Медицинская статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:19, лекция

Описание

Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной и здравоохранением, носит название санитарной, или медицинской, статистики.
Медицинская статистика делится на два раздела:
1) статистика здоровья населения;
2) статистика здравоохранения.
При изучении статистических данных о состоянии здоровья населения, полученных на разных территориях, первостепенное значение имеет правильная шифровка материала, так как ошибки шифровки могут искажать истинную картину заболеваемости и смертности. Для этого необходимо хорошее знание номенклатуры и классификации болезней, которые широко используются в практической деятельности врачей различных специальностей.

Работа состоит из  1 файл

Медицинская статистика. Конспект лекиций (все что нужно по статистике).docx

— 303.95 Кб (Скачать документ)

7) санаторно-курортные учреждения (санаторий, санаторий-профилакторий,  бальнеологическая и грязелечебница).

Кроме данной номенклатуры, устанавливается еще типовая  категоричность в зависимости от мощности учреждения, что способствует рациональному планированию сети учреждений и штатов.

Амбулаторно-поликлинические  учреждения по мощности делятся на пять категорий в зависимости  от числа врачебных посещений  в смену. Мощность больничных учреждений определяется числом коек.

Лечебно-профилактическая помощь населению подразделяется на поликлиническую  и стационарную.

1. Деятельность поликлиники 

Поликлиника – это многопрофильное  лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь населению на закрепленной территории на догоспитальном этапе. В городах  имеются два типа поликлиник для  взрослого населения:

1) объединенные с больницами;

2) необъединенные (самостоятельные).

По мощности городские  поликлиники делятся на 5 групп. В  структуре городской поликлиники  предусматриваются следующие подразделения:

1) руководство поликлиникой;

2) регистратура;

3) кабинет доврачебного  приема;

4) отделение профилактики;

5) лечебно-профилактические  подразделения:

а) терапевтические отделения;

б) отделение восстановительного лечения;

в) отделения по оказанию специализированных видов медицинской  помощи (хирургическое, гинекологическое) с кабинетами соответствующих специалистов (кардиологический, ревматологический, неврологический, урологический, офтальмологический, оториноларингологический);

6) параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский  кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной  диагностики, УЗИ-кабинет);

7) дневной стационар и  стационар на дому;

8) административно-хозяйственная  часть;

9) врачебные и фельдшерские  здравпункты на прикрепленных  предприятиях.

Число отделений и кабинетов, их потенциальные возможности определяются мощностью поликлиники и количеством  штатных должностей, которые зависят  от численности закрепленного за поликлиникой населения. Структура поликлиники (открытие тех или иных отделений, кабинетов и т. п.) зависит от обращаемости населения в это учреждение, от способности поликлиники предоставить больным необходимую медицинскую помощь.

Основные функции и  задачи городской поликлиники:

1) оказание квалифицированной  специализированной медицинской  помощи населению непосредственно  в поликлинике и на дому;

2) оказание первой медицинской  помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других  неотложных состояниях независимо  от места проживания больного;

3) своевременная госпитализация  нуждающихся в стационарном лечении;

4) экспертиза временной  нетрудоспособности, освобождение  больных от работы, направление  на медико-социальную экспертизу  лиц с признаками стойкой утраты  трудоспособности;

5) организация и проведение  комплекса профилактических мероприятий,  направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди  населения, проживающего в районе  обслуживания, а также среди работающих  на прикрепленных предприятиях;

6) организация и осуществление  диспансеризации населения (здоровых  и больных);

7) направление больных  на санаторно-курортное лечение;

8) организация и проведение  мероприятий по санитарно-гигиеническому  воспитанию населения, пропаганде  здорового образа жизни.

Работа городской поликлиники  построена по территориально-участковому  принципу. Территориальный терапевтический  участок является основной структурной  единицей поликлиники.

Диспансеризация – это активный метод наблюдения за состоянием здоровья населения и система научно обоснованных социально-экономических, организационных, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение и быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости, трудовую и социальную реабилитацию.

Врачи любой специальности  проводят работу по выявлению заболеваний  на ранних, доклинических стадиях, осуществляют систематическое (динамическое) наблюдение, своевременное и качественное лечение  больных, предупреждение возникновения  и распространения болезней. Для  каждой специальности устанавливается  особый перечень больных, подлежащих диспансеризации.

Для выявления заболеваний  в начальных стадиях и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий  проводятся профилактические медицинские  осмотры населения.

Профилактический медицинский  осмотр – активное медицинское обследование определенных групп населения врачами одной или нескольких специальностей и проведение лабораторно-диагностических исследований с целью раннего выявления заболеваний и осуществления необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

В регистратуре на каждого больного заводится «Медицинская карта амбулаторного больного», производятся учет, хранение и оформление всех остальных медицинских документов и регулируется нагрузка на врачей посредством талонной системы или самозаписи. Данные обо всех полученных вызовах заносятся в «Книгу записи вызовов врача на дом» (ф. 031/у).

В поликлинике участковый врач работает по скользящему графику, ведет прием больных в поликлинике и оказывает помощь на дому: обслуживает первичные вызовы на дом и планирует активные посещения в зависимости от состояния здоровья больного.

Одним из важнейших разделов работы врача в поликлинике является экспертиза трудоспособности. В лечебном учреждении ведется специальная «Книга регистрации листков нетрудоспособности» (ф. 036/у).

В неясных и конфликтных  случаях, а также при направлении  на санаторно-курортное лечение, МСЭ  и при решении вопроса о  временном переводе на другую работу больного направляют на клинико-экспертную комиссию (КЭК). В поликлинике имеется  «Журнал для записи заключений КЭК» (ф. 035/у).

В случаях хронических, затяжных заболеваний больного переводят  на инвалидность – временную или  постоянную. Категорию (группу) инвалидности устанавливает медико-социальная экспертиза, которая организуется при управлениях  социальной защиты населения.

Стационар дневного пребывания в больнице и дневной стационар в поликлинике  организуются для больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении на базе многопрофильных больниц или амбулаторно-поликлинических учреждений. Мощность стационаров определяется индивидуально в каждом конкретном случае главным врачом ЛПУ, на базе которого он организуется. В зависимости от наличия условий дневной стационар, развернутый в лечебных учреждениях, может иметь от 6 до 20 и более коек. На каждой койке больным в течение 2 – 4 – 6 ч с перерывом в 20 – 30 мин проводятся ежедневное наблюдение врачом, лабораторно-диагностические обследования, лекарственная терапия, процедуры и инъекции. В центрах амбулаторной хирургии выполняются оперативные вмешательства повышенной сложности.

На больного, находящегося в стационаре дневного пребывания, заводится «Медицинская карта стационарного  больного» с занесением в нее  кратких сведений из анамнеза, истории  заболевания и проводимого обследования и лечения.

Стационар на дому в амбулаторно-поликлинических учреждениях организуется для больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует госпитализации. Штаты стационара на дому устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, предусмотренными для амбулаторно-поликлинических учреждений. Отбор больных проводится заведующими терапевтическими отделениями по представлению участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов. При ухудшении состояния больной переводится в стационар. Все записи на больного, находящегося в стационаре на дому, производятся в «Медицинской карте амбулаторного больного». Корректировка лечения и продление листка нетрудоспособности проводятся с привлечением КЭК на дому в сроки, установленные законодательством по экспертизе временной нетрудоспособности. Стационар на дому пользуется в своей работе всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами поликлиники.

Стационарная медицинская помощь оказывается при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных инструментальных методов обследования и лечения, оперативного вмешательства, постоянного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.

Основным и ведущим  звеном в системе стационарной медицинской  помощи городскому населению является современная городская больница, которая представляет собой комплексное  многопрофильное учреждение, оснащенное разнообразной лечебно-диагностической  аппаратурой и оборудованием, с  параклиническими службами, аптекой  и административно-хозяйственными помещениями.

2. Госпитализация 

В поликлинике ведется  систематический учет больных, нуждающихся  в стационарном лечении, в «Книге регистрации больных, назначенных  на госпитализацию» (ф. 034/у). Помимо этого, больные доставляются в стационар  «Скорой помощью» или в порядке  перевода из других больниц; в экстренных случаях больные могут поступать без направления.

В приемном отделении на поступившего больного заводят «Медицинскую карту  стационарного больного» (ф. 003/у), записи в которой в дальнейшем делает лечащий врач.

Все поступившие больные, а также случаи отказов в госпитализации регистрируются в «Журнале учета  приема больных и отказов в  госпитализации» (ф. 001/у).

Отделение стационара является основным структурным подразделением больницы. Штаты палатных врачей определяются в зависимости от числа коек.

Полное клиническое обследование больного должно быть проведено в  течение первых 3 суток пребывания его в стационаре. Выписке больной  подлежит при полном выздоровлении  или стойком улучшении, не требующем  дальнейшей госпитализации, и при  возможности дальнейшего лечения  в поликлинике. На каждого больного, выбывшего из стационара, заполняется  специальная «Статистическая карта  выбывшего из стационара» (ф. Обб/у), на основании которой ведется  изучение заболеваемости госпитализированных  больных и составление годового отчета больницы.

В случае смерти больного выдается «Врачебное свидетельство о смерти» (ф. 106/у). Трупы больных, умерших в  больнице, обязательно подвергаются патологоанатомическому вскрытию в  присутствии лечащего врача и  заведующего отделением. Данные вскрытия заносят в «Медицинскую карту  стационарного больного».

К параклиническим службам относятся лаборатории, лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, функциональной диагностики, ЛФК и массажа и пр.), патологоанатомическое отделение.

3. Медицинское обслуживание сельского  населения 

Медицинское обслуживание сельского  населения имеет специфику форм и методов организации медицинской  помощи. Главной и отличительной  особенностью системы организации  медицинского обслуживания сельского  населения является ее этапность, при  которой лечебно-профилактическая помощь жителям села оказывается  комплексом медицинских учреждений (от ФАПов до областной больницы). Сущность принципа этапности заключается  в том, что на каждом из последующих этапов оказывается медицинская помощь, которая не могла быть обеспечена на предыдущем этапе. В соответствии с этим каждый этап имеет в своем составе лечебно-профилактические учреждения, функции которых различны.

Основные задачи и функции  сельского врачебного участка:

1) амбулаторная и стационарная  медицинская помощь населению;

2) патронаж беременных;

3) мероприятия по охране  здоровья детей и подростков;

4) санитарно-противоэпидемические  мероприятия;

5) изучение заболеваемости  на участке;

6) санитарное просвещение  и организация работы санитарного  актива;

7) наблюдение за санитарным  состоянием населенных пунктов  и иных объектов;

8) медико-санитарное обеспечение  полевых работ;

9) подготовка санитарного  актива и санитарно-просветительная  работа.

Фельдшерско-акушерский пункт  (ФАП) организуется, когда численность сельского населения составляет 700 – 3000 человек и расстояние до ближайшего ЛПУ – 2 – 4 км.

На ФАПе проводится лечебно-профилактическая работа:

1) по оказанию неотложной  доврачебной помощи амбулаторно  и на дому;

2) по выявлению и изоляции  больных острозаразными заболеваниями;

3) по профилактике и  снижению заболеваемости, в том  числе инфекционной и паразитарной;

4) по текущему санитарному  надзору за детскими дошкольно-школьными  учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными объектами, водоснабжением;

5) по организации медицинских  осмотров населения, отбору больных  на диспансерное наблюдение, по  трудоустройству больных;

6) контроль за состоянием  здоровья больных, учет;

7) по составлению и ведению  учетно-отчетной документации о  своей деятельности.

По указанию врача фельдшер проводит лечебные процедуры и профилактические прививки населению участка. Осуществляются профилактические осмотры беременных, патронаж новорожденных и родильниц.

Участковая больница – медицинское учреждение, в котором оказывается первая врачебная помощь. Ее мощность определяется числом коек и зависит от радиуса обслуживания, численности и плотности населения, наличия промышленных предприятий. Характер и объем стационарной медицинской помощи, оказываемой участковыми больницами, зависят от ее оснащения и наличия врачей-специалистов. В участковых больницах развертываются койки общего профиля и по основным специальностям (хирургии, педиатрии, инфекционным болезням).

Информация о работе Медицинская статистика