Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:09, курсовая работа
Цель: определить место и роль женских портретов в творчестве художников конца 19 века в коллекции ГМИИ РТ
Задачи
2.Выявить особенности портретного жанра в собрании ГМИИ РТ
3.Определить значение женского портрета в собрании ГМИИ РТ и характеристику источников - особенностей коллекции ГМИИ
4. Выявить сравнительную характеристику женских портретов из собрания ГМИИ РТ с другими произведениями этого жанра в творчестве художников.
Введение
Глава 1. Русский женский портрет второй половины 19 века.
Портрет в русской живописи второй половины 19 века.
Портрет в творчестве художников. Особенности портретного жанра в собрании ГМИИ РТ
Женский портрет в собрании ГМИИ РТ: характеристика источников - особенности коллекции ГМИИ
Глава 2. Особенности женского портрета конца 19 века. В собрании ГМИИ РТ
2.1 Исторический портрет
2.2 Светский портрет
2.3 Сравнительная характеристика женских портретов из собрания ГМИИ РТ с другими произведениями этого жанра в творчестве художников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ КОНЦА 19 ВЕКА В КОЛЛЕКЦИИ ГМИИ РТ
Сожержание :
Введение
Глава 1. Русский женский портрет второй половины 19 века.
Глава 2. Особенности женского портрета конца 19 века. В собрании ГМИИ РТ
2.1 Исторический портрет
2.2 Светский портрет
2.3 Сравнительная характеристика
женских портретов из собрания
ГМИИ РТ с другими
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОКРАЩЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Введение
Актуальность исследования моей работы заключается в том, что на сегодняшний день, несмотря на работу, которая проводится искусствоведами, деятелями культуры, не до конца изучены место и роль женских портретов в творчестве художников конца 19 века в коллекции ГМИИ РТ.
Нужно заметить, что в 1860—1870-е гг. происходит демократическое обновление русского искусства, становление реализма, в полной мере сказавшиеся в деятельности передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно из главных мест занял особый вид портрета — портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психологической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрывном сочетании его индивидуальных и типических черт. Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и обогащен живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и К.А. Коровиным, Рерихом, Бенуа, Кустодиевым, Крамским Яркими, своеобразными, то поражающими своей внутренней силой, то трогающими своей ранимостью, то удивляющими экстравагантностью предстают перед нами образы женщин, созданные художниками конца XIX века. Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, они все равно объединены общей стилистикой. Во многом расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета в конце XIX века стало поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека. Представленный на нейтральном фоне, он как бы изолировался от окружающего мира, замыкался в самом себе. Интерьер или пейзаж, являются не просто фоном, а органичной естественной средой. Здесь проявилась также одна из основных тенденций в развитии русского портретного искусстводанного периода - тяготение к обобщенно-синтетическому картинному претворению образов. Ведь это не просто портреты, а портреты-картины. Таковыми делает их как наличие антуража, так и содержательность, значительность самих портретных характеристик, их синтетический строй. Не случайно серовские "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" стали символом вневременных ценностей - молодости, красоты жизни, близости человека и природы.
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии). В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация
На развитие портретного жанра влияют две тенденции:
1) Прогресс
технических изобразительных
2) Развитие
представлений о значимости
Обращаясь к данной теме, я
ставлю перед собой цель не только
глубже изучить творчество художников,
их стиль, но и определить место и роль
женских портретов в творчестве художников.
Проблема русского женского портрета второй половины 19 века рассматривалась в трудах : …
Тем не менее анализ данной литературы позволил выявить, что не до конца изучен социально-психологический анализ портретной живописи.
Цель: определить место и
роль женских портретов в творчестве художников
конца 19 века в коллекции ГМИИ РТ
Предмет исследования: картины следующих художников:
1. И.Н. Крамской.
Портрет Неизвестной. 1883 г.
Портрет Е.А. Васильчиковой. 1867 г.
2.К.Е. Маковский. Портрет С.В. Тарновской. 1879 г.
3.И.Е. Репин.
Портрет О.С. Александровой-Гейнс. 1890 г.
Портрет «Читающая девушка». 1876 г.
4.В.А. Серов.
Портрет З.В. Мориц. 1892 г.
Портрет « Девушка, освещенная солнцем. 1888 г.
5.Н.К. Пимоненко. Продавщица цветов. Конец XIX века.
6.Н.А. Ярошенко. Сестра милосердия. 1886 г.
7.К.А. Сомов. Дама в голубом платье. 1897 – 1900
8.М.А.
Врубель. Царевна-Лебедь. 1900
Гипотеза исследования: изучение женских образов в портретной живописи русских художников конца 19 века в коллекции ГМИИ РТ будет эффективным при реализации следующих условий:
1) получения сведений об особенностях отражения живописцами социальной среды, об их восприятии и понимании людей, в том числе в связи с общественно-историческими условиями
2) анализировались работы:
1. И.Н. Крамской.
Портрет Неизвестной. 1883 г.
Портрет Е.А. Васильчиковой. 1867 г.
2.К.Е. Маковский. Портрет С.В. Тарновской. 1879 г.
3.И.Е. Репин.
Портрет О.С. Александровой-Гейнс. 1890 г.
Портрет «Читающая девушка». 1876 г.
4.В.А. Серов.
Портрет З.В. Мориц. 1892 г.
Портрет « Девушка, освещенная солнцем. 1888 г.
5.Н.К. Пимоненко. Продавщица цветов. Конец XIX века.
6.Н.А. Ярошенко. Сестра милосердия. 1886 г.
7.К.А. Сомов. Дама в голубом платье. 1897 – 1900
8.М.А. Врубель.
Царевна-Лебедь. 1900
Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «портрет в русской живописи второй половины 19 века.
2.Выявить особенности портретного жанра в собрании ГМИИ РТ
3.Определить значение женского портрета в собрании ГМИИ РТ и характеристику источников - особенностей коллекции ГМИИ
4. Выявить сравнительную
характеристику женских портретов из
собрания ГМИИ РТ с другими произведениями
этого жанра в творчестве художников.
Методы
исследования: общетеоретические
методы ( анализ научной литературы, изучение
художественного опыта и идей развития
в искусстве), эмпирические методы (1. И.Н.
Крамской Портрет Неизвестной. 1883 г.,Портрет
Е.А. Васильчиковой. 1867 г.2.К.Е. Маковский.
Портрет С.В. Тарновской. 1879 г.3.И.Е. Репин.
Портрет О.С. Александровой-Гейнс. 1890 г.Портрет
«Читающая девушка». 1876 г.4.В.А. Серов.Портрет
З.В. Мориц. 1892 г.Портрет « Девушка, освещенная
солнцем. 1888 г.5.Н.К. Пимоненко. Продавщица
цветов. Конец XIX века.6.Н.А. Ярошенко. Сестра
милосердия. 1886 г.7.К.А. Сомов. Дама в голубом
платье. 1897 – 1900 8.М.А. Врубель. Царевна-Лебедь.
1900
Научная
новизна и теоретическая
значимость исследования
заключается в том, что раскрыта проблема
значения женского портрета в собрании
ГМИ РТ , выявлена сравнительная характеристика
женских портретов из собрания ГМИИ РТ
с другими произведениями этого жанра
в творчестве художников.
Практическая
значимость: выводы и результаты исследования
могут быть внедрены в учебно – воспитательный
процесс Казанского художественного училища.
Моя работа
состоит из двух глав. В первую главу
Глава 1. Русский женский портрет второй половины 19 века.
1.1 Портрет в русской живописи второй половины 19 века.
К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: «Все прекрасное заключается только в живой действительности». В это время в Академии художеств царили ложно- классические идеалы, далекие от реальной жизни.
В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти. Это событие открыло новые пути в развитии реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870 г. “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего основные силы русских художников-реалистов. Произведения “передвижников”, правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.
Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался местом деятельности многих крупнейших передовых художников. В 60-х гг. здесь работали зачинатель реализма в русской исторической живописи В.Г.Шварц, карикатурист Н.А.Степанов. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и вождем “Артели художников” и “Товарищества передвижных выставок” был И. Н. Крамской — крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга играли пейзажисты-передвижники.
В конце 19 века создаются новые художественные объединения, в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение «Мир Искусства». Эстетическое любование стариной, внимание к красоте Петербурга характеризуют это объединение. В него входили художники Н.Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший русский художник В.А. Серов учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. В одном из последних гениальных творений Серова «Портрет княгини Орловой» (1911) остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ «светской львицы». Не имея возможности подробно писать о творчестве всех художников этого периода, остановимся подробно на трех наиболее известных: Репин И.Е., Крамской И.Н. и Серов В. А.
Творчество художников второй половины 19 века искусствоведы относят к реализму. В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основные концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.
Представители другой точки
Информация о работе Женские образы в портретной живописи русских художников конца 19 века