Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:19, лекция
Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной и здравоохранением, носит название санитарной, или медицинской, статистики.
Медицинская статистика делится на два раздела:
1) статистика здоровья населения;
2) статистика здравоохранения.
При изучении статистических данных о состоянии здоровья населения, полученных на разных территориях, первостепенное значение имеет правильная шифровка материала, так как ошибки шифровки могут искажать истинную картину заболеваемости и смертности. Для этого необходимо хорошее знание номенклатуры и классификации болезней, которые широко используются в практической деятельности врачей различных специальностей.
По итогам работы отделений
и стационара в целом производится
статистическая обработка данных с
формированием отчетов. Обрабатываются
данные с карты выбывшего из стационара
с заполнением листов распределения
пациентов по потокам финансирования
для каждого профиля и листа
распределения пациентов по прикрепленным
предприятиям. Карты сортируются
по диагнозам для каждого профиля.
На основании сгруппированной
1) отчет по движению
больных и коечного фонда (
2) отчет распределения больных по отделениям, профилям и по потокам финансирования;
3) отчет распределения
выбывших пациентов по
4) отчет по хирургической
деятельности стационара по
5) отчет по экстренной хирургической помощи;
6) отчет о хирургической работе отделений и стационара в целом;
7) отчет по абортам.
Данные отчетные формы составляются ежеквартально, за полгода, за 9 месяцев и год.
По итогам работы за год составляются общегосударственные статистические формы № 13, 14, 30.
Статистический учет и отчетность должны быть организованы в соответствии с основами статистического учета и отчетности, принятыми в ЛПУ Российской Федерации, на основании требований руководящих документов, методических рекомендаций ЦСУ, Минздрава РФ и дополнительных инструкций администрации.
Деятельность ЛПУ учитывается первичной статистической документацией, разделенной на семь групп:
1) используемая в стационаре;
2) для поликлиник;
3) используемая в стационаре и поликлинике;
4) для других лечебно-
5) для учреждений судебно-
6) для лабораторий;
7) для санитарно-
На основании статистических исследований отделение:
1) обеспечивает администрацию
оперативной и итоговой
2) проводит анализ деятельности
подразделений и отдельных
3) обеспечивает достоверность
статистического учета и
4) осуществляет составление
годовых и других
5) определяет политику
в области правильного
6) участвует в разработке
и внедрении компьютерных
Медицинский архив предназначен для сбора, учета и хранения медицинской документации, подбора и выдачи для работы затребованных документов. Медицинский архив размещается в помещении, предназначенном для длительного хранения документации. В архив поступают истории болезни выбывших пациентов, которые учитываются в журналах, маркируются, сортируются по отделениям и алфавиту. В архиве осуществляются подбор и выдача историй болезни в месяц по заявкам и соответственно возврат ранее затребованных. В конце года производятся прием на хранение, учет, сортировка карт выбывших больных, историй болезни умерших пациентов, историй болезней амбулаторных пациентов; осуществляются окончательная сортировка и упаковка историй болезни для длительного хранения.
3. Медико-статистический анализ медицинских учреждений
Анализ деятельности ЛПУ
проводится по данным годового отчета
на основании государственных
Годовой отчет (ф. 30 «Отчет лечебно-профилактического учреждения») составляется на основе данных текущего учета элементов работы учреждения и форм первичной медицинской документации. Форма отчета утверждена ЦСУ РФ и едина для всех типов учреждений. Каждое из них заполняет ту часть отчета, которая относится к его деятельности. Особенности медицинского обслуживания отдельных контингентов (детей, беременных и рожениц, больных туберкулезом, злокачественными новообразованиями и пр.) даются в приложениях к основному отчету в виде отчетов-вкладышей (их 12).
В сводных таблицах отчетных форм 30, 12, 14 информация дается в абсолютных величинах, которые являются малопригодными для сравнения и совершенно непригодными для анализа, оценки и выводов. Таким образом, абсолютные величины нужны только как исходные данные для вычисления относительных величин (показателей), по которым проводится статистический и экономический анализ деятельности медицинского учреждения. На их достоверность влияют вид и метод наблюдения и точность абсолютных величин, зависящая от качества оформления учетных документов.
При разработке первичной документации вычисляют различные показатели, которые применяют при анализе и оценке деятельности учреждения. Величина любого показателя зависит от многих факторов и причин и связана с различными показателями деятельности. Поэтому, оценивая деятельность учреждения в целом, следует иметь в виду всевозможные влияния различных факторов на результаты работы учреждений здравоохранения и диапазон взаимосвязи между показателями деятельности.
Суть анализа заключается в оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений, в определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, в интерпретации данных и выводов.
Показатели деятельности ЛПУ оценивают на основе сравнения с нормами, нормативами, официальными указаниями, оптимальными и достигнутыми показателями, сопоставления с другими учреждениями, коллективами, совокупностями в динамике по годам, месяцам года, дням с последующим определением эффективности работы.
При анализе показатели объединяются в группы, характеризующие ту или иную функцию ЛПУ, раздел работы, подразделение или обслуживаемый контингент. Обобщенная схема анализа включает следующие разделы.
1. Общая характеристика.
2. Организация работы.
3. Специфические показатели деятельности.
4. Качество медицинской помощи.
5. Преемственность в работе учреждений.
Годовой отчет объединенной больницы состоит из следующих основных разделов:
1) общая характеристика учреждения;
2) штаты;
3) деятельность поликлиники;
4) деятельность стационара;
5) деятельность параклинических служб;
6) санитарно-просветительная работа.
Экономический анализ деятельности ЛПУ в условиях страховой медицины следует проводить параллельно по следующим основным направлениям:
1) использование основных фондов;
2) использование коечного фонда;
3) использование медицинской техники;
4) использование медицинского и прочего персонала (см. «Экономические основы здравоохранения»).
Ниже приводится методика анализа деятельности ЛПУ на примере объединенной больницы, но по этой схеме может быть проанализирована работа любого медицинского учреждения.
4. Методика анализа годового отчета объединенной больницы
На основании отчетных данных вычисляются показатели, характеризующие работу учреждения, по которым проводится анализ каждого раздела работы. Используя полученные данные, главный врач учреждения пишет объяснительную записку, в которой дает полный и подробный анализ всех показателей и деятельности учреждения в целом.
Раздел 1. Общая характеристика больницы и района ее деятельности
Общая характеристика больницы
дается на основании паспортной части
отчета, где указываются структура
больницы, ее мощность и категория (табл.
10), перечисляются входящие в ее состав
лечебно-вспомогательные и
Таблица 10
Мощность и категория больницы и поликлиники
Раздел 2. Штаты больницы
В разделе «Штаты» указываются
штаты поликлиники и
Графа отчетной формы № 30 «Штаты» контролируется и должна соответствовать штатному расписанию; графа «Занятые» при контроле должна соответствовать платежной ведомости; в графе «Физические лица» абсолютное число физических лиц должно соответствовать числу трудовых книжек сотрудников учреждения в отделе кадров.
В графе «Штаты» цифры могут быть больше, чем в графе «Занятые», либо равны им. «Занятые» никогда не должны превышать количества штатных должностей.
Укомплектованность врачами (по занятым должностям и физическим лицам):
число занятых врачебных должностей (физ. лиц) x 100 / число штатных врачебных должностей (в норме (N) = 93,5).
Укомплектованность средним медицинским персоналом (по занятым должностям и физическим лицам):
число занятых должностей (физ. лиц) среднего медперсонала x 100 / число штатных должностей среднего медперсонала (N= 100%).
Укомплектованность младшим медицинским персоналом (по занятым должностям и физ. лицам):
число занятых должностей (физ. лиц) младшего медперсонала x 100 / число штатных должностей младшего медперсонала.
Коэффициент совместительства (КС):
число занятых врачебных должностей / число физ. лиц на занятых должностях.
Пример: число занятых врачебных должностей – 18, число физ. лиц на занятых должностях – 10 К. С. = 18 / 10 = 1,8.
Оптимально показатель должен быть равен единице, чем он выше, тем ниже качество медицинской помощи.
Раздел 3. Деятельность поликлиники
Всесторонний анализ и
объективная оценка работы поликлиники
являются основой эффективного руководства
ее деятельностью, принятия оптимальных
управленческих решений, своевременного
контроля, четкого, целенаправленного
планирования и в конечном итоге
действенным средством
Деятельность поликлиники анализируется по следующим основным направлениям:
1) анализ кадрового состава
поликлиники, состояния ее
2) состояние здоровья, заболеваемость, госпитализация, трудопотери, смертность;
3) диспансерная работа, эффективность
проводимых лечебно-
4) лечебно-диагностическая работа по следующим разделам:
а) лечебная работа отделений терапевтического и хирургического профиля;
б) работа госпитального отделения (дневного стационара);
в) работа диагностических подразделений;
г) работа вспомогательных лечебных отделений и кабинетов поликлиники (физиотерапевтического отделения, кабинетов ЛФК, рефлексотерапии, мануальной терапии и др.);
д) организация и состояние неотложной медицинской помощи и помощи на дому, подготовка больных к плановой госпитализации;
е) организация восстановительного лечения;
ж) дефекты в оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе, причины расхождений диагнозов между поликлиникой и госпиталем;
5) организация и проведение
консультативно-экспертной
6) профилактическая работа;
7) финансово-хозяйственная и экономическая работа.
Анализ основывается на объективном и полном учете всей проводимой в поликлинике работы и соблюдении установленных методик расчета показателей, что обеспечивает получение достоверных и сопоставимых результатов.
Существенным элементом
анализа является выявление динамики
(положительной или
Объем проведения анализа работы поликлиники устанавливается в зависимости от его периодичности. Наиболее глубокий и всесторонний анализ проводится за год при составлении годового медицинского отчета и объяснительной записки к нему. В период между годовыми отчетами ежеквартально с нарастающим итогом проводится промежуточный анализ. Оперативный анализ, отражающий основные вопросы работы поликлиники, должен выполняться ежедневно, еженедельно и ежемесячно.
Такая периодичность позволяет руководству поликлиники знать состояние работы в поликлинике и своевременно ее корректировать. В ходе анализа определяются как положительные результаты, так и недостатки, дается их оценка, намечаются необходимые меры по устранению недостатков и совершенствованию работы поликлиники.
Анализ работы поликлиники за месяц, квартал, полугодие и девять месяцев проводится по тем же направлениям деятельности поликлиники. Дополнительно анализируется реализация лечебно-профилактических мероприятий контингентам, прикрепленным на медицинское обеспечение к поликлинике. Все показатели работы сравниваются с аналогичными показателями за соответствующий период предшествующего года.
Анализ работы поликлиники за год. Анализируются все направления деятельности поликлиники. При этом используются рекомендации и методики расчета медико-статистических показателей, изложенные в указаниях по составлению годового медицинского отчета и объяснительной записки к нему.