595.14 Кб (Скачать документ)

Эластичность  
 

не эластичный спрос < 1

эластичный спрос  

P0,1 – необходимые товары

--- –  предметы роскоши

   

Рис.1. функция  «спрос – доход»

b – доход

x- спрос 

«Доход-потребление»

Количество  товара Х за определенное время, которое будет изменяться из-за изменения доходов 
 

Рис.2 Доход-потребление 
 
 

Э. Энгель

Модель  немецкого статистика Энгеля характеризует  взаимосвязь объема потребления  благ (C) и дохода потребителя (I) при неизменных ценах и предпочтениях.

 

показатель g характеризует коэффициент эластичности

D -спрос

E1 – нормальный товар

E2- предметы роскоши

E3 – низкокачественные товары

Рис.3.Кривые Энгеля: рост спроса на различные группы товаров в  
зависимости от дохода

Полезность

 

Ну и  конечно, говоря о выборе человека нельзя утверждать, что нечто полезное одному, будет также подходить по всем параметрам другому. А что такое собственно полезность?

Если  человек имеет определенное количество денег, и готов потратить их всех на какой-то определенный продукт, например на салат, если он голоден. Будет ли этот салат являться полезным?  
Или этот же салат, если человек уже сыт,  в  данном ракурсе, будет салат полезен?

Из данного  примера видно, что польза зависит  от ожидания конкретного человека, готового за него пожертвовать своим  ресурсом.

Единой  градации полезности нет, для каждого человека она своя и более того, меняется в зависимости от внешних факторов. Человек стремится подобрать максимально для себя привлекательный товар в пределах своих возможностей.

Это называется РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ.

Полезность  характеризуется удовлетворением  потребностей, за которым следует  не минутное «обесценивание» ее.  Другими словами , польза от каждой дополнительной пользы салата будет  меньше, чем от предыдущей. А полезность товара будет падать с каждой новой  единицей. 
 

Рис. 4.Общая полезность

Рис.5. Предельная полезность 

Выше  мы рассматривали полезность  с точки зрения качества, где чувство меры снижало ее до нуля. Но ведь это же не единственный критерий по которому можно судить о полезности того или иного товара. Теперь мы обратимся к качественным характеристикам продукта, Полезность которого напрямую зависит от предпочтения покупателя. 
 
 
 

АКСИОМЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

ТРАНЗИТИВНОСТЬ

- В этой  теории говорится о сравнении  величин. Если одна сравнивается  с другой, а иная с какой-нибудь  третьей, то все они поддаются  сравнению.

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ

- Говорит  о том, что каждый человек способен ранжировать все массы товаров принебрегая одними и предпочитая другие.

НЕНАСЫЩАЕМОСТЬ

-Теория  «+1» если между двумя товарами, человек всегда выберет тот  в котором будет что-то «сверх»  ( то есть так же плюс еще  что-то)

КРИВАЯ  БЕЗРАЗЛИЧИЯ

Готовность  замещения одного товара другим –  будет называться безразличием , а  линия отражающая это – кривой безразличия.

4 Главных  свойства.

  1. Чем выше кривая, тем она предпочтительнее
  2. Нисходящий вид кривой. Готовность замены одним товаром другого, если количество одного товара падает – другого растет
  3. Невозможность пересечения кривых
  4. Кривые вогнутые. Чем товара меньше, тем более охотно его заменяют

U=aX+bY , где а, в – параметры, u- полезность, x, y –товары 
 

Наклон  характеризуется нормой замещения

Если  уровень удовлетворения

посколько должно суммироваться  соотношение товаров

Iдохода=РvX+PyY

Чем больше доход, тем  дальше от начала координат  линия ограничений  по бюджету.

Рис. 6.Линия бюджетных ограничен 

Рис.7.Варианты и наборы безразличия. Карта безразличия 
 
 
 
 
 

1.3.Модель распределения доходов

Основа  для сопоставления различных  товаров – полезность. ( о которой шла речь выше)

Термин  « полезность» ввел И.Бантом (1747-1832). Руководящий психологический принцип, основа теории потребительского поведения сопоставимость полезности разных благ, удовлетворение или полезность употребления благ (личные вкусы и предпочтения).

Если  говорить о спросе и потребительском выборе, нельзя не заметить, что в зависимости от достатка той или иной личности будут меняться и предпочтения индивида. Без чего невозможна жизнь для одного, совершенно не доступно другому, и это закон жизни.

В маркетинговой  среде, чтобы точно знать своего потребителя прибегают к сегментированию  рынка. Так все население длится на группы со схожими финансовыми  возможностями и социальной средой. Ожидая, что и предпочтения в выборе товара у «членов» группы будут подобны друг другу. В микроэкономике прибегают к моделям распределения доходов. Они различны в зависимости от того, какую информацию мы из них хотим получить. Можно построить эту или иную модель.

Так для  определения равномерности доходов  населения, используется модель Лоренца, в которой люди разбиваются на одинаковые по численности группы, но с разным достатком. Затем определяется доля владения каждой группой национальным доходом. И строится график. Чем больше график отклоняется от биссектрисы, тем менее равномерное распределение  доходов в обществе.

 

Рис.8.лук  Лоранца

Данная  тема описывается моделью В.Парето. Он также утверждал, что у 20% населения 80% богатства страны. Его модель характеризует неравномерность доходов в обществе.

N(I) =

- наименьший доход, который может получать семья

Доход не меньше I

Чем меньше, тем более равномерное распределение доходов и наоборот, высокое говорит о сильном перевесе доходов одних над другими.

Различные источники сходятся на относительно справедливом доходе, при  

АВ  распределению дохода с a = 1.5

AC распределение дохода с a = 2

AD  распределение дохода с a =1,2. 

Рис.9.Модель распределения доходов В. Парето

 

Модель  потребительского спроса

Таким образом, можно заключить, человек осуществляет обмен своих ресурсов (денег и времени) на достаточно привлекательный для него товар (набор товаров).

Следует отметить:

Что товар (набор товаров) должен наиболее удовлетворять требованиям покупателя в пределах бюджета.

- Это будет являться рациональным поведением покупателя и выражаться формулой

Товар с заданными ценами

Денежные  ресурсы покупателя

Функция полезности  

Кривая  спроса, под воздействием изменения  факторов 
(переменная) может и должна смещаться либо вправо, что означает увеличение спроса. В пределах каждой возможной цены, либо влево, что означает обратное.

Рис.10.Движение кривой спроса

 

В современной  экономике настроению потребителя уделяется особенное внимание. Маркетинг тщательно изучает его специфику, анализируя факторы, которые отражаются на нём и, следовательно, влияющие на приобретение тех или иных товаров.

Среднестатистический  человек, исходя из своего настроения (и характера конечно тоже) может  превысить в своих покупках число  необходимых ему вещей, а при  достаточных удаче и работе продавца может превысит количество желаемых покупок.

Когда потребитель уверен в завтрашнем дне, он может на время абстрагироваться от насущных проблем и необходимых  товаров и устремить свой взор в сторону роскошных покупок: автомобилей,  котеджей,  квартир, ювелирных изделий, туристических путёвок). Особенно это актуально в век доступности и простоты  потребительских кредитов.

Но если безоблачное небо ожиданий потребителей затягивается облаками, и их настроение ухудшается, то картина имеет обратный эффект к негодованию продавцов  и производителей.

Поэтому предприятия выделяю потребительскому настроению особую роль, позиционируя свою продукцию и прогнозируя  её сбыт.

Не стоит  забывать, что стратегия маркетинга должна учитывать и факторы, которые  почти не поддаются предвидению,  а так же быть достаточно гибкой, чтобы легко подстраиваться к  уже неожиданно наступившим.

Приведем  ниже факторы, анализируемые специалистами для лучшего понимания настроения потребителя.

  • Рынок ценных бумаг

Когда обрушивается рынок ценных бумаг, потребители  чувствуют себя (даже при том же расходе)  финансово  уязвимыми. Отсюда следствие уменьшение покупательской активности и замедление роста и  уменьшение различных продаж.

  • СМИ

Когда СМИ  говорит об увольнениях, безработице, коррупции, насилии, потребители впадают в депрессию, словно это их личные неприятности

- некоторые  выключают СМИ

-некоторые  организации избегают размещения  своей рекламы в периоды, когда  новости вызывают негатив покупателей

  • Рабочие места

В период сокращений, у работников на фирме  возникает нервозная обстановка. Это беспокойство переносится на покупателей и влияет на обслуживание.

  • Окружение и семья

 Проблемы, связанные с благосостоянием  и здоровьем, могут либо ослабить, либо укрепить взаимоотношения  с семьей и их окружающими.  Это зависит от индивидуальной  зрелости индивида.

Развод, депрессия и семейные неурядицы  могут оказать влияние на покупки  и мотивацию индивида.

  • Изменение представлений о себе

Полнота – проблема №1 в Америке. Люди недовольные  своим телом, склонны реже примерять  новые наряды, следовать влиянию  моды или участвовать в мероприятиях, требующих физической активности.

Потребители впали в пессимизм.

ВЦИОН отметил, что оценка экономического положения страны населением резко  ухудшилась ( в сентябре).

Информация о работе Моделирование спроса и потребительского поведение на проектную продукцию