Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа
Вряд ли существует такой период в истории медицины, когда врачи не интересовались бы проблемами психики, духа, их влиянием на функции человеческого тела. В процессе исторического развития медицины оформились три практически и теоретически важных аспекта этой проблемы:
1) влияние психики на функции организма и ее роль в возникновении той или другой патологии;
2) влияние патологических изменений различных органов тела на состояние психики;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психосоматические проблемы и их особенности в медицине...…8
1.1. Философская оценка психосоматических концепций…………….8
1.2. Философский и медицинский аспекты психосоматической
проблемы…………………………………………………………...14
1.3. Условный рефлекс и психосоматическая проблема…………….20
1.4. Урбанизация, технизация и психика человека…………………...24
1.5. Современное общество и проблема адаптации человека………..33
Глава 2. Особенности психосоматического статуса у беременных с гипертензией, вызванной беременностью…………………………………48
2.1. Классификация артериальной гипертензии у беременных……….50
2.2. Психосоциальная дезадаптация женщин как особенность психосоматического статуса у беременных с ГВБ…………………….59
2.3. Методика проведения аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики (по В.В. Абрамченко)…………………….60
Заключение………………………………………………………………………72
Список использованной литературы…………………………
5. Упражнения для укрепления длинных мышц спины и увеличения гибкости позвоночника: «наклоны корпуса назад»; «гребля» (сидя на гимнастической скамейке); «подъемы таза» и упражнения в коленно-кистевом положении.
6. Упражнения для профилактики и лечения плоскостопия, к возникновению которого у женщин во второй половине беременности предрасполагает значительное увеличение массы тела и изменение центра тяжести, в сочетании с разрыхлением связочного аппарата и хрящей суставных сочленений стоп.
Упражнения заключаются в ходьбе на носках, пятках, наружных сводах стоп, с подогнутыми пальцами, захватывании пальцами стоп носка, лежащего на полу, и удерживание его на весу, одновременно возможно выполнение нижними конечностями простейших гимнастических упражнений (приведение, отведение, разведение ног, сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах и т. п.). Эти упражнения выполняются в исходных положениях сидя на стуле или сидя на гимнастической скамейке.
7. Упражнения для мышц тазового дна: «приседания» (стоя у гимнастической стенки, опора руками о рейку на уровне локтей; стоя в кругу взявшись за руки); «широкое разведение коленей при сомкнутых стопах» (сидя на полу, на гимнастической скамейке, лежа на полу); «отведение ноги с помощью руки» (стоя, опора рукой о рейку гимнастической стенки); «высокий подъем ноги на рейку гимнастической стенки», усложнение данного упражнения — одновременный наклон корпуса вперед; «ходьба с выпадами».
8. Упражнения на сокращение (напряжение) мышц должны обязательно чередоваться с упражнениями на расслабление.
Во время расслабления улучшается крово-лимфообращение в расслабленных мышцах и окружающих тканях, улучшаются трофические процессы, лучше эвакуируются продукты обмена веществ, накопившиеся за время работы.
Во время родов уменье произвольно расслаблять скелетную мускулатуру в паузах между схватками и потугами приобретает для женщины особенно большое значение, т. к. это замедляет развитие у нее утомления и способствует более совершенной сократительной деятельности отдохнувших мышц.
Упражнения на расслабление мышц верхних конечностей, шеи и плечевого пояса могут даваться в исходном положении стоя и сидя; расслабление мышц нижних конечностей стоя может приводиться только по очереди для каждой ноги — «потряхивание»; расслабление всех мышечных групп туловища и конечностей может быть осуществлено только лежа.
Произвольным расслаблением скелетной мускулатуры до обучения владеют очень немногие женщины. Овладение этим навыком многим дается нелегко, снижение подвижности корковых процессов особенно затрудняет произвольное расслабление.
9. Упражнения на координацию движения и на внимание целенаправлены на совершенствование течения тормозно-возбудительных процессов в центральной нервной системе. Примером могут служить «контрастные упражнения» напряжением одних мышечных групп при одновременном расслаблении других: широкое разведение коленей при сомкнутых стопах и одновременно выполнение «волна» верхними конечностями; ходьба с притопыванием и хлопками в ладоши по заданию и т. д.
10. Упражнения на преодоление трудностей. К числу этих упражнений могут быть отнесены: а) все упражнения с максимально возможной амплитудой движения в суставах, т. к. выполнение их сопряжено с преодолением трудностей; б) «контрастные» упражнения (напряжение одних мышечных групп, с одновременным расслаблением других); в) упражнения на скорость и координацию движения для мелких мышечных групп: быстрая пронация и супинация ладоней вытянутых рук с одновременным медленным постепенным разведением и сведением рук.
11. Упражнения для приобретения беременными женщинами навыков на выполнение некоторых движений и на принятие определенных положений тела в родах: лежа на спине подъемы таза с опорой на стопы и лопатки; сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах и притягивание их к животу при одновременном максимально возможном разведении стоп; «иммитация потуг с задержками дыхания, но без натуживания». Данные упражнения следует начинать с 32-х недель беременности и вырабатывать к ним у беременных двигательный стереотип до самых родов; выполнение их должно обязательно сопровождаться разъяснениями врача и методиста о родовом акте, его периодах, поведении роженицы во II периоде, и значении овладения выполнением данных упражнений для более быстрого и благоприятного течения родов.
Заключительная часть занятия должна состоять из простейших упражнений типа обычных движений, не требующих для их выполнения ни преодоления трудностей, ни концентрации внимания: ходьба прогулочным шагом с различными положениями рук (вдоль туловища, на поясе, за спиной); ходьба с глубоким дыханием и разведением рук; ходьба с палкой под лопатками (при необходимости выправления осанки); упражнения на расслабление мышц шеи, плечевого пояса и верхних конечностей.
Специфической особенностью гимнастики является возможность дозирования двигательной нагрузки: облегчение путем членения отдельных упражнений и разучивания их по частям, овладение на занятии лишь одной частью упражнения, а по мере приобретения навыков выполнения простейших упражнении, широкое использование комбинаций из отдельных упражнений с нарастающей сложностью по трудности выполнения.
Дозировка нагрузки осуществляется также за счет увеличений числа повторений при выполнении каждого упражнения, «плотности» занятия, т. е. процентным отношением времени фактического выполнения упражнения к занятию в целом.
Малая плотность занятия — 8—12%, средняя до 25—30%, высокая плотность свыше 30% способствует выработке выносливости. Применяемая нами плотность в занятиях равна 25—30% на I и II этапах и до 40—50% на III и IV.
Рекомендуя в гимнастике для беременных определенные методические требования, указывая на необходимость целенаправленного включения в занятия ряда видов упражнений с расположением их по степени возрастающей трудности выполнения, мы, отнюдь не пропагандируем догматический комплекс упражнений, каждый этап занятий и на каждую фазу беременности.
Для здоровых беременных женщин степень нагрузки в занятиях, интенсивность нарастания нагрузок, скорость перехода от легкого к трудному лимитируются, в основном, физическим развитием занимающихся, степенью их адаптации к выполнению физических упражнений, скоростью усвоения преподаваемого материала и регулируются врачом и методистом в процессе занятий,
Инструктор-методист должен следить за самочувствием, col стоянием и реакциями организма матери и ее внутриутробного» плода (наблюдение за частотой сердцебиения плода и шевеления плода до и после каждого занятия, за сократительной активностью матки), за применяемыми физическими нагрузками.
Проведя классификацию артериальной гипертензии у беременных, приходим к выводу о том , что особенностью психосоматического статуса у беременных с ГВБ является психосоциальная дезадаптация .
Для того, чтобы помочь женщине выносить плод, В.В. Абрамченко предлагает комплекс аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики.
Физическое воспитание направлено на совершенствование физического развития, укрепление здоровья и развитие морально-волевых качеств людей.
Правильная организация аутогенной тренировки физиопсихопрофилактики , с учетом пола, возраста, здоровья и периода жизни людей, предусматривает знание и использование всех новейших достижений смежных дисциплин (анатомии, физиологии, гигиены, педагогики, психологии и соответствующих отраслей клинической медицины — педиатрии, терапии, геронтологии, хирургии, ортопедии, акушерства и гинекологии и т. д.).
Таким образом, подводя итог работе, отметим, что психосоматическая проблема в акушерстве имеет свои особенности. К ним относятся:
- философская оценка психосоматических концепций;
- психосоциальная дезадаптация женщин;
- проблема условного рефлекса;
- проблемы психики человека, связанные с урбанизацией и технизацией общественных явлений.
Особенностями психосоматического статуса у беременных с гипертензией, вызванных беременностью, является психосоциальная дезадаптация.
Беременность, как физиологический период жизни женщины требует выделения в ее физическом воспитании специального раздела «физическое воспитание беременных женщин», в котором задачи и выбор средств обусловливается особенностями состоянии и функциональными сдвигами, происходящими в организме женщины во время беременности.
Современной биологией и медициной научно установлено наличие теснейшей взаимосвязи между организмом матери и плода возможность влияния на плод воздействиями через мать.
Поэтому подготовка беременных к родам имеет в виду влияние проводимых мероприятий не только на мать, но и на внутриутробный плод и ставит своей целью содействовать не только благоприятному течению беременности и родов, но и полноценному внутриутробному развитию плода, повышению сопротивляемости его организма воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды и этим снижению перинатальной смертности и заболеваемости.
Вынашивание плода и родовой акт предъявляют требования к усиленному функционированию в эти периоды всех органов и систем организма женщины и к более сложной координационной деятельности ее центральной нервной системы, обеспечивающей их слаженное полноценное функционирование.
В связи с этим подготовка беременных к родам должна быть всесторонней, касающейся, непосредственно или опосредованно, всех систем и жизненно важных функций организма. Ее первоочередными задачами являются:
1. Регулирование течения тормозно-возбудительных процессов в центральной нервной системе и ее высшем отделе — коре головного мозга.
2. Создание у беременных благоприятного эмоционального фона, уверенности в благополучном течении и исходе беременности и родов.
3. Возможное совершенствование физического развития матери и ребенка.
4. Укрепление здоровья и закаливание ее организма.
5. Выработка у беременной сознательного отношения к родам путем сообщения ей необходимых знаний по физиологии течения беременности, родов и послеродового периода.
6. Обучение правилам личной гигиены женщины в периоде беременности, в послеродовом периоде и уходу за новорожденным.
7. Выработка у беременной необходимых двигательных навыков для экономного расходования сил в родах.
8. Развитие морально-волевых качеств, необходимых женщине для успешного преодоления известных трудностей в родах.
Психо-физическое воспитание содержит в себе те средства и методы медико-педагогического воздействия, которые в отношении беременных женщин могут обеспечить выполнение вышеперечисленных требований, представляющие собой взаимосочетание физической и психо-профилактической подготовки к родам.
Средствами физического и психического воспитания, подлежащими использованию при подготовке беременных женщин к родам, являются: I) регламентация образа жизни, режима дня и двигательного режима; 2) привитие навыков личной гигиены; 3) проведение индивидуальных и групповых бесед для сообщения беременным женщинам необходимых им знаний из физиологии и медицины; 4) занятия специальной гимнастикой под руководством методиста-инструктора и под контролем врача; 5) использование факторов природы (солнца, воздуха и воды) и средств физиотерапии для укрепления здоровья и закаливания организма; 6) занятия (показанными для беременных и индивидуально допустимыми), элементами некоторых видов спорта — плавание, загородные прогулки пешком и на лыжах, катанье на коньках.
Список использованной литературы
1. Абрамченко В.В.Психосоматическое акушерство. – М., Медицина, 2005.
2. Абрамченко В.В. Современные методы подготовки беременных к родам. – СПб, Институт акушерства и гинекологии АМН РФ им. Д.О. Отта, 1991.
3. Вагралик В.Г. О современном направлении медицинской науки. Терапевтический архив. – М., Медицина, 2006. С. 213 -215.
4. Дарвин Ч. Сочинения . 1939. Т.3. Гл. 6. С. 124 -125.
5. К Маркс , Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2 –н, Т.12. с. 718.
<