Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задачи:
дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.

Содержание

Введение
3
1. Понятие, сущность и содержание гражданства в Российской Федерации
4

1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства
4

1.2. Юридическое содержание российского гражданства и виды гражданства в Российской Федерации

8

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

15
2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

18

2.1. Основы правового статусов личности и гражданина
18

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов
25

2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина
30

2.4. Отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина
38

2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан
42
3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

48

3.1. Особенности и порядок реализации обязанностей
48

3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

56
Заключение
70
Список использованных источников и литературы
72

Работа состоит из  1 файл

555 Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений.doc

— 465.50 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

на тему

Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений

 

 

 

 

 

Автор работы:

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Томск - 2011

Содержание

 

Введение

3

1. Понятие, сущность  и содержание гражданства в  Российской Федерации

4

 

1.1. Понятия «гражданин»,  «гражданство» и сущность российского  гражданства

4

 

1.2. Юридическое  содержание российского гражданства  и виды гражданства в Российской  Федерации

 

8

 

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

 

15

2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

 

18

 

2.1. Основы правового  статусов личности и гражданина

18

 

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов

25

 

2.3. Понятие и признаки прав и  свобод человека и гражданина

30

 

2.4. Отличия прав и свобод человека  от прав и свобод гражданина

38

 

2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан

42

3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

 

48

 

3.1. Особенности  и порядок реализации обязанностей 

48

 

3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

 

56

Заключение

70

Список использованных источников и литературы

72


 

 

 

Введение

 

Тема, касающаяся такого правового явления как гражданство, не теряет своей актуальности, несмотря на стремительное развитие институтов государства и права, укоренение демократии, укрепление механизмов защиты прав человека и гражданина.

Исследованию  гражданства как правового явления  посвящены научные труды таких  ученых, как С.А. Авакьян1, О.Е. Кутафин2, А.Н. Кокотов3, Н.Я. Корж4, В.С. Шевцов5 и др. В этих исследованиях правовая природа гражданства трактуется по-разному: как элемент правосубъектности человека, субъективное право лица, особое правоотношение, принадлежность лица государству, принадлежность лица к народу государства, индивидуальное правовое состояние лица, характеризующееся наличием у него статуса верховной власти в составе народа, и даже как естественное состояние индивидов. Основные усилия авторов при этом сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны, понятие гражданства осмысливается через сравнение его со смежными правовыми явлениями, такими как правосубъектность, правоотношение, субъективное право; а с другой - наблюдается стремление раскрыть содержание и специфику этого правового феномена посредством анализа тех правовых последствий, которые влечет за собой признание гражданства как особого правового состояния лица. Дальнейшее углубление представлений о гражданстве на современном этапе развития юридико-правовой мысли возможно по линии расширения поиска качественных характеристик правовой связи человека с государством, учитывая, что центром этого понятия является именно правовая связь лица с Российским государством.

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.

Задачи:

  • дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
  • рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
  • раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.

 

1. Понятие, сущность и содержание гражданства

в Российской Федерации

1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства

 

По мнению А.А. Югова, понятие «гражданин» может  быть раскрыто через феномен гражданства, который обычно осмысливается как  центральная общеправовая категория, имеющая основополагающее значение для развития всех отраслей права6. По его мнению, гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые свойства.

  1. Эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности.
  2. Это не рядовая, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой - государство как доминирующий компонент политической системы, - и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в  Конституции РФ7.
  3. Это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами.
  4. Гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина.
  5. Это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство.
  6. Гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения.
  7. Гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности.
  8. Гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы.
  9. Гражданство - непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления.
  10. Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.

Нормативное определение понятия российского гражданства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»8, где сказано, что «гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Между тем, гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволяет выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством.

Основным и самым существенным признаком гражданства, отличающим эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, является то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей9.

С учетом сказанного гражданство Российской Федерации  можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное  и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.

Гражданство по своей сущности есть явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества.

Политическая  сущность состояния лица в российском гражданстве проявляется прежде всего в том, что гражданство как особое правовое явление не может не считаться необходимым и неотъемлемым признаком государства по принципу «нет граждан - нет и государства» и существует как состояние включенности индивида в систему государственно-правовых отношений только в политическом сообществе, каким выступает Российская Федерация, будучи суверенным самостоятельным государством. Справедливость этого положения подтверждается и тем, что территориальные коллективы, не являющиеся политическими сообществами, например население административно-территориальных или муниципально-территориальных единиц, субъектов Федерации, не обладают таким свойством, как наличие института гражданства.

Убедительно свидетельствует  о политической сущности гражданства  тот факт, что все государства  мира, в том числе и Российская Федерация, закрепляют в своих конституциях политические права, свободы и обязанности как принадлежащие исключительно их гражданам. Так, Конституция РФ 1993 г. в ч. 2 ст. 32 только за гражданами Российской Федерации признает право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах; в ст. 31 - право собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; в ст. 33 - право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Особенно убедительно  политическая сущность российского  гражданства находит свое отражение  в принципах гражданства Российской Федерации, которые представляют собой  не что иное, как идеи, отражающие политическую философию взаимоотношений между государством и человеком и содержание внутренней и внешней политики государства. Ярким примером здесь может служить выбор государством принципа «крови» или принципа «почвы» в качестве основания приобретения гражданства для закрепления в своем законодательстве о гражданстве. Государство, демографическая политика которого направлена на увеличение численности своего населения, отдает предпочтение принципу «почвы», а государство, демографическая политика которого направлена лишь на сохранение уже имеющейся численности населения, предпочитает принцип «крови». Действующее законодательство России, хотя и отдает предпочтение принципу «крови», вместе с тем в разумных пределах, и особенно когда речь идет о защите прав и интересов детей, включает в содержание юридических формул о признании и приобретении гражданства также и принцип «почвы».

В целом гражданство  как политическая идея конституционно-правового  равенства всех лиц, признаваемых гражданами данного государства; как форма включения человека в политические процессы общественной жизни, и прежде всего в механизм осуществления государственной власти; как принцип, определяющий сущность всех правовых институтов, регулирующих отношения между государством и человеком, и даже сам факт наличия этого института в государстве есть показатель уровня развития политической системы, движения общества по пути прогресса, свободы и демократии.

На политическую природу гражданства указывают многие авторы. Так, С.А. Комаров пишет: «Гражданство как членство в государстве понимается прежде всего не как союз всех, а как личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством»10. Идея политической сущности гражданства разделяется и западноевропейскими учеными.

С учетом признания  определяющего значения для понимания  природы гражданства его сущности в новой плоскости воспринимается и само понятие гражданства. В  этом ракурсе оно представляет собой  правовой договор между человеком и государством об установлении общей и взаимной ответственности сторон за судьбу государства11.

1.2. Юридическое содержание российского гражданства

и виды гражданства в Российской Федерации

 

В конструкции  юридического содержания гражданства  отчетливо просматриваются три составные части:

Информация о работе Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений