Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа
Вряд ли существует такой период в истории медицины, когда врачи не интересовались бы проблемами психики, духа, их влиянием на функции человеческого тела. В процессе исторического развития медицины оформились три практически и теоретически важных аспекта этой проблемы:
1) влияние психики на функции организма и ее роль в возникновении той или другой патологии;
2) влияние патологических изменений различных органов тела на состояние психики;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психосоматические проблемы и их особенности в медицине...…8
1.1. Философская оценка психосоматических концепций…………….8
1.2. Философский и медицинский аспекты психосоматической
проблемы…………………………………………………………...14
1.3. Условный рефлекс и психосоматическая проблема…………….20
1.4. Урбанизация, технизация и психика человека…………………...24
1.5. Современное общество и проблема адаптации человека………..33
Глава 2. Особенности психосоматического статуса у беременных с гипертензией, вызванной беременностью…………………………………48
2.1. Классификация артериальной гипертензии у беременных……….50
2.2. Психосоциальная дезадаптация женщин как особенность психосоматического статуса у беременных с ГВБ…………………….59
2.3. Методика проведения аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики (по В.В. Абрамченко)…………………….60
Заключение………………………………………………………………………72
Список использованной литературы…………………………
Понимание организма человека как саморегулирующейся и самоуправляемой системы дает возможность определить роль и значение отражения окружающего мира через психические процессы в протекании (нормальном и патологическом) всех соматических процессов организма. Еще И. М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него»[10].
Единство организма и среды, в котором происходит саморегуляция его функций, часто понимают механистически, как пассивное внешнее воздействие среды на организм, а не как активное практическое усвоение среды организмом, благодаря чему и осуществляется саморегуляция его функций и саморазвитие живых систем. Для того чтобы психические процессы как отражение действительности могли играть роль сигналов, определяющих поведение живого организма, нужно, чтобы организм и среда составляли единую целостную, «гомогенную» систему. Только при таком условии между ними может существовать «сообщаемость» и ;в этом целом психические процессы не являются инородным элементом. Принципы устройства технических саморегулирующихся систем и закономерности условно рефлекторной деятельности говорят о том, что любое явление действительности превращается в сигнал лишь тогда, когда оно становится моментом целостной саморегулирующейся системы. При этом оно в снятом виде содержит в себе сущность целого, а не только отдельных его элементов. Только приняв в себе целостное определение саморазвивающейся системы (организм — среда), психические процессы — сигналы могут оказывать существенное влияние на соматические функции организма. Понимание психических процессов как носителей сущности реальных взаимоотношений организма и среды дает возможность с действительно научной точки зрения понять то на самом деле колоссальное влияние, которое психика оказывает на соматические процессы. Психические и соматические процессы — это одновременно совершающиеся процессы как моменты саморегуляции организма человека через окружающую его социальную и природную среду.
Обсуждая эту проблему, нужно констатировать все еще недостаточное использование данных ряда медицинских наук философами-марксистами для дальнейшего развития некоторых положений теории познания и недостаточный обмен мнениями между философами и медиками по данной проблеме. А как показывает обзор попыток решения психосоматической проблемы в современной психосоматической медицине и ее постановка с принципиальных позиций марксистско-ленинской теории отражения, — это проблема, имеющая и медицинский, и философский аспект.
1.3. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Учение И. П. Павлова имеет непосредственное отношение к психосоматической проблеме во всех ее аспектах. Прежде всего учение И. П. Павлова имеет принципиально важное значение для понимания соотношения психического и физиологического, а следовательно, и для решения проблемы влияния психических процессов на физиологические функции организма. Известны мысли И. П. Павлова о том, что условный рефлекс — явление одновременно психическое и физиологическое. И. П. Павлов рассматривал психосоматическую проблему с подлинно научных позиций. Он ратовал за материалистическое понимание психосоматической проблематики на основе изучения сущности психического при помощи естественнонаучных методов. Он писал, что «для истинно научного понимания наших невропатологических симптомов и успешной борьбы с ними нужно расстаться со столь вкоренившимся в нас отграничением психического от соматического. Всюду и всегда необходимо идти к физиологическому обоснованию как в отношении болезнетворных агентов, так и в отношении реакций на них со всеми их последствиями, т. е. переводить всю психогению и симптоматику на физиологический язык» [11].
Многочисленные физиологические и психологические исследования посвящены изучению второй сигнальной системы. По отношению к психосоматической проблематике это проявляется в виде изучения лечебного и патогенного значения слова. Сейчас безусловно доказано, что слово может привести к таким же изменениям в деятельности организма, как и любой безусловный или первосигнальный условно рефлекторный раздражитель. Однако и до сих пор еще не созданы адекватные методики изучения филологической, психологической и гносеологической сущности явлений, которые относятся ко второй сигнальной системе. Больше всего изучено значение слова в регуляции функций организма в состоянии гипноза. Причиной отставания в изучении второй сигнальной системы является как отсутствие конкретных физиологических и психологических методик, так и неразработанность теоретических проблем, связанных с ней. Само понимание сущности второй сигнальной системы как сигнала сигналов являются недостаточно четким для понимания высших психических функций человека и прежде всего человеческого мышления. Нужна работа по выяснению не только физиологической, но и гносеологическом природы человеческого слова. Только такое комплексное решение может и плодотворным для изучения психосоматической проблемы. К сожалению, нужно отметить, что односторонний физиологический подход наблюдается и при изучении гипноза.
Существует огромная физиологическая литература, которая очень подробно описывает кривые электроэнцефалограммы в различных фазах гипноза, но нет ни одной серьезной работы, которая исследовала бы вопрос об изменениях, происходящих в структуре личности, которая рассматривала бы проблему соотношения сознания и бессознательного, объекта и субъекта во время гипноза. Как нам кажется, это область, где может осуществиться и где насущно необходимо сотрудничество философов и медиков.
На основе условно рефлекторной теории ныне сформулирована кортико-висцеральная концепция. Она основана на фактах, которые говорят об условнорефлекторном изменении деятельности внутренних органов в прямом влиянии раздражений коры головного мозга на эти органы,
С естественнонаучной точки зрения кортико-висцеральная концепция не вполне учитывает существенную роль в возникновении ряда заболеваний некоторых нейро-гуморальных факторов и подкорковых образований. Иногда с позиций этой теории психосоматические отношения с исключительно к взаимоотношениям коры головного мозга и внутри органов. Она недостаточно учитывает ряд психических и личностных факторов и прежде всего эмоциональных. Так как эта теория основана на данных, полученных в основном в опытах на животных, то она не учитывает и роли сложных взаимоотношений человека в обществе. В известном смысле кортико-висцеральная теория ограничена и в методическом отношении.
В принципе кортико-висцеральные взаимоотношения нужно понимать как часть, как сторону более общей и многогранной психосоматической проблемы. Кортико-висцеральная теория больше описывает влияние головного мозга как анатомического образования на внутренние органы. Нельзя отождествлять кортико-висцеральные взаимоотношения как механизм осуществления влияния внешнего мира на функции организма с сущностью этого влияния, ибо изучение кортико-висцеральпых взаимоотношений объясняет нам, как осуществляется влияние социальной среде человека, но не объясняет, в чем сущность его, не отвечает на вопрос: почему оно происходит?
В основе отождествления кортико-висцеральных взаимоотношений с психосоматическими, на наш взгляд, лежат две причины. Во-первых, многие авторы считают, что раз кора головного мозга является органом сложнейших взаимоотношений организма со средой, то, говоря о коре, якобы можно подразумевать всю психическую деятельность организма. Здесь происходит замена реальных взаимоотношений организма и среды органом, имеющих ведущее значение в осуществлении этих отношений. Во-вторых, молчаливо признается, что единственным подходом к психосоматической проблеме с позиций учения об условных рефлексах является тот, который связан с кортико-висцеральной теорией.
Надо сказать, что такое смешение принципа с его конкретным применением при помощи какой-то определенной методики, определенного объекта, имеющего свои специфические особенности, чреват отрицательными последствиями. И эти последствия мы видим в последнее время. Среди части физиологов, клиницистов и психологов существует нигилистическое отношение к кортико-висцеральной теории и к павловскому учению вообще.
В основе такого в принципе неверного подхода лежит тот факт, что за последние годы были открыты новые явления и подходы к изучению деятельности нервной системы. Отсюда были сделаны выводы, что и принципы павловской рефлекторной теории представляют лишь исторический интерес. Гносеологическим корнем этого неверного вывода является то, что авторы такого взгляда в новооткрытых явлениях не могут увидеть специфического проявления основного принципа условного рефлекса. Столь же неправилен в понимании павловского учения догматический подход. Гносеологическая сущность его заключается в утверждении о том, что сам принцип условных рефлексов не может существовать в других явлениях, кроме тех, которые были открыты и изучены И. П. Павловым, и что не могут быть найдены другие методологические подходы к изучению высшей нервной деятельности. И тот и другой подход не могут способствовать дальнейшему творческому развитию и обогащению учения о высшей нервной деятельности. Они являются как бы двумя сторонами одной и той же* медали: и в том и в другом за конкретным проявлением принципа не могут увидеть его сущности.
Кроме этих двух основных подходов к учению о высшей нервной деятельности существует еще и упрощенческий, эклектический подход. В психосоматической медицине эклектический подход встречается очень часто. Принципы павловского учения нередко эклектически сочетаются с фрейдизмом и другими направлениями, которые принципиально отличаются от учения о высшей нервной деятельности. То, что психосоматики ссылаются на И. П. Павлова, пытаются подойти к некоторым собственным проблемам с позицией его учения, понятно, но мы должны подвергать острой и принципиальной критике извращение основ и идейно методологической направленности павловского учения о высшей нервной деятельности. При этом принципиальная критика, вскрывающая внутренние противоречия и несостоятельность теоретических построений эклектиков-психосоматиков, должна всегда сопровождаться конструктивным решением с принципиальных павловских позиций тех вопросов, которые ставятся психосоматиками.
1.4.УРБАНИЗАЦИЯ, ТЕХНИЗАЦИЯ И ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
Вглядываясь в даль будущего человечества, равно недиалектично видеть его неким блистающим раем с идеальными условиями существования людей, не имеющих никаких недостатков, и, напротив, видеть людей измученными, потерявшими здоровье и покой под гнетом урбанизации и технизации их жизни.. Как неисчерпаемо развитие мира и человечества, так неисчерпаемы возникающие и вновь разрешаемые, чтобы родиться и новых формах, противоречия, являющиеся и следствием и причиной этого развития. Задача ученого марксиста — видеть и раскрывать эти противоречия, чтобы, правильно понимая их, овладевать ими, а тем самым и управлять ими, направлять развитие к нужной цели.
Задача психолога— с позиций психологии личности и социальной психологии рассмотреть личность и коллектив и показать их роль в разрешении существующих и назревающих в рассматриваемой области противоречий.
Включение личности как промежуточного звена, опосредующего все реакции человека на воздействия внешнего мира, само по себе еще мало что говорит, так как может пониматься по-разному. Вот почему основной и глубоко правильный тезис С. Л. Рубинштейна, лежащий в основе личностного подхода, не может трактоваться сам по себе, без включения в контекст общего понимания личности. Включенный же в этот контентекст, он позволяет понять многое. С. И. Рубинштейн писал: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются в внешние воздействия»[12]. Но психолог-идеалист эту воедино связанную совокупность внутренних условий будет трактовать как «божественную сущность» — душу; психолог-персоналист, недалеко ушедший от первого, как некую личностную субстанцию; а психолог-бихевиорист, облачившийся сейчас в наряд вульгарно-кибернетической фразеологии,— как «черный ящик», превращающий стимул в реакцию. Вот почему, прежде чем определить сущность личностного подхода и показать возможности личности в разрешении противоречий, создаваемых урбанизацией и технизацией, необходимо хотя бы кратко (и с отсылкой к относительно легко доступной литературе) остановиться на понимании сущности личности, на том, как ее понимаем мы, развивая далее взгляды С. Л. Рубинштейна.
В понимании личности теоретически наиболее оправдано, а практически наиболее удобно исходить из опоры на системно-структурный анализ, понимая под структурой единство элементов, целостности и их всесторонних связей. Последнее определение соответствует определению, даваемому сейчас структуре как философской категории.
Если за целое взять человека как биосоциальное существо, то его элементами будут его биологические, социальные и биосоциальные свойства, являющиеся у конкретного человека как индивидуума его особенностями, так как они всегда чем-то будут отличаться от таких же свойств другого человека. Клеткам человека необходим кислород, и при его недостаче человек переживает потребность в нем. Это биологическое свойство человека, так же как и голод. Но К. Маркс говорил: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» [13].
Этот пример различия биологического свойства человека и его биосоциального свойства.