Гипертензия у беременных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание

Вряд ли существует такой период в истории медицины, когда врачи не интересовались бы проблемами психики, духа, их влиянием на функции человеческого тела. В процессе исторического развития медицины оформились три практически и теоретически важных аспекта этой проблемы:
1) влияние психики на функции организма и ее роль в возникновении той или другой патологии;
2) влияние патологических изменений различных органов тела на состояние психики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психосоматические проблемы и их особенности в медицине...…8
1.1. Философская оценка психосоматических концепций…………….8
1.2. Философский и медицинский аспекты психосоматической
проблемы…………………………………………………………...14
1.3. Условный рефлекс и психосоматическая проблема…………….20
1.4. Урбанизация, технизация и психика человека…………………...24
1.5. Современное общество и проблема адаптации человека………..33

Глава 2. Особенности психосоматического статуса у беременных с гипертензией, вызванной беременностью…………………………………48
2.1. Классификация артериальной гипертензии у беременных……….50
2.2. Психосоциальная дезадаптация женщин как особенность психосоматического статуса у беременных с ГВБ…………………….59
2.3. Методика проведения аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики (по В.В. Абрамченко)…………………….60

Заключение………………………………………………………………………72
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Гипертензия у беременных.doc

— 351.00 Кб (Скачать документ)

5.  Упражнения для укрепления длинных мышц спины и увеличения гибкости позвоночника: «наклоны корпуса назад»; «гребля» (сидя на гимнастической скамейке); «подъемы таза» и упражнения в коленно-кистевом положении.

6.  Упражнения для профилактики и лечения плоскостопия, к возникновению которого у женщин во второй половине беременности предрасполагает значительное увеличение массы тела и изменение центра тяжести, в сочетании с разрыхлением связочного аппарата и хрящей суставных сочленений стоп.

Упражнения заключаются в ходьбе на носках, пятках, наружных сводах стоп, с подогнутыми пальцами, захватывании паль­цами стоп носка, лежащего на полу, и удерживание его на весу, одновременно возможно выполнение нижними конечностями про­стейших гимнастических упражнений (приведение, отведение, разведение ног, сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах и т. п.). Эти упражнения выполняются в исходных положениях сидя на стуле или сидя на гимнастической скамейке.

7.  Упражнения для мышц тазового дна: «приседания» (стоя у гимнастической стенки, опора руками о рейку на уровне лок­тей; стоя в кругу взявшись за руки); «широкое разведение ко­леней при сомкнутых стопах» (сидя на полу, на гимнастической скамейке, лежа на полу); «отведение ноги с помощью руки» (стоя, опора рукой о рейку гимнастической стенки); «высокий подъем ноги на рейку гимнастической стенки», усложнение дан­ного упражнения — одновременный наклон корпуса вперед; «ходьба с выпадами».

8.  Упражнения   на  сокращение   (напряжение)   мышц  должны обязательно чередоваться с упражнениями на расслабление.

Во время расслабления улучшается крово-лимфообращение в расслабленных мышцах и окружающих тканях, улучшаются трофические процессы, лучше эвакуируются продукты обмена веществ, накопившиеся за время работы.

Во время родов уменье произвольно расслаблять скелетную мускулатуру в паузах между схватками и потугами приобретает для женщины особенно большое значение, т. к. это замедляет раз­витие у нее утомления и способствует более совершенной сокра­тительной деятельности отдохнувших мышц.

Упражнения на расслабление мышц верхних конечностей, шеи и плечевого пояса могут даваться в исходном положении стоя и сидя; расслабление мышц нижних конечностей стоя может приводиться только по очереди для каждой ноги — «потряхива­ние»; расслабление всех мышечных групп туловища и конечностей может быть осуществлено только лежа.

Произвольным расслаблением скелетной мускулатуры до обу­чения владеют очень немногие женщины. Овладение этим навы­ком   многим  дается    нелегко,   снижение   подвижности   корковых  процессов особенно затрудняет произвольное расслабление.

9.  Упражнения на координацию движения и на внимание целенаправлены на совершенствование течения тормозно-возбудительных процессов в центральной нервной системе. Примером могут служить «контрастные упражнения» напряжением одних мышечных групп при одновременном расслаблении других: широкое разведение коленей при сомкнутых стопах и одновременно вы­полнение «волна» верхними конечностями; ходьба с притопыва­нием и хлопками в ладоши по заданию и т. д.

10.  Упражнения на преодоление трудностей. К числу этих упражнений могут быть отнесены: а) все упражнения с макси­мально возможной амплитудой движения в суставах, т. к. выпол­нение их сопряжено с преодолением трудностей; б) «контрастные» упражнения (напряжение одних мышечных групп, с одновремен­ным расслаблением других); в) упражнения на скорость и коор­динацию движения для мелких мышечных групп: быстрая прона­ция и супинация ладоней вытянутых рук с одновременным мед­ленным постепенным разведением и сведением рук.

11.  Упражнения для приобретения беременными женщинами навыков на выполнение некоторых движений и на принятие опре­деленных положений тела в родах: лежа на спине подъемы таза с опорой на стопы и лопатки; сгибание ног в коленных и тазо­бедренных суставах и притягивание их к животу при одновремен­ном максимально возможном разведении стоп; «иммитация потуг с задержками дыхания, но без натуживания». Данные упражне­ния следует начинать с 32-х недель беременности и выра­батывать к ним у беременных двигательный стереотип до самых родов; выполнение их должно обязательно сопровождаться разъ­яснениями врача и методиста о родовом акте, его периодах, по­ведении роженицы во II периоде, и значении овладения выпол­нением данных упражнений для более быстрого и благоприятного течения родов.

Заключительная часть занятия должна состоять из простейших упражнений типа обычных движений, не требующих для их вы­полнения ни преодоления трудностей, ни концентрации внимания: ходьба прогулочным шагом с различными положениями рук (вдоль туловища, на поясе, за спиной); ходьба с глубоким дыха­нием  и  разведением  рук;  ходьба  с  палкой под  лопатками   (при необходимости  выправления  осанки); упражнения  на  расслабление мышц шеи, плечевого пояса и верхних конечностей.

Специфической особенностью гимнастики является возможность дозирования двигательной нагрузки: облегчение путем  членения отдельных упражнений и разучивания их по частям, овладение на занятии лишь одной частью упражнения, а по мере приобретения навыков выполнения простейших упражнении, широкое использование комбинаций из отдельных упражнений с нарастающей сложностью по трудности выполнения.

Дозировка нагрузки осуществляется также за счет увеличений числа повторений при выполнении каждого упражнения, «плотности» занятия, т. е. процентным отношением времени фактического выполнения упражнения к занятию в целом.

Малая плотность занятия — 8—12%, средняя до 25—30%, вы­сокая плотность свыше 30% способствует выработке выносливости. Применяемая нами плотность в занятиях равна 25—30% на I и II этапах и до 40—50% на III и IV.

Рекомендуя в гимнастике для беременных определенные методические требования, указывая на необходимость целенаправлен­ного включения в занятия ряда видов упражнений с расположением их по степени возрастающей трудности выполнения, мы, отнюдь не пропагандируем догматический комплекс упражнений, каждый этап занятий и на каждую фазу беременности.

Для здоровых беременных женщин степень нагрузки в занятиях, интенсивность нарастания нагрузок, скорость перехода от легкого к трудному лимитируются, в основном, физическим развитием занимающихся, степенью их адаптации к выполнению физических упражнений, скоростью усвоения преподаваемого материала и регулируются врачом и методистом в процессе занятий,

Инструктор-методист должен следить за самочувствием, col стоянием и реакциями организма матери и ее внутриутробного» плода (наблюдение за частотой сердцебиения плода и шевеления плода до и после каждого занятия, за сократительной актив­ностью матки), за  применяемыми физическими нагрузками.

              Проведя классификацию артериальной гипертензии у беременных, приходим к выводу о том , что особенностью психосоматического статуса у беременных с ГВБ  является  психосоциальная дезадаптация .

              Для того, чтобы помочь женщине выносить плод, В.В. Абрамченко предлагает комплекс аутогенной  тренировки и физиопсихопрофилактики.

Физическое воспитание направлено на совершенствование физического развития, укрепление здоровья и развитие мораль­но-волевых качеств людей.

Правильная организация аутогенной тренировки физиопсихопрофилактики , с учетом пола, возраста, здоровья и периода жизни людей, предусматри­вает знание и использование всех новейших достижений смежных дисциплин (анатомии, физиологии, гигиены, педагогики, психоло­гии и соответствующих отраслей клинической медицины — педиатрии, терапии, геронтологии, хирургии, ортопедии, акушерства и гинекологии и т. д.).

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

              Таким образом, подводя итог работе, отметим, что психосоматическая проблема в акушерстве имеет свои особенности. К ним относятся:

              - философская оценка психосоматических концепций;

              - психосоциальная дезадаптация женщин;

              - проблема условного рефлекса;

- проблемы психики человека, связанные с урбанизацией и технизацией общественных явлений.

Особенностями психосоматического статуса у беременных с гипертензией, вызванных беременностью, является психосоциальная дезадаптация.

Беременность, как физиологический период жизни женщины требует выделения в ее физическом воспитании специального раздела «физическое воспитание беременных женщин», в котором задачи и выбор средств обусловливается особенностями состоянии и функциональными сдвигами, происходящими в организме женщины во время беременности.

Современной биологией и медициной научно установлено на­личие теснейшей взаимосвязи между организмом матери и плода возможность влияния на плод воздействиями  через мать.

Поэтому подготовка беременных к родам имеет в виду влияние проводимых мероприятий не только на мать, но и на внутриутробный плод и ставит своей целью содействовать не только благоприятному течению беременности и родов, но и полноценному внутриутробному развитию плода, повышению сопротивляемости его организма воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды и этим снижению перинатальной смертности и заболеваемости.

Вынашивание плода и родовой акт предъявляют требования к усиленному функционированию в эти периоды всех органов и систем организма женщины и к более сложной координационной деятельности ее центральной нервной системы, обеспечивающей их слаженное полноценное функционирование.

В связи с этим подготовка беременных к родам должна быть всесторонней, касающейся, непосредственно или опосредованно, всех систем и жизненно важных функций организма. Ее перво­очередными задачами являются:

1.  Регулирование течения тормозно-возбудительных процессов в центральной нервной системе и ее высшем отделе — коре го­ловного мозга.

2.  Создание у беременных благоприятного эмоционального фона, уверенности в благополучном течении и исходе беремен­ности и родов.

3.   Возможное совершенствование физического развития матери и ребенка.

4.  Укрепление здоровья и закаливание ее организма.

5.   Выработка у беременной сознательного отношения к родам путем сообщения ей необходимых знаний по физиологии течения беременности, родов и послеродового периода.

6.  Обучение правилам личной гигиены женщины в периоде беременности, в послеродовом периоде и уходу за новорожденным.

7.   Выработка у беременной необходимых двигательных навыков для экономного расходования сил в родах.

8.  Развитие морально-волевых качеств, необходимых женщине для успешного преодоления известных трудностей в родах.

Психо-физическое воспитание содержит в себе те средства и методы медико-педагогического воздействия, которые в отношении бере­менных женщин могут обеспечить выполнение вышеперечислен­ных требований, представляющие собой взаимосочетание физической и  психо-профилактической подготовки к родам.

Средствами физического и психического воспитания, подлежащими использо­ванию при подготовке беременных женщин к родам, являются: I) регламентация образа жизни, режима дня и двигательного режима; 2) привитие навыков личной гигиены; 3) проведение ин­дивидуальных и групповых бесед для сообщения беременным женщинам необходимых им знаний из физиологии и медицины; 4) занятия специальной гимнастикой под руководством методи­ста-инструктора и под контролем врача; 5) использование факто­ров природы (солнца, воздуха и воды) и средств физиотерапии для укрепления здоровья и закаливания организма; 6) занятия (показанными для беременных и индивидуально допустимыми), элементами некоторых видов спорта — плавание, загородные про­гулки пешком и на лыжах, катанье на коньках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список использованной литературы

1.      Абрамченко В.В.Психосоматическое акушерство. – М., Медицина, 2005.

2.      Абрамченко В.В. Современные методы подготовки беременных к родам. – СПб, Институт акушерства и гинекологии АМН РФ им. Д.О. Отта, 1991.

3.      Вагралик В.Г. О современном направлении медицинской науки. Терапевтический архив. – М., Медицина, 2006. С. 213 -215.

4.      Дарвин Ч. Сочинения . 1939. Т.3. Гл. 6. С. 124 -125.

5.      К Маркс , Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2 –н, Т.12. с. 718.

<

Информация о работе Гипертензия у беременных