Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задачи:
дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.
Введение
3
1. Понятие, сущность и содержание гражданства в Российской Федерации
4
1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства
4
1.2. Юридическое содержание российского гражданства и виды гражданства в Российской Федерации
8
1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства
15
2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса
18
2.1. Основы правового статусов личности и гражданина
18
2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов
25
2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина
30
2.4. Отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина
38
2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан
42
3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве
48
3.1. Особенности и порядок реализации обязанностей
48
3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве
56
Заключение
70
Список использованных источников и литературы
72
Право человека, т.е. юридическое содержание гражданства в субъективном смысле, когда субъектом отношений гражданства выступает человек, находит свое выражение в таких внутренних полномочиях, как:
Суверенное
право государства на гражданство
как элемент его
Юридическое содержание
гражданства в объективном
Сложный по своему составу институт гражданства в Российской Федерации имеет отчетливо сформировавшуюся структуру, в которой можно выделить несколько элементов:
При определении видов гражданства необходимо исходить из того, что феномен гражданства по своей сущности есть особая универсальная политико-правовая связь человека с государством в целом, являющаяся основанием для возникновения и формирования особого правового режима юридически точно определенной группы населения. С прагматической точки зрения вопрос о формах этой особой универсальной общей политико-правовой связи государства с человеком, т.е. о видах гражданства, представляется наиболее актуальным и ценным. Системный анализ действующего в России по этому вопросу законодательства позволяет говорить о следующих видах юридических состояний лица в системе политико-правовых отношений «Российское государство – человек».
Во-первых, это отечественное гражданство, т.е. гражданство страны происхождения этой особой правовой связи, или, другими словами, гражданство материнского государства. Как правило, это гражданство соименное с названием этого государства, соответственно в России - российское гражданство, во Канаде - канадское и т.д. Гражданство Российской Федерации, установленное Конституцией РФ 1993 г., признается, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законодательством и является единым и равным независимо от оснований его возникновения. Правовой статус российских граждан в сравнении с другими политико-правовыми модусами иных физических лиц в Российской Федерации является самым полным.
Во-вторых, иностранное гражданство (подданство). Отношения иностранного гражданства (подданства) на территории Российской Федерации признаются и регулируются ст. ст. 62 и 63 Конституции РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»16, Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища и международными договорами Российской Федерации.
В-третьих, двойное гражданство. Это правовое состояние физических лиц в Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 62 Конституции 1993 г. может иметь место лишь в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Оно признается скорее как исключение, которое допускается законом, а не устанавливается в виде общего правила. Содержание этого правового состояния предполагает наличие у лица естественных прав человека; прав гражданина иностранного государства; прав российского гражданина, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором; конвенциальных прав, содержащихся в договорах Российской Федерации с другими государствами. Состояние двойного гражданства гарантирует бипатриду все права и свободы, которые предоставляются гражданам в обоих государствах, гражданином которых он является.
В-четвертых, множественное гражданство, которое представляет собой конституционно-правовой статус лиц, имеющих документы о наличии у них гражданства двух или более государств. Это правовой статус, например статус гражданина двух государств или статус гражданина трех государств, принципиально отличается от правового положения лиц, имеющих двойное гражданство. В этом случае в условиях, когда у России с государствами, в которых лицо получило документы о втором или третьем гражданстве, нет договоров о признании двойного гражданства, обладатель нескольких гражданств по имеющимся у него документам может рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого он находится в данное время.
В-пятых, безгражданство, представляющее собой одну из форм существования политико-правовой связи человека с Российским государством. Уже сам факт правового регулирования нормами российского законодательства положения лиц, не имеющих официально признаваемых документов об их принадлежности к какому-либо государству, доказывает, что в России признается их легальное и допускаемое законом проживание и пользование значительным объемом конституционных и иных прав, свобод и обязанностей. Как сказано в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии с этим апатриды в нашей стране обладают таким объемом прав и свобод, который позволяет им вести полноценную жизнь в социальной, экономической и духовной сферах общественного развития. В результате правовое состояние «безгражданство» в реальной общественной практике выполняет роль такого политико-правового феномена, как имплицитное или суррогатное гражданство.
В-шестых, «партисипаторное гражданство» - понятие, которое можно использовать для обозначения особой системы правовой связи Российского государства с зарубежными соотечественниками. Эта форма политико-правовых отношений индивида и государства обладает собственным юридическим содержанием и собственной правовой спецификой, которые достаточно конкретно установлены в действующем законодательстве Российской Федерации17. Это, в частности, Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»18, Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и др.
В-седьмых, «союзное гражданство», которое официально установлено Договором о создании Союза Республики Беларусь и Российской Федерации19. Согласно п. 1 ст. 14 этого Договора граждане Российской Федерации, равно как и граждане Республики Беларусь, одновременно являются «гражданами Союзного государства», каким выступает международно-правовое межгосударственное объединение Российской Федерации и Республики Беларусь. Общий объем правового статуса гражданина Союзного государства в соответствии с этим договором включает следующие составные части:
Каждый гражданин Союза в пределах территории обоих государств в соответствии со ст. 18 Устава Союза Беларуси и России20 имеет право на: а) свободное передвижение и постоянное проживание; б) участие в управлении делами Союза; в) владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства; г) дипломатическую и консульскую защиту на территории третьих стран.
В-восьмых, - «планетарное гражданство». Планетарное гражданство, введенное Основным Законом России 1993 г. в юридическую практику и научный оборот через понятие «граждане», - это самостоятельный вид гражданства, который, безусловно, является «золотым звеном» магистрального пути конституционно-правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации на современном этапе. И как прогрессивная правовая идея, и как сложносоставной (комплексный) правовой институт этот вид гражданства стал ответом отечественной юридической мысли на те запросы и потребности общественного развития России, которые имели место в последние десятилетия XX в. в результате кардинальных перемен в социальной, экономической и политической жизни страны на фоне глобальных изменений, происходящих в мировом сообществе государств на пути движения к демократии и прогрессу.
И по кругу лиц,
на которых оно распространяется,
и по объему общественных отношений,
которые регулируются на его основе,
планетарное гражданство
Информация о работе Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений