Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа
Вряд ли существует такой период в истории медицины, когда врачи не интересовались бы проблемами психики, духа, их влиянием на функции человеческого тела. В процессе исторического развития медицины оформились три практически и теоретически важных аспекта этой проблемы:
1) влияние психики на функции организма и ее роль в возникновении той или другой патологии;
2) влияние патологических изменений различных органов тела на состояние психики;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психосоматические проблемы и их особенности в медицине...…8
1.1. Философская оценка психосоматических концепций…………….8
1.2. Философский и медицинский аспекты психосоматической
проблемы…………………………………………………………...14
1.3. Условный рефлекс и психосоматическая проблема…………….20
1.4. Урбанизация, технизация и психика человека…………………...24
1.5. Современное общество и проблема адаптации человека………..33
Глава 2. Особенности психосоматического статуса у беременных с гипертензией, вызванной беременностью…………………………………48
2.1. Классификация артериальной гипертензии у беременных……….50
2.2. Психосоциальная дезадаптация женщин как особенность психосоматического статуса у беременных с ГВБ…………………….59
2.3. Методика проведения аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики (по В.В. Абрамченко)…………………….60
Заключение………………………………………………………………………72
Список использованной литературы…………………………
Большинство из многих десятков существующих попыток определения личности по существу определяет не личность, а человека. В качестве примера можно привести такое довольно распространенное определение: «Личность — это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений». Но ведь с не меньшим, а с большим правом можно сказать: «Человек — существо в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений». И это только несколько более развернутое и современное определение, чем данное еще Аристотелем; человек — это политическое животное. всех определений личности самым точным и самым емким является : личность — это человек как носитель сознания. При этом, конечно, мне здесь понимается не как пассивное, созерцательное (как его понимал JI. Фейербах), а в ленинском его понимании, определяющем актив-деятельность человека
Наконец, в высшей, наиболее определяющей индивидуальный облик личности первой подструктуре, в которую входят влечения, интересы, стремления, идеалы, мировоззрения и убеждения, активность, возрастая в этом же порядке, наиболее полноценно проявляется в убеждениях личности. Направленность завершает иерархию подструктур личности. Она опирается на подструктуры более низких личностных уровней и вместе с тем организует их.
Такое понимание личности насыщает ее определенным содержанием как «воедино связанную совокупность внутренних условий» (С. Л. Рубинштейн). Оно нацело отметает идеалистическое, персоналистическое и бихевиористическое ее понимание. Оно позволяет дать определение сущности личностного подхода вообще и в разбираемой проблеме в частности.
Личностный подход — это подход к человеку как к целостной личности с учетом всей ее динамической функциональной структуры и понимании всей субъективной жизни личности и ее отдельных внутренних и внешних проявлений как проявлений целостной личности, преломленных в ее отдельных подструктурах',
Все внешние физические и социальные воздействия на человека (а следовательно, и на группу людей) вызывают у него в конечном счете одну из трех потребностей. Две из них более простые: потребность в продолжении (повторении) этого воздействия или потребность в его прекращении. Третья, усложняющая вторую, — это потребность к замене одного воздействия другим. По своей психологической природе эти три группы потребностей весьма различны. Любая группа потребностей представляет собой отражение сознанием объективной нужды в чем-либо. При этом может быть (что чрезвычайно важно для разбираемой проблемы) нужда либо организма, либо личности человека. Третья группа усложняет вторую за счет включения в ее структуру образов первой группы, сохраненных памятью. Поэтому, хотя основным объектом нашего анализа являются потребности второй и более всего третьей группы, вызываемые воздействиями на человека результатов урбанизации и технизации его жизни, нет оснований полностью игнорировать и потребности первой группы.
Потребность как психическое состояние становится мотивом (от французского слова motif — побуждение) к деятельности. Эта деятельность может быть индивидуальной, может быть групповой, но может стать и традицией как групповой привычкой. Если мотив в результате каких-либо противодействий остается неудовлетворенным, то возникает своеобразная дезорганизация сознания личности и деятельности, получившая название фрустрации.
Но человечество ведь не родилось в каменных трущобах капиталистических городов. Всем своим прошлым оно связано с природой, определившей у личности потребности первой группы. Отсюда неодолимое стремление и каждой личности, и их групп, и всего человечества к общению с природой. Активность этого стремления включает все проявления активности, свойственные всем четырем подструктурам личности. Это и чисто биологическая активность темперамента, и чисто социальная активность убеждений, и все промежуточные ее формы. Понятно, что в своих конкретных проявлениях у различных личностей, в различных социально-исторических условиях стремление личности к общению с природой принимает многообразные формы. Эти конкретные формы могут быть законченными и достаточно последовательными философскими системами, могут быть организованными мероприятиями, свойственными определенным группам лиц, могут быть и стихийными, часто неосознанными проявлениями.
Из первых надо напомнить взгляды Жана Жака Руссо с его апологетикой «естественного состояния». Но подробнее надо остановиться на более массовом явлении — японских садах. Как известно, в условиях ограниченности земли стремление к природе породило у японского народа традицию миниатюрных садов и создало их узаконенные веками формы. Японские «сады воды» и «сады мхов» от русских помещичьих и английских парков вначале отличались только величиной и эстетической утонченностью их оформления. Но в дальнейшем они были введены в узаконенную каноном «систему дома» как обязательный его элемент наравне с воротами. Ворота в условиях тесноты японских населенных пунктов символизировали отграничение дома от его окружения, т. е. то стремление личности к уединению, которое в Англии характеризуется пословицей: «Мой дом — моя крепость». Сад же символизировал единение с природой. Это стремление личности еще более отчетливо проявилось в так называемом философском саде камня, который впервые был создан одним из великих художников Японии Суами и быстро нашел отзвук в душах японцев.
«Давайте тихо сядем, созерцая сад камней и песка, — говорил Джея Мацикура, главный жрец храма Рейенодзи, — и эти его слова вошли в быт Японии...— Если мы созерцаем сад камней, нашим внутренним взором мы можем представить себе громадную ширь прекрасного океана и мирные острова, имеющие возвышенные горы и зеленые долины. Мы можем также почувствовать себя высоко в небе глядящими вниз на море облаков, О горными пиками, тянущимися вверх» [14].
В контексте анализируемой проблемы важно отметить, что если в прошлом японские сады вызвались к жизни ограниченностью территории, то
е современных условиях психолог не может не видеть в них заостренного до предела и закрепленного обычаем стремления к единению личности и природы, стремления хоть ненадолго вырваться из суеты городской жизни. В данном случае эта активная потребность также была чисто эмоциональной (третья подструктура личности) и психологически аналогичной эмоциям пенсионера, вышедшего насладиться зеленью городского бульвара, или старика, ушедшего из душной перенаселенной избы погреться в одиночестве на солнце на завалинке, т.е. стихийным неорганизованным стремлением личности к общению с природой. Но в дальнейшем она была усилена соответствующими навыками и привычками (вторая подструктура личности), идеалами и убеждениями ( (первая подструктура личности) и приняла форму традиции как социально-психологического явления, стала той «теорией», которая, о массами, превратилась в материальную силу.
Японские сады — далеко не единственный, хотя и наиболее четкий пример перехода в традицию стихийного стремления человека удовлетворить свою потребность в уединении. Англичанин и швед, которым средства не позволяли выстроить коттедж, огороженный садом, строили в содружестве с 1—3 соседями более дешевый дом в несколько этажей, с этажными квартирами в узкой, вытянутой вертикально секции, и с собственным миниатюрным садом перед собственным входом и дом со своим камином и дымоходом. И такие дома там стали традицией. В новых поисках архитекторов США и Японии создать индивидуальные квартиры, максимально изолированные от соседей, появились идеи этажных домов в виде столба с центральным лифтом и гигантскими подвесными балконами, даже с подвесными садами.
Нельзя забывать, что урбанизация — это не только влияние ухудшенных санитарно-гигиенических условий в городе, но и в еще большей степени перенасыщение коммуникативных связей и получение избытка информации от увеличивающегося общения с людьми. В деревне человек приветствует каждого встречного. В метро он старается закрывать глаза, чтобы отгородиться от окружающих. В этой связи очень показательна реакция отношения к гостю: от культа гостя в прошлом до стремления ограничить число приглашенных в квартиру у современного горожанина, даже семейные праздники отмечающего в ресторанах.
Активное стремление личности покинуть «весь этот блеск, и шум, и чад» современного города породило загородные виллы и своебразное явление «индивидуальных садов.
Эта активность личности направлена в основном на бегство ее, хотя бы и временное, из города.
Особого психологического анализа заслуживает стремление к отдыху в форме рыболовства. Это социально-психологическое явление, приобретающее все большее и большее значение у самых различных народов, хотя, как известно, трофеев у рыболовов-любителей становится все меньше и меньше. А ведь разгадка этого явления не сложна: смена деятельности, чистый воздух для организма, покой наедине с поплавком и собственными мыслями и немного спортивного азарта для личности. Вот и все.
Не правы те, кто в страсти рыболова и охотника (конечно, любителей, В не профессионалов) главное видят в атавистическом инстинкте «поймать и убить». Ведь независимо от трофеев на вопрос: «Что убил?» — характерен ответ заядлого охотника: «Усталость и плохое настроение», и не случайно сейчас все большее распространение получает увлечение не только фотоохотой, но и фотографирование природы. Поэтому же такой массовой любовью пользуются телепередачи «В мире животных» и «Клуб кинопутешествий». Конечно, в структуру интереса к тому и другому входят и любознательность, и любопытство, и любовь к животным, и стремление «видеть все на свете, все земли, все моря». Но и стремление уйти от шума городского, слиться с природой здесь играет немалую роль.
Особый интерес для нашей темы представляет так называемая концепция «собственной среды». Ее возникновение связано с бурным развитием электроники. Проектируются различного рода портативные «электронные спутники», которые могут создавать необходимый человеку эмоциональный фон, будь то бешеные ритмы танца или элегическое настроение, а также определенный комплекс простейших удобств — от сидений - лежанок» до легких оболочек, которые могут защищать человека.
Нетрудно представить себе пути решения задач борьбы с урбанизмом при помощи средств, сходных с описанными. Временное отключение от урбанистической среды, «уход» в мир управляемых эффектов и иллюзий, приближающих к природе, помогут человеку «встряхнуться», восстановить внутреннее равновесие, нарушаемое излишним динамизмом городской
жизни.
Совсем иные свойства личности противостоят тем отрицательным влияниям технизации, которые не связаны с урбанизмом, а зависят от расчленения труда. Цех автозавода может утопать в зелени, как и рабочий поселок; бытовые условия работы, жизни и отдыха могут быть идеальными, но люди, работающие в этом цехе на малых процессах или на конвейере,, могут в буквальном смысле изнывать под гнетом монотонности расчлененного труда. Три, четыре простых движения, повторяемых в течение дня Изо дня в день, высоко автоматизируются и выполняются так же неосознанно, создавая своеобразный «вакуум сознания», как это делает старушка, вяжущая на спицах чулок.
Большинство подобных технологически расчлененных процессов уже переданы станкам-автоматам. Но есть — и, главное, еще долго (а быть может, и очень долго!) сохраняться — отдельные операции (в основном на сборочных конвейерах), для выполнения которых нужен человек.
Все сказанное показывает продуктивность личностного подхода при анализе проблемы с позиций концепции динамической функциональной структуры личности, подтверждает ее пластичность и компенсаторные возможности. Единство потребностей личности с потребностями общества строящего социализм, укрепляет свойства личностей, помогающие преодолевать отрицательные воздействия урбанизации и технизации.
1.5. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Все живое на земле, начиная от клетки и кончая сложным организмом находится под постоянным воздействием непрерывно меняющегося комплекса физико-химических, биотических и антропогенных факторов. Многие из них полезные и даже просто необходимые, другие — нейтральные; третьи — вредные для жизни. И каждый из этих факторов в отдельности в определенной комбинации требует динамического приспособления, особенно если они постоянно меняются. В результате длительного воздействия человека на окружающую природу посредством сельскохозяйственной,, промышленной деятельности и других культурных преобразований создалась новая, «искусственная» среда обитания. Особенно ускорился этот процесс за последнее столетие в результате достижений промышленности и научно-технической революции. Гением человеческого труда созданы радиоактивные материалы, ракетная и космическая техника, автоматика и электроника, синтетическая химия. Однако растительный, животный мир и человек порой оказываются эволюционно неподготовленными к новому «синтетическому окружению», что нарушает их адаптационные механизмы и возможности
В последнее время вопрос о влиянии изменений и загрязнений природной среды на здоровье людей приобрел невиданную ранее остроту. О различных аспектах этой проблемы говорят в парламентах и с трибуны ООН и ВОЗ, над ней работают ученые разных специальностей, о ней повседневно пишет массовая печать.
Дело в том, что некоторые факторы сознательного или стихийного воздействия на природу оказываются «экстремальными» не только для ныне живущих людей, но и для будущих поколений человечества. Они влияют на структуру заболеваемости, смертности взрослого и особенно детского населения, воздействуют на наследственность.
За последние годы выявлены и возникли целые группы болезней, ранее неизвестных: инфекционные со специфической эпидемиологией и профилактикой, генетические, эндокринные, аллергические, токсические, токсико-аллергические, нарастающие в связи с употреблением новых химических веществ, не существовавших прежде в окружении человека.