Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:12, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Право на образование и образовательное право……………………………9
Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..

Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40
Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
Вопросы модернизации образования в современной России………………54
Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60

Заключение…………………………………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………………..75

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Финансов Российской Федерации

Всероссийская государственная налоговая академия

Кафедра государственно-правовых дисциплин 

                                                                     «Допущена к защите»

                                                                                  Заведующий кафедрой ГПД

___________________________

                                                                                                        (дата, подпись) 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ» 
 

                                                Выполнила:

                                                                            студентка очного отделения

юридического  факультета ВГНА

группы  ЮО-505 Е.Ю.Терещенко 

                                                                         Научный руководитель:

                                                              Л.М. Ведерников 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Право  на образование и образовательное  право……………………………9

  1. Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
  2. Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
  3. Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..
 

Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40 

  1. Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
  2. Вопросы модернизации образования в современной России………………54
  3. Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60
 

    Заключение…………………………………………………………………………71 

    Список использованной литературы……………………………………………..75 
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

        В современном мире растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста и формирования нового инновационного качества экономики. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.

       За последние десятилетие система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, а также формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов, в которых нашли свое воплощение принципы образовательной политики. В-первую очередь, это Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федеральный закон от 13 января 1996 года № 12-ФЗ)1, (далее – Закон об образовании) и Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125 – ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»2, а также Научная доктрина образования в РФ, охватывающая период до 2025 года3. Развивается автономия учебных заведений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей образовательных и иных услуг.

      Значительным импульсом для развития  образования стала возможность  предоставления образовательных  услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой – в условиях ограниченности бюджетных средств позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Помимо личных средств обучаемых, в системе образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающего возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

      Вместе с тем накопилось много вопросов, касающихся базовых положений российской системы образования. Так, понятия государственной гарантии бесплатного образования содержит ряд законодательных неопределенностей: два ограничивающих положения, касающихся получения бесплатного образования – «в пределах государственных образовательных стандартов» и «если образование данного уровня граждан получает впервые». Эта неопределенность прослеживается также в решении вопроса заработной платы работников образования.

       Исследование системы управления  образование в Российской Федерации  показывает, что она еще весьма  далека от совершенства, имеет  недостатки правового обеспечения  государственного управления образованием, характеризуется отсутствием необходимых правовых средств, гарантирующих реальное осуществление права личности на образование. Не установлена должностным образом юридическая ответственность за право нарушения в области управления образованием, на что обращается внимание в научной литературе4.

      Актуальность темы дипломной работы.

      Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, в ст. 6 закрепила основополагающие принципы гражданства, важность которых предопределена тем, что они отнесены в Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя. Гражданство, является одним из основных элементов правового статуса личности в Российской Федерации, вместе с тем оно же – важнейшая предпосылка обязанности государства признавать, соблюдать и защищать в полном объеме закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина.

        Развивая системы отношений политического,  экономического, социального характера  в Российской Федерации с ориентацией на ценности современных демократических государств, требует и совершенствования отношений гражданства в соответствии с их уровнем. Поэтому научное обоснование отношений института гражданства и реализация его конституционных принципов, представляется насущной необходимостью, требующий как теоретических обобщений, так и практических выводов его развития.

      Понимание гражданства как юридической  категории и исследование гарантий  и механизмов ее реализации  позволяет на основе целостного анализа прогнозировать, разрабатывать, и усовершенствовать всю систему отношений данного института. Исследование вопросов гражданства имеет важное значение для осознанного и последовательного решения проблем функционирования политической, экономической и социальной систем, а также для развития гражданского общества в целом.

      Характер государственного строительства  в Российской Федерации обусловливает  и необходимость новых подходов  к формированию концепции регулирования  отношений гражданства в стране, учитывая особенности административной реформы органов исполнительной власти, особенности тех, которые непосредственно участвуют в реализации механизмов рассматриваемого правового явления.

      Степень научной разработанности темы.

      В течение последних десяти с лишних лет, в Российской Федерации, гражданство как юридическая категория, дважды подвергалась существенным изменениям в своем правовом регулировании, что, безусловно, сказалось на вопросах ее последовательного изучения учеными-специалистами в сфере конституционного права.

      Вместе с тем, его понятие и сущность, принципы, гарантии, механизмы реализации и другие аспекты исследовались в работах: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, А.В. Малько, А.Н. Троевского, В.Е. Чиркина, И.С. Яценко и других.

      К исследования вопросов гражданства  также имеют отношение: А.Е.  Козлов, М.К.  Маликов, А.В. Мицкевич, А.Е. Сукало, В.М. Сырых и другие.

      В результате всестороннего изучения  и исследования теоретического  и практического материала, монографических источников, правовых актов, публикаций по проблемам гражданства в Российской Федерации, нами высказаны определенные выводы и суждения по различным вопросам исследуемой темы.

     Объектом исследования являются правовые отношения по вопросам гражданства между человеком, гражданином и государством, а также в связи с практической реализацией федеральными органами государственной власти предоставленных им полномочий по решению вышеуказанных вопросов.

     Предметом исследования являются нормы конституционного права, определяющие понятие и сущность гражданства, основания его приобретения и прекращения, компетенцию управомоченных государственных органов, ведающих вопросами гражданства, стадии производства по делам о гражданстве и другие.

     Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.

     Данная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

  • изучение системы нормативно-правового регулирования отношений гражданства как в национальном российском законодательстве, так и международном;
  • определение роли и места гражданства в конституционно-правовом статусе гражданина;
  • исследование понятия, сущности и принципов российского гражданства и конституционно-правовых гарантий реализации данной юридической категории;
  • проведение сравнительно-правового анализа конституционно-правовых норм, регулирующих отношения гражданства в их эволюционном развитии во взаимосвязи с развитием российского общества и государства;
  • рассмотрение особенностей оснований приобретения гражданства, полномочий Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, ведающих делами о гражданстве;
  • выработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования вопросов гражданства.

     Методологической основой работы является системный подход к анализу различных вопросов гражданства Российской Федерации. Данный подход применялся с учетом принципа единства общего и частного, особенного и единичного, исторического и логического, конкретного и абстрактного.

     Наряду с перечисленными в  ходе исследования конституционно-правовых  проблем гражданства в Российской  Федерации, использованы такие  методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, философский, социологический и другие. Это позволило: во-первых, дать теоретическое понимание гражданства как юридической категории; во-вторых, соотнести это теоретическое понимание с реальным состоянием конституционно-правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации; в-третьих, сделать определенные предложения по совершенствованию правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации.

     Нормативную базу дипломной работы составляет международные договоры, участником которых является Российская Федерация, Конституция Российской Федерации 1993г., федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты ряда субъектов Российской Федерации об образовании. Рассмотрены не только законодательные акты, но и подзаконные акты, нормативные акты, а также акты локального нормотворчества.

     Теоретическая и  практическая значимость результатов обозначенных в дипломной работе положений, касающихся совершенствования образовательного законодательства, регламентирующие отношения в сфере образования, существенно дополняют имеющиеся научные знания. Исследованные в дипломной работе проблемы правового регулирования образования отношения к числу фундаментальных проблем в российской юридической науке. Их научное осмысление обуславливает теоретическую значимость и ценность данной работы.

     Структура дипломной работы определяется  ее целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка источников и литературы.   

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Право на образование и образовательное право.

1.Понятие  и общая характеристика  права на образование  в Российской Федерации.

Информация о работе Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы