Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"
Гуморальные факторы могут
быть стимулом для осуществления
рефлекторной саморегуляции сердечно-
Рефлекторные реакции, обеспечивающие
саморегуляцию сердечно-
Депо крови –органы-резервуары, в которых может храниться изолированно от общего кровотока около 50% всей крови. Основные депо крови: селезенка, печень, кожа, легкие.
42. Возрастные особенности
системы дыхания. Особенности
дыхания у детей Крайнего
У детей раннего возраста
ребра имеют малый изгиб и
занимают почти горизонтальное положение.
Верхние ребра и весь плечевой
пояс расположены высоко, межреберные
мышцы слабые. Поэтому у новорожденных
преобладает диафрагмальное дыхание
с незначительным участием межреберных
мышц. Такой тип дыхания сохраняется
до второй половины первого года жизни.
По мере развития межреберных мышц
и роста ребенка грудная клетка
опускается вниз и ребра принимают
косое положение. Дыхание грудных
детей теперь становится грудобрюшным
с преобладанием
В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным.
В 7–8 лет начинаются половые
отличия в типе дыхания: у мальчиков
преобладающим становится брюшной
тип дыхания, у девочек – грудной.
Заканчивается половая
Своеобразие строения грудной
клетки и малая выносливость дыхательных
мышц делают дыхательные движения у
детей менее глубокими и
Глубина дыхания характеризуется объемом воздуха, поступающим в легкие за один вдох, – дыхательным воздухом. Дыхание новорожденного частое и поверхностное, при этом его частота подвержена значительным колебания. У детей школьного возраста происходит дальнейшее урежение дыхания.
Большая частота дыхательных движений у ребенка обеспечивает высокую легочную вентиляцию.
Жизненная емкость легких меняется с возрастом, зависит от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц. Как правило, она больше у мужчин, чем у женщин; у спортсменов больше, чем у нетренированных людей. К 16–17 годам жизненная емкость легких достигает величин, характерных для взрослого человека.
Требования к воздушной среде
Гигиенические свойства воздушной среды определяются не только ее химическим составом, но и физическим состоянием: температурой, влажностью, давлением, подвижностью, напряжением электрического поля атмосферы, солнечной радиацией и др. Для нормальной жизнедеятельности человека огромное значение имеет постоянство температуры тела и окружающей среды, что оказывает влияние на равновесие процессов теплообразования и теплоотдачи.
Высокая температура окружающего
воздуха затрудняет отдачу тепла, что
приводит к повышению температуры
тела. При этом учащаются пульс
и дыхание, нарастает утомляемость,
падает работоспособность. Также затрудняет
теплоотдачу и усиливает
Электрическое и магнитное
поля атмосферы также влияют на человека.
Например, отрицательные электрочастицы
воздуха положительно действуют
на организм (снимают утомляемость,
повышают работоспособность), а положительные
ионы, наоборот, угнетают дыхание и
т. д. Отрицательные ионы воздуха
более подвижны, и их называют легкими,
положительные – менее
В воздухе содержатся примеси разного происхождения: пыль, дым, различные газы. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей, животных и жизнедеятельности растений.
Кроме пыли, в воздухе содержатся и микроорганизмы – бактерии, споры, плесневые грибки и др. Их особенно много в закрытых помещениях.
Микроклимат школьных помещений. Микроклиматом называют совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Для школы эту среду составляют ее помещения, для города – его территория и т. д. Гигиенически нормальный воздух в школе – важное условие успеваемости и работоспособности учеников. При длительном пребывании в классе или кабинете 35–40 учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяются его химический состав, физические свойства и бактериальная загрязненность. Все эти показатели резко возрастают к концу уроков.
Косвенным показателем загрязнения воздуха в закрытых помещениях является содержание углекислого газа. Предельно допустимая концентрация (ПДК) углекислого газа в школьных помещениях составляет 0,1 %, но уже при меньшей его концентрации (0,08 %) у детей младших возрастов наблюдается снижение уровня внимания и сосредоточенности.
Наиболее благоприятными условиями в классе являются температура 16–18 °C и относительная влажность 30–60 %. При этих нормах дольше всего сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие учащихся. При этом разница температуры воздуха по вертикали и горизонтали класса не должна превышать 2–3 °C, а скорость движения воздуха – 0,1–0,2 м/с.
В спортивном зале, рекреационных
помещениях, мастерских температура
воздуха должна поддерживаться на уровне
14–15 °C. Расчетные нормы объема воздуха
на одного ученика в классе (так
называемый воздушный куб) обычно не
превышают 4,5–6 куб. м. Но, чтобы в
воздухе класса в течение урока
концентрация углекислого газа не превышала
0,1 %, ребенку 10–12 лет требуется около
16 куб. м воздуха. В возрасте 14–16
лет потребность в нем
Естественная вентиляция. Приток наружного воздуха в помещение ввиду разности температуры и давления через поры и щели в строительном материале или через специально проделанные проемы называют естественной вентиляцией. Для проветривания классных комнат по такому типу используют форточки и фрамуги.
Площадь открытых форточек или фрамуг не должна быть меньше 1/50 площади пола класса – это так называемый коэффициент проветривания. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным является сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются форточки (или окна) и двери класса. Сквозное проветривание позволяет за 5 мин снизить концентрацию СО2 до нормы, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха. Однако при таком проветривании в помещении не должно быть детей.
Особое внимание уделяется проветриванию кабинетов, химических, физических и биологических лабораторий, где после проведения опытов могут оставаться ядовитые газы и пары.
Искусственная вентиляция. Это вентиляция приточная, вытяжная и приточно-вытяжная (смешанная) с естественным или механическим побуждением. Такая вентиляция устанавливается чаще всего там, где необходимо удаление отработанного воздуха и газов, образующихся при проведении опытов. Ее называют принудительной вентиляцией, так как воздух выводится наружу с помощью специальных вытяжных каналов, которые имеют несколько отверстий под потолком комнаты. Воздух из помещений направляется на чердак и по трубам выводится наружу, где для усиления тока воздуха в вытяжных каналах устанавливают тепловые побудители движения воздуха – дефлекторы или электрические вентиляторы. Устройство этого вида вентиляции предусматривается во время строительства зданий.
Вытяжная вентиляция особенно хорошо должна действовать в уборных, гардеробах, буфете, чтобы воздух и запахи этих помещений не проникали в классы и другие основные и служебные помещения.
43. Возрастные особенности
теплорегуляции организма
Постоянство температуры тела поддерживается взаимодействием двух процессов: теплообразованием и теплоотдачей.
Теплообразование – процесс образования тепла в результате процессов окисления во всех клетках тканей организма.
Теплоотдача – выделение тепла, которое образовалось в организме.
Терморегуляция – это
уравновешение соотношения
Терморецепторы расположены в коже.. Они присылают импульсы в центр терморегуляции. Центр терморегуляции устанавливает такие соотношения между процессами теплообразования и теплоотдачи, чтобы температура тела оставалась постоянной.
В обычных условиях тело
человека не перегревается. На протяжении
суток температура может
Возрастные особенности терморегуляции у детей;
1.Теплообразование меньше, чем у взрослых
2.Колебания температуры тела.
3.Неадекватность реакций
на изменение внешней
Для подростков: повышенные процессы, хроническая гипертермия (нарушение обменных процессов, аллергии)
Улучшить теплорегуляцию
можно через закаливание
Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.
Общие дидактические принципы:
1. Сознательность.
2.
Систематичность – не
3.
Постепенность – усиливать
4. Индивидуальность
5.
Положительный эмоциональный
6.
Комплексность – должны
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливание к холоду способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы.
Основными элементами закаливания
являются водные процедуры (улучшают работу
сосудов, тренируют их), пребывание
на свежем воздухе (приучает организм
своевременно, быстро реагировать на
изменения температуры), солнечные
ванны (расширяют кровеносные сосуды,
усиливают кровообращение, способствуют
образованию в организме
44. Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения
Выделительная, или экскреторная система — совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нём. Значение выделения заключается в поддержании гомеостаза. Основными конечными продуктами являются вода, углекислый аз и мочевина. Все продукты удаления попадают в кровь, лимфу, межтканевую жидкость, а дальше выводятся наружу через органы дыхания, печень, кожу, пищеварительную систему, органы мочевыделения.
Через органы дыхания удаляются из организма углекислый газ, вода и некоторые летучие вещества.
Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"