Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:19, лекция
Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной и здравоохранением, носит название санитарной, или медицинской, статистики.
Медицинская статистика делится на два раздела:
1) статистика здоровья населения;
2) статистика здравоохранения.
При изучении статистических данных о состоянии здоровья населения, полученных на разных территориях, первостепенное значение имеет правильная шифровка материала, так как ошибки шифровки могут искажать истинную картину заболеваемости и смертности. Для этого необходимо хорошее знание номенклатуры и классификации болезней, которые широко используются в практической деятельности врачей различных специальностей.
7) санаторно-курортные учреждения
(санаторий, санаторий-
Кроме данной номенклатуры, устанавливается еще типовая категоричность в зависимости от мощности учреждения, что способствует рациональному планированию сети учреждений и штатов.
Амбулаторно-поликлинические учреждения по мощности делятся на пять категорий в зависимости от числа врачебных посещений в смену. Мощность больничных учреждений определяется числом коек.
Лечебно-профилактическая помощь населению подразделяется на поликлиническую и стационарную.
1. Деятельность поликлиники
Поликлиника – это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь населению на закрепленной территории на догоспитальном этапе. В городах имеются два типа поликлиник для взрослого населения:
1) объединенные с больницами;
2) необъединенные (самостоятельные).
По мощности городские
поликлиники делятся на 5 групп. В
структуре городской
1) руководство поликлиникой;
2) регистратура;
3) кабинет доврачебного приема;
4) отделение профилактики;
5) лечебно-профилактические подразделения:
а) терапевтические отделения;
б) отделение восстановительного лечения;
в) отделения по оказанию специализированных видов медицинской помощи (хирургическое, гинекологическое) с кабинетами соответствующих специалистов (кардиологический, ревматологический, неврологический, урологический, офтальмологический, оториноларингологический);
6) параклинические службы
(физиотерапевтический и
7) дневной стационар и стационар на дому;
8) административно-хозяйственная часть;
9) врачебные и фельдшерские здравпункты на прикрепленных предприятиях.
Число отделений и кабинетов,
их потенциальные возможности
Основные функции и задачи городской поликлиники:
1) оказание квалифицированной
специализированной
2) оказание первой медицинской
помощи при острых
3) своевременная госпитализация
нуждающихся в стационарном
4) экспертиза временной
нетрудоспособности, освобождение
больных от работы, направление
на медико-социальную
5) организация и проведение
комплекса профилактических
6) организация и осуществление
диспансеризации населения (
7) направление больных
на санаторно-курортное
8) организация и проведение
мероприятий по санитарно-
Работа городской поликлиники
построена по территориально-участковому
принципу. Территориальный
Диспансеризация – это активный метод наблюдения за состоянием здоровья населения и система научно обоснованных социально-экономических, организационных, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение и быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости, трудовую и социальную реабилитацию.
Врачи любой специальности проводят работу по выявлению заболеваний на ранних, доклинических стадиях, осуществляют систематическое (динамическое) наблюдение, своевременное и качественное лечение больных, предупреждение возникновения и распространения болезней. Для каждой специальности устанавливается особый перечень больных, подлежащих диспансеризации.
Для выявления заболеваний
в начальных стадиях и
Профилактический медицинский осмотр – активное медицинское обследование определенных групп населения врачами одной или нескольких специальностей и проведение лабораторно-диагностических исследований с целью раннего выявления заболеваний и осуществления необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.
В регистратуре на каждого больного заводится «Медицинская карта амбулаторного больного», производятся учет, хранение и оформление всех остальных медицинских документов и регулируется нагрузка на врачей посредством талонной системы или самозаписи. Данные обо всех полученных вызовах заносятся в «Книгу записи вызовов врача на дом» (ф. 031/у).
В поликлинике участковый врач работает по скользящему графику, ведет прием больных в поликлинике и оказывает помощь на дому: обслуживает первичные вызовы на дом и планирует активные посещения в зависимости от состояния здоровья больного.
Одним из важнейших разделов работы врача в поликлинике является экспертиза трудоспособности. В лечебном учреждении ведется специальная «Книга регистрации листков нетрудоспособности» (ф. 036/у).
В неясных и конфликтных случаях, а также при направлении на санаторно-курортное лечение, МСЭ и при решении вопроса о временном переводе на другую работу больного направляют на клинико-экспертную комиссию (КЭК). В поликлинике имеется «Журнал для записи заключений КЭК» (ф. 035/у).
В случаях хронических, затяжных
заболеваний больного переводят
на инвалидность – временную или
постоянную. Категорию (группу) инвалидности
устанавливает медико-
Стационар дневного пребывания в больнице
и дневной стационар в
На больного, находящегося
в стационаре дневного пребывания,
заводится «Медицинская карта стационарного
больного» с занесением в нее
кратких сведений из анамнеза, истории
заболевания и проводимого
Стационар на дому в амбулаторно-поликлинических учреждениях организуется для больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует госпитализации. Штаты стационара на дому устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, предусмотренными для амбулаторно-поликлинических учреждений. Отбор больных проводится заведующими терапевтическими отделениями по представлению участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов. При ухудшении состояния больной переводится в стационар. Все записи на больного, находящегося в стационаре на дому, производятся в «Медицинской карте амбулаторного больного». Корректировка лечения и продление листка нетрудоспособности проводятся с привлечением КЭК на дому в сроки, установленные законодательством по экспертизе временной нетрудоспособности. Стационар на дому пользуется в своей работе всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами поликлиники.
Стационарная медицинская
Основным и ведущим
звеном в системе стационарной медицинской
помощи городскому населению является
современная городская
2. Госпитализация
В поликлинике ведется систематический учет больных, нуждающихся в стационарном лечении, в «Книге регистрации больных, назначенных на госпитализацию» (ф. 034/у). Помимо этого, больные доставляются в стационар «Скорой помощью» или в порядке перевода из других больниц; в экстренных случаях больные могут поступать без направления.
В приемном отделении на поступившего больного заводят «Медицинскую карту стационарного больного» (ф. 003/у), записи в которой в дальнейшем делает лечащий врач.
Все поступившие больные, а также случаи отказов в госпитализации регистрируются в «Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации» (ф. 001/у).
Отделение стационара является основным структурным подразделением больницы. Штаты палатных врачей определяются в зависимости от числа коек.
Полное клиническое
В случае смерти больного выдается «Врачебное свидетельство о смерти» (ф. 106/у). Трупы больных, умерших в больнице, обязательно подвергаются патологоанатомическому вскрытию в присутствии лечащего врача и заведующего отделением. Данные вскрытия заносят в «Медицинскую карту стационарного больного».
К параклиническим службам относятся лаборатории, лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, функциональной диагностики, ЛФК и массажа и пр.), патологоанатомическое отделение.
3. Медицинское обслуживание
Медицинское обслуживание сельского
населения имеет специфику форм
и методов организации
Основные задачи и функции сельского врачебного участка:
1) амбулаторная и стационарная медицинская помощь населению;
2) патронаж беременных;
3) мероприятия по охране здоровья детей и подростков;
4) санитарно-
5) изучение заболеваемости на участке;
6) санитарное просвещение
и организация работы
7) наблюдение за санитарным состоянием населенных пунктов и иных объектов;
8) медико-санитарное обеспечение полевых работ;
9) подготовка санитарного
актива и санитарно-
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) организуется, когда численность сельского населения составляет 700 – 3000 человек и расстояние до ближайшего ЛПУ – 2 – 4 км.
На ФАПе проводится лечебно-профилактическая работа:
1) по оказанию неотложной
доврачебной помощи
2) по выявлению и изоляции
больных острозаразными
3) по профилактике и
снижению заболеваемости, в том
числе инфекционной и
4) по текущему санитарному
надзору за детскими дошкольно-
5) по организации медицинских
осмотров населения, отбору
6) контроль за состоянием здоровья больных, учет;
7) по составлению и ведению
учетно-отчетной документации
По указанию врача фельдшер проводит лечебные процедуры и профилактические прививки населению участка. Осуществляются профилактические осмотры беременных, патронаж новорожденных и родильниц.
Участковая больница – медицинское учреждение, в котором оказывается первая врачебная помощь. Ее мощность определяется числом коек и зависит от радиуса обслуживания, численности и плотности населения, наличия промышленных предприятий. Характер и объем стационарной медицинской помощи, оказываемой участковыми больницами, зависят от ее оснащения и наличия врачей-специалистов. В участковых больницах развертываются койки общего профиля и по основным специальностям (хирургии, педиатрии, инфекционным болезням).