Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа
Вряд ли существует такой период в истории медицины, когда врачи не интересовались бы проблемами психики, духа, их влиянием на функции человеческого тела. В процессе исторического развития медицины оформились три практически и теоретически важных аспекта этой проблемы:
1) влияние психики на функции организма и ее роль в возникновении той или другой патологии;
2) влияние патологических изменений различных органов тела на состояние психики;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психосоматические проблемы и их особенности в медицине...…8
1.1. Философская оценка психосоматических концепций…………….8
1.2. Философский и медицинский аспекты психосоматической
проблемы…………………………………………………………...14
1.3. Условный рефлекс и психосоматическая проблема…………….20
1.4. Урбанизация, технизация и психика человека…………………...24
1.5. Современное общество и проблема адаптации человека………..33
Глава 2. Особенности психосоматического статуса у беременных с гипертензией, вызванной беременностью…………………………………48
2.1. Классификация артериальной гипертензии у беременных……….50
2.2. Психосоциальная дезадаптация женщин как особенность психосоматического статуса у беременных с ГВБ…………………….59
2.3. Методика проведения аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики (по В.В. Абрамченко)…………………….60
Заключение………………………………………………………………………72
Список использованной литературы…………………………
2.3. Методика проведения аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики (по В.В. Абрамченко)
Основной задачей подготовки беременных к родам является обучение направленности собственной нервной энергии на преодоление стрессового состояния и выполнение большого физического напряжения в родах. Одной из форм такой подготовки может явиться аутогенная тренировка.
Характерной особенностью этого метода психотерапии является то, что сам тренирующийся включается в психотерапевтическую работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля, в то время как при других видах психотерапии больной зависит полностью от врача.
В акушерской практике аутогенную тренировку при подготовке беременных к родам применяли А. А. Мажбиц (1967), Г. Н. Балтурвин (1968), В. И. Грищенко и соавторы (1972) с положительным обезболивающим эффектом по данным Г. Н. Балтурвина (1968) до 99,13%.
Нами на протяжении ряда лет используется методика аутогенной тренировки в системе психопрофилактической подготовки беременных (А. В. Терещенков, 1974; М. А. Петров-Маслаков, В. В. Абрамченко, 1977; В. В. Абрамченко и др., 1984).
За рубежом элементами аутогенной тренировки при подготовке беременных к родам в той или иной форме используются многие авторы. В аутогенной тренировке заложены большие возможности психотерапевтического воздействия на психосоматическое состояние беременных с ГВБ с целью наиболее полноценной и всесторонней подготовки к родам. Нам представляется возможным применение аутогенной тренировки в акушерстве в 3 вариантах
1) как форму психотерапевтического воздействия при некоторых сопутствующих или возникших при беременности заболеваниях (функциональных расстройствах нервной системы, начальных стадиях гипертонической болезни и др.);
2) как элемент в общей системе подготовки беременных к родам по методу психопрофилактической или физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам;
3) как самостоятельную форму подготовки беременны к родам.
Методика проведения занятий гетеротренинга с беременными. Аутогенная тренировка состоит из сочетания занятий под руководством врача, где разучивают упражнения и порядок их выполнения (гетеротренинг) и самостоятельных занятий дома (собственно аутотренинг).
Для проведения занятий формируют группы беременных. Наиболее целесообразно комплектовать группу из 5—10 человек В такой группе есть возможность индивидуального контроля за выполнением упражнений, разработки индивидуальных форм самовнушения. Формированию группы предшествует индивидуальное знакомство с беременной, сбор анамнестических данных оценки психосоматического статуса.
В течение беременности различают 5 фаз или период (С. А. Ягунов, 1938; В. И. Алипов и др., 1984, 1986).
I фаза — от начала беременности до 16 недель. Это период развития оплодотворенной яйцеклетки и органогенеза у плода, Связь плодного яйца с маткой в этой фазе очень непрочная, ввиду того, что плацента еще не сформирована. Беременная матка не выходит за пределы костного кольца таза. Беременные женщины легко утомляются, появляется повышенная потребность в сне. Нередко развиваются вегетоневрозы, сосудистая дистония, ранний токсикоз беременных. В данный период (фазу) беременность может легко прерваться при тяжелой физической работе, прыжках, сотрясениях тела, падениях.
Связанное с беременностью разрыхление суставных связок, хрящевых прослоек и синовиальных оболочек под воздействием гормона-релаксина, увеличивает подвижность всех суставных сочленений и амплитуду движения в суставах.
II фаза — от 16 до 24 недель. В этой фазе значительно увеличивается рост плода, заканчивается формирование его мышечной системы. С 18 недель женщина ощущает его движение в 20 недель аускультативно , легко прослушивается сердцебиение плода. Исчезают явления раннего токсикоза. Самочувствие женщины, как правило, хорошее.
III фаза — от 24 до 32 недель. Наблюдается быстрый рост плода, значительно увеличиваются размеры беременной матки и вес ее. Центр тяжести тела беременной женщины перемещается кпереди, увеличивается поясничный лордоз, голова и плечи несколько отклоняются назад. Появляется «гордая осанка» беременной. Возрастает нагрузка на длинные мышцы спины, могут появиться боли в спине и поясничной области. Увеличение общей массы беременной может повести к развитию плоскостопия. Растущая матка начинает оттеснять кзади и кверху кишечные петли и сдавливать мочеточники, что затрудняет мочеиспускание и дефекацию.
IV фаза —от 32 до 36 недель. В этот период продолжается внутриутробное развитие плода. Дно матки к 36 неделям беременности достигает реберных дуг, ограничивает движение диафрагмы, затрудняет дыхание. Сердце беременной принимает Почти лежачее положение. Усиливаются обменные процессы, возрастает потребность в кислороде. В это время наиболее часто проявляются симптомы позднего токсикоза у ряда беременных.
V фаза —от 36 недель до родов. Завершается внутриутробное развитие плода. В организме матери создается доминанта родов.
Каждое занятие, «урок» гимнастики с беременными, во все фазы беременности и на всех этапах должен состоять из вводной части, основной и заключительной.
Вводная часть целенаправлена на «разминку», т. е. на последовательное вовлечение в деятельность всех мышечных групп туловища, шеи и конечностей при выполнении простейших привычных движений (ходьба, отведение, приведение и разведение рук, повороты головы и туловища) в их различном взаимодействии.
Деятельность скелетной мускулатуры неизбежно сопровождается усилением функции сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем, т. е. вовлечением их в деятельность в условиях повышенной физической нагрузки.
Гимнастические упражнения для беременных, особенно и основной части занятия, должны даваться в различных исходных положениях. «Исходным положением» называется то положение туловища и конечностей, из которого, а иногда и в котором, выполняется гимнастическое упражнение.
Основными исходными положениями тела, используемыми в гимнастике для беременных, являются: «стоя», «сидя», «лежа», «стоя на коленях»; вариантов этих основных исходных положений может быть очень много, в зависимости от положения конечностей и плоскости опоры, например, «стоя»: руки вдоль туловища, руки на поясе, руки в стороны на уровне плеч, руки назад и замок, опора рукой о неподвижный предмет, руки на плечах кпереди стоящей, взявшись за руки и т. д. и т. п.; «сидя»: на стуле, на гимнастической скамейке, на полу и т. д.; «лежа»: на спине, на боку, лежа с приподнятыми нижними конечностями и т. д.
Положение туловища и конечностей во время выполнения упражнения создает различную степень нагрузки на опорно-двигательный аппарат, на органы кровообращения, на тонические мышечные рефлексы для удержания тела в равновесии. Например, выполнение упражнений в положении «лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями» создает наилучшие условия для устранения венозных застоев в нижних конечностях, а выполнение упражнений в положении «сидя верхом на гимнастической скамье» обеспечивает хорошую фиксацию таза при полном сохранении возможности движения туловищем, в целях воздействий на мышцы брюшного пресса и на длинные мышцы спины.
Кроме того, выполнение гимнастических упражнений в определенном положении тела адаптирует как мышечную систему, так и внутренние органы к полноценному функционированию в данном положении даже при повышенных нагрузках.
В основной части занятия подбор упражнений должен иметь всегда определенно целенаправленный характер.
В каждое занятие для беременных должны быть включены:
1. Дыхательные упражнения, т. е. упражнения, способствующие, во-первых, развитию и укреплению мышц грудной клети и диафрагмы, во-вторых, привитию навыков к правильному взаимосочетанию деятельности скелетной мускулатуры с глубоки ритмичным дыханием (разведение рук — вдох, опускание — bi дох; наклон корпуса вперед — выдох, выпрямление — вдох, прии дение ног к животу — выдох, опускание — вдох и т. п.).
Дыхательные упражнения надлежит включать в каждое занятие от первого до последнего. Они могут и должны проводиться в любых исходных положениях (стоя, сидя, лежа, в коленно-локтевом и т. д.), но совершенно не обязательно в одном занятии давать их во всех исходных положениях.
На первом этапе занятий дыхательные упражнения даются го принципу обучения, самоконтроля, затем для выработки и закрепления навыков к глубокому ритмичному дыханию в сочетании с деятельностью скелетной мускулатуры в любых положения; тела.
В процессе выполнения упражнений методистам-инструкторам даются разъяснения и делаются напоминания, что именно такт должно быть дыхание во время схваток и в паузах между потугами. Таким образом, у беременных вырабатывается условно рефлекторный стереотип сочетания глубокого спокойного дыхания с мышечной деятельностью. Это необходимо женщине для полноценной оксигенации ее крови и для достаточного снабжения кислородом ее внутриутробного плода не только в родах, не и на протяжении всей беременности при выполнении физической работы на производстве или в быту.
2. Упражнения для мышц плечевого пояса и грудной клетки улучшают регионарное кровообращение и обмен веществ в молочных железах.
Наиболее эффективны упражнения для рук «по большой амплитуде». Упражнения должны выполняться в медленном или среднем темпе с постепенным увеличением нагрузки и числа повторений. Упражнения могут выполняться в положении стоя, во время ходьбы, сидя на стуле, гимнастической скамейке, на полу, у гимнастической стенки, а также в коленно-кистевом положении. Упражнения применяются во все фазы беременности, на всех этапах занятий.
3. Упражнения для укрепления передней брюшной стенки: прямых, поперечных, внутренних косых и наружных косых мышц живота. Упражнения для данных мышечных групп должны применяться во все фазы беременности на всех этапах занятия.
Полноценное функционирование мышц брюшного пресса в периоде родов, в сочетании с навыком к длительной задержке дыхания на вдохе при замкнутой голосовой щели обеспечивает продуктивную потужную деятельность, снижает частоту слабости родовой деятельности во II периоде родов, а отсюда и частоту оперативных вмешательств.
Особенно отчетливо это выступает в отношении первородящих старше 30 лет (В. В. Абрамченко и др., 1989).
Упражнениями, способствующими развитию и укреплению прямых мышц живота являются: «наклоны корпуса вперед и назад», стоя или сидя на гимнастической скамье, «переход из положения лежа на спине в положение сидя», в зависимости от степени физического развития занимающихся, выполнение упражнения может быть облегчено опорой на ладони.
Упражнение для косых мышц живота: повороты корпуса и плечевого пояса вправо и влево при фиксированном тазе. Упражнения могут выполняться в любых положениях тела — стоя без опоры, стоя с опорой рукой о неподвижный предмет, сидя (на руле, на полу, на гимнастической скамье), в коленно-локтевом положении, лежа на спине. Выбор исходного положения определяется состоянием здоровья беременной и фазой беременности: н положении сидя и лежа целесообразно давать данные упражнения беременным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, склонным к головокружениям, страдающим плоскостопием, варикозным расширением вен, отеками, в целях уменьшения для них в процессе занятия нагрузки на сердце и нижние конечности.
Упражнения с поворотами корпуса легко сочетаются с дыхательными упражнениями и упражнениями для верхних конечностей: отведение руки в сторону поворота или разведение рук на вдохе и опускание рук на выдохе.
Сочетание поворотов корпуса с упражнениями для верхних конечностей обеспечивает выработку координации движений и переход в занятиях «от легкого к более трудному».
Упражнения для поперечных мышц живота: боковые наклоны туловища в положении стоя и сидя на стуле — «насос» (наклон — выдох, выпрямление корпуса — вдох).
4. Упражнения для улучшения крово- и лимфообращения и устранения застоев крови в нижних конечностях, в грудной, брюшной полости и в полости малого таза: прежде всего это дыхательные упражнения, в особенности сопряженные с глубокими экскурсиями диафрагмы, во-вторых, упражнения с разведением ног и с ротационными движениями ног в тазобедренных суставах (стоя, сидя, лежа), в процессе выполнения которых происходит сокращение и расслабление не только мышц нижних конечностей, но и внутритазовых мышц (внутренние запирательные и грушевидные) .
Ритмичные сокращения и расслабления различных мышечных групп способствуют усилению венозного кровообращения; углубленное дыхание увеличивает присасывающее действие грудной клетки, (вдох способствует кровенаполнению сердца, выдох — опорожнению); экскурсии диафрагмы уменьшают венозные застой в печени.
При наличии у беременных пастозности, отечности или варикозной болезни целесообразно проводить «упражнения с разведением ног и ротационными движениями их в исходном положении лежа на спине, ноги приподняты на 4—5 рейку гимнастической стенки, опора на пятки; подобное положение само по себе улучшает отток крови и лимфы от нижних конечностей.